Показано с 1 по 8 из 8

Тема: Не вернулся из боевого вылета

  1. #1
    Новичок
    Регистрация
    26.03.2010
    Сообщений
    1

    По умолчанию Не вернулся из боевого вылета

    Долгое время моя мать пытается установить судьбу своего брата - Левкина Якова Дмитриевича, 1919 г.р., который пропал без вести в годы войны. Перед войной он окончил Саратовский аэроклуб и был призван в РККА в 1939. Перед войной он служил в г.Белая Церковь, был летчиком бомбардировочной авиации, сержантом. Последнее письмо от него пришло в мае 1943 г., после чего поступило извещение о том, что он пропал без вести. Кто-то из однополчан видел, как самолет был сбит во время боевого вылета. Все обращения в ЦАМО были безрезультатными. В 2009 г. удалось выяснить, что Левкин Я.Д. захоронен на братском кладбище г.Ессентуки, как умерший в госпитале. Возможно, что это именно тот человек, которого мы ищем много лет. В архиве военно-медицинских документов сведений о нем нет.
    Может кто-нибудь подскажет как установить номер части, где он проходил службу? Был бы офицер - было бы проще. Для себя хотелось бы понять, как учитывались потери в ВВС? Если самолет был сбит во время боевого вылета, а летчик попал в госпиталь - в часть же должны были сообщить?

  2. #2
    Форумчанин Форумчанин
    Регистрация
    27.02.2009
    Сообщений
    64

    По умолчанию

    Возможно получите ответы на свои вопросы по адресу:
    http://iskatel.krasnogorsk.ru/fate_establishment/#3.1
    к сожалению сайт солдат.ру указанный на этой странице в настоящее время закрыт поролем, там тоже могли бы найти полезную информацию.
    Сбросил Вам в личку адреса архивов, возможно будут полезны.

  3. #3
    zjn
    zjn вне форума
    Форумчанин Форумчанин
    Регистрация
    05.01.2010
    Сообщений
    40

    По умолчанию

    Народ, может кто прояснит вопрос.
    Имел ли термин "невернулся из боевого вылета" юридическую силу?
    Если нет то в какую категорию(пропал без вести или погиб в бою) попадал летный состав ВВС СССР во время ВМВ, гибель которых не удавалось подтвердить.
    Например, самолет во время воздушного боя получил повреждения, вышел из боя, дальнейшая судьба самолета и летчика не известна.
    Заранее благодарен.

  4. #4
    Mig
    Mig вне форума
    Старожил Ветеран Аватар для Mig
    Регистрация
    23.04.2007
    Сообщений
    1,346

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от zjn Посмотреть сообщение
    .... Имел ли термин "невернулся из боевого вылета" юридическую силу?
    Если нет то в какую категорию(пропал без вести или погиб в бою) попадал летный состав ВВС СССР во время ВМВ, гибель которых не удавалось подтвердить...
    Очень сложный вопрос, который не имел универсального решения. Многое зависило от года войны, командования полка/дивизии и т.д. и т.п.

    Если попытаться сделать какое-то обобщение, то формулировка "не вернулся из боевого вылета (НБВ)" весьма похожа на формулировку "пропал без вести" со всеми вытекающими последствиями - то ли погиб, то ли попал в плен, то ли перебежал, то ли еще что... С этой формулировкой в тылу нельзя было получить пенсию на погибшего кормильца и другие льготы. Поэтому уже в 1942 году многие НШ, выждав несколько дней и не дождавшись летчика в полку, предпочитали писать "похоронки", что "погиб во время боевого вылета" (но "не вернулся из боевого вылета"), с тем чтобы родственники погибшего в тылу могли получить пенсию и т.д.

  5. #5
    zjn
    zjn вне форума
    Форумчанин Форумчанин
    Регистрация
    05.01.2010
    Сообщений
    40

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Mig Посмотреть сообщение
    Очень сложный вопрос, который не имел универсального решения. Многое зависило.....
    Да вот и у меня, опираясь на воспоминания ветеранов, такое-же понимание этого вопроса. Только хотелось бы документальных подтверждений, неужели такой важный вопрос отдавался на усмотрение командиров частей?
    В любом случае спасибо.

  6. #6
    Mig
    Mig вне форума
    Старожил Ветеран Аватар для Mig
    Регистрация
    23.04.2007
    Сообщений
    1,346

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от zjn Посмотреть сообщение
    ... Только хотелось бы документальных подтверждений, неужели такой важный вопрос отдавался на усмотрение командиров частей?...
    К сожалению, мне не приходилось встречать ДОКУМЕНТОВ, которые регламентировали отнесение боевых потерь по категориям "погиб (сбит) в в/бою", "не вернулся с б/вылета"...

    Но представим вполне реальную ситуацию: группа вылетела на задание, произошел бой, в котором несколько наших летчиков видело падаюший самолет нашего летчика NN, парашют в воздухе никто не видел. Самолет летчика NN упал на территории противника. Прошло 5 дней, летчик не вернулся на свой аэродром и не сообщил в полк о себе. У летчика в тылу большая семья голодает. Что напишет НШ в ЖБД и ЖУП? "Сбит в в/бою" или "не вернулся из б/вылета"? ИМХО многое зависело от личностей комиссара/зам.полита, особиста полка, которые "бдили" за НШ... Напишет НШ "СВБ" - семья в тылу получит аттестат, пенсию за потерю кормильца, а напишет "НВБВ" - семья в тылу ничего не получит... Может быть до сих, 2010 г., пор...

    ИМХО чаще человечные НШ писали СВБ, ну а если через какое-то время летчик все-таки возвращался в полк, то бумагу исправить не долго...

  7. #7
    zjn
    zjn вне форума
    Форумчанин Форумчанин
    Регистрация
    05.01.2010
    Сообщений
    40

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Mig Посмотреть сообщение
    ИМХО чаще человечные НШ писали СВБ, ну а если через какое-то время летчик все-таки возвращался в полк, то бумагу исправить не долго...
    Человечные да, но по факту и НШ и командир могли сами пострадать в случае если выяснится что пилот в плену да еще сотрудничает с немцами. Должны быть документы.
    Голованов например лично выбивал у Сталина разрешение возвращать летный состав Дальней Авиации в части без проверки, если экипажи вышли с территории противника не побывав в плену. И мотивировал он свои требования именно психологическими причинами.
    Хотя я знаю примеры и во фронтовой авиации когда командиры не отдавали на проверку вышедших из за линии фронта летчиков.
    Получается этот вопрос войны практически неизучен. Жаль.

  8. #8
    Mig
    Mig вне форума
    Старожил Ветеран Аватар для Mig
    Регистрация
    23.04.2007
    Сообщений
    1,346

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от zjn Посмотреть сообщение
    Человечные да, но по факту и НШ и командир могли сами пострадать в случае если выяснится что пилот в плену да еще сотрудничает с немцами.
    Голованов например лично выбивал у Сталина разрешение возвращать летный состав Дальней Авиации в части без проверки, если экипажи вышли с территории противника не побывав в плену. И мотивировал он свои требования именно психологическими причинами.
    Хотя я знаю примеры и во фронтовой авиации когда командиры не отдавали на проверку вышедших из за линии фронта летчиков.
    Получается этот вопрос войны практически неизучен. Жаль.
    1) ИМХО "льгота", выбитая Головановым у Сталина мотивировалась именно нехваткой экипажей АДД, подготовка которых была намного более длительной, чем истребителей из летных школ "взлет-посадка"...
    2) Неизученных вопросов относительно ВОВ осталось еще о-о-о-о-чень много. Но Вам никто не мешает данный конкретный "пробел" ликвидировать

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •