Пилоты И-16 о своих машинах и о том как их учили на них лета
Меня тут коллеги Александры Соловьёв и Сердюков попросили поговорить с моими знакомыми лётчиками пилотировавшими И-16 и И-153 по поводу этих самолётов и того как их готовили - учили на них до войны.
Предложение Леону из Минска и всем у кого есть возможность побеседовать с данной категорией лётчиков присоединяться к дискуссии:
Александр Сердюков (г. Харьков) – В.Бардову:
Здравствуйте Василий.Как и обещал посылаю свою "выборку", может быть Сергею Федоровичу будет интересно это почитать и оценить уровень споров и справедливость различных предположений.По тем его выступлениям, что я видел в телепередаче о Василии Сталине мне он показался человеком достаточно строгим в оценках и за словом в карман не лезущем. Но мне интересны любые его отзывы, в том числе и ругательные.Дело в том, что в своей работе по "ишачку" я могу достаточно профессионально, основываясь на своих знаниях и опыте судить о конструкторских и технологических решениях при его проектировании и выпуске. Достаточно компетентно могу оценить ЛТХ полученные в результате испытаний. (По специальности я инженер-конструктор по самолетостроению, 10 лет назад закончил Харьковский авиационный институт. А по своей работе занимаюсь в том числе и проектированием самолетов, причем мой "сектор работ" это проектирование вертикального и горизонтального оперения, так что вопросы "устойчивости и управляемости самолета" это как раз в моей компетенции.)Но вот в вопросах связанных непосредственно с пилотированием самолета, с тактикой боевого применения и прочими "прикладными дисциплинами" приходится полагаться на мнения других, более компетентных в этом людей. Летчиком я к сожалению стать так и не успел. Когда после работы, службы в армии и учебы на первом курсе у меня наконец появилось "свободное от учебы время" для занятий в аэроклубе … Сами аэроклубы перестали существовать. Сначала материально (не стало бензина), а потом и технически (все Як-52 у нас уже списаны). Так что если свои знания в тактике применения я еще могу подымать прочтением книг (начиная с мемуаров и заканчивая различными учебными пособиями - от " Тактики в боевых примерах " и до книжек типа "Инструкция по воздушному бою истребительной авиации 1945 г") то вот с летной практикой и вопросами с ней связанными…. тут дела весьма печальны.Вообщем вот несколько примеров моих рассуждений, обобщений, предположений и выводов. Свои высказывания я дал обычным шрифтом. Высказывания моих оппонентов курсивом + высказывания разных людей отличаются количеством >>>> перед фразами. Различные темы споров я отделил друг от друга жирной линией ______
На всякий случай я скопирую сюда и свои вопросы к Сергею Федоровичу, которые я передал Вам раньше.Интересно все, что так или иначе связано с И-16. На сколько я помню, начинал он именно на них + он кажеться из училища выпустился в 1940?Интересно как их готовили в училище:- Какой был налет (общий, на УТИ-4, на И-16). - Какая была программа подготовки (входил ли высший пилотаж, стрельба по конусу и по наземным мишеням).
- Сколько было курсантов в группе - на одного инструктора.
- Как он оценивает уровень подготовки курсантов.
- Как оценивает уровень инструкторов (причем интересно "по отдельности" как они тогда относились к инструкторам и что он думает сейчас "так сказать с позиций опытного летчика и командира") Кстати, такая "двойственная" оценка интересна практически по всем вопросам».
Побывав в Москве и побеседовав с легендарными асами И.Е.Фёдоровым, С.Ф.Долгушиным и В.И.Попковым и почитав материалы и-нета я понял, что в большинстве случаев даже современные независимые исcледователи часто имеют искривлённое (нашим наследием от прошлой эпохи - сталинской пропогандой) представление о первоначальном этапе войны, которую:
- перед нападением немцев на СССР печально известный начальник ГЛАВПУРа Мехлис называл «2-й империалистической»,
- а после нападения Сталин приказал называть «Великой Отечественной».
И мне стало интересно:
1) сравнить свидетельства непосредственных очевидцев и участников тех событий - пилотов истребителя И-16, ГСС, генералов (а в то время еще мл. л-тов) Долгушина, Голодникова и Архипенко с:
- точкой зрения официальной сталинской пропаганды,
- доступной литературой и документами архивов
- и мнением независимых исследователей истории с военноисторических форумов интернета
2) и разобраться:
- кто же из них и в чём прав
- и как же было тогда на самом деле.
Интересно мне это ещё и потому, что я родился и всю жизнь прожил недалеко от стыка трёх границ – Беларуси, Польши и Литвы, в приграничном городе Гродно, на таком же расстоянии от аэродрома полка Сергея Долгушина как и от его аэродрома до границы на момент начала войны. Кроме того, место, которое я выбрал для своего летнего отдыха, загорания и рыбалки (на невысоком обрывистом песчаном берегу р. Неман около нашего «Старого» моста) оказалось тем самым местом, над которым весь день 22-го июня шли ожесточенные воздушные бои за авто- и ж/д мосты в Гродно, к которым была прикована вся ближайшая истребительная авиация (122-го и 127 ИАПов).
И когда перед дождём стрижи начинают устраивать "воздушные бои" проносясь зачастую на расстоянии вытянутой руки от меня, я вспоминаю:
- 20-летнего белобрысого, голубоглазого Серёгу Долгушина,
- его 122-й ИАП,
- его верного друга и ведомого Серёгу Макарова, вместе с которым он жил в одной палатке, встретил войну, разгормил однажды РС-ми немецкий аэродром и спас ему жизнь приземлившись на территории противника рядом с подбитым СЛ своего друга и забрав его к себе в кабину (так что при этом одна нога Макарова осталась вне кабины) и увезя Макарова под носом у немцев уже подбегавших к его СЛ,
- и тот ад, через который им пришлось пройти в наших краях 22-го июня, в результате чего немцы не смогли безнаказанно бомбить наши войска переправлявшиеся по мосру через Неман, а Долгушин записал на свой боевой счет свой первый «недогоняемый и несбиваемый» Юнкерс-88 (сбив по его словам перед этим над границей еще и Шторх корректировавший немецкую артиллерию обстреливавшую западные окраины Гродно, причем оба эти самолета его начальство ему так и не засчитало и по сей день).
Итак, выкладываю на ваш суд черновой вариант своего скромного исследования, основанный на:
- моих интервью с С.Ф. Долгушиным,
- анализе доступной мне в сети литературы
- материалов ЦАМО и немецких источников,
- нашего коллективного анализа с моими коллегами с военноисторических форумов всего этого материала.
Re: Пилоты И-16 о своих машинах и о том как их учили на них
Ну и где это Ваше неизвестно что, о чем не подозревает никто?
По поводу обещенного материала
==Василий! Всё что ты пишешь о и-16 специалистам тут я думаю всё ясно.==
Не совсем :) Других живых специалистов по И-16, с которыми можно попереписываться и пообщаться кроме Александра Сердюкова я на знаю, а у него оказалось довлольно много вопросов по И-16 и И-153 к их пилотам на многие из которых кстати С.Ф.Долгушин мне ответил.
По возвращению из Москвы я приступил к расшифровке московских аудиозаписей, да вот не успел вовремя сохрнанить рабочий вордовский файл и вчера у меня последний файл запоролся а самый свежий удалось найти датированный 1-м декабря. Ну да буду восстанавливать снова по пунктам. На Сухой.ру мои исследования интереса не вызвали и админ Нарыв или как там его решил пойти по пути Морозова из Милитеры (ему это скоро зачтется - все собираюсь Хоксеру написать) и свалил все мои ветки в одну кучу в результате чего получился жуткий винегрет.
Так что посмотрим найду ли я здесь ценителей моих исследований по истории авиации и рассказов С.Ф.Долгушина.
Как будет время и возможность - буду выкладывать чем богаты тем и рады - по тихоньку.
Re: Пилоты И-16 о своих машинах и о том как их учили на них
Цитата:
Сообщение от Василий Бардов
...И когда перед дождём стрижи начинают устраивать "воздушные бои" проносясь зачастую на расстоянии вытянутой руки от меня, я вспоминаю...
Модераторы скольки форумов не смогли вынести этих Ваших воспоминаний, хе-хе... Везде Вы вспоминаете одно и тоже, одними и теми же словами. Так с ними и таскаетесь как Агасфер:)
Re: Пилоты И-16 о своих машинах и о том как их учили на них
Цитата:
Сообщение от Alex
Цитата:
Сообщение от Василий Бардов
...И когда перед дождём стрижи начинают устраивать "воздушные бои" проносясь зачастую на расстоянии вытянутой руки от меня, я вспоминаю...
Модераторы скольки форумов не смогли вынести этих Ваших воспоминаний, хе-хе... Везде Вы вспоминаете одно и тоже, одними и теми же словами. Так с ними и таскаетесь как Агасфер:)
Ну от Алекса другого ничего ожидать и не приходится - вы как я погляжу остаётесь верным себе - по сути ни слова а язвить, флеймовать, флудить, офтопить, хамить, хохмить, подло хихикать и "звонко тявкать из под каждого забора как Моська" любой дурак умеет - это всё на что Вы способны? Может по И-16 и по И-153 что нибудь скажете, раз уж влезли в эту ветку? Может сами с ветеранами общались - как Леон из Минска или Жидов например?
Что - слабО? Ну и не фиг "тявкать" тогда не по делу!
"Ай Моська - знать она"... эрудирована вобщем :)
((С) Крылов - "Слон и Моська" - басня).