Извините, что не сразу увидел Ваш комментарий, слабо ориентируюсь на этом форуме. По сути вопроса: Приговором военного трибунала Белорусского военного округа от 30 октября 1928 года за поломку самолёте на перелёте Гомель -Брянск В.П. Чкалов был осужден по статье 193-17 пункт "а" УК РСФСР к одному году лишения свободы. По ходатайству заместителя начальника ВВС Я.И.Алксниса и наркома К.Е. Ворошилова тюремное наказание было заменено на условный срок. По личному указанию М.И. Калинина вскоре авиатор был освобожден, но из Военно-воздушных сил РККА Чкалов был уволен… А авария, про которую Вы говорите, произошла с Чкаловым и его механиком в ноябре 1929 г.(по уточнённым данным 26 февраля 1930 года), в период, когда он работал в ленинградском ОСОАВИАХИМе. Шла горячая пора коллективизации. Валерий Павлович получил задание: вылететь в Боровичи, там принять на борт агитатора и листовки и облететь труднодоступные из-за бездорожья районы. Летел Чкалов на самолете-амфибии «Ш-I». Задание Валерий Павлович выполнил хорошо, агитатор побывал во многих местах, и вот наступил день вылета в Ленинград. Сейчас у нас уже хорошо научились предсказывать погоду, очень редко синоптики ошибаются. А тогда ошибки бывали частенько. Ошиблись синоптики и на этот раз. «Дали» хорошую погоду. Чкалов и Иванов вылетели из Боровичей... Скоро видимость стала плохой, и Чкалову пришлось вести машину вдоль железнодорожного полотна... Подробнее эта история описана в журнале "Костёр" № 8 за 1965 г. на странице 10, рассказ называется "Будничный подвиг" Костёр. 1965. №08 // журнал "Костёр" По факту аварии самолета "Ш-I" было заведено уголовное дело. В ходе следствия экипаж Чкалова оправдали - "Виноваты метеоусловия".
Вы правильно возмущаетесь тем, что Чкалов в этой аварии привлекаться к ответственности не должен, т.к. был ведомым и просто сохранял своё место в строю. О том, что на малых и предельно малых высотах ведомые должны лететь не с принижением относительно самолёта, а с превышением (во избежание столкновения с ведущим при обгоне и подстилающей поверхностью при полёте по маршруту или в зоне) пришли значительно позже. Однако этот размандяй Чкалов был предан суду военного трибунала и посажен в места лишения свободы не за эту аварию. А за то, что, выполняя полёт на У-2 (кажется) с лётнабом, потеряли ориентировку (или, как думается, вообще её не вели, считая, что, летая под Гатчиной, здесь всё знают), выработали весь бензин, и приземлились под ж-д мостом на лёд замёрзшей реки. Самолёт восстановлению не подлежал! Зная этот случай и тайну гибели этого «выдающегося» лётчика, я никогда не восхищался Чкаловым. Там было больше рисовки и самомнения, чем мастерства!