Страница 1 из 3 123 ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 20 из 46

Тема: встреча с ветераном

  1. #1
    Форумчанин Форумчанин
    Регистрация
    28.10.2005
    Адрес
    Минск
    Сообщений
    63

    По умолчанию встреча с ветераном

    В Минске живет ген.майор авиации,летчик-истребитель Шацкий Алек-
    сандр Сергеевич.Вгоды войны воевал в авиации ПВО под Сталингра-
    дом,Румынии.Кроме советских самолетов летал на Спитфайрах.В вос-
    кресение у меня с ним встреча,если есть к ниму вопросы оставьте
    сообщения.

  2. #2
    Anonymous
    Guest

    По умолчанию

    Все про спитфайр в наших ВВС очень интересует! Фото если есть в его архиве особенно...
    В какой окраске приходили машины?
    Перекрашивались ли в частях?
    Если да, то какими красками?
    Были ли на машинах закрашенные английские ОЗ?
    Или машины приходили уже со звездами и следов английских ОЗ видно не было?
    Если английские ОЗ закрашивались, то какими красками?
    Номера, гвардейские знаки, другая живопись?

    Спасибо.

  3. #3
    Форумчанин Форумчанин
    Регистрация
    28.10.2005
    Адрес
    Минск
    Сообщений
    63

    По умолчанию re

    Встретился с Алекс. Сергеевичем.Несмотря на почти 86 лет,он в доб-
    ром здравии и при хорошей памяти.Беседа у нас была ознокомитель-
    ная.А.С. хотел посмотреть,кто я и что,поэтому я ее не записывал на
    видеокамеру.Следующие разговоры буду писать ,А.С. дал добро.
    Теперь ответ по Спитфайрам:
    В 83гиап Спиты пришли в сентябре44г.
    Они были покрашены в светло-металик,без английской окраски и
    опознавательных знаков.Были нанесены советские звезды и номер-
    ные знаки.Живопись,тоесть всякие рисунки на самолетах,в полку не
    приветствовалась.Поэтому рисовали только звезды побед у кого они
    были.На Спите он сопровождал А-25 к югославам и обратно в вечер-
    нее время,встреч с немцами не было.Так-что в воздушных боях на
    Спите не учавствовал.Хотя про Спитфайр говорит очень легко управ-
    ляемый и высотный,что для ПВО важно,самолет.

  4. #4
    Форумчанин Форумчанин
    Регистрация
    28.10.2005
    Адрес
    Минск
    Сообщений
    63

    По умолчанию re

    Фотоархив у А.С. есть и он не пртив его предоставить.Скоро отскани-
    рую фоты и выложу в фотогалерее на сайте.
    Восновном на фотах Харрикейны,Киттихоуки и Спитфайры на них
    ген.Шацких воевал.Есть одно фото где он рядом с Коброй.С советской
    авиатехникой фот нет,так-как когда он воевал на Чайке и И-16 техни-
    ку почти не снимали.
    Если есть интерес могу выложить наш разговор с ним.
    Если есть вопросы к Шацких А.С. задавайте.

  5. #5
    Форумчанин Форумчанин Аватар для Ruslan
    Регистрация
    09.01.2006
    Адрес
    СПб
    Сообщений
    41

    По умолчанию Re: re

    Цитата Сообщение от Leon
    Фотоархив у А.С. есть и он не пртив его предоставить.
    Если есть интерес могу выложить наш разговор с ним.
    Если есть вопросы к Шацких А.С. задавайте.
    Это очень интереснная информация. И текст беседы и фото жду c нетерпением. К своему стыду, я не знал об этом летчике.
    Узнайте у него про его боевые вылеты в подробностях, как сбивал, кого сбивал. На каких самолетах воевал что он о них думает, какой самолет он считает лучшим на советско-германском фронте.

    Говорилось ли им о немецких асах?
    Что он думает про огромное число побед фашистов?
    Будем жить, пехота!

  6. #6
    Anonymous
    Guest

    По умолчанию Re: re

    Цитата Сообщение от Leon
    Фотоархив у А.С. есть и он не пртив его предоставить.Скоро отскани-
    рую фоты и выложу в фотогалерее на сайте.
    Восновном на фотах Харрикейны,Киттихоуки и Спитфайры на них
    ген.Шацких воевал.Есть одно фото где он рядом с Коброй.С советской
    авиатехникой фот нет,так-как когда он воевал на Чайке и И-16 техни-
    ку почти не снимали.
    Если есть интерес могу выложить наш разговор с ним.
    Если есть вопросы к Шацких А.С. задавайте.
    День добрый. У меня такая просьба будет. Нельзя ли задать вопрос о том, проводились ли учебные воздушные бои между Спитами и отечественными истребителями в их полку. Участвовал ли А.С. в них и каковы его впечатления о сравнительных характеристиках машин.
    Кроме того, интересует фото А.С. у Кобры. Был бы признателен Вам за ее скан :) И спросите, если он снимался возле Кобры, не летал ли он на этом истребителе. Если да - каковы его впечатления о ней. Любопытно, если сравнит со Спитфайром поведение этой машины.

  7. #7
    Форумчанин Форумчанин Аватар для М.Быков
    Регистрация
    20.10.2005
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    31

    По умолчанию

    Пару лет назад на Сухой.ру в форуме про игру Ил-2 выкладывали фрагменты бесед с Шацким. У меня они сохранились, может, пригодятся:


    Фрагменты бесед с Шацким (с Сухой.ру)

    Летал на И-5, И-15, И-16, И-153, Лагг-3, Ла-5, Ла-7, Ла-9, Як-1Б, Як-7, Як-3. А также – на Харрикейнах, Аэрокобрах, Киттихоуках, Спитфайрах.
    Воевал с середины 1942-го до победы.
    11 побед, из них 7 личных и 4 в группе.
    Бодрый, крепкий дед, c живым и ясным умом, выглядит гораздо моложе своих 83 лет. Разговор с ним длился несколько часов, ветеран с любопытством смотрел "Ил-2: ЗС" и даже брался за джой...

    В небе под Сталинградом никаких других типов истребителей, кроме “ишаков”, “чаек” и даже И-15, он не видел.

    Никаких занятий по изучению сильных и слабых сторон немецких самолетов с ними никогда не проводили.

    В бою невозможно избирательно расстреливать бомбардировщик, целясь то в двигатели, то в стрелков. Били по силуэту в целом. Время на более точное прицеливание появлялось только при уверенности, что ты сам не будешь атакован.

    Немцы расстреливали наших парашютистов, поэтому лично он, покидая подбитый самолет, раскрывал купол только на критической высоте.
    Показанную ему кабину И-16 из “Ил-2: ЗС” А. Шацкий не признал. Что вы, говорит, показываете мне кабину чуть ли не современного самолета? У “ишака” не было такого количества приборов на панели! И ручка была совсем другая!

    Зато внутренности “Аэрокобры” узнал сразу же, похвалил высокую достоверность воспроизведения кокпита.

    Первым сбитым самолетом у А. Шацкого была Штука. Когда =BY= MOROK попытался воспроизвести этот бой и сбил Ю-87, подойдя вплотную, дед азартно закричал: “Вот! Вот это моя дистанция!”
    Когда спросили о качестве нашего оружия, он много чего рассказал, но начал словами: “В хороших руках, сынки, и х... - пушка!”

    Об отношении к немецким пилотам.
    “Если бы сегодня меня спросили, я бы сказал что отношусь к ним с очень глубоким уважением. Как ни крути, но это были специалисты. А тогда никаких других чувств, кроме ненависти, не было. Да и быть не могло.”

    О бетонности “ишака”
    “Вы спрашиваете, способен ли был И-16 выдержать 20-мм снаряд?! И-16!!!? Вы что, шутите? Да он вспыхивал, как факел, от любого попадания… Бензин да тряпки.”

    О Лагг-3.
    “Вот уж на что дрянной был самолет… Крепкий, этого не отнимешь, но попробуй поверни эту деревяшку… Однажды я перегонял единственный в нашем полку Лагг-3 из-под Сталинграда в Астрахань… По прилету доложил командиру, а он мне в ответ: “Ну и дурак! Лучше бы ты его разбил…”

    О везении
    “Не было указаний сохранять технику любой ценой… Наоборот, при повреждении машины мы должны были прыгать. Однажды меня сильно зацепили “эрликоны”… и что обидно, уже вблизи нашего аэродрома… Пока тянул до него, гадал – “прыгать-не прыгать?” Несколько раз уже собирался было покинуть самолет… Но рискнул… остался, дотянул, сел. Уже на земле рассказываю о своих сомнениях инженеру, а он отвечает: “Ну и молодец, что не прыгнул. Смотри”. И протягивает мне кольцо от моего парашюта. Оказывается, снаряд эрликона перебил вытяжной тросик в моем парашюте… и если бы я прыгнул, то так и погиб бы… с колечком в руке..”

    Во время боевых действий ветерану удалось полетать только на И-153, И-16, и Р-40 "Киттихоук". В конце войны пересел на "Спитфайр" но по его словам сбивать тогда было уже некого. Александр Шацкий служил в полку ПВО, видимо этим обьясняется такая бедная матчасть.

    Зато после того как он стал командиром эскадрильи примерно в конце 42-го, до конца войны потерял всего одного летчика.

    Про встречи с противником:
    Если они вступали с нами в бой, то мы имели шанс сбить их, если нет, то навязать им бой не было никакой возможности. Он говорил, что практически никогда не видел мессер ниже себя. "Мы их сбивали только потому, что они хотели нас убить" Один раз столкнулся с 4-мя FW-190. Его зам струсил и увел звено, он остался один "Пара вверху, пара внизу, так и крутился с ними, разошлись вничью".

    Когда они прибыли под Сталинград, летом 1942-го, у них там какая-то вольница была... то есть они сами себе решили - а полетели, собьем кого-нибудь... И тогда у него произошла первая встреча с немецким самолетом - Шацкий называет его "Дорнье-215". В общем, они просто не сумели его догнать. Бомбера - на истребителях - не сумели...
    "Молодые были, горячие... только потом поняли, что могло бы быть, если бы нас мессеры прихватили..."

    "Асы у немцев были очень осторожные... он сбил одного отставшего, и домой - шнапс пить... Если бы у нас была такая техника, мы бы сбивали, пока сбивается..."

    "Под Сталинградом за 5 сбитых давали Героя. Я и сбил пять. Но перевели в другую часть, где командование просто не знало о наших прошлых успехах. Зато Орден Отечественной войны I степени получил одним из первых... еще в 42-м году."

    "А был у меня ведомый.... Копейкин.... такой ведомый, что когда комполка шел с нами на вылет, он всегда Копейкина у меня забирал... Потому что, когда Копейкин - ведомый, назад можно не смотреть, за тыл свой не волноваться. Отличный летчик... Я бы Копейкину не то что Героя, я бы ему дважды Героя дал... я ему жизнью обязан. Но он в Героях не ходил... потому что у него не было сбитых".

    На "спитах" он летал в Румынии в конце войны и боевых столкновений с противником на них у него не было. Когда у него спросили как вы оцениваете баланс русских и немекцких самолетов до 1942 года включительно он сказал так дословно: пока не появился Ла-5 мы все отгребали по полной программе без шансов, даже Як-1Б положения не исправлял и был в то время еще очень сырой.

    На вопрос как вас первый раз сбили:
    А х... его занет - летел-летел, вдруг - бам-бах-бух, я горю, самолет искалечен, а кто где откуда - хрен его знает!

  8. #8
    Anonymous
    Guest

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от М.Быков
    Пару лет назад на Сухой.ру в форуме про игру Ил-2 выкладывали фрагменты бесед с Шацким. У меня они сохранились, может, пригодятся
    Точно, помню такое интервью. Но все равно, спасибо большое! :)

  9. #9
    Форумчанин Форумчанин Аватар для Ruslan
    Регистрация
    09.01.2006
    Адрес
    СПб
    Сообщений
    41

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Rocket man
    Цитата Сообщение от М.Быков
    Пару лет назад на Сухой.ру в форуме про игру Ил-2 выкладывали фрагменты бесед с Шацким. У меня они сохранились, может, пригодятся
    Точно, помню такое интервью. Но все равно, спасибо большое! :)
    Вообще, было бы не плохо проводить интервью по схемам Сухорукова со всеми летчиками ВОВ, и публиковаить на сайте текст интервью и фотографии.
    Я где-то видел интервью с И. Каберовым. Думал на аир-форсе-ру, сейчас искал - не нашел :( .
    Будем жить, пехота!

  10. #10
    Администратор Ветеран Аватар для Д.Срибный
    Регистрация
    14.10.2005
    Адрес
    Альфу Центавра знаете? Тамошние мы.
    Сообщений
    3,883
    Записей в дневнике
    5

    По умолчанию

    Интервью с Каберовым на аирфорсе:
    http://www.airforce.ru/staff/kaberov/index.htm
    С уважением,
    Дмитрий

  11. #11
    Форумчанин Форумчанин
    Регистрация
    28.10.2005
    Адрес
    Минск
    Сообщений
    63

    По умолчанию re.

    Выкладываю конспективно наш разговор с Александром Сергеевичем
    Больше всего он рассказывал,как воевал под Сталинградом.
    --- Наша 102иад-2гиад ПВО все свои награды и звания получила за
    этот город и больше у нас таких боев не было.
    --- Под Сталинградом наша авиация сделала все,что смогла,и что ей
    позволили немцы.А город отстояли и победили наземные войска.
    О немцах.
    --- Очень сильные летчики,классные стрелки. В Сталинграде они лета-
    ли в свое удовольствие.На КП слушаешь радио,а там смех,песни в эфи
    ре поют,болтают.
    --- Все лето и осень была отличная погода,так мы ее проклинали.Ввоз-
    дух поднимались,как на Голгофу.Все время атаки со стороны солнца
    и когото из нас нет.Только когда было облачно тогда на фоне облаков
    хорошо видишь МЕ109 и тогда даешь ему подойти на 800 метров и кру
    той разворот.Ме109 лобовую атаку никогда не принимал всегда ухо-
    дил вверх.Маневренный бой тоже принимали крайне редко,только ког
    да не было выхода.Практически всегда сверху.И тактика кстати пра-
    вильная,представь я ЗАЗе,а он на Мерседесе.Будь у меня такойже самолет и я также действовал бы.
    На мой вопрос, что больше всего мешало в боях.
    --- Отсутствие радиосвязи и хреновые Шкассы.
    --- Однажды сидим на аэродроме смотрим идет И16,тут и немец,как из
    неоткуда возник.Мы кричим "ишачку",оглянись,а тоткак летел прямо,
    так и продолжает.Ну немец пристроился,очередь и все.
    --- Шкассы рассчитаны только на короткие очереди,а что собьешь ею,
    вот иприлетали почьти после каждого боя с заваренными Шкассами.

  12. #12
    Форумчанин Форумчанин
    Регистрация
    28.10.2005
    Адрес
    Минск
    Сообщений
    63

    По умолчанию re

    ---Спасали только эрэсы.Немцы их,как огня боялись.Вот так летаешь
    и по одной пуляешь.Хотя попасть очень сложно(говотит в сомкнутый
    строй бомберов еще можно,а в одиночный самолет нет) .(рукой пока-
    зывает по какой замысловатой траектории летит эРэС).
    НА мой вопрос,как он относится к немецким счетам сбитых.
    --- А чему удивляться они нам под Сталинградом продыху не давали.
    Да и потом не слабее были.Все зазевавшиеся,оторвавшиеся от строя,
    подранки все их были.Хотя я лично только один раз видел,чтобы не-
    мец за один раз больше одного самолета нашего сбил.Мы после боя вернулись с пустыми баками,сели,а в это время через наш аэродром
    возвращались с задания "пешки.Шли вереницей.В это время их догна-
    ла пара 109-тых.Один остался вверху прикрывать,а ведущий раз к ПЕ-2,очередь и "пешка" носом вниз. и так трижды.
    --- Про большие счета еще в войну знали.Зимой 43,когда много плен-
    ных было их же почьти не охраняли.Они все в тепло лезли.Вот и к нам
    в домик забредали.Румын так мы сразу выгоняли,ониж все вшивыми
    были,ну,а немцев иногда и за стол приглашали.Так вот раз мы одному
    и говорим,вот мы в пятером сбили 40 ваших самолетов,а он достал из за пазухи газету показывает нам фотографию и говорит- этот сбил ва-
    ших 120.
    --- Все что пишет Швабедисен(эта книга у А.С.есть дома) почти все
    правда.Я полностью согласен с Рокоссовским когда он говорит,что до
    43г. нашей авиации в небе не видел.
    Про наши самолеты.
    --- Один полк в дивизии летал на ЛаГГ3.Однажды комэск из этого пол-
    ка садился и на пробеге при еще большой скорости затормозил.Само-
    лет начал сиановиться на нос, летчик отпустил тормоз и хвост начал
    опускаться,и ударившись о землю отвалился.В это время на старте
    был комдив п-к Пунтус,он подошел к самолету осмотрел и сказал;Как
    коряво спроектировали,так и развалился.
    --- Когда у сбитого немецкого летчика спросили,как ему Харрикейн, он
    ответил:Когда я его встречал в небе,то пилотировал левой ногой и все
    равно сбивал.
    --- Киттихаук нормальный самолет,только его надо хорошо раскочега-
    рить(на моей вопрос это как). Надо попрыгать на горках,вверх вниз,
    Я так в 44г. в Крыму от 4-х Фок ушел.
    На мой вопрс,что ему больше всего запомнилось.
    --- Два момента,так перед глазами и стоят.В 42 после боя возвращаем-
    ся по одиночке,кручу головой,вроде только смотрел назад,поварачи-
    ваюсь,а там буквально в метрах нос 109-го надвигается.Такое ощуще-
    ние,что таранить хочет мою "Чайку" и не стреляет.Потом раз и отвалил
    Видимо боеприпасы кончились или оружие отказало.А я уже с жизнью
    попращался.
    ---МЕ-109 сбил моего ведомого,а меня и не заметил,и вот он передом-
    ной выплывает на разукрашенном самолете,тут меня замечает,глаза
    вытаращил. Ну я его иприземлил.

    Остальное тоже,что привел М.Быков.

  13. #13
    Anonymous
    Guest

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Ruslan
    Цитата Сообщение от Rocket man
    Цитата Сообщение от М.Быков
    Пару лет назад на Сухой.ру в форуме про игру Ил-2 выкладывали фрагменты бесед с Шацким. У меня они сохранились, может, пригодятся
    Точно, помню такое интервью. Но все равно, спасибо большое! :)
    Вообще, было бы не плохо проводить интервью по схемам Сухорукова со всеми летчиками ВОВ, и публиковаить на сайте текст интервью и фотографии.
    Я где-то видел интервью с И. Каберовым. Думал на аир-форсе-ру, сейчас искал - не нашел :( .
    Мне тут три адреса дали ветеранов-летчиков у нас в Екатеринбурге живут. Вот только никак время не могу выкроить проверить проживают ли они все еще по этим адресам - работа :(

  14. #14
    Форумчанин Форумчанин
    Регистрация
    28.10.2005
    Адрес
    Минск
    Сообщений
    63

    По умолчанию re

    Вчера меня дочь последнего из живых летчиков 18гиап, Зверева Ва-
    силия Глебовича,пригласила домой,чтобы поговорить с ним. Фотоар-
    хива правда у него нет,но летная книжка сохранилась.Распечатал
    вопросник с "Я помню" и первый разговор проведу по нему.
    В воскресенье встречаюсь с Шацким и тоже поговорю с ним по опрос
    -нику,а также постараюсь записать все на видео для своего архива,
    как в первом,так и вовтором случае.Так же обговорю с А.С. когда
    конкретно можно будетсделать сканы фотоархива.

  15. #15
    Anonymous
    Guest

    По умолчанию Re: re

    Цитата Сообщение от Leon
    Вчера меня дочь последнего из живых летчиков 18гиап, Зверева Ва-
    силия Глебовича,пригласила домой,чтобы поговорить с ним. Фотоар-
    хива правда у него нет,но летная книжка сохранилась.Распечатал
    вопросник с "Я помню" и первый разговор проведу по нему.
    В воскресенье встречаюсь с Шацким и тоже поговорю с ним по опрос
    -нику,а также постараюсь записать все на видео для своего архива,
    как в первом,так и вовтором случае.Так же обговорю с А.С. когда
    конкретно можно будетсделать сканы фотоархива.
    Зверев на чем летал? Я б тоже кое-чего бы спросил через Вас, если можно :)

  16. #16
    Форумчанин Форумчанин Аватар для М.Быков
    Регистрация
    20.10.2005
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    31

    По умолчанию Re: re

    Цитата Сообщение от Rocket man
    Зверев на чем летал? Я б тоже кое-чего бы спросил через Вас, если можно :)
    Ни одной победы в составе 18 ГИАП у Зверева нет. Скорее всего, из последнего или предпоследнего военного поколения. Значит, летал на Як-3. Возможно, застал еще Як-9.

  17. #17
    Anonymous
    Guest

    По умолчанию Re: re

    Цитата Сообщение от М.Быков
    Цитата Сообщение от Rocket man
    Зверев на чем летал? Я б тоже кое-чего бы спросил через Вас, если можно :)
    Ни одной победы в составе 18 ГИАП у Зверева нет. Скорее всего, из последнего или предпоследнего военного поколения. Значит, летал на Як-3. Возможно, застал еще Як-9.
    А можно поинтересоваться тогода об учебной программе в училище? Из каких предметов состояла, на что делался особый упор. Если закончил во второй половине войны, то доводился ли фронтовой опыт до курсантов? Сколько было теории и практики. Спасибо :)

  18. #18
    Anonymous
    Guest

    По умолчанию Re: re

    Цитата Сообщение от Leon
    Теперь ответ по Спитфайрам:
    В 83гиап Спиты пришли в сентябре44г.
    Они были покрашены в светло-металик,без английской окраски и
    опознавательных знаков.Были нанесены советские звезды и номер-
    ные знаки.
    Нельзя ли будет уточнить, окрашенные в серебрянку или некрашеный алюминий?
    И конечно фотки очень хочется увидеть...

  19. #19
    Форумчанин Форумчанин Аватар для Ruslan
    Регистрация
    09.01.2006
    Адрес
    СПб
    Сообщений
    41

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Д.Срибный
    Интервью с Каберовым на аирфорсе:
    http://www.airforce.ru/staff/kaberov/index.htm
    Верно! А я искал в "Истории". И там и там интервью летчиков :?
    Будем жить, пехота!

  20. #20
    Форумчанин Форумчанин
    Регистрация
    28.10.2005
    Адрес
    Минск
    Сообщений
    63

    По умолчанию re.

    Про Зверева узпал из книги Пинчука В воздухе Яки, там и фото его
    есть.Пинчук написал,что В.Г. живет в Минске,я решил поискать жив
    он еще или нет.Оказалось жив и довольно бодр.
    Вопросы списал буду задавать,но с Шацким буду ближайшие беседы
    строить по боевому пути частей в которых он служил(особенно мне
    интересен 926иап ПВО) и все связанное с Спитфайрами.

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •