Читал книги Драбкина об истребителях и штурмовиках. Интересно, не планируется ли написание подобной книге о ночных бомбардировщиках? По-моему, эта тема практически не охвачена (о ночных бомбардировщиках упоминается только в связи с полком "ночных ведьм"), а зря, так как их работа была не менее серьезна и опасна. Мой дедушка с 1942 по 1944 летал в НБАП, за указанный период совершил 426 боевых вылетов, потом перевелся в ШАП, где в период май-сентябрь 1944 года сделал 42 боевых вылета на Ил-2. Будучи маленьким я много спрашивал его о войне, он, помню, всегда любил рассказать как летал на штурмовике, а про У-2 как-то меньше, стеснялся что-ли. Хотя по-моему, тут надо было гордится, 426 боевых вылета и на чем! Сейчас смотрю летную книжку и наградные листы - по некоторым моментам волосы дыбом встают. Например, под Сталинградом перед и во время нашего наступления - 4 дня подряд по 7-8 боевых вылетов за ночь на Большую Россошку (немецкий аэродром), налет за ночь - 8-10 часов. В некоторые месяцы налет достигал до 120 часов в месяц. В наградном листе на первый орден указаны результативные боевые вылеты, а также есть запись, что при выполнении спец. задания днем был атакован двумя Ме-109, но умело маневрируя сумел посадить самолет с минимальными повреждениями и после незначительного ремонта продолжить полет. Кто понимает, тот может себе представить, что такое атака днем двух Ме-109 на фанерный тихоходный самолет (Кстати, про этот случай он мне рассказывал, я это запомнил. Он говорил, что они атаковали его по очереди с хвоста, потом уходя на разворот, а он ловил момент открытия огня, уходил в сторону скольжением, и они проскакивали мимо него). Был случай посадки после бомбежки на территории противника, когда осколком от зенитного сналяда была повреждена законцовка лопасти винта. Они со штурманом отрезали поврежденный участок одной лопасти винта и такую же по длине часть другой лопасти, после чего произвели взлет (ночью, с короткой площадки, ситуация похожая на филь "Небесный тихоход").
Мне кажется, он выжил потому, что летать начал с 1933 года, до войны был инструктор в аэроклубе Осавиахима и на момент начала войны имел значительный по тем временам налет. В НБАП вообще, по-моему, брали в основном летчиков из ГВФ.
Наградами их особо то-же не баловали, во время службы в НБАП он получил орден Красной звезды, Отечественной войны 2 ст. и БКЗ + 2 БКЗ в ШАП. ГСС у ночников было мало, хотя это по-моему незаслужено.
С интересом обменяюсь мнениями по этой теме.