Страница 1 из 5 12345 ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 20 из 89

Тема: АНТ-44 осенью 1941 года бомбил Бухарест. Какого завода был морской бомбардировщик?

  1. #1
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    11.03.2007
    Адрес
    г. Тверь
    Сообщений
    351

    По умолчанию АНТ-44 осенью 1941 года бомбил Бухарест. Какого завода был морской бомбардировщик?

    Меня, провиницального газетчика, с лета 2001 года интересует вынесенный в заголовок вопрос, на который я до сих не получил стопроцентно достоверный ответ, несмотря на личное знакомство 29 июля 2001 года с Геннадием Алексеевичем Савельевым, выпускником КАИ, бывшим директором Дубненского машиностроительного завода (перед Великой Отечественной - завод № 30 в рабочем посёлке Иваньково Кимрского района Калининской области).

    Вот моя версия, которую я излагал с августа 2001 года в ряде тверских газет.
    "В Калининской области, так же как и в Кемеровской, не было крупных самолетостроительных заводов. Тем не менее первый бомбовый удар по Бухаресту нанесла летающая лодка, собранная на малой родине Туполева. Правда, об этом мало кто знает даже в Тверской области. А ведь два небольших авиазавода в Кимрском районе могли бы превратиться в мощную базу советского гидросамолетостроения, если бы в 1941 году им не пришлось эвакуироваться.
    …В октябре 1941 года столица Румынии, воюющей на стороне фашистской Германии, освещалась как в мирное время. Беспечный Антонеску напрочь игнорировал уроки, преподанные к тому времени властям Берлина советской и британской авиацией. И вот в ночь на 16 октября морской тяжелый бомбардировщик МТБ-2 "Чайка" конструкции Туполева вылетел из Севастополя, имея целью Бухарест (а запасной - Констанцу). Экипажем летающей лодки командовал уроженец Кировоградской области Иван Моисеевич Сухомлин, который на этой же самой "Чайке" уже совершал ночные налеты на врага в районах Одессы, Херсона, Николаева, Констанцы, Сулина.
    Первая бомба пошла нормально.Сделав несколько заходов на заранее намеченные цели, "Чайка" легла на обратный курс. Бомбежка произвела неизгладимое впечатление на клику Антонеску, даже турецкие газеты отметили результативность этого налета.
    До последнего времени считалось, что честь создания этого грозного гидросамолета, выпущенного, по одним данным, в двух, по другим - в трех экземплярах, принадлежит таганрогскому авиазаводу. Общепризнанному факту противоречил, однако, забытый приказ первого наркома авиапромышленности Михаила Моисеевича Кагановича, родного брата всемогущего Лазаря Кагановича. Наркома сняли с должности в 1940 году, но 15 апреля предыдущего года он успел подписать приказ о запуске в производство в поселке Иваньково Кимрского района Калининской области мощного гидросамолета МТБ-2 ("Чайка", АНТ-44бис, АНТ-44Д), спроектированного в бюро А.Н. Туполева. Местом строительства завода стала промплощадка на левом берегу Волги, в двух километрах от гидроэлектростанции и плотины канала Москва-Волга.
    Приказ Кагановича существенно менял представление о вкладе Кимрского района в победу. А инициатива создания завода в родном для себя Кимрском районе принадлежала, судя по одной из юбилейных телеграмм, самому Туполеву.
    Инженер Андрей Туполев никогда не слыл дилетантом в гидросамолетостроении: любимый ученик Николая Егоровича Жуковского, он даже свою дипломную работу посвятил в 1918 году гидроплану. В марте 1935 года Туполеву поручили создать тяжелую летающую лодку. Первый вылет МТБ-2 состоялся 19 апреля 1937 года. Пилотировали лодку летчики Т.В. Рябенко и Д.Н. Ильинский.
    Второй экземпляр МТБ-2 проектировали как амфибию, способную взлетать не только с моря, но и с суши; на ней предусматривалось подъемное шасси. Однако Туполеву не дали запустить бомбардировщик в серийное производство. И не потому даже, что вплоть до 1939 года военное руководство вело дискуссию о том, нужны ли вообще тяжелые гидросамолеты. (Такие машины сложно обслуживать на плаву: подвешивать бомбы, торпеды, следить за моторами, но зато им ни к чему аэродромы.).
    Туполев не мог повлиять на исход дискуссии - с 21 октября 1937 года по 21 июля 1941 года по обвинению во вредительстве он отбывал срок в спецтюрьме ЦКБ-29 НКВД. За изготовлением амфибии следил прежний младший коллега Туполева - Александр Голубков.
    Благодаря помощи бывшего директора Дубненского машиностроительного завода Геннадия Савельева нам удалось выяснить, что в 1939 - 1940 годах в Кимрском районе действительно собрали туполевскую амфибию АНТ-44бис. Ее склепали в Иванькове в филиале Савёловского завода № 30. (Директором завода в конце 1937 года был назначен военинженер 1-го ранга Иван Георгиевич Загайнов; с 1939 года по август 1940 года он возглавлял и иваньковский филиал, а затем возвратился в Таганрог.)
    Иваньковскую "Чайку" изготовили точно в срок. Первый вылет амфибия сделала с суши, испытывал ее Рябенко. На Иваньковском водохранилище она проходила заводские испытания… И вскоре "Чайка" вошла в состав военно-воздушных сил Черноморского флота.
    Но все же не было полной уверенности в том, что именно иваньковская "Чайка" бомбила Бухарест . Ситуация прояснилась лишь после того, как Валентина Коняхина, руководитель музея Казанского авиаинститута имени А.Н. Туполева, порекомендовала связаться с Владимиром Ригмантом, конструктором туполевской фирмы в Москве, что на улице Радио.
    Он-то и рассеял последние сомнения, подтвердив, что "таганрогская" и "иваньковская" амфибии - это одна и та же "Чайка"! Секрет был в том, что детали для МТБ-2 начинали делать в Таганроге, а самолет из них собрали уже в Иванькове. МТБ-2 больше не изготавливали, но он стал точкой отсчета славной истории иваньковского авиазавода, ныне - машиностроительного завода в "ядерном" городе Дубне.
    Есть некоторые основания считать, что иваньковцы приложили руку и к бомбардировке Берлина в 1941 году. В начале 1939 года на Таганрогском заводе № 31 имени Г. Димитрова был запущен в серию морской дальний разведчик Че-2 (МДР-6) конструкции Игоря Четверикова. Семнадцать этих удивительно красивых амфибий успели построить там до конца 1940 года, а затем конструкторское бюро Четверикова перевели в Иваньково.
    Таганрожцы передали туда и задел деталей. Иваньковцам поставили задачу выпустить в 1941 году сотню Че-2. Сто не сто, но какое-то число самолетов Че-2 до эвакуации завода в октябре 1941 года выпустить удалось. Иваньковские Че-2 попадали, скорее всего, на Дальний Восток и на Балтику, возможно в 22-ю эскадрилью Филиппа Усачева, уроженца села Тасеево Красноярского края.
    Здесь самое время вспомнить о разведывательных полетах комэска Усачева перед серией бомбовых ударов по Берлину в августе и сентябре 1941 года. Лучшей машины для разведки, чем Че-2, в распоряжении флота не имелось. С начала августа до восьмого числа Филипп Александрович каждую ночь отрывал Че-2 от водной поверхности бухты, где маскировался самолет, и уходил на запад, к вражеским берегам, ведя разведку ПВО и морских сил противника, выискивая более или менее безопасные коридоры в воздушном пространстве для пролета полка дальних бомбардировщиков ДБ-3ф с острова Сааремаа, а заодно сообщая метеорологическую обстановку. Его эскадрилья была готова оказать помощь экипажам бомбардировщиков при вынужденной посадке на воду. 20 апреля 1945 года за ратные подвиги Ф.А. Усачеву было присвоено звание Героя.

    http://sh-kray.narod.ru/arhive/2004/44/pol5.htm

    ***
    Налёт АНТ-44 на Бухарест, отражен, к слову, на одной из схем "хрущёвского" шеститомника "Великая Отечественная война..." Известны ли новые подробности? А может быть, я что-то неправильно понял?

    Уважаемый alexvolf с коллегами разместил немало сведений о репрессиях в советском авиапроме: РЕПРЕССИИ В СОВЕТСКОЙ АВИАПРОМЫШЛЕННОСТИ . Но я не нашёл (может быть, по невнимательности) ни сведений об обстоятельствах изготовления и сборки МТБ-2 (АНТ-44), ни о конструкторской деятельности коллектива, который возглавлял Александр Петрович Голубков (до 1934 года заместитель Ивана Ивановича Погосского -- "неизменного помощника Туполева в создании морских самолётов").

  2. #2
    Старожил Ветеран
    Регистрация
    04.09.2007
    Сообщений
    1,918

    По умолчанию

    Последний раз редактировалось alexvolf; 26.12.2009 в 16:25.

  3. #3
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    11.03.2007
    Адрес
    г. Тверь
    Сообщений
    351

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от alexvolf Посмотреть сообщение
    Уважаемый Игорь
    Небольшое дополнение о Кимрском авиазаводе ...
    Уважаемый alexvolf, у Вас в небольшом дополнении большая ошибка.
    В Кимрах (точнее, поселке Савёлово на другом берегу Волги) размещался совсем другой завод. Он выпускал, в частности, самолёты Георгия Михайловича Бериева КОР-2.
    Именно савёловский завод первоначально носил номер № 30, а иваньковский завод, находящийся километрах в 20-25 от Савёлова, был филиалом "тридцатки".
    Уважаемый alexvolf, книга, которую Вы обширно цитируете, лежит передо мной. Она называется "От гидросамолётов до суперсовременных ракет" (Г.А. Савельев, Дубна: издательский центр "Феникс", 1999 г.)

    Цитата Сообщение от alexvolf Посмотреть сообщение
    О применении самолета МТБ-2 в период ВОВ смотрите книгу "Авиация ВМФ в Великой Отечественной войне" ряд авторов.,Воениздат 1983г,183с. с ил.
    О применении МТБ-2 писалось на двадцать лет раньше указанного Вами источника. Но до сих пор не совсем ясно, чьей сборки был АНТ-44, бомбивший Бухарест осенью 1941 года.

  4. #4
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    21.01.2009
    Адрес
    Жуковский
    Сообщений
    112

    Question А мне гораздо интереснее другое...

    Цитата Сообщение от Игорь Мангазеев Посмотреть сообщение
    О применении МТБ-2 писалось на двадцать лет раньше указанного Вами источника. Но до сих пор не совсем ясно, чьей сборки был АНТ-44, бомбивший Бухарест осенью 1941 года.
    Так же, как и нет ясности: кто ещё входил в экипаж И.М.Сухомлина?

  5. #5
    Старожил Ветеран
    Регистрация
    04.09.2007
    Сообщений
    1,918

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от simsim Посмотреть сообщение
    Так же, как и нет ясности: кто ещё входил в экипаж И.М.Сухомлина?
    Уважаемый Simsim
    В о время нанесения бомбового удара по Бухаресту 16.10.1941г в состав экипажа МТБ-2 входили командир Сухомлин,второй летчик Козлов (известный поляр.летчик ),штурман майор Грязных,бомбардир Дубина.
    А вот был-ли этот экипаж постоянным,то здесь вопрос...

  6. #6
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    30.01.2009
    Сообщений
    102

    По умолчанию

    А сколько всего было выпущено машин МТБ-2 и какова их судьба?

  7. #7
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    11.03.2007
    Адрес
    г. Тверь
    Сообщений
    351

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Кубинец Посмотреть сообщение
    А сколько всего было выпущено машин МТБ-2 и какова их судьба?
    Насколько мне известно из прочитанной литературы, МТБ-2 -- штучная работа. Всего было выпущено две машины: Ант-44 и амфибия Ант-44 бис.

    "От гидросамолётов до суперсовременных ракет" (Геннадий Алексевич Савельев. Дубна: издательский центр "Феникс", 1999 г. -- 256с. -- Стр. 13):
    "Во втором полугодии 1939 года небольшой коллектив (Иваньковского) завода во главе с его первым директором Иваном Георгиевичем Загайновым занимался монтажом и пуском в эксплуатацию технологического оборудования, устранением строительных и монтажных недоделок. В то же время приходит приказ НКАП (Народного комиссариата авиационной промышленности) от 15.04.39 г., в котором говорится, что коллективу завода поручено изготовление опытного гидросамолёта МТБ-2 (морской тяжёлый бомбардировщик) разработки ОКБ А.Н. Туполева, с четырьмя моторами М-120 и М-84, с использованием заделов деталей Таганрогского завода. Конструкторскую деятельность коллектива возглавлял Александр Петрович Голубков. Гидросамолёт МТБ-2 был изготовлен в срок, полностью прошел заводские и государственные испытания, но на стадии внедрения в серийное производство работы были остановлены (к тому времени закончились испытания гидросамолёта другого авиационного завода, и его лётно-технические характеристики были выше)" .

    15 сентября 2004 года я приехал в Таганрог и встретился с заведующим отдела маркетинга ТАНТК им. Бериева Андреем Ивановичем Сальниковым и его коллегой. А.И. Сальников не согласился с моими предположениями о том, что МТБ-2, изготовленный именно на Таганрогском авиазводе, бомбил Бухарест.

  8. #8
    Старожил Ветеран
    Регистрация
    04.09.2007
    Сообщений
    1,918

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Игорь Мангазеев Посмотреть сообщение
    Насколько мне известно из прочитанной литературы, МТБ-2 -- штучная работа. Всего было выпущено две машины: Ант-44 и амфибия Ант-44 бис.

    15 сентября 2004 года я приехал в Таганрог и встретился с заведующим отдела маркетинга ТАНТК им. Бериева Андреем Ивановичем Сальниковым и его коллегой. А.И. Сальников не согласился с моими предположениями о том, что МТБ-2, изготовленный именно на Таганрогском авиазводе, бомбил Бухарест.
    Уваж.Игорь
    Всего МТБ-2 было построено 3 экземпляра.Два-на заводе в Таганроге,один (АНТ-44 бис) был собран из готовых деталей в Кимрах.
    Первый экземпляр (вариант "летающая лодка" ) самолета потерпел катастрофу (при посадке на воду) в феврале 1939г
    Второй (1938г) и третий экземпляр самолета были выполнены в амфибийном варианте и могли взлетать с сухопутных аэродромов.Причем третий (кимровский) вариант имел целый ряд отличий от первых двух-улучшены обводы редана и подкрыльевых поплавков(улучшена "мореходность"),вместо двигателей М-85(мощность 810л.с.) были установлены четыре двигателя М-87 (мощность 950 л.с.)
    Именно на этой машине И.М.Сухомлин в конце 1940г установил четыре рекорда по классу амфибий.Оба самолета проходили испытания на Черном море.Дальнейшие работы над самолетом АНТ-44 были прекращены,в 1940г часть сотрудников КБ Голубкова были переданы в ОТБ НКВД (Кочергину удалось своих сотрудников отстоять-письмо зам преду СНК К.Е.Ворошилову).Кстати,во время войны когда решался вопрос о полете В.М.Молотова в США (через Англию) одним из вариантов был
    использовать АНТ-44,но остановились все же на Пе-8.
    Далее насчет Вашей версии.Вполне можно допустить что именно кимрский экземпляр АНТ-44 был использован экипажем Сухомлина при бомбардировке Бухареста...

  9. #9
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    11.03.2007
    Адрес
    г. Тверь
    Сообщений
    351

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от alexvolf Посмотреть сообщение
    Уваж.Игорь
    Всего МТБ-2 было построено 3 экземпляра.Два-на заводе в Таганроге,один (АНТ-44 бис) был собран из готовых деталей в Кимрах.
    Первый экземпляр (вариант "летающая лодка" ) самолета потерпел катастрофу (при посадке на воду) в феврале 1939г
    Второй (1938г) и третий экземпляр самолета были выполнены в амфибийном варианте и могли взлетать с сухопутных аэродромов.
    <...>
    Далее насчет Вашей версии.Вполне можно допустить что именно кимрский экземпляр АНТ-44 был использован экипажем Сухомлина при бомбардировке Бухареста...
    Спасибо, уважаемый alexvolf за уточнение. Но вы не очень внимательны. Повторяю, что в Кимрах (Савёлове) был другой авиазавод. Он специализировался на корабельных разведчиках (корректировщиках) КОР-2 Георгия Михайловича Бериева.
    Также смущает то, что таганрожцы нигде не писали, что это их МТБ-2 бомбил Бухарест.

    Г.А. Савельев увтерждает, что МТБ-2 прошел государственные испытания. Проходил ли МТБ-2 прочностные испытания? Если проходил, то первый экземпляр действительно мог быть разрушен.

  10. #10
    Старожил Ветеран
    Регистрация
    04.09.2007
    Сообщений
    1,918

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Игорь Мангазеев Посмотреть сообщение
    Спасибо, уважаемый alexvolf за уточнение. Но вы не очень внимательны. Повторяю, что в Кимрах (Савёлове) был другой авиазавод. Он специализировался на корабельных разведчиках (корректировщиках) КОР-2 Георгия Михайловича Бериева.
    Также смущает то, что таганрожцы нигде не писали, что это их МТБ-2 бомбил Бухарест.

    Г.А. Савельев увтерждает, что МТБ-2 прошел государственные испытания. Проходил ли МТБ-2 прочностные испытания? Если проходил, то первый экземпляр действительно мог быть разрушен.
    Уваж Игорь
    1)Под словом Кимровский я имею ввиду завод №30 НКАП.Ваши ударения на филиалы не катят.К примеру если на казанском заводе №124 одновременно сторились ДБ-А и ТБ-7,затем ТБ-7,ПС-84 и Пе-2 в разных цехах и промышленная зона занимала десятки га так,что будем по таблично разносить завод по имени начальников цехов или гл.инженеров и директоров типа "незвалевский"-"кагановский"-"юрьевский" и т.д.
    2) МТБ-2 проходил не по НКАПу,а по авиационному Управлению ВМФ СССР.Прочностных испытаний не было,да и быть не могло.После строительства и испытания двухлодочного МК-1 Туполев и Погосский были уверены в надежности конструкции самолета,хотя выбранная схема
    крыла МТБ-2 была применена впервые. Первый экземпляр АНТ-44 не был разрушен на статиспытаниях-он потерпел катастрофу и затонул,правда о гибели пилотов информации нет...

  11. #11
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    11.03.2007
    Адрес
    г. Тверь
    Сообщений
    351

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от alexvolf Посмотреть сообщение
    Под словом Кимровский я имею ввиду завод №30 НКАП. Ваши ударения на филиалы не катят.
    Уважаемый alexvolf, это самостоятельные предприятия. Перед войной между ними кооперации фактически не было, хотя оба действительно выполняли заказы НК ВМФ. Впрочем, на Савёловском заводе до войны производились и агрегаты для Су-2 (если память мне не изменяет: читал давненько).

    22 мая 1958 года рабочий посёлок Иваньково переведён из Калининской области в Московскую и преобразован в город областного подчинения (указ ПВС РСФСР № 260). 13 декабря 1960 года город Дубна и город Иваньково на основании Указа ПВС РСФСР объединены в один город Дубну.

    Хронология переименований и преобразований Дубненского машиностроительного завода в левобережной части города Дубны:
    - 10 июля 1939 -- 26 мая 1940 года: филиал завода № 30;
    - по 10 мая 1942 года -- завод № 30;
    - по 19 апреля 1946 года -- опытный завод № 458;
    - по 2 июня 1953 года -- опытный завод № 1;
    - по 30 апреля 1966 года -- завод № 256, п/я № 6;
    - по 19 июня 1972 года -- Дубненский машиностроительный завод, п/я Р-6498;
    - по 7 сентября 1978 года -- Дубненское производственно-конструкторское объединение "Радуга" (объединение с МКБ "Радуга");
    - по 12 мая 1982 года -- Дубненское производственное объединение "Радуга";
    - по 1994 год - Дубненский машиностроительный завод (выделение МКБ "Радуга" в самостоятельное предприятие);
    - с 1994 года -- АООТ "ДМЗ".

    Что касается Савёловского завода, то у него своя большая судьба. 13 марта 2008 года в Кимрах подписано соглашение о взаимодействии между региональной властью, администрацией г. Кимры и совместным российско-американским предприятием — ЗАО «Хамильтон Стандарт-Наука». В Савёлово реализуется инвестиционный проект по созданию центра производства оборудования для систем кондиционирования воздуха гражданских самолетов ведущих авиационных компаний.

    Цитата Сообщение от alexvolf Посмотреть сообщение
    К примеру если на казанском заводе №124 одновременно сторились ДБ-А и ТБ-7,затем ТБ-7,ПС-84 и Пе-2 в разных цехах и промышленная зона занимала десятки га так,что будем по таблично разносить завод по имени начальников цехов или гл.инженеров и директоров типа "незвалевский"-"кагановский"-"юрьевский" и т.д.
    Уважаемый alexvolf, Вы говорите, наверное, о заводе № 22 имени Горбунова что в Соцгороде?
    Рядом с 22-м заводом находится моторостроительный завод, старый номер - 16.

    Десятки гектаров -- всё же не десятки километров.

  12. #12
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    11.03.2007
    Адрес
    г. Тверь
    Сообщений
    351

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от alexvolf Посмотреть сообщение
    МТБ-2 проходил не по НКАПу,а по авиационному Управлению ВМФ СССР.
    Уважаемый alexvolf, это не совсем точно, так как сам завод находился в ведении наркомата авиапрома.
    ***
    "... в виду выделения Савёловского завода в самостоятельную структуру номер 30 сохраняется за заводом, находящимся в посёлке Иваньково (п/о Подберезье). Директором завода № 30 назначается Яков Кузьмич Руденко (проработал в этой должности с августа 1940 года и октябрь 1941 года). Коллектив получает новое задание: спроектировать и построить сухопутный скоростной разведчик-бомбардировщик СРБ (изделие "55") с мотором М-120, со скоростью 600 км/час. Но на первое января 1941 года чертежи от КБ на самолёт СРБ не поступили в производство, а услуги опытному производству были представлены только изготовлением макета изделия. Поэтому, согласно приказу НКАП от 27.12.40 г., работы по этой машине с плана 1941 года сняли, а в производство запустили документацию на гидросамолёт ЧЕ-2. Главным конструктором назначается Четвериков Игорь Вячеславович, а А.П. Голубкова назначают главным конструктором ОКБ завода 294.
    <...>
    В январе 1941 года А.П. Голубкова назначают главным конструктором ОКБ по проектированию и изготовлению унифицированных и стандартных самолётных деталей и агрегатов. Во время Великой Отечественной войны А.П. Голубков возглавлял коллектив КБ по переделкам (модификациям) иностранных самолётов (Б-25, ДС-3 и других). Впоследствии это КБ становится подразделением ОКБ А.Н. Туполева и принимает активное участие в создании самолёта ТУ-104.
    В конце 1940 года правительство принимает решение о переводе с Таганрогского завода двух ОКБ по гидросамолётам в Калининскую область: ОКБ, возглавляемое Г.М. Бериевым, -- в Савёлово, ОКБ, возглавляемое И.В. Четвериковым, -- на завод № 30 в рабочий посёлок Иваньково. Заводу № 30 была поставлена задача: в 1941 году выпустить сто самолётов ЧЕ-2. Таганрогский завод передаёт заводу № 30 задел и оснастку по самолёту МДР-6 (вариант ЧЕ-2)".
    (Из книги "От гидросамолётов до суперсовременных ракет". Геннадий Алексевич Савельев. Дубна: издательский центр "Феникс", 1999 г. -- 256с. -- Стр. 14).

    "В связи с началом войны приказом НКАП от 3 июня 1941 года состав ОКБ завода № 30 сокращают до количества, необходимого для испытания и доводки модификаций гидросамолёта МДР-6 "Б", а остальных используют в серийном проивзодства гидросамолёта ЧЕ-2. Но уже к осени 1941 года район Большая Волга и посёлок Иваньково стали прифронтовой полосой. Эвакуация завода № 30 стала неизбежной".
    (Там же. Стр. 15)

  13. #13
    Старожил Ветеран
    Регистрация
    04.09.2007
    Сообщений
    1,918

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Игорь Мангазеев Посмотреть сообщение
    Уважаемый alexvolf, это самостоятельные предприятия. Перед войной между ними кооперации фактически не было, хотя оба действительно выполняли заказы НК ВМФ. Впрочем, на Савёловском заводе до войны производились и агрегаты для Су-2 (если память мне не изменяет: читал давненько).
    Десятки гектаров -- всё же не десятки километров.
    Уваж.Игорь
    Получается хоть круть-верть,хоть верть круть.О каком самостоятельном предприятии Вы говорите-что до 1941г на заводе №30 было два директора? Нонсенс!

    Далее ответ на вопрос-почему был снят заказ о строительстве малой серии самолета МТБ-2? Ответ следует искать в изменении отношения руководства НК ВМФ к тяжелым морским гидросамолетам.Как известно бывший нарком ВМФ Смирнов(до этого возглавлял ПУ РККА после самоубийства Гамарника) был арестован органами НКВД (дело Дыбенко-Смирнов-Егоров),на его место был назначен заместитель наркома НКВД
    Фриновский который по мнению Д.Ф.Устинова-" абсолютно не соображал" в морском деле. Первое,что он сделал на посту наркома НКВМФ, то это в "пух и прах" разнес морскую авиацию и в первую очередь закупленные делегацией Туполева и производимые по лицензии
    у нас американские гидросамолеты ГСТ(фирма Консолидейтед) и ПС-30(Глен Мартин),досталось и МТБ-2 "сконструированного врагом народа".
    Критика Фриновского основывалась не на пустом месте- морские летчики и механики не раз ставили руководство флота в известность о том,что америк.машины просто "Г...",что и было на самом деле.После небольшого периода времени все они были сняты с производства.Такая вот история...
    Последний раз редактировалось alexvolf; 29.12.2009 в 18:34.

  14. #14
    Старожил Ветеран
    Регистрация
    04.09.2007
    Сообщений
    1,918

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Игорь Мангазеев Посмотреть сообщение
    Уважаемый alexvolf, это не совсем точно, так как сам завод находился в ведении наркомата авиапрома.
    ***
    (Там же. Стр. 15)
    Игорь
    А кто говорил,что завод 30 принадлежал другому ведомству.

    Речь шла о самолете МТБ-2,который проходил как и самолеты КОР ,МДР и т.д. по наркомату ВМФ.НКАП понятное дело только выполнял заказ ВМФ не более того.Испытания морских самолетов часто проходили с участием летчиков НИИ ВВС (например Стефановского и т.д.) но это ничего не значит...

  15. #15
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    11.03.2007
    Адрес
    г. Тверь
    Сообщений
    351

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от alexvolf Посмотреть сообщение
    Получается хоть круть-верть, хоть верть-круть. О каком самостоятельном предприятии Вы говорите, что, до 1941 года на заводе №30 было два директора? Нонсенс!
    "Нонсенс" потому, что Вы немного сами подзапутались, уважаемый alexvolf. Некритически цитируете. Например:
    Цитата Сообщение от alexvolf Посмотреть сообщение
    ... в мае 1937 года было начато одновременное строительство рабочего поселка и завода.
    Строительство осложнялось тем, что земля, отведённая под стройплощадку, оказалась заболоченной, плюс грунтовые воды, которые пришлось отводить при помощи дренажей. Начальником строительства был назначен Е.Т.Ястрибимов.
    <...>
    10 июля 1939 года в эксплуатацию была сдана первая очередь цехов завода №30.
    <...>
    Первым директором завода №30 был назначен И.Г.Загайнов.
    Всё обстояло несколько иначе.
    Строительство завода началось практически в третьем квартале 1937 года. Начальником стройки был Ястребилов Ефим Тарасович.
    <...>
    В результате напряжённого труда первую пусковую очередь завода ввели в эксплуатацию 10 июля 1939 года. Эта дата и стала считаться днем рождения завода № 30. (Но, повторяю, с 10 июля 1939 года по 26 мая 1940 года этот завод считался филиалом завода № 30!)
    Официально Иван Георгиевич Загайнов был первым директором филиала "тридцатки" ( до 26 мая 1940 года), и только потом -- по август 1940 года -- директором "тридцатки". Затем директором "тридцатки" назначен Яков Кузьмич Руденко (август 1940 - октябрь 1941).
    Но это было одно и то же иваньковское предприятие.

  16. #16
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    11.03.2007
    Адрес
    г. Тверь
    Сообщений
    351

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от alexvolf Посмотреть сообщение
    Критика Фриновского основывалась не на пустом месте - морские летчики и механики не раз ставили руководство флота в известность о том,что американские машины просто "Г...", что и было на самом деле. После небольшого периода времени все они были сняты с производства.
    Уточните, пожалуйста, чьи машины были сняты с производства?
    Советские гидросамолёты, пусть малыми сериями, всё же выпускались. Например, "Четвериков-2" и КОР-2 Бериева.

  17. #17
    Старожил Ветеран
    Регистрация
    04.09.2007
    Сообщений
    1,918

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Игорь Мангазеев Посмотреть сообщение
    Уточните, пожалуйста, чьи машины были сняты с производства?
    Советские гидросамолёты, пусть малыми сериями, всё же выпускались. Например, "Четвериков-2" и КОР-2 Бериева.
    Очень хороший довоенный перечень заводов НКАП составлен известным дoкументалистом авиации И.И.Радионовым.Таблица и описание была опубликована в сети (правда на англ.языке)-если есть интерес сделайте запрос...
    Относительно гидроавиации ВМФ,стоит заметить,что указанные Вами типы самолетов (согласно данным приведенными В.Б.Шавровым) строились малыми сериями,являлись основными до конца войны.В 1939/40гг с серийного производства были сняты "летающая лодка" Кор-1 (Бе-2) и первый вариант МДР-6(Че-2).На базе Че-2 был создан ряд модификаций,которые в период 1940-45гг строились под литерным обозначением-Б. Серийное производство американского ГСТ было развернуто в 1937г.При внедрении возникли трудности такие как у Мясищева,Лисунова с внедрением Дугласа ДС-3 (метрическая система)-выпуск самолетов был прекращен в 1939г.после выпуска 30 единиц.Запуск в серию самолета ПС-30 построенного в США (на деньги и для нужд СССР) по проекту П.Д.Самсонова ввиду большого расхода дюраля был остановлен в конце 1939г. хотя оснаска на заводе была готова для производства.Сам самолет был позднее передан в Аэрофлот,эксплуатировался на ДВ.

  18. #18
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    11.03.2007
    Адрес
    г. Тверь
    Сообщений
    351

    По умолчанию Гидросамолеты Бериева и Четверикова

    Уважаемый alexvolf, Вы, отвечая на мою просьбу, меня же и цитируете. Сравним:
    Цитата Сообщение от alexvolf Посмотреть сообщение
    Относительно гидроавиации ВМФ, стоит заметить, что указанные Вами типы самолетов (согласно данным, приведённым В.Б.Шавровым) строились малыми сериями, являлись основными до конца войны.
    Цитата Сообщение от Игорь Мангазеев Посмотреть сообщение
    Советские гидросамолёты, пусть малыми сериями, всё же выпускались. Например, "Четвериков-2" и КОР-2 Бериева.
    И то, что ОКБ Четверикова создало ряд модификаций МДР-6, хорошо известно, но Вы пишете неточно:
    Цитата Сообщение от alexvolf Посмотреть сообщение
    На базе Че-2 был создан ряд модификаций, которые в период 1940-45 гг. строились под литерным обозначением - Б.
    Уточняю.
    Как указывает Г.А. Савельев, до конца войны ОКБ И.В. Четверикова вело активную работу по проектированию, изготовлению и испытаниям опытных образцов под общим названием МДР-6 (морской дальний разведчик). Под этим названием на иваньковском заводе изготавливались много его модификаций: МДР-6 (Б-2), МДР-6 (Б-3), МДР-6 (Б-4), МДР-6 (Б-5), в ряде случаев сильно различавшихся между собой размерами, двигателями и представлявших собой, по сути дела, новые самолёты.
    <...>
    С каждой новой модификацией лётно-технические характеристики гидросамолёта улучшались. Последняя модификация (Б-5) уже имела скорость полёта 450 км/час и дальность 3000 км.
    ***
    - МДР-6 (Б-2) - двигатель ВК-105;
    - МДР-6 (Б-3) - двигатель ВК-105 ПФ;
    - МДР-6 (Б-4) - двигатель ВК-105 ПФ;
    - МДР-6 (Б-5) - двигатель ВК-107.
    Последний раз редактировалось Игорь Мангазеев; 29.12.2009 в 21:18. Причина: Уточнение типа самолёта.

  19. #19
    Старожил Ветеран
    Регистрация
    04.09.2007
    Сообщений
    1,918

    По умолчанию

    [QUOTE=Игорь Мангазеев;50849]Уважаемый alexvolf, Вы, отвечая на мою просьбу, меня же и цитируете. Сравним:


    И то, что на базе ЧЕ-2 был создан ряд модификаций, хорошо известно, но Вы пишете неточно:

    Уточняю.
    QUOTE]

    Игорь
    Если не круть верть,тогда из пустого в порожнее...
    Все это прекрасно написано у Шаврова.Поэтому я указал поверхностно- без лишнего букваедства.Сведения Савельева лишь дополняют некоторые моменты. Думаю так,что вопрос- самолет какого завода бомбил Бухарест может быть снят с повестки дня...ответ пожалуй не будет найден.Главное,что осенью 1941г ответный удар по врагу нанес советский самолет МТБ-2.

  20. #20
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    11.03.2007
    Адрес
    г. Тверь
    Сообщений
    351

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от alexvolf Посмотреть сообщение
    При внедрении возникли трудности такие как у Мясищева, Лисунова с внедрением Дугласа ДС-3 (метрическая система) - выпуск самолетов был прекращен в 1939 году после выпуска 30 единиц.
    Уважаемый alexvolf, непонятно, какие оставались трудности с внедрением ДС-3?..
    С внедрением в СССР плазово-шаблонного метода (и именно в производстве советской версии "Дугласа-3") этот самолёт шёл крупной серией.
    О некоторых различиях ДС-3, ПС-84, Ли-2 и Си-47 см. также: помогите с Ли-2
    Последний раз редактировалось Игорь Мангазеев; 29.12.2009 в 21:53. Причина: Включение ПС-84

Метки этой темы

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •