Собираю биографии русских лётчиков дооктябрьского периода. Может кто может помочь
Вид для печати
Собираю биографии русских лётчиков дооктябрьского периода. Может кто может помочь
Вам поможет вот такая книга:
Икары российского неба
Большое спасибо за ссылку. Эту книгу хорошо знаю, даже очень. Потому что это моя книга. Но идёт работа над продолжениемЦитата:
Сообщение от Д.Срибный
:D
В таком случае, приятно познакомиться :-)
Я посмотрю дома, что у меня есть по этой теме.
[quote="Д.Срибный"]В таком случае, приятно познакомиться :-)
Взаимно,хотя мы заочно уже знакомы.
В свою очередь готов поделиться имеющимися материалами
Особенно интересуют фотографии русских лётчиков!!!
Кстати, мог бы помочь биографиями русских лётчиков для Энциклопедии. В моей первой книге их почти 400, сейчас материалы есть почти на 1000 лётчиков и деятелей авиации дореволюционного периода России
Вопрос не совсем в тему: как расшифровывается "Авиадарм"?
Авиадарм - Полевое управление авиации и воздухоплавания действующей армии
С началом Первой мировой войны командующим авиацией - авиадармом - стал великий князь Александр Михайлович
Решением Реввоенсовета Республики в сентябре 1921 года Е.Татарченко назначается на пост Начальника Воздушного Флота Действующей армии (авиадармом).
http://www.whoiswho.ru/russian/Curnom/52002/et1.htm
Боевой деятельностью авиации на фронтах руководило созданное при штабе Реввоенсо-вета Республики в сентябре 1918 г. полевое управление авиации и воздухоплавания действующей армии - авиадарм . Аналогичные управления были при штабах фронтов и армий. Одним из первых начавиадармов-начальником воздушного флота Полевого управления Реввоенсовета Республики был Е.И. Татарченко, впоследствии генерал-майор авиации, преподававший историю военного искусства в военной академии командного и штурманского состава ВВС КА. В авиадарме имелся аэронавигационный отдел, осуществлявший общее руководство аэронавигационной службой авиации действующей армии. В авиации армии или авиагруппе был заведующий аэронавигацион-ной службой, его помощник - аэронавигатор, метеоролог, заведующий складом авиационных при-боров и механик. В штабе воздушного флота фронта создавалась аэронавигационная инспекция.
В конце 1921 г. в связи с ликвидацией фронтов авиадарм был упразднен и единым органом управления авиацией стало главное управление Воздушного Флота, при нем имелась аэронавига-ционная служба.
http://www.avia.ru/cgi/discshow.cgi?...0&topiccount=6
Спасибо!
Видели ли Вы книгу "Авиация в России", Машиностроение, 1988? Там есть глава "Летные кадры" с биографиями летчиков, есть и фотографии.
Насчет использования в Энциклопедии - с превеликим удовольствием!
Как мы это организуем?
Вариантов два - Вы можете вносить данные в Энциклопедию сами или Вы можете присылать их мне.
Книга такая есть.Спасибо. Практически всё что выходило по этой теме у меня есть. Включая даже те, которых небыло в широкой продаже.Цитата:
Сообщение от Д.Срибный
По энциклопедии. Для меня более приемлем такой вариант(если Вы не против) Вы пишете мне список, кто интересует (можно прямо здесь) а я по мере нахождения материала пересылаю Вам. А уж Вы распологаете материал в Энциклопедии. Единственная просьба. Если это будут материалы из книги-мне бы хотелось, чтобы был указан источник информации. Прошу понять меня правильно. На одном из сайтов (Качинского ВВВАУЛ) практически целиком передрали материалы из книги, указав только в одной биографии. Я всегда охотно делюсь инф. которая есть, но, считаю что авторов надо указывать. Посмотреть можно здесь
http://1914.fastbb.ru/?1-12-0-000000...0-0-1160765387
http://www.warclub.ru/forum/index.php/topic,98.0.html
С уважением
ДМЛ
Дмитрий! Послал на е-мэйл две биографии. Для примера. Если подойдёт- буду высылать ещё. Хотелось бы всё-таки увидеть список желаемых персоналий
С ув.ДМЛ
Для Энциклопедии биографии первых женщин-авиатрисс
Зверева Лидия Виссарионовна (1890–15.05.1916)Увлеклась воздухоплаванием в детстве. Отец – генерал – герой Балканской войны 1877-1878 гг. поддерживал дочь во всех её начинаниях. Выпускница Белостокского института благородных девиц поступила в авиационную школу "Гамаюн" Первого российского товарищества воздухоплавания 25 июня 1911 г., а 22 августа 1911г. сдала экзамен. На следующий день Всероссийский аэроклуб вручил ей диплом пилота-авиатора №31. Таким образом, Л. Зверева стала первой русской лётчицей. Много выступала с показательными полетами. Став женой лётчика Слюсаренко, вместе с ним открывает в Риге (апрель 1913 г.) авиашколу и авиационные мастерские. Супруги стали обучать полётам и испытывали самолёты на поле завода "Мотор" в Зассенгофе под Ригой. В начале войны мастерские перебазировались в Петроград. Здесь их реорганизовали в небольшой завод.
Лидия Виссарионовна Зверева скончалась в Петрограде 15 мая 1916 года от тифа.
Голанчикова (Галанчикова) Любовь Александровна (1889–1961)
Профессиональная певица, окончила авиационную школу ПРТВ "Гамаюн". 22 октября 1911 года ВАК вручил ей диплом пилота – авиатора № 56.
В 1912 году она совершает большое турне по российским городам с показательными выступлениями. 2 мая 1912 г. разбилась в Риге. После выздоровления происходит её знакомство с А. Фоккером. В ноябре 1912 г. ставит в Берлине на самолёте "Фоккер" мировой рекорд высоты для женщин. Л. Голанчикова становится шеф-пилотом фирмы "Фоккер". Летом 1913 г. ей довелось участвовать в перелёте Берлин-Париж и, уже во Франции, она продолжила свои выступления.
Когда разразилась война, Любовь Александровна вернулась в Россию. Она передала свой "Вуазен" царской армии и на время отошла от лётного дела. Но "болезнь неба" дала о себе знать и вскоре Голанчикова стала проводить испытания аэропланов, выпускаемых фабрикой Ф.Ф. Терещенко. Поначалу Голанчикова приняла революцию и вступила в тренировочную эскадрилью ВВС Красной Армии. Она совершила несколько боевых вылетов, но в основном занималась подготовкой красноармейцев-пилотов.
После окончания Гражданской войны Голанчикова эмигрировала сначала в Германию, затем в США. В Нью-Йорке подрабатывала шофёром и.
Там же в Нью-Йорке в 1961 году Любовь Александровна скончалась.
Долгорукая Софья Алексеевна (1888–?)
В 1911 г. прошла начальную лётную подготовку в школе Блерио. Вернувшись в Россию, окончила Высшие женские курсы. Затем поступила в школу пилотов ВАК. Пилотский диплом княгиня Долгорукая получила в июне 1914 г. Её ходатайство о назначении в военную авиацию было отклонено.
Ушла на фронт сестрой милосердия. В начале 1917-го г. её направили на переподготовку в Гатчину, а затем в – корпусной авиаотряд (26-й КАО, вместе с Самсоновой). Распад армии лишил возможности воспользоваться назначением. Во время Гражданской войны выехала в Германию. Работала в Берлинском госпитале. Вышла замуж за немецкого лётчика, которого "поставила на ноги" после тяжёлого ранения. Других сведений о С. Долгорукой нет.
Шаховская Евгения Михайловна (1889–1920)Княгиня Шаховская, спустя несколько месяцев после катастрофы 11 апреля 1913 года, когда из-за неё погиб известный лётчик Абрамович, заявила: " После столь трагически закончившегося полёта я больше летать не буду". Она действительно больше не летала, но и порвать с авиацией не смогла. Знакомясь с новыми самолётами побывала на заводе "Дукс". С весны 1914 г. она вновь летала, и с объявлением войны подала прошение Николаю II об отправке на фронт в качестве военной лётчицы.
Царь удовлетворил её просьбу, и в ноябре 1914 г. она оказалась в 1-м армейском авиаотряде в чине прапорщика. Данных о её полётах нет, зато пошли слухи о многочисленных романах с высокопоставленными офицерами. Позже возникло обвинение в шпионаже.
Шаховскую арестовали и приговорили к смертной казни. Однако царь "всемилостивейше" заменил её пожизненным заключением. Княгиню освободили большевики. В 1917-1918 гг. она служила следователем в Киевской ЧК и стала законченной наркоманкой.
Убита в пьяной перестрелке с коллегами.
Все биографии из книги "Икары Российского неба"
Дегтярёва Надежда.
Когда началась Первая мировая война Н.Дегтярёва, сменив женское платье на мужской костюмяяя, пошла учиться в школу авиации. После окончания авиашколы новоиспечённый унтер-офицер отбыл на Юго-Западный фронт ( в Галицию). Выполнила ряд смелых полётов, в том числе на разведку. Весной 1915 года была ранена и в госпитале её "тайна" была раскрыта. Дальнейшая судьба неизвестна.
(Икары Российского неба)
Глухарёв Михаил Евгеньевич (17.09.1892-1967)
Родился в Петербурге. В 1910 г. закончил коммерческое училище и поступил в Политехнический институт. Студентом увлекался автогонками, яхтами,лыжами. В первый же год учёбы построил и сам испытал балансирный планер. Когда началась война, перешёл в Николаевское инженерное училище и, закончив его в 1916 г. стал военным инженером. Когда представилась возможность, он в 1917 г. стал курсантом Гатчинской авиашколы. События не способствовали занятиям, и Глухарёв, не дожидаясь диплома военного лётчика, уехал на фронт. До полного развала армии успел совершить несколько боевых вылетов. В гражданскую войну воевал у Деникина. Пробовал себя в боевых действиях не только как пилот,но и как водитель танка. Попал в плен к красным, чудом бежал и пробрался в Финляндию,куда заранее переехала его семья. Здесь он углубился в аэродинамику. В начале 20-х годов Глухарёв спроектировал, построил и облетал несколько планеров и экранолётов, экспериментально подтвердив свои расчёты. К 1924 году он понял, что в Финляндии не сможет реализовать свои идеи. М.Глухарёв перебирается в США, приходит к И.И.Сикорскому и становися его "правой рукой", которая сначала получала за свой труд такие же гроши, как и "голова". Не это было главное Они с полуслова понимали друг друга, хотя и много спорили. Сикорский сразу поддержал первые идеи Глухарёва : создать высокоэффективное универсальное крыло- и обеспечил ему все необходимые условия. Новое крыло дало возможность значительно увеличить грузоподъёмность и при этом повысить скорость Фирма сикорского сразуже ролучила заказ на дюжину крыльев GS-1(Глухарёв-Сикорский 1). После этого успеха Глухарёв официально стал главным инженером. Все крылья самолётов Сикорского, начиная с S-31 по S-42, строились именно с этим профилем. Уже в 30-е годы Глухарёв начал проработку стреловидного и треугольного крыла, на 15-20 лет опередив своё время. В 1939 году он создал проект истребителя-бесхвостки с треугольным крылом. В 1942 году в признание заслуг Михаила Глухарёва избрали членом учёного совета Института аэронавтических наук. На вертолётном поприще,как и на самолётном, Глухарёв был надёжной опорой Сикорского и тоже снискал себе славу. Здесь за ним числится 12 патентов. Самой значительной его разработкой были взаимозаменяемые металлические лопасти несущего винта. В 1948 году Американское вертолётное общество преподнесло ему сертификат за " Значительный вклад в развитие винтокрылых летательных аппаратов", а в 1954 г.- медаль Александра Клемина "За выдающиеся достижения в улучшении винтокрылых летательных аппаратов".
Михаила Евгеньевича в русской колонии уважали и любили за его доброту, непосредственность и порядочность.
После ухода в 1957 г. Сикорского на пенсию Глухарёв заменил его на должности руководителя фирмы. В 1960 году М.Е.Глухарёв ушёл на заслуженный отдых. Скончался Михаил Евгеньевич Глухарёв в 1967 году.
Приветствую!
На сайте Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга ( http://photoarchive.spb.ru ) есть дореволюционные фотоальбомы авиационных частей. Например (это с первых 5 страниц)Цитата:
Сообщение от ДМЛ
photoarchive.spb.ru:9090/www/showChildObjects.do?object=2001797590
photoarchive.spb.ru:9090/www/showChildObjects.do?object=2001798257
photoarchive.spb.ru:9090/www/showChildObjects.do?object=2001798361
photoarchive.spb.ru:9090/www/showChildObjects.do?object=2001798660
photoarchive.spb.ru:9090/www/showChildObjects.do?object=2001799047
Можно заказать копии фотографий.
Спасибо за ссылки, я их знаю. Заказать там фото весьма непросто к сожалению.
Обращение к читателям книги "Икары Российского неба"
К НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ
До недавнего времени мы совсем не знали истинных фактов из истории лётного дела. Особенно это касалось героев неба Первой мировой войны. Официальные издания называли три-пять имён, и, как правило, это были лётчики погибшие в схватках в небе. Классовый подход к истории исказил реальное развитие событий, предал забвению имена национальных героев.
---- Все знают имя В.П.Чкалова, пролетевшего под мостом в Ленинграде, но многие ли знают имя Харитона Славороссова (Семененко), пролетевшего под мостом через Вислу еще в 1912 году, или имена военных лётчиков Фриде и Грузинова, пролетевших на гидросамолётах под в с е м и мостами через Неву.
---- Всем известно имя А.Маресьева, но многие ли знают имена военных лётчиков Г.Гильшера и А.Прокофьева(Северского) летавших на фронтах первой мировой войны на протезах и ставших асами;
---- Всем известны имена советских асов Покрышкина и Кожедуба , а многи ли знают имена русских асов А.Казакова, Е.Крутеня,И.Орлова и других;
-----А что Вам известно о русских лётчиках, добровольцами воевавших на Балканской войне 1912-1913 гг.;
------ Кто из Вас знает имена людей стоявших у истоков развития авиации в России и возглавлявших Военно-воздушный флот страны в годы Первой мировой войны ;
----- Все знают о французских лётчиках, воевавших с фашизмом в рядах советских ВВС, а многие ли знают о русских лётчиках воевавших на фронтах Первой мировой в небе Франции;
------ Многие ли знают о судьбах сотен русских лётчиков вынужденных бежать из своей страны после Революции и Гражданской войны, для многих из них это стало личной трагедией и их имена на многие годы были преданы забвению;
----- А судьбы лётчиков, которые перешли на сторону советской власти - они были зачастую еще более трагичны. Жизнь многих из них оборвалась в застенках ВЧК-ОГПУ-НКВД и Гулаге.
В этой книге мы предприняли попытку в краткой форме рассказать о биографиях государственных и военных деятелей и лётчиков России получивших пилотские удостоверения в период с 1910 по конец 1917 года. Приведённые биографии и список первых русских лётчиков ( список Вы найдёте в Приложении №1) почерпнуты в основном из личной переписки, открытой печати (книги, журналы. газеты, Интернет), а так же из фондов Центрального музея ВВС ( Монино). Эти сведения естественно не являются исчерпывающими. Дальнейшие поиск и работа помогут выявить новые имена первопроходцев российского неба
Уважаемый Д.М.Л. ,а книга уже вышла или ещё нет ? Если да то где её можно заказать? И ещё один нескромный вопрос нет ли у вас данных на Яна Иосифовича Нагурского(вроде бы лётчик гидро-авиации балт флота).
Книга вышла в прошлом году. заказать можно у меня, так будет проще. её цена 100 руб + пересылка, получается где-то в районе 150 руб. Форма оплаты Наложенный платёж, или если неудобно-любая другая. Если условия устраивают-шлите адрес в мылоЦитата:
Сообщение от sonder
Нагурский Ян Иосифович (1883–1976)
Родился в г. Влоцлавек (Польша). Окончил Одесское пехотное училище в 1909 г., произведён в подпоручики и назначен служить в Хабаровск в составе 23-го Восточно-Сибирского стрелкового полка. В 1910 г. Нагурский перебрался в Санкт-Петербург и поступил в Морское инженерное училище. Там он заинтересовался авиацией, закончил школу пилотов ВАК (март 1913 г.) и в декабре того же года – Петербургскую офицерскую воздухоплавательную школу (авиационный отдел). Служил военным лётчиком на границе. Российским правительством было принято решение об организации в 1914 году двух морских экспедиций в Арктику с привлечением авиации. Решили закупить лучшие самолёты зарубежного производства. Для этой цели Я. Нагурского командировали во Францию на заводы фирмы "Фарман". С 21 августа 1914 г. Нагурский совершил 5 полётов на гидросамолёте "Фарман" с Новой Земли на поиски пропавшей экспедиции Г. Седова. Это были первые в мире полёты на самолёте в Арктике. Во время войны Я. Нагурский служил в авиации Балтийского флота. Был назначен командиром отряда корабельной авиации, приписанного к авиатранспорту "Орлица". 30 сентября 1916 года лётчик впервые в мире выполнил петлю Нестерова на гидросамолёте М-9 конструкции Григоровича. К началу 1917 г. Нагурский совершил более 100 боевых вылетов. Награждён пятью боевыми орденами. Неоднократно привлекался к испытанию самолётов. Летом 1917 года самолёт Я. Нагурского был сбит, лётчика и механика подобрала подводная лодка. После выздоровления служил в Управлении морской авиации, а затем начальником учебного отряда в Морской школе воздушного боя и высшего пилотажа. В начале 1918 года Я. Нагурский выехал в Польшу, в Россию не вернулся. Авиацией не занимался. В 1956 г. по приглашению советских полярных лётчиков побывал в СССР. Занимался литературной деятельностью. За заслуги в общественной и литературной деятельности награждён орденом Возрождения Польши. Скончался в возрасте 89 лет в Варшаве.
Награды:ордена Св.Анны 4-й ст., Св.Владимира с мечами и бантом, Св.Станислава 2-й ст.
В догонку:
Нагурский Альфонс Иосифович
2-й Балтийский флотский экипаж. Зачислен с берегового состава. окончил Воздухоплавательный парк(1913). Морской лётчик(1914).
Родился (27.1.1883). Римско-католического вероисповедания. Холост. В службе с 1908. Армейский офицер(1908). Поручик(1912) Переведён по Адмиралтейству (09.06.1914). Штабс-капитан за отличия(01.06.1915) Переведён во флотские лейтенанты(06.07.1915) Лейтенант(в чине20.05.1915)
Награды: Св.-бронзовая медаль посвященная 300-летию царствования дома Романовых (1913),
ордена Св.Станислава 3-й ст.(1914), Св.Анны 3-й ст(06.12.1914), Св.Анны 4-й ст. с надписью "За Храбрость"(26.10.1915),СВ. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом(23.11.1915)
/источник: Список личного состава судов флота, строевых и административных учреждений Морского ведомства. Изд. Стат. отд. Главного Морского Штаба. 1916г)
биография в Энциклопедии
биография в энциклопедии
Шеф русской авиации, первый её Авиадарм Великий Князь Александр Михайлович
Габер-Влынский А.М, один из лучших пилотажников России предвоенного периода
В.Утгоф. Морской лётчик.Биография в Энциклопедии