Бардов-Долгушину (32:10): «А помните, Вы рассказывали мне про колёсико на Ме-109 под левой рукой у пилота»?

Долгушин: «Это перестановка стабилизатора».

Бардов: «А что такое тримеры»?

Долгушин: «На элеронах тримером регулируется, чтобы самолёт шёл и какое-то время выдерживал без крена – чтобы он не кренился. Потому у самого самолёта - вот выпустили один самолёт, за ним второй и между ними у планера разница есть, особенно в элеронах.А на стабилизаторе триммер – на руле высоты. Тоже самое – для того, чтобы самолёт шёл по прямой:
- на руле высоты чтобы он шёл и не рыскал по курсу,
- а это – чтобы держал высоту.
А особенно с ростом скорости на самолёте он старается вверх уйти. И вот, для того, чтобы парировать это - чтобы лётчику не (бороться с этим – В.Б.) (а это довольно трудно) – тогда (пользуюстя – В.Б.) триммером. А триммер просто отклоняет:
- руль высоты,
- руль поворота
- или элероны».

Бардов: «Но к тому колёсику изменения угла стабилизатора триммер отношения не имеет»?

Долгушин: «Никакого! Стабилизатор неподвижный».

Бардов: «Вы говорили, что когда заходили в хвост к Ме-109 и их пилоты замечали это, то они этим колёсиком мгновенно разворачивали самолет»?!

Долгушин: «Вот, используя этот»…

Бардов: «Стабилизатор хвоста»?

Долгушин: «Да. Вот он используя вот это (колёсико – В.Б.) угол стабилизатора моментально поднимал, потому что не одним поворотом руля высоты он разворачивал самолёт, а ещё и ручкой и перестановкой угла стабилизатора».

Бардов: «И + ещё креном».

Долгушин: «Ну, крен – обязательно! А потом, от стабилизатора зависит разворот будет быстрее или нет. А раз управляемый стабилизатор, то можно его и на отрицательный угол поставить и на положительный».