Пришло время подвести кое-какие итоги. Вот как всё начиналось:
Бардов-Долгушину (Dsci0015-4.wav, 26:00,12-2007 г.): “Когда я опубликовал в сети “Интернет” (на нескольких военно-литературно-исторических и авиационных форумах) Ваш рассказ про Ханса Хана и Орехова:http://www.soldat.ru/forum/index.htm...%3D1%26page%3D http://vif2ne.ru/nvk/forum/archive/1132/1132977.htm http://militera.fastbb.ru/?1-3-0-000...0-0-1156672885
Долгушин: “Вот у меня лётчик был (Орехов – В.Б.). Вот он смотрит: «Месерла, месерла» оттуда! Я смотрю, смотрю (я хорошо умел видеть) – нету! Никто не видит и потом только различают! А он – первый видит»!
я предложил участникам форумов (и в том числе и “Милитеры”) обсудить, кто на самом деле сбил "Асси" Гана и получил такой ответ от «архивного копателя» «Ник Нич»а (он же Никита Егоров):
«А бесполезняк обсуждать. Времени сбития Хана нигде нет, заявок море. Кроме ГСС из 32 ГИАП:
- Шишкина,
- Орехова
- и еще одного пилота из 32 ГИАП,
Ме-109 заявили летчики 169 ИАП:
- Гражданинов аж три штуки,
- Давыдов два,
- и Бочаров один.
Кроме того, 240 ИАД, пилоты 156 ИАП и 42 ИАП этой дивизии вели бои в этом районе и летчики 46 ИАП/239 ИАД на томагавках. Навскидку не помню, но за этот день они тоже могли заявлять победы...
Немцы потеряли одного Хана, так что, как говорится, пишите письма...
А то, что его допрашивали в штабе 32 ГИАП еще ни о чем не говорит. Хана проташили по всем штабам, начиная от 3 ГИАД и до штаба 6 ВА. Протоколы его допросов встречаются даже в документах 2 ВА, но это не означает, что Хана сбили где-нить под Харьковым, пилоты, скажем 19 ИАП»...
Тогда я:
- зашёл на авиафорум концерна «Сухой» и открыл там аналогичную тему:
http://forum.sukhoi.ru/showthread.php?t=43563 ,
- и довёл до С.Ф.Долгушина вышеупомянутое сообщние Егорова:
Бардов-Долгушину: «Мне один авиаисторик написал в интернете, что Орехов этот тоже заявил и претендовал, что он сбил Ганса Гаана – когда вы четвёркой сбили его четвёрку»,
на что Егоров ответил:
Долгушин-Егорову: “ Долгушин: «Нет – сбил его Шишкин»!
Егоров: "Микоян изложил то, что знал, без надуманных деталей. Да был Гражданинов, да был Хан, да был допрос. Все. Остальное уже домыслы. Тем более, что за Долгушиным и Луцким побед в этот день не значится. Еще немаловажная деталь, Хан приземлил свой Ме-109, а не прыгал с парашютом".
Бардов-Долгушину: «А вам тогда засчитали в тот день тех сбитых»?
Долгушин: «Да».
Бардов: «А куда это всё записывалось:
- в лётные книжки, - ЖБД полка»?
Долгушин: «В ЖБД полка. Приходили и докладывали, как правило зам. нач. штаба полка этим делом занимался».
Бардов: «Фиксировал»?
Долгушин: «Да. Или адъютант эскадрильи – ему докладывали и он записывал и нёс в штаб».
Егоров Н.Б. (цитирует):
==Долгушин: «Нет – сбил его Шишкин»!==
Святая правда, догнал и опять сбил...
Бардов: «Надо будет показать этот рассказ Долгушина и Микояна Михаилу Быкову и другим нашим "архивным копателям"»
Егоров-Быкову: Коллега Михаил Быков, что скажешь? Я, честно говоря, устал бодаться. Может запишем Хана за Шишкиным и снимем одну из вечных тем от Бардова? Быков: “Я бы, честно говоря, самого "коллегу Бардова" за Шишкиным с удовольствием записал бы»!..
Егоров Н.Б. : «Ну так в чем же дело! Недавно выяснилось, что докуметы можно править задним числом Съездим в ЦАМО и запишем за Шишкиным еще один Ме-109, с соответсвующим летчиком».
Бардов-Егорову: «Вопрос в том:- значится ли в журнале боевых действий (либо в любых других документах - лётной книжке Шишкина если она сохранилась например и если он вообще её вёл) полка и дивизии где служили Шишкин и Долгушин записи подтверждающие что Шишкин сбил Ме-109 в тот день когда был пленён Хан»?!
Егоров Н.Б. : «Прежде чем писать "кто и как на самом деле сбил Хайнца Хана" кроме двух аудиозаписей изучите другие источники, для полноты картины. Повторюсь, что писал на милитере: «Шишкину засчитан в этот день один Ме-109. Какие из этого выводы»?
Rocket man - Бардову: «Странно, Вы как-то рассуждаете. По Вашему было так - хотел летчик, вел свою летную книжку, не хотел, не вел. Выходит как дневник школьный, так»?
Егоров-Бардову: «Спросите у Долгушина, кто сбил Ханса Бейссвенгера. Между прочим рыцарский крест с дубовыми листьями и 152 победы, это не хухры-мухры».
Absent : «Ни один летчик не ведет летную книжку. Нет ни одного летчика, на которого бы не вели летную книжку. Что у Долгушина нет летных книжек говорит только о том, что их ему не выдали на руки при увольнении в запас».
Olkor : «Впрочем в каждую последующую книжку вписывают результаты войны».
БАРДОВ-Егорову:
http://forum.sukhoi.ru/showthread.php?p=854997 - post854997
http://forum.sukhoi.ru/showthread.php?p=854997 - post854997
«Вы пожалуйста поясните, что это за "заявка" такая Шишкина и где она имеется и как это вообще понимать - то о чём Вы написали на форуме Милитеры?Пока что как я понял от Вас, на текущий момент имеется информация:
- что Шишкину в тот день засчитали сбитый истребитель той же марки, который посадил на брюхо Хан
- имеется подтверждение командира четвёрки в составе которой Шишкин сбил тот Ме-109, что самолёт который сбил Шишкин пилотировал тот пилот, о котором командиру четвёрки по радио сообщил зам. комдива о том, что его взяли в плен и т.д.
Кроме этого как я понимаю никаких сведений по этому поводу Вам больше не известно»?!
Егоров-Бардову: «Да, наверное, легко общаться с ветеранами не шаря в теме. В принципе можно получить много лапши на уши, а затем выдать это за сенсационную информацию. Заявка, любезный вы наш, независимый ислледователь, это когда летчик заявляет, что сбил вражеский самолет указывает место, время и обстоятельства данного события. Затем идет подтверждение этого события, основанное на рапорте самого лтчика, свиделей и участников боя, постов ВНОС, опрос местных жителей, идентификация обломков. Схема сложная, поэтому обычно не парились, а подтверждали практически все, что заявляли. Поэтому мной используется более мягкий термин, а именно, заявка. Надеюсь теперь понятно»?
Долгушин: «Нет – сбил его Шишкин»!
Егоров-Долгушину и Бардову: «И это все доказательства? Раз взялись изучите тему до конца. Закажите на Амазоне или Игл Эдишинс книжку про Хана, Джуди Крендалл недавно написала, там все подробненько описано. Кстати, спросите у Долгушина, а кто мог хотеть повесить Хана сразу после пленения? Он сам (Хан) очень красочно описал этот эпизод. Говорил, сцуки-большевики избили меня и хотели повесить сразу после приземления, и только вмешательство какого-то большого офицера, спасло его. За проверкой этой информации обратитесь к западным коллегам, работающим в немецких архивах».
Бардов-Егорову: «Вот за это - большое спасибо. Весьма любопытно. Про это я слышу впервые. Но это вполне логично. Это объясняет поведение Хана на первых неофициальных допросах - в столовой (чего не помнит Степан Микоян но помнит Сергей Долгушин) и в штабе полка, когда Степан Микоян переводил его слова. Это я к тому что это объясняет то, почему Хан обо всём всё рассказал о чём его спрашивали. И почему он не отказался от водки в качестве "успокоительного" :-)
По моим прикидкам, кто мог бы пролить свет на эту историю:
- это Крупинин, который и сообщил по радио Долгушину о взятии в плен Хана,
- Новиков и все, чьи фамилии называет Долгушин.Кто и как в плен Хана взял ни Долгушин ни Микоян не знают как я понял. Если бы знали - рассказали бы мне.
Насчёт "повесить" Хана - я недавно как раз разговаривал на подобную тему (по Королино) с доцентом Неделько и даже он мне сказал что в таких случаях обычно взятых в плен лётчиков было принято не расстреливать на месте, а сдавать для допроса в штаб. Так что что-то мне сомнительно чтобы кто-то хотел... да ещё и повесить (я чё-то не слышал чтобы наши пленных немцев вешали а лётчиков тем более - проще растрелять уж на худой конец). Теоретически пригрозить его шлёпнуть или морду набить ему могли запросто. Но вешать вместо того чтобы сдавать в штаб - это нонсенс!А вообще тут могут быть два варианта:
- теоретически Хана могли пригрозить повесить те, кто схватил его на месте посадки,
- Хан может этими словами иметь в виду, что его могли расстрелять как того барона - капитана, пилотировавшего один из трёх сбитых Ю-88 пролетевших над ними на следующий день, когда приехал Новиков. И как я понял, т.к. Новиков приказал расстрелять того барона - Хан мог после войны рассказывать что якобы и его собирались расстрелять или повесить с тем бароном "за компанию" - как в том анекдоте :-)
Но по крайней мере, по поводу того, чтобы Хан был избит когда его привезли в столовую их полка, Долгушин ничего не рассказывал, и Микоян тоже. Заметьте - Долгушин говорил, что сказал ему: "Не бойтесь, мы вас не расстреляем", на что Хан ответил:
- А я и не боюсь - а за что меня расстреливать?!
Так что выходит на тот момент Хан был вроде как не напуган, но тем не менее, "раскололся" сразу и "сдал свою братву с потрахами" - на все вопросы отвечал без запинок :-)
Степан Микоян по этому поводу вообще ничего не говорил. Если бы было что сказать - сказал бы. Он обо всём написал мне так же честно и открыто как и Долгушин.Так что, с одной стороны нет подтверждения от Микояна и Долгушина, что Хан выглядел избитым и есть утверждение Долгушина что держался он спокойно, но рассказал обо всём о чем его спрашивали.Выводы делайте сами. Совершенно не исключено что при взятии его в плен его припугнули - чтобы был поразговорчивей, но "шкурку не портили" :-)
ВАСИЛИЙ БАРДОВ
http://forum.sukhoi.ru/showthread.php?p=859253 - post859253
http://forum.sukhoi.ru/showthread.php?p=859253 - post859253
Так я так и не понял:
- числятся ли в день сбития Хана за Долгушиным и Луцким по одному Ме-109 или нет,
- засчитали ли кому нибудь три сбитых Ю-88 на следующий день,
- нет ли желания у кого-нибудь помочь нам с Сергеем Фёдоровичем Долгушиным вычислить фамилии тех пленных немецких пилотов которых Новиков увёз с собой вместе с Ханом, точнее - фамилию того штурмана и фамилию барона застреленного по приказу Новикова?
Быков-Бардову: “Вот ведь неугомонный! - НЕ ЧИСЛЯТСЯ!!! В "день сбития Хана", т.е. 21 февраля 1943 г., сбитые самолеты в искомом районе, где был сбит Хан, засчитаны летчикам 32 гиап (Як-1/Як-9):
л-т Хользунов А.И. 1 Ме-109 Сутоки
л-т Шишкин А.П. 1 Ме-109 Большой Стар
м/л Гнатенко В.Г. 1 Ме-109 сев.-вост. Хмели
с/л Орехов В.А. 1 Ме-109 сев. Годиново
И летчикам 169 иап (Ла-5):
к-н Числов А.Ф. 1 Ме-109 юго-вост. Засово
м/л Давыдов А.М. 1 Ме-109 вост. Засово
м/л Давыдов А.М. 1 Ме-109 сев. Засово
с/л Гражданинов П.А. 3 Ме-109 юж. Вольное
с/с Коротков К.И. 1 Ме-109
Итого, как видите, 11 заявленных Ме-109 на одного Хана. Монетку кидать будете? Или "волевым решением" припишете Хана Шишкину? Чего уж там. "Каждому по потребностям"! Евграфычу - Хартмана, Попкову - Батца, Шишкину - Хана... Соцраспределение в действии!!!
"кому нибудь" три сбитых Ю-88 на следующий день (т.е. 22.02.1943)
НЕ ЗАСЧИТАЛИ».
БАРДОВ-БЫКОВУ:
http://forum.sukhoi.ru/showthread.php?p=859280 - post859280
http://forum.sukhoi.ru/showthread.php?p=859280 - post859280
Кстати завтра поищу как говорят в авиации - "крайнее" письмо Степана Анастасовича, где он подтверждает факт с теми тремя Ю-88. Как Вы это можете объяснить?Мне очень сомнительно чтобы Долгушин с Микояном оба нагло врали по поводу этих Юнкерсов и пленённого экипажа, одного члена которого по словам Долгушина увёз с собой Новиков».
Быков-Бардову: «Да не врут они, не врут, успокойтесь. Они просто элементарно путаются в датах... 3 сбитых во время налета на аэродром в р-не Борки Ю-88 действительно были засчитаны летчикам 32 гиап Долгушину, Луцкому и Вишнякову. Но было это не "на следующий день после Хана" (т.е. 22.02.1943) , а 2 недели спустя - 9 марта. Вот сказали Вам ветераны, что налет был "на следующий день после Хана" - Вы это затвердили как молитву и уперлись в стенку. Шаг влево-вправо - побег и расстрел на месте... Ветераны не врут (за редкими исключениями ), но они путают и забывают все подряд - даты, фамилии, места и т.д. Возраст, болезни, ничего не поделаешь»!
Бардов-Егорову: «А что по каждому из этих 11 есть аналогичное Долгушину описание пленения Хана? А как же фамилии, которые Долгушин с Микояном называют»?
Егоров-Бардову: «Дядя Миша Быков был столь любезен расписать все 11 заявок пилотов 3 ГИАД на Ме-109 за этот день. Аналогичное Долгушину красивое описание со словами "воткнулся", "щепки" и другие не менее красочные эпитеты вы можете найти в делах на сбитые самолеты в фондах полка или дивизии в ЦАМО. Там же представлены рапорты подтверждения наземных служб, войсковых частей, участников вылетов и т.д. В фамилиях тоже недостатка не будет».
Быков-Бардову: «Вы бы хоть литературу какую-нибудь почитали что ли. Раз уж до архива не можете добраться – найдите:
- книгу Костенко "Корпус крылатой Гвардии" о боевом пути 1-го ГИАК (куда с осени 1942 года входил 32 гиап), изучите хотя бы ее. Там искомый эпизод со сбитием трех Ю-88 хорошо описан, и дата есть... Нельзя работу с ветеранами строить только и исключительно на основе их рассказов, это тупик.
- сейчас вышла отличная книга С.Исаева "Страницы истории 32-го гиап", написанная с опорой на документы,
- чуть раньше - книга Марковой "Полк особого назначения"...
Да Вам позавидовать можно в вопросе наличия дополнительных материалов по теме!книга Исаева вообще только-только вышла. Спишитесь с автором да купите, 150 р. для такой работы - вообще халява, чистая благотворительность...
http://vif2ne.ru/nvi/forum/2/co/103723.htm
Никита Егоров мой полноправный партнер по исследованиям и соавтор будущей книги, не надо на него наезжать. Никакой демагогии он не разводит, а пытается показать Вам, что подобный вашему подход к исследованию воздушной войны - порочен и ни к чему не ведет.Что касается эпизода с Ханом, то я лично все-таки считаю более вероятным, что его сбил кто-то из летчиков 169 иап, хотя бы по тому, что непосредственно перед этим Хан сбил Ла-5, т.е. группа вела бой все-таки с "лавочкиными", тогда как 32-й гиап летал на Яках. Уже одно это, плюс количество заявок полков... Хотя почему Д.Хазанов приписал сбитие Хана именно Гражданинову, мне непонятно. Может, потому что тому 3 засчитали, а остальным по одному»?
Егоров-Быкову: «Миша, выражаясь словами клиента, случай неизлечимый. Аргумент "Нет. Его сбил Шишкин" не пробиваем».
Егоров-Бардову Скажу по маленькому секрету, я знаю кто сбил Хана. Просто было интересно вас подразнить, наблюдая с каким ослиным упорством вы доказавыли свою правоту, услышав свидетельства только двух из многочисленных участников события и не прочитав ни одной книги по этой теме. К сожалению, у меня есть обязательства перед третьими лицами и описать эпизод полностью я не могу. Могу только сказать, что он будет опубликован в четвертой части Black Cross vs Red Star. Там будет подробное описание боя с привязкой к месту и времени. ХАНА СБИЛ НЕ ШИШКИН. В остальном дейсвительно только то, что его привезли на аэродром Заборовье сразу после сбития, затем перевезли в Выползово. На двух аэродромах его допрашивали с участием практически всех командиров, находившихся на этих площадках авиационных частей».
Бардов: «Я догадываюсь "почему Д.Хазанов приписал сбитие Хана именно Гражданинову" - видно начитавшись книги "Полынина" (кстати а Полынин был там каким краем я так толком и не понял) где тот и написал что всё видел своими глазами как будто бой происходил не над КП дивизии где служили Шишкин и Долгушин, а гдето в другом месте».
Егоров: «Охренеть! Это ж надо походя оскорбить двоих людей. Кстати, почему Полынин в кавычках? Это что вымышленный персонаж? Полыниным можно начитаться так же как и донцовой»?
БАРДОВ-БЫКОВУ: http://forum.sukhoi.ru/showthread.php?p=860189 - post860189http://forum.sukhoi.ru/showthread.php?p=860189 - post860189По поводу мнения С.Ф.Долгушина: "Нет, это Шишкин"! И если бы два из трёх сбитых (Вами с "Абрэком") "воткнулись", а лётчика с третьего Ме-109 привезли к вам на аэродром - что бы сами Вы говорили?! А то что Сергей Фёдорович лукавит я даже мысли не допускаю.
Быков-Бардову: «С.Ф. не "лукавит", а просто выдает желаемое за действительное. Возможно, по прошествии стольких лет он уже сам в это верит. Но все дело в том, Василий, что Хан был единственной потерей немцев в тот день в том районе. Ничего больше нигде не не "воткнулось", понимаете Вы? И представьте на секунодочку, что Герой Советского Союза Гражданинов, официально сбивший в тот день ТРИ Ме-109, не погиб 2 недели спустя, а остался жив и сейчас на долгушинское "Нет, это Шишкин!" с полным основанием ответил бы "Нет, это я его сбил!" (таких примеров масса, взять хотя бы эпизод с Р.Мюллером, на победу над которым претендуют, ЕМНИП, 4-5 летчиков) - что бы Вы тогда делали со всей Вашей убежденностью???...И скажите честно - неужели Вы всерьез думаете, что в состоянии помочь ветерану в написании мемуаров, совершенно ни в чем не разбираясь, не читая книг? Пока что, кроме пустых амбиций и чрезмерной болтливости Вы тут не продемонстрировали НИЧЕГО»!
Егоров-Бардову: «Кстати, а что вы знаете о Полынине или Хазанове, чтобы безаппеляционно заявлять, что кто-то может начитаться а кто-то просто переписать? Ведь вы ни малейшего понятия не имеете о ходе боевых дествий в районе Демянска 21 февраля 1943 года, о том кто там летал, какие части с нашей или немецкой стороны... Кстати, вот Полынина вы обвинили во вранье, а вы знаете где в этот момент находился КП 6 ВА»?
Бардов-Егорову: “ну и кого же я обидел»?
Егоров-Бардову: «Полынина, Хазанова и Сергея Исаева, позволив себе с пренебрежением высказаться о них
Бардов-Егорову: “Если Сергей Фёдорович с Полыниным не врут оба - получается, что Полынин должен был находиться в тот момент на КП дивизии Долгушина вместе с Крупининым?! Я спросил и у Сергея Фёдоровича и у Степана Анастасовича - поинтересовался по этому поводу - мог ли Полынин находиться в то время на КП их дивизии, чтобы наблюдать этот бой».
Егоров-Бардову: «С восприятием у вас туго. Полынин наблюдал бой шестерки капитана Числова со своего КП. Это было утром, а Хана привезли на аэродром Заборовье в тот момент когда четверка Долгушина закончила бой. Они наблюдали два разных боя».
Бардов-Егорову: “И сколько сбитых в этот день в этом случае было у немцев»?
Егоров-Бардову: «Один Хан. Это в очередной раз доказывает, насколько плохо вы разбираетесь в теме. Полынин фамилий остальных немцев не приводил. Это было в статье Дымича. Бойтин и Гартнер погибли в другое время и в других местах».
Бардов-Егорову: “ И оба они мне ответили, что Полынин к их дивизии и полку никакого отношения не имел и находиться там не мог (как найду их дословный ответ - приведу в этой ветке). Но Степан Анастасович при этом написал мне, что когда к ним привезли Хана - лётчики их полка говорили, что Хана сбили лётчики соседнего полка, а в их полк завезли вроде как по дороге в вышестоящие штабы».
Егоров-Бардову: «Больше слушайте Микояна. Он говорит правильные вещи».
Бардов-Абсенту: “Ну если Вы считаете, что показав, что написанное Полыниным в его книге не соответствует действительности я обидел Полынина и что таким образом я "позволил пренебрежительно высказаться о нем"...
Абсент-Бардову: «У Вас три источника, по сути, и все противоречат друг другу. Вы взяли за истину один, а остальные предаете анафеме, причем - талдыча одно и то же. Поздравляю, далеко пойдете как исследователь».
Быков-Бардову: «Ну так Вы же не читали ни одной книги из тех, что я перечислил! Будете отрицать? Ни Костенко, ни Марковой, ни С.Исаева тем более! Чечельницкого о боевом пути 15 ВА хоть читали? Там тоже есть немного о 1 ГИАК, правда, о более позднем периоде.Я сужу о Вас и Вашем уровне знаний в теме по Вашим же многочисленным ... даже трудно слово приличное подобрать... многословным излияниям на форуме! Один "супер-заход" на комиссаров и политруков чего стоит!!! Василий, не обежайтесь, но Вы - полный невежда. Причем невежда, одержимый жаждой деятельности и непомерными амбициями. И вообще, устал я что-то. К сожалению, попытки по-деловому объяснить Вам, что вы не правы, рождают лишь новые словесные потоки в Вашей стороны. Вы даже не замечаете противоречий, которых навалом в Ваших же собственных сообщениях».
После этого я написал письмо Сергею Исаеву с предложением сотрудничества и получил от него такой ответ:
Сергей Исаев-Василию Бардову "giap-32" <giap-32@yandex.ru> 9 Ноября 2006 г.
«Уважаемый Василий, Ваши московские друзья легко могут со мной связаться по этому адресу и мы с ними договоримся о встрече, в время которой я передам для Вас свою книжку по символической цене моей книжки (от издателя) символическая 150 руб.
Что касается Ваших вопросов, то 22 февраля 1943 г. 32-й гиап по метеоусловиям не имел боевых вылетов. А 23.02.1943 г. в ЖБД полка значится лишь одна победа за л-том Макаровым. ИМХО Ганса Хана сбил летчик братского 169-го иап 210 иад ст. л-т Гражданинов.
Вот отрывочек из моей книжки по этому поводу:" 21 февраля погода значительно улучшилась, поэтому с утра над полем боя происходили жаркие схватки. Летчики полка за день совершили 47 самолето-вылетов на прикрытие наземных войск, сопровождение штурмовиков и в воздушных боях уничтожили четыре самолета противника, которые сбили командир звена старший лейтенант Орехов, лейтенанты Шишкин и Хользунов, младший лейтенант Гнатенко. В этот же день полковник Сталин, оставив полк на своего заместителя майора Бабкова, убыл в Москву. 22 февраля 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР летчикам 32-го гвардейского истребительного авиационного полка Александру Дмитриевичу Анискину, Михаилу Александровичу Гараму и Александру Григорьевичу Котову было присвоено звание Героя Советского Союза. 23 февраля полк совершил 63 самолето-вылета на прикрытие наземных войск, сопровождение штурмовиков Ил-2. Лейтенант Макаров в воздушном бою уничтожил ФВ-189. В тот же день летчик "братского" 169-го авиаполка 210 иад старший лейтенант П.А. Гражданинов подбил "Фокке-Вульф"-190А, который совершил вынужденную посадку в расположении советских войск. Подбитым ФВ-190А пилотировал майор Ганс Хан, командир второй группы истребительной эскадры JG54 "Зеленое сердце" (II/JG 54) . Машина оказалась в относительно исправном состоянии, а немецкий летчик в советском плену. Впервые появившиеся на советско-германском фронте осенью 1942 года новые немецкие истребители "Фокке-Вульф"-190 в начале 1943 года стали все чаще встречаться советским летчикам. Первое время новый немецкий самолет нашие пилоты нередко принимали за свой истребитель Ла-5. Естественно, интерес к новому самолету противника был очень большим. Самолет майора Хана вместе с другим исправным FW-190А-4 унтер-офицера Гельмута Брандта из 2./JG54, попавшим в распоряжение советских войск 13 января 1943 года , был всесторонне испытан в Бюро новой техники ЦАГИ и в НИИ ВВС. По результатам испытаний были созданы технические описания этих машин и разработаны тактические рекомендации и наставления советским летчикам, в которых перечислялись слабые и сильные стороны ФВ-190 и давались конкретные советы, как бороться с этими самолетами противника ."Самолет в целом неплохой, оценивал "Фокке-Вульф" В.А. Орехов, сбивший только в марте 1943 года два "фоккера". В лоб лучше не ходить, очень сильное вооружение, четыре пушки. Очень хорошо пикирует, хорошо выходит из боя, когда есть высота. На вертикаль практически не шли. Если сравнивать его с "мессершмиттом", то "мессер" будет посильнее. И по скорости, и по вертикальному маневру, особенно Ме-109Г. По-моему и маневренность у "мессершмитта" получше". Майор Ганс "Асси" Хан за время своей летной карьеры совершил 560 боевых вылетов и имел на своем счету 108 самолетов: 68 самолетов, в том числе 4 четырехмоторных бомбардировщика, сбитых на Западном фронте, 40 самолетов на Восточном фронте . Свою сотую победу немецкий ас записал на свой счет 26 января 1943 года под Демянском."Неожиданно к нам привезли пленного, сбитого в воздушном бою немецкого аса с "Рыцарским крестом с дубовыми листьями" на шее, вспоминает С.А. Микоян. Я тогда более или менее мог говорить на немецком, поэтому Бабков взял меня с собой переводчиком на неофициальный допрос. Это был командир группы майор Ганс Хан. Невысокий, плотный мужчина, на вид лет тридцати. Держался внешне очень спокойно и уверенно. Слегка, кажется, напрягся, когда Бабков в связи с каким-то ответом угрожающе повысил голос. В числе других ему задали вопрос, что он думает о разгроме немецких войск под Сталинградом. Ответил, что это случайная неудача, и скоро немцы снова будут успешно наступать. Для него, видимо, было зазорным признаться, что его сбил истребитель, как было на самом деле, утверждал, что сбила зенитка. В этом бою, который вели летчики соседнего полка, было сбито два наших самолета, и Хан сказал, что он сбил два, хотя в его группе было еще пять самолетов. Это косвенно подтверждало ходившее мнение, что при полетах признанного аса остальные его прикрывают и поддерживают, а сбивает обычно он, ведущий. Когда Ганса Хана после допроса вели к машине для отправки в штаб фронта, взлетала очень плотным строем четверка наших Яков. Это свидетельство летного мастерства летчиков явно произвело на него впечатление.Через некоторое время был захвачен и привезен к нам выпрыгнувший с парашютом другой летчик-истребитель, унтер-офицер (Г. Мундерлох, одержавший 20 побед ). Его мы даже посадили в кабину нашего Яка интересовались его мнением. Я стоял с несколькими летчиками на крыле возле кабины и переводил. Ребята шутили: "Смотри, чтобы не запустил мотор, а то улетит!" Он удивился, что кабина была без фонаря. Сказал, что, ведь, холодно так летать. И еще его удивило, что управление заслонкой маслорадиатора и триммером у нас было механическим с помощью штурвальчиков. На "мессершмитте" это осуществлялось электрическими тумблерами. Мы стали расспрашивать пленного о его командире Гансе Хане, но он сказал, что подробностей о нем не знает, так как унтер-офицеры на земле с офицерами не общаются. Нас это удивило летают же вместе!" ..
9 марта войска Северо-Западного фронта усилили натиск на противника. 1-й штурмовой авиационный корпус в течение дня наносил удары, поддерживая наступающие войска 1-й ударной армии. 32-й гвардейский вместе с "братским" 169-м авиаполком 210 иад в течение дня вел напряженные бои с авиацией противника. В воздушных боях летчики дивизии уничтожили 21 самолет.В тот же день летчики 32 гиап провели успешный бой с бомбардировщиками противника на глазах у командующего ВВС Красной Армии генерал-полковника авиации А.А. Новикова. Вот как описывает этот эпизод Ф.А. Костенко: "У землянки командного пункта на аэродроме Заборовье собралась группа генералов и офицеров. В центре находился генерал-полковник авиации А.А. Новиков. Командир корпуса генерал-майор авиации Е.М. Белецкий докладывал ему об итогах дня. Временами он посматривал па запад, откуда с минуты на минуту должна была возвратиться последняя группа истребителей 32-го полка, прикрывавшая войска 1-й ударной армии.Вдруг послышался гул моторов. Все сразу насторожились. "Это не наши, сказал генерал Белецкий. По звуку "юнкерсы". Стоявший рядом командир 32-го гвардейского полка подал сигнал на взлет дежурного звена. Группа красноносых "яков" поднялась в воздух. Кроме того, подоспела возвращавшаяся с боевого задания группа во главе с Героем Советского Союза гвардии капитаном Долгушиным. Три "юнкерса", подходившие к аэродрому, были атакованы. Один бомбардировщик противника мастерски атаковал Герой Советского Союза гвардии капитан Долгушин. С короткой дистанции он открыл по нему огонь. Бомбардировщик врезался в лес недалеко от аэродрома. Второй бомбардировщик атаковал и сбил гвардии младший лейтенант Вишняков, третьего "юнкерса" зажег гвардии старший лейтенант Луцкий. Командующий ВВС Красной Армии высоко оценил боевую готовность полка, выучку летчиков, их смелость и отвагу" .В описании Ф.А. Костенко обращает на себя внимание тот факт, что не была названа фамилия командира полка, летчики которого на глазах командующего ВВС продемонстрировали отличную боевую выучку. .
Русецкий А. Фокке-Вульф 190A, F и G. Минск: АэроПлан, 1994. С.16. Кудишин И. Истребитель Фокке-Вульф FW-190//Авиация и космонавтика вчера, сегодня, завтра. 2000. Май июнь. С. 46. Кульба С. Владимир Орехов//Аэроплан. 1995. 2. С. 8. Истребители. Асы ХХ века. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. С. 336. Хазанов Д.Б. Немецкие асы на Восточном фронте. Ч. I. М.: Техника - молодежи, 2004. С. 105. Микоян С.А. Воспоминания военного летчика-испытателя. С.100. Костенко Ф.А. Корпус крылатой гвардии. С. 76.С уважением, Сергей Исаев
Здравствуйте уважаемый Сергей!
Бегло ознакомившись с Вашими ответами, решил пройтись по всем позициям (как говаривал наш покойный зам.директора училища где я учился). Вот, что мне интересно, глядите что получается:
1) ==Что касается Ваших вопросов, то 22 февраля 1943 г. 32-й гиап по метеоусловиям не имел боевых вылетов.==
Весьма любопытно. Вполне возможно, но могу я поинтересоваться у Вас источником этой информации - "откуда дровишки" - данные архива + рассказ Микояна в его книге?Обратите внимание, на то, что говорит Долгушин:
а) он подтвердил мне по телефону, что помнит, что Хана привезли к ним на аэродром (точнее - замёрзшее болото) "Заборовье" (сначала в столовую, где они ужинали, а потом в штаб полка) именно за день до праздника 23-го февраля (Дня СА) - 22-го февраля,
б) т.к. Долгушин говорит, что помнит, что 32-й гиап по имел боевые вылеты, в которых до самогО вечера он лично участвовал - мне бы хотелось (ещё лучше в Вашем присутствии) показать Сергею Фёдоровичу материалы, в которых говорится, что в тот день небыло вылетов и попросить его (я могу себе это позволить) позвонить Степану Микояну и уточнить с ним этот вопрос (раз уж Долгушин решился создать свои мемуары),
в) «21 февраля погода значительно улучшилась, поэтому с утра над полем боя происходили жаркие схватки. Летчики полка за день совершили 47 самолето-вылетов на прикрытие наземных войск, сопровождение штурмовиков и в воздушных боях уничтожили четыре самолета противника, которые сбили командир звена старший лейтенант Орехов, лейтенанты Шишкин и Хользунов, младший лейтенант Гнатенко. В этот же день полковник Сталин, оставив полк на своего заместителя майора Бабкова, убыл в Москву»
С уважением, Василий Бардов
Бардов-Долгушину (Dsci0015-4.wav, 26:05): «Когда я:
- опубликовал в сети «Интернет» Ваш рассказ о том как Ваша четвёрка сбили и взяли в плен Ханса Хана,
- переговорил с Степаном А.Микояном,мне московский «архивный копатель» Михаил Быков написал:
«Вы бы хоть литературу какую-нибудь почитали что ли. Раз уж до архива не можете добраться – найдите:
- книгу Костенко "Корпус крылатой Гвардии" о боевом пути 1-го ГИАК (куда с осени 1942 года входил 32 гиап), изучите хотя бы ее. Там искомый эпизод со сбитием трех Ю-88 хорошо описан, и дата есть... Нельзя работу с ветеранами строить только и исключительно на основе их рассказов, это тупик.
- сейчас вышла отличная книга С.Исаева "Страницы истории 32-го гиап", написанная с опорой на документы,
- чуть раньше - книга Марковой "Полк особого назначения"...
Да Вам позавидовать можно в вопросе наличия дополнительных материалов по теме!книга Исаева вообще только-только вышла. Спишитесь с автором да купите, 150 р. для такой работы - вообще халява, чистая благотворительность».
В среду Исаев будет у Вас и вручит Вам свою книгу. Он сказал мне что:
- ему очень было бы приятно с Вами познакомиться лично
- что он может показать Вам найденные в архивах материалы по поводу этой истории с Хансом Ханом.
Вот что он написал мне по этому поводу: “22 февраля 1943 г. 32-й гиап по метеоусловиям не имел боевых вылетов. А 23.02.1943 г. в ЖБД полка значится лишь одна победа за л-том Макаровым. ИМХО Ганса Хана сбил летчик братского 169-го иап 210 иад ст. л-т Гражданинов».Вобщем, когда Исаев прийдёт к Вам – он покажет свои документы и мы вместе разберёмся в этом вопросе».