Показано с 1 по 12 из 12

Тема: Содружество Мытищинского и Прокопьевского аэроклубов в 1942 году

  1. #1
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    11.03.2007
    Адрес
    г. Тверь
    Сообщений
    351

    По умолчанию Содружество Мытищинского и Прокопьевского аэроклубов в 1942 году

    Аэроклуб в городе Прокопьевске Западно-Сибирского края был образован в 1934 году. Мытищинский аэроклуб – в 37-м. Они породнились в 42-м.

    Автор М. Негриева в статье «Их позвало небо» (сборник «Победа была за нами!»//Под общей ред. Г.Ф. Донковцевой. – Прокопьевск: Пласт. – 1995. – 341с.: илл. – С. 65 – 85) сообщает нам, что Прокопьевский аэроклуб (штаб и классы) размещался в довольно большом одноэтажном здании на улице Рудничной, 12. Готовил аэроклуб не только летчиков и планеристов, но и парашютистов, инструкторов, техников. Ежегодно в аэроклубе только одних курсантов-пилотов обучалось до 200-500 человек. На Рудничной в зимнее время шли теоретические занятия. Летом курсанты практиковались за городом, жили в палаточном лагере, который построили специально для ароклубовцев.
    Аэроклуб просуществовал 7 лет и был единственной, наверное, в городе организацией, которая была закрыта потому, что все ушли на фронт: «Были сняты с учета комсомольская и партийная организации аэродрома по той же причине. Большинство курсантов бывшего Прокопьевского аэроклуба сразу же ушло воевать. Шла война, с питанием было плохо, не хватало одежды. Но молодежь, работая на производстве, не бросила аэроклуб. Люди осваивали летное дело, уходили на фронт и побеждали. После того, как все наши аэроклубовцы ушли на фронт, оставшиеся инструкторы обучали эвакуированных в Прокопьевск московских курсантов. Отсюда уходили на войну, в бой.
    Сделав последний выпуск пилотов, добровольно на фронт ушел почти весь личный состав аэроклуба».
    В предвоенные годы на территории пригородного поселка Школьный располагался аэродром, на котором учили парашютному делу. Подсобные службы находились в самом поселке. В сборнике «Хлеб и уголь земли родной. Прокопьевский район» (составители: Е. Логинова и Г. Шалакин. – Кузбасская книга. – 2004. – 200с: илл. – С.161) приводится сообщение о том, что в годы Великой Отечественной войны в Школьный «прибывали раненые летчики для поправки здоровья, здесь находилась воинская часть». Здание аэродромной столовой вечерами играло роль клуба, где жители Школьного смотрели кинофильмы.
    Школьный удобен тем, что находится примерно на одинаковом расстоянии от двух шахтерских городов Кузбасса – Прокопьевска и Киселевска. Филиал Прокопьевского аэроклуба в Киселевске образован в 1939 году; очевидно, молодежь Киселевска занималась авиационными видами спорта на аэродроме Школьного. В Прокопьевске имелось еще одно летное поле – на Тыргане. М. Негриева, рассказывая о Прокопьевском аэроклубе, пишет, что когда летом 1935 года прилетели первые два самолета, «полгорода бежало встречать прилетевших на Тырган (трамвая тогда не было)». Тырган – это безугольное плато в западной части Прокопьевска, сегодня так называется крупный жилой массив, построенный на этом плато.
    Информацию об эвакуации аэроклуба из столичного региона уточнила известный прокопьевский краевед Людмила Николаевна Черченко. 30 августа 2009 года, когда я был у нее в гостях, она сообщила, что согласно найденным ею архивным документам, в Прокопьевск действительно был эвакуирован аэроклуб, но не московский, а Мытищинский. Он, по словам Л.Н. Черченко, разместился в помещениях и на аэродромах Прокопьевского аэроклуба.
    26 сентября 2009 года я приехал из Твери, где живу и работаю журналистом, в Мытищинский историко-художественный музей. Директор музея Мария Альбертовна Клычникова сообщила, что архив Мытищинского аэроклуба утерян. Сотрудники музея, его ученый секретарь Наталья Михайловна Товстуха на протяжении нескольких лет кропотливо собирали документы и фотографии, оставшиеся у родственников курсантов аэроклуба. Скупые документальные свидетельства подтверждались воспоминаниями очевидцев. Увы, из бывших курсантов Мытищинского аэроклуба, находящихся в поле зрения музейщиков, почти никого в живых уже нет.
    К счастью, в материалах, имеющихся в распоряжении Марии Альбертовны, есть сведения о выпускнике аэроклуба Алексее Сергеевиче Сенцове. Он – уроженец села Большие Мытищи, учился в Мытищинском машиностроительном техникуме и аэроклубе. В 1941 году вместе с Мытищинским аэроклубом был эвакуирован в город Петушки Владимирской области, затем через Казань в город Прокопьевск Новосибирской области (до 27 сентября 1937 года – Западно-Сибирского края, с 26 января 1943 года – Кемеровской области). Первое письмо из Прокопьевска датировано 11 января 1942 года. В это время он доучивался на летном отделении. Сохранилась справка Прокопьевского аэроклуба ОСОАВИХИМ от 10 января 1942 года, в которой говорится, что Сенцов – курсант отделения пилотов. На справке – угловой штамп Прокопьевского аэроклуба, выполненный типографским способом. Из Прокопьевска он послал домой три или четыре письма. На одном из них, посланном домой в Мытищи из Прокопьевска, указан обратный адрес: Прокопьевск, почтовый ящик № 10. Сенцов сообщает также в одном из писем, что в Прокопьевске встречал знакомых ребят из Перловки (Мытищинского района), Загорска, Загорянской и Пушкино.
    7 апреля 1942 года А.С. Сенцов пишет уже из Новосибирска. Он работает в охране до особого распоряжения. Не может получить проездные документы для поездки в Мытищи. Летом он пишет уже из Ишима, сообщает, что призван на службу и учится в эвакуированном в Ишим Ленинградском военно-авиационном училище авиамехаников.
    2 декабря 1942 года Алексей Сенцов был отправлен на фронт под Сталинград. По словам родственников, служил летчиком-стрелком. В письме с фронта от 22 апреля 1943 года указан номер полевой почты 53876. На другом письме с фронта он указал: П.П.С. 2175 часть 75.
    Алексей Сенцов погиб при выполнении боевого задания в 1943 года в районе города Краматорска (Украина). В фондах Мытищинского музея имеются погрудный фотопортрет А.С. Сенцова в военной форме, письма из Сибири, датированные 1943 годом письма с фронта, извещение Мытищинского райвоенкомата от 31 июля 1943 года о гибели гвардии младшего сержанта А.С. Сенцова.
    Кроме того, Прокопьевский аэроклуб упоминается в письме выпускницы Мытищинского аэроклуба Марии Игнатьевны Быловой (в девичестве Нетруненко), адресованном бывшей летчице 46-го Таманского гвардейского ночного бомбардировочного Герою Советского Союза Нине Максимовне Распоповой. Мария Игнатьевна вспоминала, что в начале июля 1941 года Мытищинский аэроклуб перебазировался в подмосковный г. Ногинск, лётно-технический состав на самолетах. Туда прибыли и курсанты -- полеты продолжались. Первой на фронт ориентировочно в ноябре отправили Н.М. Распопову. А примерно в декабре поступил приказ расформировать аэроклуб и эвакуировать курсантский состав в Прокопьевск. Остались только два самолета для перегона по воздуху в Чебоксары, где находился запасной авиаполк. Составили акты на все, что осталось из материальной части и сдали ее на хранение. Через Петушки следовали в эвакуацию Подольский, Раменский и другие аэроклубы. Прилетевший с фронта в Петушки Надеждин рассказал, что за месяц погибли 8 летчиков аэроклуба. В феврале 1942 года, после расформирования Мытищинского аэроклуба, Мария Нетруненко вернулась в Москву, и вскоре ее мобилизовали. Она служила в авиационном полку.
    К слову, в 2004 году в книге «Тайнинское небо и тропы» опубликован интересный факт из биографии Нины Максимовны Распоповой, уроженки станции Магдагачи Амурской области. Дочь сибиряков, она окончила Хабаровскую летную школу имени Уншлихта, затем работала инструктором по планеризму и летному делу в Омске: «Была первой парашютисткой Сибири, нас в Омске прыгало с парашютом семь женщин».
    Осенью 1941 года был сделан последний выпуск (основного состава) начальником Прокопьевского аэроклуба Германом Александровичем Логиновым, после чего он ушел на фронт.

    ГЕРОИ ПРОКОПЬЕВСКОГО АЭРОКЛУБА
    Жители Прокопьевска и Киселёвска гордятся выпускниками аэроклуба – Героями Советского Союза. Среди них Иван Сергеевич Черных, Федор Васильевич Буслов, Евграф Иосифович Селиванов, Михаил Семенович Чеченев.
    И.С. Черных воевал на Ленинградском фронте в составе 125 бомбардировочного авиаполка. 16 декабря экипаж младшего лейтенанта И.С. Черных (штурман – лейтенант Семен Кириллович Косинов, стрелок-радист Назар Петрович Губин) в районе Чудово повторил подвиг Гастелло.
    Ф.В. Буслов воевал в составе 136-го гвардейского штурмового авиаполка. На «летающем танке» Ил-2 он выполнил 186 боевых вылетов, в воздухе сбил 5 и уничтожил на аэродромах 7 самолетов противника.
    Командир эскадрильи аэроклуба Е.И. Селиванов прибыл на Западный фронт в сентябре 1941 года. Его 198-й штурмовой авиаполк с сентября до половины ноября 1941 года действовал в составе 31-й смешанной авиадивизии в полосе 29-й армии Западного фронта: Андреаполь – Западная Двина. Во время наступления гитлеровцев на Москву летчики полка защищали дальние подступы к столице на волоколамском участке фронта и действовали по группировкам врага в окрестности города Старицы и поселка Погорелое Городище (районные центры Калининской области), а также в районе: Шаховская, Горюны. За месяц боев штурмовики уничтожили десятки танков, сожгли и разбили 600 грузовиков, 70 цистерн с горючим, 200 мотоциклов, 10 самолетов на аэродромах и 3 в воздухе. В апреле-мае 1942 года полк продолжал боевую деятельность в составе 4-й ударной авиагруппы на Западном Фронте, нанося удары по железнодорожным узлам: Ржев (районный центр Калининской, ныне Тверской области), Брянск, Орел. В октябре 43-го Е.И. Селиванов стал командиром 198-го штурмового полка. Он геройски погиб в воздушном бою 24 марта 1945 года.
    Летчик-штурмовик М.С. Чеченев совершил 248 боевых вылетов.
    Выпускник Прокопьевского аэроклуба Павел Ефремович Зубарев в 1942 году был призван в армию и прошел обучение на стрелка-радиста. Больше 20 лет он считался без вести пропавшим. Но вот в апреле 1969 года на Новгородчине под Старой Руссой обнаружился самолет с останками двух членов экипажа. Выяснилось, что это был летчик Анатолий Андреевич Шевченко (Шевченко-Швец) и стрелок Павел Ефремович Зубарев. Их самолет 19 февраля 1943 годе не вернулся с боевого задания в 735-й штурмовой авиаполк. 15 июня 1942 года он окончил курсы и получил назначение во вновь формируемый в районе города Куйбышева 735-й штурмовой авиационный полк. Полком командовал подполковник Семен Егорович Володин. В сентябре 1942 года полк, полностью укомплектованный личным составом и самолетами, перелетел на один из подмосковных аэродромов у города Дмитрова. Он вошел в формируемый генералом В.Г.Рязановым 1-й штурмовой авиационный корпус. В октябре корпус включился в боевую работу на Калининском фронте. 735-й полк входил в состав 266-й штурмовой авиационной дивизии, которой командовал полковник Федор Григорьевич Родякин. Штаб дивизии находился в Старой Торопе Торопецкого района Калининской области. Условия боевой работы были очень сложными. Частые снегопады, низкая облачность, однообразие ориентиров на лесистой местности, где деревни похожи друг на друга, затрудняли отыскание цели. В феврале 1943 года полк участвовал в штурмовке вражеского плацдарма в районе Демянска. В этой операции штурмовики работали с предельным напряжением своих сил, выполняя в день по нескольку боевых вылетов...

    ГОРДОСТЬ МЫТИЩИНСКОГО АЭРОКЛУБА
    Как уроженцу Кемеровской области, волею судеб обосновавшемуся в Калинине (Твери), мне радостно, что не только Кузбасс внес свою лепту в истории Мытищ аэроклуба, но и тверяки. Перво-наперво это легендарный летчик и военачальник Громов, Михаил Михайлович Громов. Он родился 110 лет назад в Твери, но с детских лет жил на станции Лосиноостровской, исторически это Мытищинская земля.
    Конечно же, Павел Игнатьевич Гроховский, зачинатель и выдающийся конструктор техники ВДВ, детские годы которого прошли в Твери. В книге «Тайнинское небо и тропы» (Голубев В.М., Сошин В.М., Тимофеев А.В. Москва: Советский писатель. – 2004. – 444с.: илл., вкл.) рассказывается о сотрудничестве юных курсантов планерной школы районного совета Осоавиахима с сотрудниками «поля чудес» комдива Гроховского (НКТП «Подлипки»)
    В книге «Память и памятники. 60-летие великой победы советского народа над фашистской Германией» (автор-сост. Г.В. Смирнов. – Мытищи: УПЦ «Талант». -- 2005. – 228с.:илл.) приведенные краткие биографии тех Героев Советского Союза, чья жизнь связана с Мытищами. Первый в этом славном списке – дважды Герой Советского Союза Алексей Васильевич Алеллюхин. Он родился в 1920 году в селе Кесова Гора Тверской губернии. Учился в Мытищинском аэроклубе, планерист. Мытищинским РВК был направлен в военно-авиационную школу имени Чкалова. На его счету 258 воздушных боев, 40 лично сбитых вражеских самолетов и 17 в группе.
    В Мытищинском аэроклубе учился Герои Советского Союза Анатолий Иванович Кадомцев, на своей «Чайке» сражавшийся на Калининском фронте, в боях под Ржевом. Учился Виктор Николаевич Яшин; с июля 1942 года лейтенант Яшин проходил боевую службу в составе 133-го истребительного авиаполка; в октябре-декабре 1942 года его 133-й иап на самолетах Як-1 участвовал в боях на Калининском фронте в составе 266-й штурмовой авиадивизии. Учились в Мытищинском аэроклубе будущий летчик-испытатель Ю.А. Гарнаев, истребитель Ф.М. Лебедев, участник войны в Корее А.П. Сморчков.
    Кемеровчанка Вера Волошина -- была не летчицей, а парашютисткой: в сентябре 1940 года ее зачислили курсантом Московского аэроклуба имени Чкалова. Пятнадцать лет назад она удостоена звания Героя Российской Федерации (посмертно). Вера воевала в калининских лесах в составе диверсионно-разведывательной группы. Одна из улиц в Мытищах названа ее именем. На этой улице находится Университет потребительской кооперации -- бывший Московский институт советской кооперативной торговли, в котором училась Вера Волошина. Этот вуз полвека назад перебазировался в Мытищи. На территории Университета стоит бронзовый бюст «Вера Волошина» на гранитном постаменте. А на здании общежития – памятный знак в виде металлического барельефа.

    Игорь Мангазеев,
    воспитанник Казанского аэроклуба (учебно-авиационного центра ДОСААФ).

    Прокопьевск – Мытищи,
    27 сентября 2009 г.
    Последний раз редактировалось Игорь Мангазеев; 01.10.2009 в 11:33.

  2. #2
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    11.03.2007
    Адрес
    г. Тверь
    Сообщений
    351

    По умолчанию Фото Алексея Сергеевича Сенцова

    Это фото Алексея Сергеевича Сенцова, похоже, прежде не публиковалось в электронных средствах массовой информации.
    Миниатюры Миниатюры .jpg  

  3. #3
    Новичок
    Регистрация
    21.10.2009
    Сообщений
    2

    По умолчанию

    В Мытищах улица где был аэродром называется Лётная и есть памятник У-2. Только кто то не очень умный пожелал что бы он был такого цвета http://fotki.yandex.ru/users/verbaiv...103166/?page=0

  4. #4
    Mig
    Mig вне форума
    Старожил Ветеран Аватар для Mig
    Регистрация
    23.04.2007
    Сообщений
    1,251

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Hase Посмотреть сообщение
    В Мытищах улица где был аэродром называется Лётная и есть памятник У-2. Только кто то не очень умный пожелал что бы он был такого цвета http://fotki.yandex.ru/users/verbaiv...103166/?page=0
    У(По)-2 было построено десятки тысяч. Эксплуатантов У-2 было тысячи. Не знаю, кто возьмется утверждать, что У-2 такой оранжевой (?) окраски не было.... ИМХО в данном конкретном интерьере оранжевый У-2 смотрится интереснее и нагляднее, чем если бы это был классический У-2 в "защитного" цвета.

  5. #5
    Новичок
    Регистрация
    21.10.2009
    Сообщений
    2

    По умолчанию

    Ну лично я никогода не встречал описание такой окраски, а люди присутствующие на открытии памятника мне подсказывают что глава администрации толкнул речь в которой сказано что цвет этого самолёта символизирует золотые достижения нашей авиации. Вот я и не знаю теперь, радоваться или плакать.
    П.С. Я житель Мытищ, и вижу этот самолёт каждый день когда еду на работу.

  6. #6
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    11.03.2007
    Адрес
    г. Тверь
    Сообщений
    351

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Mig Посмотреть сообщение
    ИМХО в данном конкретном интерьере оранжевый У-2 смотрится интереснее и нагляднее, чем если бы это был классический У-2 в "защитного" цвета.
    А не могли мытищинские пилоты По-2 служить в полярной авиации?

  7. #7
    Mig
    Mig вне форума
    Старожил Ветеран Аватар для Mig
    Регистрация
    23.04.2007
    Сообщений
    1,251

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Игорь Мангазеев Посмотреть сообщение
    А не могли мытищинские пилоты По-2 служить в полярной авиации?
    Выпускники Мытищинского аэроклуба могли служить и в ВВС, и в ГВФ, и Полярной авиации, и в авиации НКВД и т.д. летать по всей стране и далеко за ее пределами.

  8. #8
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    11.03.2007
    Адрес
    г. Тверь
    Сообщений
    351

    По умолчанию

    Вряд ли По-2, относящиеся к ВВС, а тем более НКВД, имели оранжевую окраску.

  9. #9
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    11.03.2007
    Адрес
    г. Тверь
    Сообщений
    351

    По умолчанию

    В Прокопьевске торжественно открыты 2 новых мемориальных доски
    05.05.2010 14:12 |
    http://kemsocium.ru/index.php?option...rokn&Itemid=31

    "Одна из мемориальных досок - на фасаде жилого дома по адресу: ул. Рудничная. 4. Именно здесь в 1934 году был создан Аэроклуб. Следуя призыву комсомола "Комсомолец, на самолет! ", многие юноши и девушки из Прокопьевска, Киселевска и Прокопьевского района пришли в этот клуб. А летом 1935 года в город прилетели первые два тренировочных самолета. Ежегодно в клубе обучалось 200-250 курсантов-пилотов. Немало готовил аэроклуб планеристов и парашютистов."

  10. #10
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    11.03.2007
    Адрес
    г. Тверь
    Сообщений
    351

    По умолчанию Кто конструктор парашютных вышек 1930-х годов?

    Ещё один штрих.
    Недалеко от ародрома Мытищинского аэроклуба находился "цирк" комбрига Павла Гроховского, первого главного конструктора техники ВДВ. Парашютная вышка его конструкции была, к слову, сооружена в столичном парке культуры и отдыха им. Горького.
    Подобные парашютные вышки массово и повсеместно строились во второй половине 1930-х годов. В 1939 году парашютную вышку построили в Прокопьевске на городском стадионе "Шахтёр". Возможно, именно с неё прыгал будущий лётчик-космонавт Борис Волынов, когда учился в школе № 1 гор. Прокопьевска.
    Очень любопытно, кто был автором проекта той парашютной вышки?

    На коллаже наших дней изображена вышка на прокопьевском стадионе "Шахтёр" так, как её помнит выпускник Прокопьевского аэроклуба 1941 года Василий Михайлович Юрьев.
    Миниатюры Миниатюры ..jpg  
    Последний раз редактировалось Игорь Мангазеев; 10.11.2010 в 14:58. Причина: уточнение

  11. #11
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    11.03.2007
    Адрес
    г. Тверь
    Сообщений
    351

    По умолчанию

    Парашютная вышка Павла Игнатьевича Гроховского в парке культуры и отдыха г. Саратова. Снимок 1981 года.
    http://www.groh.ru/gro/sky/sky1.html

    Парашютная вышка в Бердянске в предвоенный год.
    Рисунок В.Проценко
    http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmo...rod-online.net

    Центральный парк культуры и отдыха. Скульптура "Девушки с веслом" на фоне вышки Павла Гроховского.
    http://clone-me.livejournal.com/231240.html

    Москва, 1930-е. Фотограф: ПРЕХНЕР Михаил (1911-1941) - Москва
    http://www.fotosoyuz.ru/ru/catalog/p...939447&search=

    В Парке имени Кирова. 1956 год.
    http://www.fotovsesvit.biz/images/retro-zp/0218.jpg
    Миниатюры Миниатюры sky1-23.jpg   .jpg   .-.jpg   .jpg   1956-.jpg  
    Последний раз редактировалось Игорь Мангазеев; 11.11.2010 в 20:02. Причина: Добавлены фотографии.

  12. #12
    Новичок
    Регистрация
    25.11.2015
    Сообщений
    1

    По умолчанию

    Осенью 1941 года был сделан последний выпуск (основного состава) начальником Прокопьевского аэроклуба Германом Александровичем Логиновым, после чего он ушел на фронт.

    Здравствуйте! Меня зовут Варвара, Логинов Герман Александрович, о котором Вы упоминаете в данной статье, мой родной прадед по материнской линии. Можете ли Вы мне помочь найти больше информации о нем и его работе в аэроклубе, если это возможно, либо подсказать, куда я могу обратиться с данным вопросом. Благодарю.

Метки этой темы

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •