Показано с 1 по 2 из 2

Тема: "Дистрофики с обороны Волховстроя" об И-16

  1. #1
    Форумчанин Форумчанин
    Регистрация
    09.04.2007
    Адрес
    Гродно
    Сообщений
    63

    По умолчанию "Дистрофики с обороны Волховстроя" об И-16

    Становился ли "И-16 (или что-то другое) причиной гибели наших летчиков-дистрофиков"
    Что участники этого форума думают по поводу моей публикации беседы с С.Ф.Долгушиным на эту тему?
    Началось всё с того, что когда я собирался в гости в Москву к генерал-лейтенанту ВВС С.Ф.Долгушину, мой друг и коллега по поисковой работе инженер-авиаконструктор из Харькова Александр Сердюков присла мне такое письмо:

    "Здравствуйте Василий.
    Как и обещал посылаю свою "выборку", может быть Сергею Федоровичу будет интересно это почитать и оценить уровень споров и справедливость различных предположений.
    По тем его выступлениям, что я видел в телепередаче о Василии Сталине мне он показался человеком достаточно строгим в оценках и за словом в карман не лезущем. Но мне интересны любые его отзывы, в том числе и ругательные.
    Дело в том, что в своей работе по "ишачку" я могу достаточно профессионально, основываясь на своих знаниях и опыте судить о конструкторских и технологических решениях при его проектировании и выпуске. Достаточно компетентно могу оценить ЛТХ полученные в результате испытаний. (По специальности я инженер-конструктор по самолетостроению, 10 лет назад закончил Харьковский авиационный институт. А по своей работе занимаюсь в том числе и проектированием самолетов, причем мой "сектор работ" это проектирование вертикального и горизонтального оперения, так что вопросы "устойчивости и управляемости самолета" это как раз в моей компетенции.)
    Но вот в вопросах связанных непосредственно с пилотированием самолета, с тактикой боевого применения и прочими "прикладными дисциплинами" приходится полагаться на мнения других, более компетентных в этом людей. Летчиком я к сожалению стать так и не успел. Когда после работы, службы в армии и учебы на первом курсе у меня наконец появилось "свободное от учебы время" для занятий в аэроклубе : Сами аэроклубы перестали существовать. Сначала материально (не стало бензина), а потом и технически (все Як-52 у нас уже списаны). Так что если свои знания в тактике применения я еще могу подымать прочтением книг (начиная с мемуаров и заканчивая различными учебными пособиями - от " Тактики в боевых примерах " и до книжек типа "Инструкция по воздушному бою истребительной авиации 1945 г") то вот с летной практикой и вопросами с ней связанными:. тут дела весьма печальны.
    Вообщем вот несколько примеров моих рассуждений, обобщений, предположений и выводов.
    Свои высказывания я дал обычным шрифтом.
    Высказывания моих оппонентов курсивом + высказывания разных людей отличаются количеством >>>> перед фразами.
    Различные темы споров я отделил друг от друга жирной линией ______

    На всякий случай я скопирую сюда и свои вопросы к Сергею Федоровичу, которые я передал Вам раньше.

    Интересно все, что так или иначе связано с И-16.
    На сколько я помню, начинал он именно на них?
    Хотелось бы услышать мнение практика.

    >>>>>>>>Истребитель И- 16 дружно именуют устаревшим, а в связи с чем? Он продолжал сходить с конвейера в 1941 году и после начала войны. Как только что сошедшее с конвейера оружие может быть устаревшим?

    >>>>>>И-16 был очень "строгим" в пилотировании, особенно при взлёте и на посадке, не прощал ошибок в пилотировании и моментально сваливался в штопор, и правда, много молодёжи на нём билось, но вот зато опытные пилоты, тот же Зимин, оценивали боевые возможности И-16 выше, чем, например, у "Харрикейна".

    >>>>Вопрос не простой. Деды-летчики часто уверяют, что именно И-16 часто становился причиной гибели наших летчиков-дистрофиков, что в 1942-м приходили на фронт и осваивали его. А вот на ленд-лизе они летали "как в авто":При обороне Волховстроя в 1942-м так и было по воспоминаниям одного дедушки. Опытных сажали на И-16, зеленых - на Харрикейны. Только вот к моменту, когда зелень зацвела - И-16 уже толком не осталось. Оный дедушка с "Харрикейна" пересел на ЯК-7.

    >>В 1942-м вполне могло быть. Да и вообще самолет строгий в пилотировании, "ошибок не прощающий". Но тут речь шла про 1941-й.

    Бардов-Долгушину (Dsci0017-4.wav, 01:20): 'Послушайте, Сергей Фёдорович, что некий лётчик Хренов говорил по этому поводу':
    'К сожалению, в 1941-м было почти то же самое. Летчики, научившиеся на МИГ как от чумы старались бежать от И-16. Не любили их. К сожалению, многие.... Вы знаете, те три деда-летчика, с которыми мне довелось близко общаться, до последних своих дней не любили И-16. Вот дословная цитата одного из них, капитана Хренова: "Ишак - потому так и звался, что норовистый был. Никто не знал, что у ишака на уме было. Полеты на нем выматывали до последнего. Два вылета сделаешь, сто грамм проглотишь и падаешь, как убитый'...

    Долгушин (Dsci0017-4.wav, 01:29): 'Да пошёл он, понимаете ли кобыле под хвост'!

    Бардов-Долгушину: 'Вот и получается, что современная молодёжь начитавшись таких 'мемуаров' и выводы делают - мол раз пилот И-16 Хренов так говорит, значит:
    'в 1941-м было почти то же самое. Летчики, научившиеся на МИГ как от чумы старались бежать от И-16. Не любили их. К сожалению, многие.... Вы знаете, те три деда-летчика, с которыми мне довелось близко общаться, до последних своих дней не любили И-16'.

    Долгушин (Dsci0017-4.wav, 01:40): 'Пошёл он'!...

    Бардов: 'Вот я и решил тогда:
    - приеду к Сергею Фёдоровичу Долгушину и покажу ему это всё
    - а потом запишу и опубликую что он скажет по этому поводу'. :)

    Долгушин: 'Это идиотство - два вылета! Это же вообще - жертва аборта, а не лётчик'! :(

    Хренов: 'А завтра бежишь к самолету и думаешь, скинет он тебя, или помилует':

    Долгушин: 'Боже ты мой'! :()

    Хренов: 'Харитошу сегодня ругают кому не лень. Да и пусть их. Они, видать, все поголовно Покрышкины и Речкаловы. А нам, девятнадцатилетним дистрофикам, призванным в сорок втором на Волховстрой, "Харитон" жизнь спас. И не раз. На нем в штопор упасть нельзя... Было раз, что сознание я потерял при маневре и что думаешь? Очнулся - лечу по прямой с кинутой ручкой... Так что может он и хреновый был, но в сорок втором для нас, начинающих, лучшего самолета не было. Спасибо за то англичанам': Долгушин (02:55): 'Ну, не знаю - не знаю'!

    Бардов: 'Что там за дистрофики они были такие'?! :()

    Долгушин: 'Что они вообще из себя представляли'?! :()

    Хренов: 'На "ишаке" я летал много, но уже позднее. Знаешь, самолет верткий, шустрый, маневренный, но после ЯКов и Лавочек он не вдохновляет. А "Харитошу" все равно любить буду, как первую учительницу в школе. Пусть все писарчуки его склоняют как хотят".

    Долгушин: '(На Харрикейне - В.Б.):
    - во первых, на взлёте - смотри, сколько наддув - нельзя полностью (газ - В.Б.) дать,
    - во вторых, дерёшься - до определённой высоты смотри, не 'передай' наддув, а то мотор разорвётся!
    Что это за самолёт?! В штопор он сваливался легко. И выходил легко - так же как и И-16! Так же можно было 'ноги сунуть' и повернуть его вот так вот (показывает - В.Б.). Только боишься, чтобы хвост не отлетел! :) Ведь он не рассчитан на 14G перегрузку'.

    Бардов: 'А Вы что нибудь слышали про эту 'Оборону Волховстроя'?

    Долгушин: 'Это под Волховым - оборона Волхова'.

    Бардов: 'А Вы не участвовали в ней'?

    Долгушин: 'Нет. Ну, обыкновенная (оборона - В.Б.). А какая разница, где драться?! Разница только в том:
    - против какой группировки дерёшься
    - и против какого лётного состава'.

    Бардов (09:10): 'А не знали ли Вы таких лётчиков как Васин и Голиков которые в обороне этого Волховстроя участвовали'?

    Долгушин: 'Нет - я дальше Новгорода не поднимался'.

    Бардов: 'Тот же Васин рассказывал, что их ТРИ МЕСЯЦА откармливали и к самолетам пускали только для полетов по кругу. Хотя и Голиков тоже вспоминал, что при обороне Волховстроя их тоже месяц откармливали'.

    Долгушин (09:35): 'Ну, я не знаю, а ребята, которые под Ленинградом воевали, рассказывали, что если полностью и не голодали, то голодные были. Но всё равно - во всяком случае от голода сознание не теряли. Какая разница - Волховстрой или под Ленинградом Левашово там эти аэродромы. Волховстрой был в стороне и там особенно и драк то небыло - воздушных боёв. А над Ленинградом то дрались по настоящему. И ребята (и особенно техники) рассказывали, что голодно было. И подчас даже лётчики хлеб делили пополам и техникам давали'.

    Бардов: 'А без техников на земле - куда же - далеко не улетишь'! :)

    Долгушин: 'Ну да! Потому что техники подчас падали буквально и лётчики что-то прихватывали с собою, приходили и технику своему давали. Вот Володька Соболев - он аккурат там дрался и он рассказывал всё это дело. Вот это я знаю, а вот того, что там на Волховстрое - почему они голодали там?! Там же население! Они же небыли в окружении! Так что я не знаю - откуда появились там эти дистрофики. Я просто анализирую - может просто они сидели и начпрод вовремя не заготовил продуктов и не кормил их? :) Так они могли начпрода повесить и всё - и была бы кормёжка! :) Волховстрой! Если по карте посмотреть - линия фронта сзади - не был в окружении Волхов то! Ну слетай в деревню и попроси - они оленя зарежут и пожалуйста! Откуда там голод то?! Почему такое?!
    (Dsci0022-5.wav - В.Б.): Они (упоминаемые выше молодые 'лётчики-дистрофики' - В.Б.) не виноваты в том, что их голодом довели до такого состояния. Это нужно просто считать временным явлением - они в такую обстановку попали.И это на умения или технику пилотирования - на качества лётчиках это не отражается.
    Ну вот ночью я летал: у меня налёт был часов 40 на 'Ишаке'. Но не все ж летали!Вот в школе: некоторые вылетали самостоятельно, 50-60 часов провозных полётов.А я получил 27! Вот тебе и разница: в два раза больше некоторых возили, чем меня!Я не хвалюсь! Это просто показатель и от него никуда не денешься!
    Теперь - когда пришли в полк, то тут начался естественный отбор - тут:
    - ты показываешь всё и за тебя никто летать не будет,
    - за тебя показатели никто не сделает.
    И вот, кто сразу 'на первых ролях' оказался:
    - меня назначили ещё до полётов старшим лётчиком,
    - потом подтвердилось,
    - а потом - командиром звена.
    А некоторые мои товарищи на рядовых должностях ещё сидели. Я не хвалюсь, но летать умел'.
    Бардов-Долгушину (Dsci0022-5.wav, 02:10): 'А можно ли считать что для начинающих лётчиков на момент, когда у вас появились Харрикейны, лучше было начинать летать на Харрикейне, чем на И-16'?

    Долгушин: 'Харрикейн проще, чем И-16'.

    Бардов: 'То есть, просто нужно было следить на взлёте и в бою за наддувом'?

    Долгушин: 'И чтобы аэродром был хороший, а то на нём рулить нельзя по грязи - перевернётся - хвост лёгкий то был"! :)

    Бардов: 'Вот один из пилотов Харрикейна и говорил: 'А "Харитоша" был дубоватей, вяловатей - но зато он "сам летал" - главное было ему не мешать."- Конь то смирный? - Как корова!- Мне и надобно такого" :)

    Долгушин: 'Это не самолёт был, а скотина какая-то:
    - он легко из штопора выходил,
    - летишь - гудит,
    - плоскости такие вот (показывает - В.Б.) - как на ТБ-3. :) Ну, конечно тоньше - это я пошутил в иносказательном смысле. :)
    Вобщем, летать на нём было просто. Ничего сложного не было. Но вот за наддувом (приходилось - В.Б.) смотреть. И когда смотришь, газ полностью (дашь - В.Б.), а он не двигается: А куда его двинешь с такими плоскостями'! :)

    Бардов: 'А что он вообще собой представлял этот наддув'?

    Долгушин: 'Наддув - он везде есть - и на наших самолётах: Это фактически давление смеси, которая входит в цилиндр. От этого зависело и количество оборотов'.

    Сердюков (цитирует кого-то с какого-то авиафорума - В.Б.): 'А на счет больших-меньших возможностей. Желторотик если ему "повезет" попасть в маневренный бой, что на И-16, что на Як, что на Харрикейне будет летать примерно с одинаковой скоростью, скороподьемностью и скоростью виража. Потому как он в воздухе не живет, он за воздух держится.Т.ч. чтобы полюбить ишак имея за плечами всего 20-30 часов налета причем даже не на УТИ-4, а на бисе или чаечке - это надо совсем... психом и извращенцем быть.Точно также человек налетавший на И-16 часов 300-500, "попробовавший" последние его типы, о Харрикейне самое мягкое, что скажет это "калоша" и т.п.'.

    Бардов-Долгушину: 'О чём мы с Вами только что и говорили'.
    Последний раз редактировалось Василий бардов; 16.04.2007 в 15:54.

  2. #2
    Форумчанин Форумчанин
    Регистрация
    09.04.2007
    Адрес
    Гродно
    Сообщений
    63

    По умолчанию

    Вот что коллега Александр Сердюков только что ответил мне по поводу воспоминаний капитана Хренова - одного из этих самых "дистрофиков с Волховстроя": "Кстати о фактиках. На счет летчиков-дистрофиков. Я перечитал свои сообщения и понял, что там еще может быть непонятного. Свирин называл "окончательные-дембельские" звания этих дедушек. Т.е. "капитан Хренов" не ТОГДА был капитаном, он капитаном демобилизовался из армии. А ТОГДА все эти расказчики были сержантами. Они выпуска весна-осень 42, а в училище попадали где то осень 41 - весна 42 (может ноябрь-декабрь 41 и где то лето 42)".

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •