На днях по 1 каналу телевиденья ОРТ показали любопытное журналистское расследование о последнем вылете Героя Советского Союза капитана Николая Гастелло. Были представлены исторические документы, показания очевидцев, интервью родственников, расследования и находки поисковиков. Были последовательно восстановлены обстоятельства гибели героя. Они несколько отличаются от официальной версии. Однако они наиболее приближены к действительности. Я слышал об этом впервые и с интересом записал передачу. Хочу представить собеседникам эту любопытную информацию.
Вопрос об уточнении обстоятельств гибели пилота возник в 1950 году, когда директор музея из Минска отправил ГК ВВС запрос об уточнении обстоятельств и места гибели капитана Гастелло. Из ГШ ВВС пришел странный ответ. Затем в мае 1951 года к десятилетию подвига, было решено перезахоронить экипаж из села Дзекшняны в районный центр на площадь в центре села Радошковичи и установить мемориал. При вскрытии могилы обнаружены документы совершенно других людей. В частности документы капитана Маслова и членов его экипажа. Начались запросы в архивы, органы власти и Мин.обороны от военкома подполковника Котельникова. Последовало расследование следователя прокуратуры Василия Харитонова, к которому обратилась вдова капитана Маслова, чьи останки обнаружены при вскрытии могилы. Стало проясняться случившиеся в годы войны. Но реальность шла в разрез с официальной версией, которая уже была в сознаниях людей. Поэтому действительность отошла на второй план. Только в середине 90-х все начало становиться на свои места. В частности и то, что за подвиг в 1941 году, награжден был только капитан Н.Гастелло, а о членах его экипажа попросту забыли. Справедливость была восстановлена. Так же, стали известны и посмертно награждены члены другого экипажа, который был захоронен в официальном месте подвига Гастелло.
Согласно собранных в расследовании данных восстановлена хронология вылета.
26 июня 1941 года командованию 42 АД 3АК поступили оперативные сведения о скоплении большого количества механизированных колон фашистов двигавшихся в сторону Минска. Всеми имеющимися средствами было необходимо задержать наступление врага.
Командир 207 ДБАП получил приказ о нанесении бомбового удара самолетами полка по технике врага в районе Радошковичи-Молодечно, что в 30-40 км западнее Минска. Для выполнения боевой задачи вылетели три экипажа полка на самолетах ДБ-3Ф (Ил-4) в составе: первый экипаж – командир 4 АЭ капитан Николай Гастелло, штурман лейтенант Анатолий Бурденюк, стрелок-радист сержант Алексей Калинин, нижний люковый стрелок (штурман) лейтенант Григорий Скоробогатый; второй экипаж: командир 2 АЭ капитан Александр Маслов, штурман лейтенант Владимир Балашов, стрелок-радист старший сержант Григорий Реутов, нижний люковый стрелок младший сержант Бахтурас Бейксбаев; третий экипаж: старший лейтенант Федор Воробьев, штурман лейтенант Анатолий Рыбас (остальные члены экипажа неизвестны).
За два дня до этого на боевое задание вылетало две девятки «дальников» 207 ДБАП из них десять самолетов не вернулись, остальные имели различные повреждения. В тот же день аэродром подвергся налету немецких бомбардировщиков. Часть машин полка была уничтожена на земле. Капитан Гастелло, во время налета, залез в ближайший бомбардировщик о открыл огонь из пулеметной турели по безнаказанным немцам, нагло бомбившим аэродром с низкой высоты и сбил один Ю-88 (правда, удивило меня бездействие наших ПВО). В первые дни войны Гастелло уже имел три боевых вылета, опыт боев на Халхин Голе, Бессарабии и Финляндии, что скорее всего и повлияло назначением его командиром группы при выполнении этого задания.
Вылетели без прикрытия истребителями. Шли на низкой высоте до 1000 метров. У деревни Дзнешняны обнаружили механизированную колонну врага, нанесли бомбовый удар. Действовали как штурмовики на предельно низкой высоте, что не свойственно ДБ. Сделали второй заход и «работали» пулеметами. Во время второго захода два самолета были подбиты и загорелись. Это самолеты экипажей Гастелло и Маслова. Самолет капитана Маслова вспыхнув факелом и потеряв управление камнем упал метрах в двухстах от дороги, где горела техника немецкой колоны. Самолет капитана Гастелло, оставляя дымный след от одного из двигателей, пошел на низкой высоте на юг. Самолет старшего лейтенанта Воробьева повернул на обратный курс, на аэродром.
По возвращении на аэродром, старший лейтенант Воробьев доложил рапортом командиру полка обстоятельства боя. В котором указал, что вспыхнувший самолет Гасталло упал на мех колону врага. Второй самолет был подбит и потерян из вида. Воробьев ошибся??? Вспыхнул самолет Маслова. Видимо, чтобы как-то сгладить то, что полк потерял практически всю технику. Командир полка доложил по команде о героизме и самопожертвовании подчиненного. Практически за первые дни войны 207 ДБАП потерял всю технику и из 190 человек погибли 160. Полк практически перестал существовать и был расформирован. Что, кстати, сказалось на невозможность документальной проверки некоторых фактов. Все документы полка, в том числе строевые документы, полетные книги, исчезли. Поэтому не смогли определить состав экипажа Воробьева и Рыбаса. Которые через несколько дней тоже погибли.
В тяжелые первые дни войны необходимо было показать на отдельных примерах героизм и самоотверженность Советского народа. Поэтому в Москве этот случай, не проверив, представили несколько своеобразно. В центральной прессе было опубликовано, что 3 июля 1941 года капитан Гастело направил свой горящий самолет в колону врага. Фамилию пишут еще с ошибкой – через одну «л». В конце месяца ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
Расследование показало… Что при вскрытии могилы в деревне Дзекшняны обнаружены останки экипажа капитана Маслова. Который погиб в подбитом и вспыхнувшем самолете, рухнувшем в 200 метрах от дороги. Останки экипажа были первоначально захоронены тайно рядом с самолетом местными жителями на 2-3 день после гибели. На этом месте, после войны ошибочно установили памятник Гастелло.
Самолет же капитана Н.Гастелло на низкой высоте полетел на юг. Предположительно то, что штурман был ранен и летчик несколько потерял ориентацию и искал ориентиры. Установлено что, пролетев 20 километров самолет оказался над деревней Мацки, где также обнаружил на дороге большую колону немецкой техники. Хотя самолет был подбит, он с ходу атаковал ее из пулеметов. Однако при выходе из атаки над деревней накренился, начал терять высоту и оставляя дымный след полетел в сторону леса. Местные жители рассказали, что такое впечатление, что летчик отвернул самолет от жилых домов в лес. После чего очевидцы утверждают, что по крылу падающего самолета побежал человек и спрыгнул с парашютом. Второй человек выпрыгнул снизу самолета, но парашют у него не раскрылся, да и высота была маленькая, и он упал на землю. Самолет рухнул, не дотянув до леса в небольшое болотце-озерцо. Того человека, который приземлился с парашютом, схватили подбежавшие и подъехавшие на технике немцы.
Местные жители захоронили разбившегося летчика на месте его падения. Место захоронения не найдено до сих пор, как и не установлено точно, кто это был. Скорее всего это был штурман, лейтенант Бурденюк. Позже, нашли останки двух человек в разбившемся самолете. Их захоронили рядом с местом падения самолета. По письму, подписи на нем, у одного погибшего пилота установлено, что это лейтенант Скоробогатов. У другого в кармане найден пенал-смертник с данными на сержанта Калинина. Так и было установлено, что это и есть самолет и члены экипажа капитана Гастелло. Нахождение за пулеметом лейтенанта, штурмана по специальности, Скоробогатова объясняется тем, что в первые дни войны, был выявлен недостаток в ДБ-3Ф по его незащищенности в нижней задней полусфере. Там находился техлюк в фюзеляж самолета. Туда в частях и установили дополнительный пулемет. На место стрелка в самолет садили любого свободного человека. По настоящее время не обнаружены документы или свидетели, кто же попал в плен к фашистам. Поиск проводили и в немецком архиве. Установлено, что в этот день в этом районе немцы сбили пять самолетов различных советских полков. Видимо плененный летчик героически отказался назвать себя и был убит фашистами. Пленных в тот момент было очень много и немцы попросту не стали утруждать себя. Однако, рассуждая логически по показаниям очевидцев, человек, который пробежал по крылу и спрыгнул с парашютом мог быть только летчиком – командиром экипажа. Только он имел выход на крыло. С некоторой уверенностью можно утверждать, что это был капитан Гастелло. Есть и документ. Это утвержденный список безвозвратных потерь 42 АД в этот день, в котором указаны два экипажа Гастелло и Маслова не вернувшихся с задания, но в примечании указано, что кто-то из экипажа капитана Гастелло выпрыгнул из самолета с парашютом и кто не установлено.
Большую работу в установлении фактов провел сын следователя прокуратуры, в 50-х годах ведущего это расследование, майор авиации Эдуард Харитонов. Благодаря его отцу в 1953 году члены экипажа капитана Гастелло были награждены орденом Великой Отечественной войны посмертно, а в 1996 году благодаря ему, награжден экипаж капитана Маслова. Спустя годы друг капитана Гастелло, однополчанин, прошедший с ним финскую, такой же комэск полка, за свой подвиг, стал Героем Советского Союза.
Все стоп-кадры, в том числе документов сделаны из этой программы...