Интересует вопрос по использованию самолётов "Каталина" в ВВС ВМФ и др. организациях и ведомствах, а так же общее количество выпущенных советской промышленностью ГСТ и МП-7 и приобретённых за границей перед войной.
Выкладываю главу из книги Г. Панатова и К. Удалова "Иллюстрированная энциклопедия самолётов ТАНТК им. Г. М. Бериева" (том 1) издательства "Авико-Пресс", посвящённую ГСТ: gst.ZIP - 6.20MB
Там сказано, что на 31-м заводе было выпущено 27 ГСТ "с различными отечественными двигателями"; кроме того, из американских деталей собрали два PBY-1 с американскими "Циклонами" - итого 29.
Есть там и кое-что про ленд-лизовские Каталины: PBY-5A мы получили "около 20", PBY-6A - 48 и PBN-1 Nomad - 138 шт.
А перед войной был куплен всего один PBY-1-3 - знаменитый URSS-L-2 "Куба", приобретенный для поисков Леваневского. Ну и комплектующие для упомянутых двух машин.
Выкладываю главу из книги Г. Панатова и К. Удалова "Иллюстрированная энциклопедия самолётов ТАНТК им. Г. М. Бериева" (том 1) издательства "Авико-Пресс", посвящённую ГСТ: gst.ZIP - 6.20MB
Там сказано, что на 31-м заводе было выпущено 27 ГСТ "с различными отечественными двигателями"; кроме того, из американских деталей собрали два PBY-1 с американскими "Циклонами" - итого 29.
Есть там и кое-что про ленд-лизовские Каталины: PBY-5A мы получили "около 20", PBY-6A - 48 и PBN-1 Nomad - 138 шт.
А перед войной был куплен всего один PBY-1-3 - знаменитый URSS-L-2 "Куба", приобретенный для поисков Леваневского. Ну и комплектующие для упомянутых двух машин.
По машинам PBY-5A - большой вопрос. Есть всего лишь одно фото этой машины со звёздами, а данных по поставкам - нет. Про другие иностранные "Каталины" - тоже известно, а вот по предвоенным закупкам - есть данные о приобретении одного самолёта и двух комплектов, без двигателей и оборудования (это кроме "Кубы"). По производству везде данные сходятся - 27 машин, а вот разбивки по вариантам - ГСТ и МП-7 нигде нет. Двигатели ставили в основном М-62, но было 1-2 машины с М-87-ми моторами.
По производству везде данные сходятся - 27 машин, а вот разбивки по вариантам - ГСТ и МП-7 нигде нет. Двигатели ставили в основном М-62, но было 1-2 машины с М-87-ми моторами.
Однако в статье, которую я выложил (Вы её скачали, надеюсь?), данные иные! Там говорится, что первые пять ГСТ были с моторами М-87А; затем были 6 машин с М-88 и 10 - с М-62. Итого получается 21; интересно, какие тогда моторы стояли на шести оставшихся? Или тут речь именно о ГСТ, а те шесть в это число не входят потому, что они... МП-7?
С другой стороны, МП-7 должно быть больше шести: точно известны 5 полярных бортов (Н-244, Н-274, Н-275, Н-308, Н-377), а ведь были и Аэрофлотовские - наверняка больше одного.
Лично я думаю, что о "разбивке" выпущенных машин на ГСТ и МП-7 вряд ли можно говорить. Скорее они все выходили с завода как ГСТ, но некоторые направлялись в Аэрофлот и ГУСМП, где их называли МП-7. Как вряд ли можно сказать, сколько было выпущено, скажем, Р-5 (именно военных), а сколько П-5 - можно говорить только об общем количестве построенных "Р-5", куда войдут и гражданские... Тут ещё один вопрос возникает: отличался ли МП-7 от ГСТ чем-нибудь, кроме принадлежности?
Однако в статье, которую я выложил (Вы её скачали, надеюсь?), данные иные! Там говорится, что первые пять ГСТ были с моторами М-87А; затем были 6 машин с М-88 и 10 - с М-62. Итого получается 21; интересно, какие тогда моторы стояли на шести оставшихся?
Уважаемый Александр
Лично я очень сомневаюсь,что на 6-и ГСТ стояли двигатели М-88.
Посмотрите эпопею И-185 Н.Н.Поликарпова с этим двигателем.
Однако в статье, которую я выложил (Вы её скачали, надеюсь?), данные иные! Там говорится, что первые пять ГСТ были с моторами М-87А; затем были 6 машин с М-88 и 10 - с М-62. Итого получается 21; интересно, какие тогда моторы стояли на шести оставшихся? Или тут речь именно о ГСТ, а те шесть в это число не входят потому, что они... МП-7?
С другой стороны, МП-7 должно быть больше шести: точно известны 5 полярных бортов (Н-244, Н-274, Н-275, Н-308, Н-377), а ведь были и Аэрофлотовские - наверняка больше одного.
Лично я думаю, что о "разбивке" выпущенных машин на ГСТ и МП-7 вряд ли можно говорить. Скорее они все выходили с завода как ГСТ, но некоторые направлялись в Аэрофлот и ГУСМП, где их называли МП-7. Как вряд ли можно сказать, сколько было выпущено, скажем, Р-5 (именно военных), а сколько П-5 - можно говорить только об общем количестве построенных "Р-5", куда войдут и гражданские... Тут ещё один вопрос возникает: отличался ли МП-7 от ГСТ чем-нибудь, кроме принадлежности?
К сожалению, Вашу статью по "Каталинам" скачать несмог.
Что касается машин с моторами М-88 - сомневаюсь, что они выпускались в таком количестве. По данным наличия МП-7 в различных ведомствах проходят самолёты только с двигателями М-62ИР. На 1.04.41г. в ГУ ГВФ - 1 машина. На 1.12.40г. в ГУ СМП - 5 машин. Возможно позднее в авиацию Главсевморпути прибыло ещё несколько(или только один?) МП-7. Данные Вами номера самолётов ГУСМП Н-244,-274,-275,-308 и -377 относятся к какому периоду?
alexvolf
Да, с М-88 пришлось помучиться. И на И-180 (Вы ведь его имели в виду?), да и на ДБ-3Ф/Ил-4 тоже эпопея была та ещё... Однако же и в 1-й половине 1940 г., и даже в конце 1939-го ДБ-3Ф с М-88 строили (несмотря на то, что военные отказывались их принимать!). Поэтому не исключаю, что в этот период М-88 могли поставить и на шести ГСТ. Шесть самолётов - это ведь и немного (собственно говоря, практически столько же, сколько сделали И-180 ).
"Авиковской" энциклопедии как источнику я лично доверяю, поскольку один из её авторов - генеральный конструктор ТАНТК им. Бериева, Панатов Геннадий Сергеевич. Думаю, он историю своей фирмы и её самолётов должен знать хорошо. Вряд ли он написал бы, что ГСТ выпускались с М-88, если такого не было.
Кубинец
О том, в какой период летали в ГУСМП означенные номера, в статье ничего не говорится. Сказано буквально следующее:
Известно по меньшей мере пять бортовых номеров самолётов МП-7, которые были в распоряжении Марка Ивановича Шевелева: Н-244, Н-274, Н-275, Н-308 и Н-337.
(Н-377 - моя опечатка, следует читать Н-337. - А.В.) В книге также есть фотографии Н-275 и Н-308.
4 июля 1939 года первый ГСТ под номером Н-275, которая вошла в Московский отряд авиации ГУСМП с экипажем И.И.Черевичного, впервые вылетела из Химок на север. Затем к ней добавились еще четыре ГСТ. Пo плану 1940 года предполагалось построить 10 самолетов, из них пять собирались поставить ВМФ, три - Главсевморпути (ГУСМП), и два - гражданской авиации. Полярники еще до этого получили одну из собранных в Таганроге лодок "модели 28-2". С 1940 года такие машины поставлялись также и управлениям гражданской авиации в Сибири и на Дальнем Востоке; там они именовались MП-7. Полярникам новые летающие лодки "пришлись ко двору". Наконец-то они получили достойную замену устаревшему Дорнье "Валь", так же не боящуюся ледяного крошева, но в то же время комфортабельную, современно оснащенную машину с небывало большой продолжительностью полета (3457,47).
Н-244 и Н-274 я на этом сайте не нашёл, зато нашёл Н-307 и Н-309. Как и Н-308, они получены 9 июля 1940 г. А вот Н-337 (или, возможно, Н-332 - данные расходятся) передан в УПА в середине 1943 г., а до того принадлежал ГВФ и носил номер Л-3454: Н-307 Н-308 Н-309 Н-337
А ещё там есть Н-243 - это бывшая "Куба".
P.S. А что не получилось со скачиванием? Может, перевыложить на другой файлообменник или сбросить Вам в почту?
Очень интересная информация на сайте Полярной авиации. много материала по "Каталинам" сов. постройки и ленд-лизовским. Попытаюсь обработать её и потом выложу то, что у меня получится. Жаль такого сайта нет по авиации ВМФ, с номерами самолётов...
Пока по гражданским "Каталинам" вырисовывается следующая картина:
ГУ СМП к нач. войны имело 5 бортов с номерами - Н-243, Н-275, Н-307, Н-308 и Н-309. Кроме того, к 1943г. появились ещё Н-325 и №27 (что за машина - неизвестно, такой номер указан в документах 1943г).
ГУ ГВФ имело как минимум 1 борт - Л-3454, который с середины 1943г. передан в Полярную авиацию и стал там номером Н-332 (по др. данным Н-337).