Показано с 1 по 12 из 12

Тема: 22-я Школа воздушных стрелков-радистов, г. Уральск, 1944 г.

  1. #1
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    11.03.2007
    Адрес
    г. Тверь
    Сообщений
    355

    По умолчанию 22-я Школа воздушных стрелков-радистов, г. Уральск, 1944 г.

    Уважаемые форумчане!
    Большая просьба: если кому-либо что-то известно о 22-й ШВСР, расскажите, пожалуйста!
    ***

    ИЗ ЖИЗНИ ШКОЛЫ
    Начальник 22-й Школы воздушных стрелков-радистов согласно Книге приказов – капитан Сергеев, начальник штаба школы -- старший техник-лейтенант Титаренко (ЦАМО. Ф. 60460, оп. 36025, д. 14, л. 4). На котловом довольствии на 22 сентября 1944 г. состоит 283 человека (там же, л. 33 об). Оперуполномоченный ОКР «СМЕРШ» по 22-й ШВСР Мясищев Анатолий Тихонович (ЦАМО. Ф. 60460, оп. 36025, д. 14, л. 36).
    По состоянию на 19 августа 1944 года командир 1-й роты -- лейтенант Петруй, 2-й роты – лейтенант Петренко, 3-й роты – лейтенант Осипенко (ЦАМО. Ф. 60460, оп. 36026, д. 20, л. 39).
    В школе изучали, в частности, азбуку Морзе, основы воздушных стрельб, матчасть ШКАС и УБТ, матчасть РСБ-бис (ЦАМО. Ф. 60460, оп. 36026, д. 20, лл. 33, 33 об.).
    На июль задачи:
    <…>
    3. Принимать и передавать 75-80 знаков, изучить пушку ШВАК и бомбардировочное вооружение современных самолетов.
    4. Хорошо уметь распознавать и устранять задержки при стрельбе с пулеметов УБТ, ШКАС, а также ШВАК.
    5. Отлично изучить типы ведения огня из подвижных установок пулеметных точек – в воздушном бою.
    <…>
    7. … 1-е и 2-е упражнение на турнике, 1-е упражнение на брусьях
    (ЦАМО. Ф. 60460, оп. 36026, д. 20, лл. 35.).
    20 августа 1944 г. «Скоро выпуск новых воинов стрелков-радистов, которые вольются в ряды сталинских соколов» (ЦАМО. Ф. 60460, оп. 36026, д. 20, л. 44).
    Приказ № 287 от 27.9. 44 г.:
    «Предупреждаю весь курсантский состав школы, что за малейшее нарушение воинской дисциплины и порядка в школе, за плохую учёбу отчислять из школы и направлять в штрафные части. Приказ объявить всему курсантскому составу школы.
    Начальник 22-й ШВСР ВВС КА капитан Сергеев» (ЦАМО. Ф. 60460, оп. 36026, д. 20, л. 65 об.).
    Офицеры изучали книги т. Сталина «О Великой Отечественной войне Советского Союза» и «Краткий курс ВКП (б)» (ЦАМО. Ф. 60460, оп. 36026, д. 20, л. 77).
    Торжественное заседание проходило в ДКА Ворошиловградской школы (ЦАМО. Ф. 60460, оп. 36026, д. 20, л. 83).
    «Многие питомцы нашей школы отмечены высокими правительственными наградами. Среди них Герой Советского Союза старшина Капитонов» (ЦАМО. Ф. 60460, оп. 36026, д. 20, л. 84).
    Укомплектование: из I-й Чкаловской Военной Авиационной школы пилотов им. К.Е. Ворошилова: «Из Ворошиловградской Военной Авиационной школы им. Пролетариата Донбасса зачислить в списки школы… с 1.XII. 44 г. (ЦАМО. Ф. 60460, оп. 36026, д. 20, л. 94).
    Пополнение прибывало из 32-го учебного стрелкового полка (ЦАМО. Ф. 60460, оп. 36025, д. 13, л. 9).

    Приказом по школе в распоряжение командира штрафного батальона, станция Погромное – 22 человек (ЦАМО. Ф. 60460, оп. 36025, д. 15, л. 24).

    Приказ 22-й школе воздушных стрелков-радистов 15 декабря 1944 г. № 365 г. Уральск

    § 3
    Во исполнение шифротелеграммы начальника штаба ВВС ЮжУрВО от 9.12.44 № 1792/ш нижепоименованный сержантский и рядовой состав воздушных стрелков-радистов как окончивших школу из списков школы и всех видов положенного довольствия исключить с 15.12.44 г. и направить в распоряжение командира части полковника Долгополова г. Петровск.
    (25 человек)
    <…>
    12. сержант Мангазеев Александр Степанович
    <…>
    За начальника 22 ШВСР ст. т/л-т Титаренко
    За нач. штаба школы капитан Гримбовский» (ЦАМО. Ф. 60460, оп. 36025, д. 15, л. 36об. – 37.).
    Для справки. Из штатно-должностной книги 15-го отдельного разведывательного запасного авиационного полка – командир части Долгополов Виталий Степанович, заместитель Кондратьев Георгий Дмитриевич, заместитель по политчасти Писарев Иван Александрович, Поликарпов Алексей Федорович (ЦАМО, оп. 374096с, д. 1).
    ***
    Известны фамилии нескольких курсантов ШВСР-22 в 1944 году. Кроме моего отца А.С. Мангазеева, это (на разных снимках): Василий Калиновский; Евгений Егоров (выбыл на фронт); Томашев Михаил, Кулаков Николай и Юнусов Михаил. Кроме того, известны имена их друзей по ШВСР-22 (тоже на разных снимках): Иван, 6 июня 1944 г.; Николай, 2 рота 3-й взвод 20 и 21 к/от, 1 августа 1944 г.; Николай, 18 сентября 1944 г. и Сергей, 18 сентября 1944 г.
    Миниатюры Миниатюры .-.-22-194.jpg   .-.-6.vi.-1944.-..jpg   .-.-.-22-..jpg   .-..jpeg   .-1.jpeg  

  2. #2
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    11.03.2007
    Адрес
    г. Тверь
    Сообщений
    355

    По умолчанию

    Ещё пять снимков из жизни 22-й школы воздушных стрелков-радистов. Город Уральск, 1944 г.

    На общем фотоснимке под самолетом имеется надпись: "Выпускники 22 ШВСР Уральск 20/XI-44 г.
    I ряд
    Мороз
    Завадский
    Андриевский
    Ольшанский
    Свириденко
    Юнусов
    Бабаев...(заклеено)
    Тиши... (заклеено)
    Фролов...(заклеено)
    -"- и[нструктор] шк.

    II ряд.
    Петров
    Каширцев
    Зайцев
    Саенко
    Кирилов
    Хриштока [Криштопа]
    Семкин
    Мангазеев
    Сигаев
    Соколов
    Миниатюры Миниатюры .-22-2-3-20-21-.-.-1-.jpg   .-.-18.09.44-.-.-22-..jpg   .-.-.-22-18-44-..jpg   22-2-3-47..jpg   22-1944-.-4-..jpg  
    Последний раз редактировалось Игорь Мангазеев; 08.02.2009 в 12:03. Причина: Новые данные

  3. #3
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    11.03.2007
    Адрес
    г. Тверь
    Сообщений
    355

    По умолчанию

    И крайний снимок.
    Миниатюры Миниатюры 22-.-.-.-.-.jpg  

  4. #4
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    11.03.2007
    Адрес
    г. Тверь
    Сообщений
    355

    По умолчанию

    Двенадцатый снимок о 22-й ШВСР.
    Но этот снимок обрезан, на нем четыре человека, хотя надпись на обратной стороне говорит о пятерых. Надпись трудно читаема, так как фотография приклеивалась к чему-то. Надпись: "На...лабин..(???)[или: Актюбинск]
    Внизу...
    Свириденко -- До.б...
    Ольшанский -- Вит...
    Теплых -- г. Ки...
    Стоят:
    Саенко -- г. Ив...
    Мангазеев -- Кузбасс.

    Выпуск..."
    Судя по сходным фамилиям, это также выпускники 22-й ШВСР -- все фамилии, за исключением Теплых, встречаются на обороте общей фотографии (см. выше).
    Миниатюры Миниатюры .-....-..-.-.-..-...-.jpg  

  5. #5
    Форумчанин Форумчанин Аватар для Ас ночных полетов
    Регистрация
    18.12.2007
    Адрес
    Moscow
    Сообщений
    31

    По умолчанию 22-я Школа ВСР

    Привожу две цитаты, из которых можно выяснить, что эта школа за всю свою историю несколько раз передислоцировалась и называлась по разному

    afz:

    Уважаемый Ас ночных полетов!
    Хотел поблагодарить за труд и уточнить, что в Канске школа называлась 22-я Краснознамённая военная авиационная школа воздушных стрелков-радистов (22-я ВАШ ВСР).Существовала более 50 лет. Был курсантом в 1972 году. Написал её полное имя, поскольку в воспоминаниях бывших воспитанников встречаются только восторженные и добрые воспоминания...
    И еще...
    ИСТОРИЯ БЫВШЕЙ КАНСКОЙ ШКОЛЫ ВОЗДУШНЫХ СТРЕЛКОВ-РАДИСТОВ

    В соответствии с планом мероприятий по Военно-Воздушным Силам Киевского военного округа в 1935 году при скоростной бомбардировочной бригаде начала формироваться Школа воздушных стрелков-радистов, которая к марту 1936 года была окончательно укомплектована. Место первоначальной дислокации - г. Белая Церковь Киевской области.

    Вопросами комплектования школы занимались: начальник школы - майор Куропятников, комиссар школы ст. политрук Кулик и начальник учебной части капитан Башлыков. С 1937 по 1939 год школа находилась в подчинении Авиационной базы ВВС Киевского Особого военного округа. С ноября 1939 годы школа стала именоваться «Белоцерковской окружной школой младших авиационных специалистов».

    С марта 1941 года она переводится на штат, по которому постоянный состав школы состоял из 106 человек. Из них: офицеров - 53, сержантов и рядовых - 68 и переменного состава - 500 человек.

    С февраля 1942 года школа стала именоваться «Школой воздушных стрелков-радистов ВВС Красной Армии». Кроме ВСР предусматривалась подготовка наземных радиотелеграфистов.

    С февраля 1943 года школа переводится на штат, по которому в ней готовится только один профиль - ВСР в количестве 350 человек, с прохождением летной практики в училище. Особая ответственность за подготовку авиационных специалистов легла на часть в годы Великой Отечественной войны. За годы войны в части подготовлено 4159 воздушных стрелков-радистов. 698 - воздушных радистов, 250 механиков по авиавооружению, 692 наземных радио-, телеграфиста. За мужество и героизм, проявленные в боях, нескольким выпускникам школы присвоено звание Героя Советского Союза.

    С декабря 1945 года школа стала именоваться «Военной авиационной школой воздушных стрелков-радистов ВВС». В это время здесь был создан политический отдел, учебно-летная часть и одна авиационная эскадрилья, состоящая из самолетов Пе-2, Ту-2, Ил-10 и Ли-2. С 1946 года проведение летной практики курсантов было организовано непосредственно в школе.

    С ноября 1948 года школе присвоено условное наименование «Войсковая часть 30185».

    С января 1949 года в учебно-летной части школы вместо классов введены циклы: ВСП, СБВ, радиосвязи, РТО и СЭД. В авиаэскадрилье увеличены звенья самолетов-лабораторий Ли-2 и боевых самолетов Ту-2, а также самолетов-буксировщиков конусов Ил-10. Всего увеличено на 22 самолета. Расширена ТЭЧ авиаэскадрилий и увеличено количество курсантов до 830 человек.

    С июня 1952 года школа состояла из: учебного смешанного авиационного полка в составе двух авиаэскадрилий самолетов-лабораторий Ли-2 и одной эскадрильи боевых самолетов Ил-28 и МиГ-15; отдела учебно-летной подготовки; трех батальонов курсантов воздушных стрелков-радистов; батальона аэродромно-технического обеспечения.

    С марта 1953 года в школе образовано 4 учебных батальона курсантов. С августа 1954 года из штата части исключен цикл СЭД.

    В октябре 1956 года образован 662-й учебный авиационный полк (войсковая часть 15435) со своим штабом, партполитаппаратом и службами в составе 4 учебных авиаэскадрилий, самолетов-лабораторий Ли-2 и двух звеньев самолетов Як-11.

    В этом же году образован батальон аэродромно-технического обеспечения (войсковая часть 15481) со своим штабом, партполитаппаратом и службами тыла.

    В соответствии с Законом Верховного Совета СССР от 15 ноября 1960 года «О новом значительном сокращении Вооруженных Сил» с 1961 года подготовка воздушных стрелков-радистов для транспортной авиации и командиров огневых установок - старших воздушных радистов для дальней авиации возложена на Военную авиационную школу воздушных стрелков-радистов.

    Самоотверженный труд офицеров, прапорщиков, солдат и сержантов по подготовке младших авиационных специалистов, как во время войны, так и в послевоенное время, был высоко оценен правительством. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22.02.1968 года «За большие заслуги, проявленные в боях по защите Родины, успехи в боевой подготовке и в связи с 50-летием СА и ВМФ» часть награждена орденом Боевого Красного Знамени.

    С 15 января 1964 года, в соответствии с Директивой Главного штаба ВВС от 31 октября 1963 года, школа переведена на новую организационно-штатную структуру. Курсантские подразделения стали именоваться циклами-батальонами курсантов. Введены штатные должности инструкторов - зам. командиров взводов. Командование учебными подразделениями возложено: батальонами - на начальников циклов, учебными ротами - на старших преподавателей, учебными взводами – на преподавателей.

    В сентябре 1978 года сформирован дивизион связи и РТО.

    Личный состав школы (в основном, в/ч 15435 - полк) принимал участие в афганской войне. Награждены: орденом Красной Звезды - майор А. В. Макеев, капитан А. Б. Кульков, капитан В. А. Евсюков, майор А. П. Спиридонов; орденом «За службу Родине в ВС» III степени - капитан Ю. М. Шаповалов, майор П. Е. Косарев, капитан А. А. Ельницкий; медалью «За боевые заслуги» - капитан С. М. Юрченко, ст. прапорщик В. И. Зиля и многие другие. Погиб экипаж майора В.В. Косоловича. В память воинам, не вернувшимся с афганской войны, построен первый в Сибири мемориал.

    В соответствии с директивой Главного штаба ВВС от 28 февраля 1989 года военная авиационная Краснознаменная школа воздушных стрелков-радистов с 29 марта 1990 года переформирована в учебный Краснознаменный центр ВВС, школа прапорщиков расформирована и включена в этот же центр. В штат центра входят части обеспечения: учебный авиаполк, ОБАТО, ОБС и РТО.

    В соответствии с директивой штаба ВВС от 10 марта 1990 года учебный Краснознаменный центр ВВС, ОБАВТО ОБС и РТО выведены из состава ВВС СибВО и переданы в центр боевого применения и переучивания летного состава ДА (Рязань).

    Сокращения коснулись и учебного авиацентра. С 1995 года остался только полк, ОБАТО, ОБС и РТО.

    Командование школы;

    с 1935 по 1937 гг. - майор Куропятников;

    с 1937 по 1940 гг. - воентехник I ранга Томилин;

    с 1941 по 1946 гг. - капитан Иван Васильевич Сергеев;

    с февраля 1946 по июнь 1946 г. - полковник Федор Степанович Чумак;

    с 1946 по 1954 гг. - генерал-майор авиации Павел Егорович Багаев;

    с 1954 по 1960 гг. - гвардии полковник Николай Андреевич Тортор;

    с 1960 по 1966 гг. - полковник Иван Алексеевич Воробьев, дважды Герой Советского Союза;

    с 1966 по 1974 гг. - полковник Михаил Георгиевич Рокицкий;

    с 1974 по 1976 гг. - подполковник, затем полковник Владимир Петрович Стрельцов;

    с 1976 по 1979 гг. - майор, затем подполковник Валентин Алексеевич Челышев;

    с 1979 по 1985 гг. - полковник Анатолий Петрович Слезка;

    с 1985 по 1990 гг. - полковник Владимир Алексеевич Рогулин;

    с 1990 по настоящее время - полковник Богдан Степанович Мартынишин.

    http://vaul.ru/index/knigi/asibvo11.htm
    Зайдите на Форум выпускников ШМАС на тему по этой школе "Канск. ШМАС в/ч 30185 ВСР, механиков АВ и школа прапорщиков", возможно кто-то из форумчан может добавить еще какие-нибудь подробности об этой школе...
    Последний раз редактировалось Ас ночных полетов; 09.02.2009 в 22:20.
    Я летал еще на Ли-2 (Дуглас)!

  6. #6
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    11.03.2007
    Адрес
    г. Тверь
    Сообщений
    355

    По умолчанию

    Сегодня утром по телеканалу "Звезда" транслировалась передача о применении бомбардировочной авиации.
    Прозвучало сообщение о том, что потери среди кормовых ("хвостовых") стрелков американских бомбардировщиков в годы Второй мировой войны в два раза превышали потери других членов экипажей.
    Сопоставима ли эта пропорция с потерями воздушных стрелков-радистов экипажей Пе-2 в годы Великой Отечественной войны?

  7. #7
    Форумчанин Форумчанин
    Регистрация
    22.10.2005
    Адрес
    Germany
    Сообщений
    79

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Игорь Мангазеев Посмотреть сообщение
    Ещё пять снимков из жизни 22-й школы воздушных стрелков-радистов. Город Уральск, 1944 г.
    ...
    I think, fotos are not Li-2/DC-3/C-47. It is DB-3 bomber.

  8. #8
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    11.03.2007
    Адрес
    г. Тверь
    Сообщений
    355

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Monitor Посмотреть сообщение
    I think, fotos are not Li-2/DC-3/C-47. It is DB-3 bomber.
    Thank you very much for your remark, mister Monitor!
    Is it DB-3 or DB-3 F (ДБ-3Ф)?

  9. #9
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    11.03.2007
    Адрес
    г. Тверь
    Сообщений
    355

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Игорь Мангазеев Посмотреть сообщение
    Сопоставима ли эта пропорция с потерями воздушных стрелков-радистов экипажей Пе-2 в годы Великой Отечественной войны?
    После окончания 22-й ШВСР сержант А.С. Мангазеев был направлен в 15-й отдельный разведывательный авиационный полк пикирующих бомбардировщиков "Петляков-2" (пост № 1 данного топика):
    "Во исполнение шифротелеграммы начальника штаба ВВС ЮжУрВО от 9.12.44 № 1792/ш нижепоименованный сержантский и рядовой состав воздушных стрелков-радистов как окончивших школу из списков школы и всех видов положенного довольствия исключить с 15.12.44 г. и направить в распоряжение командира части полковника Долгополова г. Петровск".

  10. #10
    Super Moderator Ветеран Аватар для An-Z
    Регистрация
    16.10.2005
    Адрес
    Лосиный остров
    Сообщений
    2,974
    Записей в дневнике
    28

    По умолчанию

    ДБ-3, у "Ф" носовая часть удлинённая значительно..

  11. #11
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    11.03.2007
    Адрес
    г. Тверь
    Сообщений
    355

    По умолчанию Воздушный стрелок-радист экипажа ДБ-3

    По одним данным, на ДБ-3Ф был один воздушный стрелок-радист, по другим - воздушный стрелок-радист и воздушный стрелок.

    Александр Широкорад в книге "Торпедоносцы в бою. Их звали "смертниками" (Москва: Яуза, Эксмо. -352с; ил. Стр. 25-27) пишет:
    "Недостатком ДБ-3 было наличие больших "мертвых зон" у оборонительных установок. Носовая установка не могла стрелять назад и в стороны под большими углами. Да и при стрельбе вперёд она не всегда была эффективна. Из-85-го авиаполка доносили, что стрельбы из носового пулемета "почти совершенно невозможна... При открытой створке на больших скоростях у штурмана срывает очки и самого сбрасывает с сиденья" (цит. по: Котельников В. Дальний бомбардировщик ЛЮ-3/Ил-4// Авиация и Космонавтика вчера, сегодня, завтра... № 5-6/2005. С. 43).
    Средняя турель не поражала зону за оперением. А нижняя турель была совсем малоподвижна и имела очень узкий сектор обстрела. Однако самым неудобным было то, что и верхнюю, и нижнюю турели обслуживал один член экипажа -- стрелок-радист. Для того, чтобы перейти от средней турели к нижней, он спускался вниз, и прежде чем начать стрельбу, вставал на колени. Все это время стрелок не видел, как меняется картина боя. Поэтому на практике нижний пулемет просто-напросто крепили намертво, а стрелок-радист постоянно находился в верхней турели и дергал за спусковой крючок нижней турели веревкой. Естественно, что толку от подобного использования нижнего пулемета было мало. Тогда стали брать на борт четвертого члена экипажа – нижнего стрелка. Для обеспечения его кислородом использовали второй баллон радиста.
    «Мертвую зону» за хвостом закрыли пулеметом ШКАС или ДА, установленном на 34-м шпангоуте и стрелявшем через ферму костыля. Обычно комбинировали различные детали от люковых установок самолетов СБ и ДБ-3. Коробку на 700 патронов брали от СБ. Стрелок лежал на мягком мате. Подобные установки ставили практически во всех полках, участвовавших в Зимней войне. Из отчета 42-го дальнебомбардировочного авиаполка: «Добавочные установки на самолете ДБ-3 в хвосте себя оправдали».

    СХЕМА ОБОРОНИТЕЛЬНОГО ВООРУЖЕНИЯ САМОЛЕТА ДБ-3:
    1 – зона обстрела первого пулемета ШКАС с боезапасом 1000 патронов;
    2 - зона обстрела пулемета ШКАС с боезапасом 1000 патронов в верхней турельной стрелковой установке (СУ);
    3 - зона обстрела пулемета ШКАС с боезапасом 500 патронов в нижней люковой установке (ЛУ).

    СХЕМА ОБОРОНИТЕЛЬНОГО ВООРУЖЕНИЯ САМОЛЕТА ДБ-3Ф (Ил-4):
    1 - зона обстрела первого пулемета ШКАС с боезапасом 500-550 патронов;
    2 - зона обстрела пулемета ШКАС с боезапасом 1000 патронов в верхней турельной стрелковой установке МВ-3;
    3 - зона обстрела пулемета ШКАС с боезапасом 900 патронов в нижней люковой установке МВ-2.

  12. #12
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    11.03.2007
    Адрес
    г. Тверь
    Сообщений
    355

    По умолчанию

    Двухтомник «Сибиряки в битве за Москву» - XV выпуск альманаха «Тобольск и вся Сибирь», подготовленного и изданного общественным фондом «Возрождение Тобольска» под ред. Юрия Перминова. Том II, стр. 323.
    Последний раз редактировалось Игорь Мангазеев; 09.12.2011 в 11:24. Причина: Уточнен номер выпуска: пятнадцатый.

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •