Страница 6 из 39 ПерваяПервая ... 234567891016 ... ПоследняяПоследняя
Показано с 101 по 120 из 779
Like Tree45Likes

Тема: Советская Авиация в огненные годы войны. Ссылки, фотографии.

  1. #101
    Mig
    Mig вне форума
    Старожил Ветеран Аватар для Mig
    Регистрация
    23.04.2007
    Сообщений
    1,346

    По умолчанию

    Герой Советского Союза Клещев Иван Иванович (1918–1942)

    Известный авиаконструктор А.С. Яковлев в своей книге "Цель жизни" писал: "Я знаю много асов: Покрышкина, Кожедуба, Клещева…." . Наверное, не случайно конструктор истребителей Як поставил Ивана Клещева в один ряд с самыми знаменитыми советскими асами.

    Иван Клещев родился 26 января 1918 года в селе Курячовка Марковского района Луганской области в шахтерской семье. После окончания средней школы работал на заводе, учился в педагогическом техникуме. В Красной Армии с 1937 года. Окончил военную школу летчиков-истребителей. Участник боев в районе озера Хасан в 1938 году. В воздушных боях в районе реки Халхин-Гол летом 1939 года лично сбил один самолет противника.

    На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня. В конце 1941 года командир эскадрильи 521 иап капитан Клещев воевал на Калининском фронте. Трезвый расчет и высокое летное мастерство позволяли Ивану Клещеву одерживать победы в воздушных боях. Так, например, 10 февраля 1942 года восьмерка истребителей, ведомая Клещевым, встретилась с тридцатью самолетами противника. Итог воздушного боя: 4 сбитых самолета противника, наша группа потерь не имела.

    Вспоминал бывший техник звена 521 иап ныне подполковник запаса Степан Петрович Ивлев: "Иван Клещев одерживал одну за другой яркие победы в самых жарких воздушных схватках, используя при этом многообразие тактических приемов и редкостное мастерство. Отличался он и веселым, общительным характером.
    Однажды он получил приказ провести разведку войск противника в районе Ржева. Капитан Клещев в паре с ведомым сержантом (так в тексте – С.И.) Карначенком вылетел на задание, благополучно произвел фотосъемку и взял курс на свой аэродром. Вскоре они увидели группу пикировщиков Ю-87, бомбивших наши войска. И хотя разведчикам не разрешалось вступать в воздушные бои, Клещев не смог удержаться. Облака помогли ему выполнить атаку и короткой очередью сбить один "юнкерс". В это время его ведомый открыл огонь по второму. Но длинные очереди сержанта Карначенок не достигали цели. Ведущий пары внимательно наблюдал за действиями своего ведомого, а затем, чуть довернув самолет, расстрелял и этот "юнкерс". Огонь наших истребителей вызвал смятение в строю противника. Атака бомбардировщиков была сорвана. Сочтя благоразумным в повторные атаки не ввязываться, Клещев и Карначенок благополучно вернулись на свой аэродром. Второй сбитый в этом бою "юнкерс" Клещев записал на счет своего ведомого, объяснив Николаю Карначенку: "Ты ведь стрелял по нему, значит, так или иначе повредил, а мне осталось лишь поставить точку!"

    В полку все знали эту "слабость" Ивана Клещева помогать молодым летчикам, что, как он считал, побуждало их к победам. При этом он обычно говорил: "А, пустяки! Какая разница, на кого записать? Важно, что еще одним стервятником стало меньше!"

    Иван Клещев творчески развивал тактику воздушного боя, активно применял новые приемы. "В нашем полку, – вспоминал А.Я. Баклан, – первым начал вести бой на вертикалях командир эскадрильи капитан Клещев. Его примеру последовали Бабков, Алкидов, Карначенок. Постепенно создалась своеобразная группа пилотов-новаторов" .

    К середине марта 1942 года майор Клещев совершил 220 боевых вылетов, в 30 воздушных боях сбил лично 6 и в составе группы – 13 самолетов противника. 5 мая 1942 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагом, Ивану Ивановичу Клещеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

    В мае 1942 года майор Клещев был назначен командиром особого 434-го истребительного авиационного полка. После укомплектования, переучивания на истребитель Як-1 и напряженной боевой подготовки полк вылетел на фронт. С 13 июня по 6 июля 1942 года летчики 434 иап вели напряженные воздушные бои на Юго-Западном фронте. Командир полка лично водил в бой свой полк и подавал пример высокой воздушной выучки. За три недели боев майор Клещев произвел 32 боевых вылета и лично сбил 3 самолета противника.

    С 15 июля по 3 августа полк после пополнения личным составом и техникой на самолетах Як-7Б принимал участие в боевых действиях под Сталинградом. Основной "работой" полка стало прикрытие Пе-2 150-го бомбардировочного авиационного полка подполковника И.С. Полбина, а также переправ через Дон в районе Калача. Как и на Юго-Западном фронте майор Клещев многократно водил в бой своих летчиков и менее чем за три недели боев лично сбил 4 самолета противника.

    После очередного пополнения личным составом и боевой техникой с 14 сентября по 3 октября 1942 года 434 иап вновь воевал под Сталинградом. Первый боевой вылет полк совершил 14 сентября, во время которого его командир майор Клещев сбил в Ме-109. 19 сентября в воздушном бою он сбил два истребителя противника, доведя общее число побед в сентябрьских боях до пяти. Но в этом бою его самолет был подбит и загорелся. Раненый летчик выпрыгнул с парашютом. "При этом у него оторвалась золотая звезда Героя. – Вспоминал участник того боя Герой Советского Союза заслуженный летчик-испытатель СССР Степан Анастасович Микоян. – Сильно обгоревшего, его отправили в госпиталь. Василий Сталин прислал самолет, Клещева отвезли в Москву в Кремлевскую больницу. После его выздоровления Калинин в Кремле вручил ему новую золотую звезду взамен утерянной. Наверное, это был единственный подобный случай" .

    В командование 434-м авиаполком вступил майор А.Ф. Семенов. Александр Федорович вспоминал: "Заменить такого командира, как Иван Клещев, было непросто. У всего личного состава полка он пользовался безграничным авторитетом. У него были свои устоявшиеся взгляды на нормы поведения авиационного командира. Коротко их можно сформулировать так: пока ты сам летаешь – ты не только командир, но и воздушный боец, а прекратишь полеты и личное участие в воздушных боях – сразу утратишь моральное право называться летчиком и перестанешь быть настоящим авиационным командиром. В своей командирской деятельности И.И. Клещев неизменно проявлял новаторство, инициативу, особенно в области управления истребителями и совершенствовании приемов борьбы с вражеской авиацией. Одним из первых он наладил надежную связь между самолетами и землей. Ему же в первую очередь принадлежит инициатива эшелонирования боевых порядков истребителей по высоте и налаживания взаимодействия летчиков в паре" .

    Высокую оценку Ивану Клещеву дал в своих воспоминаниях маршал авиации С.И. Руденко, в то время командующий 16-й воздушной армией: "Особенно выделялись высокой выучкой, дерзостью и храбростью летчики 434-го истребительного авиационного полка под командованием майора И.И. Клещева. Командир полка майор Клещев был мастером огня и маневра, умело руководил подчиненными в бою" .

    Ожоги, полученные Иваном Клещевым в бою 19 сентября 1942 года, оказались серьезными и потребовали длительного лечения. После выписки из госпиталя Герой Советского Союза майор Клещев продолжил службу в Инспекции ВВС. Инспекторы-летчики большую часть своего времени проводили в строевых частях, помогая фронтовым летчикам повысить боевую квалификацию.

    Служебные дела в конце декабря 1942 года привели Ивана Клещева на аэродром Рассказово, где базировался 6-й запасной авиационный полк . 31 декабря 1942 года опытный воздушный боец Иван Иванович Клещев погиб в авиационной катастрофе. Обстоятельства гибели выдающегося летчика-истребителя долгое время были доподлинно неизвестны. Сталинская пропаганда не могла допустить смерть боевого летчика не в бою. Официально сообщалось, что Герой Советского Союза майор Клещев был сбит зенитной артиллерией противника. В других источниках говорилось, что он погиб в авиакатастрофе на транспортном самолете. Такая информация встречается и поныне в некоторых изданиях.

    Рассказывает С.А. Микоян: "В конце декабря Клещев полетел на Як-9 в командировку на аэродром Рассказово. Еще за день до того, как надо было возвращаться в Москву, начался и не прекращался обложной снегопад. Лететь было нельзя. Но 31 декабря он не выдержал и все-таки полетел. Пройдя немного по маршруту, видимо, понял, что пройти в район Москвы не сможет, и вернулся. Стал планировать на посадку на свой аэродром, но из-за падающего снега и белой поверхности поля не смог определить высоту в самый критический момент посадки, когда нужно вывести самолет из планирования. Самолет ударился в землю и разрушился. Многие потом говорили, что, мол, погиб он из-за Зои Федоровой (известная в то время киноактриса. – С.И.) – спешил к ней на встречу Нового года. По-моему, его желание возвратиться домой к Новому году вполне понятно, независимо от того, кто его ждал. Я слышал потом, что были предложения переименовать Рассказово, где его похоронили, в Клещево, но этого не произошло. К сожалению, ему не присвоили и звания дважды Героя, хотя после Сталинграда на его счету было уже 24 сбитых лично самолета и 32 в группе. Я думаю, что если бы он не погиб так нелепо, то превзошел бы и Покрышкина и Кожедуба" .

    К моменту своей гибели Иван Иванович Клещев совершил 380 боевых вылетов, сбил лично и в составе группы около 50 самолетов противника. В источниках число побед И.И. Клещева разнится и приводятся различные данные – от 35 до 54 самолетов противника! Наиболее часто встречается цифра – 16 самолетов противника лично и 32 – в группе .

    Герой Советского Союза Иван Иванович Клещев похоронен в городе Рассказово Тамбовской области.

    Награжден орденами Ленина, Красного Знамени (дважды) и Отечественной войны II степени.
    Последний раз редактировалось Mig; 09.07.2008 в 23:21.

  2. #102
    Старожил Ветеран Аватар для Холостяк
    Регистрация
    23.05.2006
    Адрес
    Москва, Россия.
    Сообщений
    3,915

    По умолчанию



    КЛЕЩЕВ Иван Иванович (1918 — 1942)




    Миниатюры Миниатюры kleshev4zp0.jpg   kleshev3an8.jpg  
    Последний раз редактировалось Холостяк; 21.02.2012 в 15:40.

  3. #103
    Старожил Ветеран
    Регистрация
    04.09.2007
    Сообщений
    1,918

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Mig Посмотреть сообщение
    Коллеги, прошу пардону!

    Не могу врубиться как в эту машинку фото вставлять...(:
    Подскажите, pls.
    Нажмите расширенный режим -появится доп окно вложить файлы выбераете обзор и затем опция загрузить.

  4. #104
    Mig
    Mig вне форума
    Старожил Ветеран Аватар для Mig
    Регистрация
    23.04.2007
    Сообщений
    1,346

    По умолчанию

    На фото:

    Герой Советского Союза Клещев И.И.

    Могила И.И. Клещева в г. Рассказово Тамбовской области. Современное фото С.Н. Румянцева
    Миниатюры Миниатюры 020.jpg   024.jpg  

  5. #105
    Mig
    Mig вне форума
    Старожил Ветеран Аватар для Mig
    Регистрация
    23.04.2007
    Сообщений
    1,346

    По умолчанию

    2 Alexvolf

    Спасибо! Получилось!
    Последний раз редактировалось Mig; 10.07.2008 в 11:02.

  6. #106
    Mig
    Mig вне форума
    Старожил Ветеран Аватар для Mig
    Регистрация
    23.04.2007
    Сообщений
    1,346

    По умолчанию

    9.07.2008 ув. Холостяк разметил фото ГСС Клещева, а также фрагмент другого фото и боковик Як-7Б.

    Хотелось бы дать все (а не фрагмент) групповое фото с подписью:

    Военный комиссар 434 иап батальонный комиссар В.Г. Стемальщук проводит политзанятие с личным составом. В центре сидят в первом ряду летчики 434 иап (слева направо): Герой Советского Союза И.Ф. Голубин, капитан В.П. Бабков, лейтенант Н.А. Карначенок. Июль 1942 года. Предположительно аэродром Гумрак.

    Примечательно, что летчики 434-го иап В.П. Бабков и Н.А. Карначенок (посмертно) в ноябре 1942 гг. станут Героями.

    После долгих споров, консультаций и обсуждений с коллегами, мы пришли к выводу, что Як-7Б на заднем плане этого фото - скорее всего самолет командира 434-го иап ГСС майора Клещева.

    Именно этот Як-7Б изобразил на боковике (который запостил Холостяк) Михаил Быков.
    Миниатюры Миниатюры 035.1.jpg  
    Последний раз редактировалось Mig; 13.07.2008 в 00:18.

  7. #107
    Mig
    Mig вне форума
    Старожил Ветеран Аватар для Mig
    Регистрация
    23.04.2007
    Сообщений
    1,346

    По умолчанию

    Герой Советского Союза Голубин Иван Филиппович

    Родился в 1919 году в деревне Троицкое Чернского района Тульской области в семье крестьянина. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. Работал на заводе в Москве, одновременно учился в аэроклубе.

    В конце 1939 года младший лейтенант Голубин закончил Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков и получил назначение в 16 иап 57-й Люберецкой истребительной авиационной бригады. В 1940 году при аварийной посадке на И-153 Иван Голубин повредил левый глаз, был списан с летной работы и переведен на должность адъютанта эскадрильи 16 иап{59}.

    После начала войны Иван Голубин добился возвращения на летную работу, и был назначен ведомым командира 2-й эскадрильи 16 иап. Лейтенант Голубин быстро вошел в строй, освоив при этом ночные полеты на МиГ-3. Свою первую воздушную победу одержал 24 октября 1941 года. В этот день шесть МиГ-3 атаковали 18 бомбардировщиков противника под прикрытием 10 истребителей. Голубин сбил пикирующий бомбардировщик Ю-87. На следующий день он записал на свой счет еще один самолет противника – Ме-109. 29 октября Иван Голубин в двух воздушных боях, умело применяя реактивные снаряды, одержал 4 победы, сбив три Ме-109 и один Ю-87{60}.

    15 декабря Иван Голубин в паре с летчиком лейтенантом Шишковским вылетел на штурмовку колонны противника. Над линией фронта МиГ-3 попали под плотный зенитный огонь. Осколок снаряда разворотил руль высоты на машине ведомого, и он вернулся на свой аэродром. Лейтенант Голубин продолжил выполнение задания и, обнаружив длинную колонну противника, сделал три захода по ней. Отстрелявшись, Голубин взял курс на свой аэродром. Вдруг Иван Голубин заметил группу немецких истребителей. Противник также обнаружил одинокий советский самолет. Уходить было поздно, и Голубин первым врезался в строй «мессеров». На какое-то время это вызвало замешательство, немецкие летчики не ожидали подобной дерзости. Завязался бой. В хвост самолета Голубина стал заходить Ме-109. Иван сманеврировал скоростью: он убавил газ, и истребитель противника оказался впереди. Очередь советского летчика оказалась точной. В это время второй «мессер» стал заходить слева. Голубин повторил маневр и сбил самолет противника. Обозленные неудачей, немцы набросились на одинокий МиГ-3, начали поливать его огнем. От прямого попадания «обрезал» мотор. Заметив внизу ровную площадку, Голубин пошел на посадку с убранными шасси. Приземлившись, летчик быстро добрался до леса и скрылся в его чащобе. Там он встретил жителей оккупированной деревни Вертолино, которые спасались в лесу от немцев. Несколько дней Иван Голубин прожил в крестьянской землянке, пока не встретил армейских разведчиков, которые перевели летчика через линию фронта. В свой полк Иван Голубин возвратился через 4 дня.

    Всего к 15 декабря 1941 года заместитель командира эскадрильи 16 иап лейтенант Голубин сбил по официальным данным 10 самолетов противника (семь Ме-109 и три Ю-87) лично и 2 – в группе. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с противником, Ивану Филипповичу Голубину было присвоено звание Героя Советского Союза.

    В январе 1942 года старший лейтенант Голубин был назначен инспектором-летчиком Инспекции ВВС. В мае–июне он как инспектор участвовал в подготовке 434 иап к боям. Вместе с полком принял участие в июле–августе 1942 года в боях под Сталинградом, во время которых капитан Голубин лично сбил 3 самолета противника. После возвращения 434 иап из-под Сталинграда продолжил службу в 16 иап.

    Всего капитан Иван Филиппович Голубин совершил около 200 боевых вылетов и сбил лично – 13, в группе – 2 самолета противника.

    Осенью 1942 года группа самолетов МиГ-3 16 иап, в состав которой входил и капитан Голубин, совершала перелет в сложных метеоусловиях и потеряла ориентировку. Горючее было на исходе, и летчики совершили вынужденные посадки на «живот». Иван Голубин, надеясь, видимо, сохранить машину, сел на колеса, но самолет скапотировал и летчик погиб. И.Ф. Голубин похоронен 28 октября 1942 года на Донском кладбище в Москве{61}.

    Награжден орденами Ленина и Красного Знамени.

    Имя И.Ф. Голубина высечено на памятнике Героям Советского Союза в Туле.
    Миниатюры Миниатюры 030.jpg   30_02.jpg  
    Последний раз редактировалось Mig; 13.07.2008 в 00:26.

  8. #108
    Старожил Ветеран Аватар для Холостяк
    Регистрация
    23.05.2006
    Адрес
    Москва, Россия.
    Сообщений
    3,915

    По умолчанию

    Еще трофейные фотографии наших самолетов...
    Миниатюры Миниатюры 0_77c5_fe4282ef_xl.jpg   0_77d3_ce3025e2_xl.jpg   0_77de_96efddc1_xl.jpg   0_77df_5243c13_xl.jpg   0_77e7_e4e3f69a_xl.jpg  

  9. #109
    Старожил Ветеран Аватар для Холостяк
    Регистрация
    23.05.2006
    Адрес
    Москва, Россия.
    Сообщений
    3,915

    По умолчанию

    И еще немного...
    Миниатюры Миниатюры 0_77f2_399b649f_xl.jpg   0_77fa_23d43b97_xl.jpg   0_77fb_e18aab1d_xl.jpg   0_77fc_cdbdf594_xl.jpg   0_78a0_d4ec953a_xl.jpg  

  10. #110
    Старожил Ветеран Аватар для Холостяк
    Регистрация
    23.05.2006
    Адрес
    Москва, Россия.
    Сообщений
    3,915

    По умолчанию

    Продолжаю....
    Миниатюры Миниатюры 0_780b_7bb3f2ed_xl.jpg   0_781c_209dec65_xl.jpg   0_785a_8f5c07e8_xl.jpg   0_786a_d8740b3_xl.jpg   0_786f_17170eec_xl.jpg  

  11. #111
    Старожил Ветеран Аватар для Холостяк
    Регистрация
    23.05.2006
    Адрес
    Москва, Россия.
    Сообщений
    3,915

    По умолчанию

    И еще фотографии....
    Миниатюры Миниатюры 0_789b_9eb8eb20_xl.jpg   0_971e_320afa36_xl.jpg   0_7822_3ec591fd_xl.jpg   0_7800_6a7408d8_xl.jpg   0_7841_e1d564aa_xl.jpg  

  12. #112
    Старожил Ветеран Аватар для Холостяк
    Регистрация
    23.05.2006
    Адрес
    Москва, Россия.
    Сообщений
    3,915

    По умолчанию

    Добавка....

    На предпоследнем фото видны явные повреждения плоскостей самолета огнем из автоматического стрелкового оружия с земли... Возможно экипаж проводил штурмовку на малой высоте, получил повреждения и совершил вынужденную.... Фонари все отсутствуют... Видимо, надеюсь, экипаж выбрался живыми...
    Миниатюры Миниатюры 0_7852_6be7773d_xl.jpg   0_9746_8342ad63_xl.jpg   0_ba73_ac68e849_xl.jpg   0_ba96_64f5fe0d_xl.jpg  

  13. #113
    Старожил Ветеран Аватар для Холостяк
    Регистрация
    23.05.2006
    Адрес
    Москва, Россия.
    Сообщений
    3,915

    По умолчанию

    Есть фото немецких самолетов...
    Явно заметно, что фотографий наших самолетов значительно больше. Без всякого это можно объяснить тем, что у немцев все таки на руках было значительно больше фотоаппаратов, чем у наших бойцов на фронте. Немцы слали фотки в Германию, домой..., почти как с туристической поездки... Нашим же, однозначно, было не до этого - надо было Родину защищать, да и погибло очень много...
    Но и по этим видно, что наши летчики их долбали как надо...
    Миниатюры Миниатюры 0_77f8_7d5bde5b_xl.jpg   0_783d_cdd3aeb7_xl.jpg   0_7830_4f2a57bc_xl.jpg   0_7833_1bc8177f_xl.jpg   0_7853_fd2beac8_xl.jpg  

  14. #114
    Старожил Ветеран Аватар для Холостяк
    Регистрация
    23.05.2006
    Адрес
    Москва, Россия.
    Сообщений
    3,915

    По умолчанию

    и еще........
    Досталось... Повреждены...
    Миниатюры Миниатюры 0_9741_2430dd71_xl.jpg   0_7895_5f09260f_xl.jpg  
    Последний раз редактировалось Холостяк; 15.07.2008 в 18:20.

  15. #115
    Mig
    Mig вне форума
    Старожил Ветеран Аватар для Mig
    Регистрация
    23.04.2007
    Сообщений
    1,346

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Холостяк Посмотреть сообщение
    Явно заметно, что фотографий наших самолетов значительно больше. Без всякого это можно объяснить тем, что у немцев все таки на руках было значительно больше фотоаппаратов, чем у наших бойцов на фронте.
    У наших бойцов на фронте НЕ БЫЛО фотоаппаратов! Как и не было их в тылу. Точно также как и не было в тылу велосипедов, швейных машинок, кофеварок и многого чего другого....

  16. #116
    Старожил Форумчанин Аватар для Волконовский Александр
    Регистрация
    25.12.2006
    Адрес
    Минск
    Сообщений
    185

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Mig Посмотреть сообщение
    У наших бойцов на фронте НЕ БЫЛО фотоаппаратов!
    Возможно...
    Цитата Сообщение от Mig Посмотреть сообщение
    Как и не было их в тылу.
    А вот это НЕПРАВДА!
    Считается, что всего к началу войны было выпущено около двух десятков моделей и модификаций фотоаппаратов, среди которых наиболее массовыми были "Фотокор" (более 1 млн. штук) и "ФЭД" (160650 шт.).
    Об истории советского "фотоаппаратостроения" читайте здесь и здесь.

    P.S. Прошу прощения за оффтоп!
    С уважением, любитель Советской Авиации

  17. #117
    Старожил Ветеран Аватар для Холостяк
    Регистрация
    23.05.2006
    Адрес
    Москва, Россия.
    Сообщений
    3,915

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Mig Посмотреть сообщение
    У наших бойцов на фронте НЕ БЫЛО фотоаппаратов! Как и не было их в тылу. Точно также как и не было в тылу велосипедов, швейных машинок, кофеварок и многого чего другого....
    Да... Дифицит реальный был... Моя бабушка рассказывала, что женщина имеющая швейную машинку - считалась реально богатой. К ней шли все с округи с просьбами, она обшивала всех... Привод еще был у таких машинок ножной, типа "качалка" такая... И конечно же, фотография в Советском народе была тогда не так развита и доступна как в Германии.... Но фотоаппараты действительно были!!! Согласен с предыдущим собеседником...

    Так что и у бойцов в окопах фотик был в диковинку..., но был! У нас мизер съемки в окопах, ну таких кадров "простых"..., очень мало... Фотографировали или фотокорреспонденты или замполиты... Потом, можно обратить внимание, что у авиаторов все таки не мало попадаются "простых" фотографий... Как никак Сталинские соколы жили хорошо и фотоаппараты имели..., но очень много из них погибло в первые месяцы войны..., что действительно - не до съемки было... Потом солдатики в окопы брали не фотоаппарат, а лучше лишнюю гранату, чтоб фрицу ее "подарить"... Многие просто не успевали проявить или отослать домой пленку или фотографии..., погибали люди... Потом фронт двигался к Москве, эвакуация всех родных..., всех по стране разметало - тут не до фоток и альбомов... Хранили у сердца с документами по одной фотографии родных и все... А немцы в Германию слали фото с фронта без проблем, и война до Германии докатилась не скоро как и эвакуация, они за это время неплохие фотоальбомы уже собрали... Вон по Интернету встречаю, особенно на Ебэй, целые альбомы эССесовцев и дифицита в них совсем нет... Я не встречал ни одного альбома нашего пилота или НКВДшника - НИ ОДНОГО (даже копии)... А фронтовой альбомчик того же Кожедуба прикупили бы многие коллекционеры Милитарии...
    Последний раз редактировалось Холостяк; 16.07.2008 в 00:32.

  18. #118
    Mig
    Mig вне форума
    Старожил Ветеран Аватар для Mig
    Регистрация
    23.04.2007
    Сообщений
    1,346

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Волконовский Александр Посмотреть сообщение
    А вот это НЕПРАВДА!
    Об истории советского "фотоаппаратостроения" читайте здесь и здесь.
    После начала ВОВ, а тем более в условиях военного положения в прифронтовых районах и т.д и т.п. осуществлялись всякие разные административные и иные меры, как-то:
    - сдача на ответственное хранение радиоПРИЕМНИКОВ. У населения остались в квартирах лишь "тарелки", т.н. репродукторы, которые были по сути динамиками радиотрансляции.
    - сдача на ответственное хранение фотоаппаратов в целях недопущения утечки информации. Мой дед рассказывал, что однажды году в 1943-44, оказавшись в одном московском районном отделении милиции увидел целую КОМНАТУ, заваленную разными фотоаппаратами. Причем к каждой камере были прикреплена бирка с координатами владельца. Когда камеры начали возвращать выжившим владельцам я не знаю.
    Вполне логично предположить, что и в глубоком тылу население городов (едва ли было много фотоаппаратов в деревнях) тоже сдавало камеры на хранение в милицию или НКВД.
    Сугубо ИМХО в тылу во время ВОВ реально фотокамеры были только у тех, кому было ПОЛОЖЕНО, начиная от фотоателье и кончая фотокорами и т.д.

    Sorry за off-top.

  19. #119
    Mig
    Mig вне форума
    Старожил Ветеран Аватар для Mig
    Регистрация
    23.04.2007
    Сообщений
    1,346

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Холостяк Посмотреть сообщение
    Потом, можно обратить внимание, что у авиаторов все таки не мало попадаются "простых" фотографий... Как никак Сталинские соколы жили хорошо и фотоаппараты имели..., но очень много из них погибло в первые месяцы войны...
    Фронтовой путь рядового сталинского сокола особенно в 1942-43 годах (не говоря уже о 1941-м), как известно, был очень часто не долог...

    Выражение "сталинские соколы жили хорошо" я бы отнес к хорошему питанию, приличным бытовым условиям (на фоне пехоты), но не более...

    Все "бытовые" фото, сделанные в хорошо знакомом мне 32 гиап, в 1943 году, были сняты фотоаппаратом Степана Микояна (думаю здесь не надо говорить, кто был его папа)...

    Ситуация с камерами начала меняться с примерно с 1944 года, когда стало появляться все больше и больше трофейных фотоаппаратов. Соответственно и фото, датированных 1944-45 годами, известно намного больше.

  20. #120
    Mig
    Mig вне форума
    Старожил Ветеран Аватар для Mig
    Регистрация
    23.04.2007
    Сообщений
    1,346

    По умолчанию

    Герой Советского Союза Алкидов Владимир Яковлевич

    Родился 12 августа 1920 года в селе Алкужи Моршанского района Тамбовской области в семье рабочего. Окончив неполную среднюю школу, работал слесарем, учился в аэроклубе. В 1939 году был призван в Красную Армию и год спустя окончил Качинскую военную авиационную школу летчиков.

    С первого дня войны на фронте. Воевал в 87-м, 263-м истребительных авиаполках. В составе 521 иап участвовал в боях за Москву. Летал сначала на ЛаГГ-3, затем на Як-1. 22 февраля 1942 года звено Владимира Алкидова, ведомые – Андрей Баклан и Семен Селищев, выполнив боевое задание, возвращалось на свой аэродром. Вдруг лейтенант Алкидов увидел большую группу пикировщиков Ю-87, приближающихся к позициям наших войск. Вместо практиковавшихся в то время атак «с хода в лоб» командир звена принял решение отойти от бомбардировщиков в сторону и, прикрываясь нижней кромкой облачности, атаковать внезапно сверху. Атака была выполнена на большой скорости, а огонь летчики открыли с малой дистанции. Противник был ошеломлен внезапной атакой. Строй бомбардировщиков рассыпался, истребители противника не сумели организовать противодействия. С первой же атаки было сбито три «Юнкерса». Противник беспорядочно сбросил бомбы, не дойдя до линии фронта, и повернул обратно. В это время подошла группа из 8 истребителей Ме-109. Трое советских летчиков приняли бой, в результате которого Алкидов и Баклан сбили еще по одному самолету и противник, потеряв 5 машин – 3 пикировщика и 2 истребителя, оставил поле боя . Лейтенант Баклан и младший лейтенант Селищев благополучно возвратились на свой аэродром. Командир звена Алкидов из-за утечки топлива был вынужден приземлиться недалеко от линии фронта в расположении наших войск. В тот же вечер Владимир вернулся в свой полк, где его ждала торжественная встреча. Через несколько дней командующий воздушной армией генерал М.М. Громов вручил трем летчикам ордена Ленина.

    К весне 1942 года лейтенант Алкидов совершил более 100 боевых вылетов, участвовал в десятках воздушных боев и сбил несколько самолетов противника. В мае Владимир Алкидов был переведен в 434 иап, который возглавил майор Клещев. В составе 434-го истребительного авиаполка он воевал летом 1942 года на Юго-западном фронте, под Сталинградом. 13 июня в воздушном бою Владимир Алкидов, спасая товарища, был ранен, но смог довести самолет до своего аэродрома. 26 июля лейтенант Алкидов в составе восьмерки истребителей, ведомой капитаном Бабковым, участвовал в воздушном бое, в котором летчики 434 иап сбили 11 самолетов противника, не потеряв ни одного своего. Один «юнкерс» записал на свой счет Владимир.

    28 июля в бою против 14 «мессеров» самолет старшего лейтенанта Алкидова был отсечен противником от основной группы и его Як был подбит. Раненый летчик пикированием попытался выйти из боя. Вспыхнули бензобаки… Летчик с перебитой ногой и рукой выбросился на парашюте. От потери крови, боли при ударе во время приземления он потерял сознание. Когда очнулся, Владимир Алкидов понял, что он попал в плен. Но советские патриоты помогли ему бежать из плена, спрятали, вылечили и в декабре 1942 года переправили через линию фронта.

    Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1942 года старшему лейтенанту Владимиру Яковлевичу Алкидову было присвоено звание Героя Советского Союза.

    13 августа 1942 года в газете «Правда» была опубликована статья «Герои воздушных боев на Дону», в которой говорилось: «Славная семья Героев Советского Союза пополнилась новыми шестью летчиками, храбрейшими из храбрейших, отличившимися в боях на Дону». Первой в Указе о присвоении высшей степени отличия значилась фамилия старшего лейтенанта Алкидова, первого Героя, "выращенного" в 434-м/32-м гвардейском авиаполку.

    После долгих мытарств, лечения и проверок Владимир Алкидов в мае 1943 года смог вернуться в свой 32-й гвардейский авиаполк, где ему была вручена Золотая Звезда Героя. Однако у Владимира после ранения неправильно срослась рука, что формально послужило причиной отказа от летной работы. Вскоре капитан Алкидов был переведен в 172 иап, в котором прослужил почти полтора года. В ноябре 1944 года был откомандирован в распоряжение Управления кадров ВВС Красной Армии.

    Всего за время своей летной карьеры Владимир Алкидов совершил 335 боевых вылетов и в 40 воздушных боях лично сбил 10 самолетов противника.

    В 1946 году Герой Советского Союза капитан Владимир Яковлевич Алкидов был демобилизован по состоянию здоровья. Жил и работал в городе Славянск-на-Кубани Краснодарского края. Умер 27 ноября 1982 года.

    Награжден орденами Ленина (дважды), Красного Знамени (дважды), Красной Звезды, медалями.

    Владимир Яковлевич Алкидов не забыт на родной тамбовской земле: в Моршанском историко-художественном музее ему посвящен стенд, рассказывающий о подвигах летчика-аса.
    Миниатюры Миниатюры 040.jpg  
    Последний раз редактировалось Mig; 22.07.2008 в 22:09.

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •