Показано с 1 по 19 из 19
Like Tree2Likes
  • 1 Post By Fencer
  • 1 Post By Валерий Александрович

Тема: О Ту-16

  1. #1
    Новичок Форумчанин
    Регистрация
    07.06.2014
    Сообщений
    17

    По умолчанию О Ту-16

    Мой старший брат, капитан Чаманский Борис Анатольевич, командир Ту-16 погиб 06.10.67 в Североморске-3. Кто это помнит, кто был очевидцем?

  2. #2
    Старожил Ветеран Аватар для APKAH
    Регистрация
    12.12.2008
    Сообщений
    2,320

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Чаманский Посмотреть сообщение
    Мой старший брат, капитан Чаманский Борис Анатольевич, командир Ту-16 погиб 06.10.67 в Североморске-3. Кто это помнит, кто был очевидцем?
    Очевидцев вряд ли вы найдёте, 47 лет прошло с того времени, а вот информация о катастрофе осталась:

    987 гв. мрап ВВС СФ(в/ч 20816)(Североморск-3)

    Лётчик – командир корабля, военный летчик 2-го класса, капитан Чаманский Б.А.
    НСМУ. Обстоятельства АП:
    03.10.1967 экипаж выполнил посадку на запасном аэродроме Лахта из-за ухудшения метеоусловий на ас Североморск – 3.
    06.10.1967 дневные метеоусловия позволяли выполнить перелет на свой аэродром. Однако решением командира полка и дивизии перелет был перенесен на ночь (в свою летную смену).
    К моменту посадки самолета погода на аэродроме посадки ухудшилась. Несмотря на явное несоответствие условий на аэродроме посадке уровню подготовки экипажа, РП, заместитель командира полка подполковник Горин, разрешил посадку экипажу.
    Экипаж с заходом на посадку не справился и преждевременно потерял высоту на посадочном курсе. Самолет сбил столбы огней подхода и антенну БПРМ.
    Командир корабля принял решение об уходе на второй круг, но, в результате разрушения закрылков, с управлением не справился. Самолет столкнулся с землей, разрушился и сгорел. Экипаж погиб.
    Заключение о причинах АП:
    Непосредственной причиной АП явилась ошибка экипажа в выдерживании высоты при снижении по глиссаде.
    Главная причина – плохая организация и руководство полетами.

    Состав экипажа:
    командир - к-н Чаманский Б.А.
    помощник командира - ст.лейтенант Иванов Е.М.
    штурман корабля - к-н Пересичанский Л.М.
    второй штурман - л-т Резников Н.А.
    воздушный стрелок радист - мл.сержант Серолетов
    командир огневых установок - остался жив.

  3. #3
    Новичок Форумчанин
    Регистрация
    07.06.2014
    Сообщений
    17

    По умолчанию

    Большое Вам спасибо! Но насколько я знаю у брата уже был 1 класс. Он был человеком влюбленным в авиацию, мастером на все руки. Все модели Ту-16 стоящие в штабе он делал своими руками, у меня до сих вырезки сохранились. К сожалению многие разговоры его с отцом, а у брата от папы секретов не было, у меня в памяти сохранились отрывочно. Думаю что они меня просто не допускали, военная тайна как-никак.

  4. #4
    Новичок Форумчанин
    Регистрация
    07.06.2014
    Сообщений
    17

    По умолчанию

    А меня родители в училище не пустили, сказали хватит нам одного. Как в зеркало глядели. Но любовь к авиации я сохранил, мое хобби история авиации и модели-копии самолетов. Вот и Ту-16К10-26 в работе находится, жалко братан не видит. А может и видит, кто знает что на том свете с нами будет!

  5. #5
    Новичок Форумчанин
    Регистрация
    07.06.2014
    Сообщений
    17

    По умолчанию

    Я и тему про Ту-4 завел, но думаю что очевидцев осталось очень мало. А батя меня один раз в Шаталово привез и мне там устроили экскурсию по самолету. Воспоминания до сих пор свежи, даже мне мальчику трудно было там пролезть.

  6. #6
    Новичок Форумчанин
    Регистрация
    07.06.2014
    Сообщений
    17

    По умолчанию О брате

    Цитата Сообщение от Чаманский Посмотреть сообщение
    Я и тему про Ту-4 завел, но думаю что очевидцев осталось очень мало. А батя меня один раз в Шаталово привез и мне там устроили экскурсию по самолету. Воспоминания до сих пор свежи, даже мне мальчику трудно было там пролезть.
    кстати, следов пожара на месте падения самолета я не видел. Удивил один двигатель, он упал на небольшой камень и так и остался, цт совместился. гильзу пустую и кое-что из ручек управления мы домой забрали, лежат где-то в сарае. Ну а главное что папа, а он свидетель многих катастроф, пока я на ландшафты смотрел, порылся в ручье или озерке рядом и извлек части тела брата, их мы домой забрали в цинковом гробу.

  7. #7
    Новичок Форумчанин
    Регистрация
    07.06.2014
    Сообщений
    17

    По умолчанию

    Отец, как помню, сильно возмущался тем, что поиски членов экипажа были отложены до утра. А ведь уже мороз был, как при этом умудрился выжить КОУ с переломами! Насколько я знаю после выздоровления он продолжал летать. Очень жаль что судьба не свела меня с ним, возможно жив до сих пор, возраст еще не предельный.

  8. #8
    Новичок Форумчанин
    Регистрация
    07.06.2014
    Сообщений
    17

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от APKAH Посмотреть сообщение
    Очевидцев вряд ли вы найдёте, 47 лет прошло с того времени, а вот информация о катастрофе осталась:

    987 гв. мрап ВВС СФ(в/ч 20816)(Североморск-3)

    Лётчик – командир корабля, военный летчик 2-го класса, капитан Чаманский Б.А.
    НСМУ. Обстоятельства АП:
    03.10.1967 экипаж выполнил посадку на запасном аэродроме Лахта из-за ухудшения метеоусловий на ас Североморск – 3.
    06.10.1967 дневные метеоусловия позволяли выполнить перелет на свой аэродром. Однако решением командира полка и дивизии перелет был перенесен на ночь (в свою летную смену).
    К моменту посадки самолета погода на аэродроме посадки ухудшилась. Несмотря на явное несоответствие условий на аэродроме посадке уровню подготовки экипажа, РП, заместитель командира полка подполковник Горин, разрешил посадку экипажу.
    Экипаж с заходом на посадку не справился и преждевременно потерял высоту на посадочном курсе. Самолет сбил столбы огней подхода и антенну БПРМ.
    Командир корабля принял решение об уходе на второй круг, но, в результате разрушения закрылков, с управлением не справился. Самолет столкнулся с землей, разрушился и сгорел. Экипаж погиб.
    Заключение о причинах АП:
    Непосредственной причиной АП явилась ошибка экипажа в выдерживании высоты при снижении по глиссаде.
    Главная причина – плохая организация и руководство полетами.

    Состав экипажа:
    командир - к-н Чаманский Б.А.
    помощник командира - ст.лейтенант Иванов Е.М.
    штурман корабля - к-н Пересичанский Л.М.
    второй штурман - л-т Резников Н.А.
    воздушный стрелок радист - мл.сержант Серолетов
    командир огневых установок - остался жив.
    как я помню в момент посадки случился снежный заряд, возможно экипаж потерял визуальный контакт с землей. К тому же это ведь был вывозной полет, а слетанность в экипаже вещь важная. И про прожектора помню, они в данном случае не помогли, а помешали. Это была отмечено в акте расследования катастрофы. Не знаю как командование полка, но друзья брата от бати видимо ничего не скрывали. А опыт у отца в расследовании таких катастроф был думаю очень большой.

  9. #9
    Старожил Ветеран Аватар для Fencer
    Регистрация
    21.04.2012
    Сообщений
    3,925

    По умолчанию

    Нашелся однокашник Бориса Чаманского - Морская авиация есть и будет! - VII - Страница 2023 - Авиационный форум AVIAFORUM.RU пост # 20224
    "Да,я, знаю. Борис Чаманский мой однокашник. Мы выпускались в Николаеве в 1957 году. Потом служили в 987 полку в Североморске - 3 Катастрофа описана верно. Добавить нечего. Только зам. ком. полка с такой фамилией у нас не было.
    Зина,его жена,с сыновьями - близнецами (как и у меня) уехала в Херсон. Это последнее, что я знаю."
    Если зарегистрироваться на авиафоруме,то через личные сообщения можно попереписываться.
    Д.Срибный likes this.

  10. #10
    Старожил Ветеран Аватар для Fencer
    Регистрация
    21.04.2012
    Сообщений
    3,925

    По умолчанию

    А вообще очень много сослуживцев общается здесь Forumavia.ru - Авиационный форум
    Естесственно,нужно зарегистрироваться для общения.

  11. #11
    Новичок Форумчанин
    Регистрация
    07.06.2014
    Сообщений
    17

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Fencer Посмотреть сообщение
    Нашелся однокашник Бориса Чаманского - Морская авиация есть и будет! - VII - Страница 2023 - Авиационный форум AVIAFORUM.RU пост # 20224
    "Да,я, знаю. Борис Чаманский мой однокашник. Мы выпускались в Николаеве в 1957 году. Потом служили в 987 полку в Североморске - 3 Катастрофа описана верно. Добавить нечего. Только зам. ком. полка с такой фамилией у нас не было.
    Зина,его жена,с сыновьями - близнецами (как и у меня) уехала в Херсон. Это последнее, что я знаю."
    Если зарегистрироваться на авиафоруме,то через личные сообщения можно попереписываться.
    Больщое спасибо! Я на этом форуме бываю, но как гость. Теперь обязательно зарегистрируюсь и познакомлюсь , еще раз спасибо.

  12. #12
    Старожил Ветеран Аватар для Fencer
    Регистрация
    21.04.2012
    Сообщений
    3,925

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Чаманский Посмотреть сообщение
    Больщое спасибо! Я на этом форуме бываю, но как гость. Теперь обязательно зарегистрируюсь и познакомлюсь , еще раз спасибо.
    Да не за что.Очень рад был помочь.

  13. #13
    Новичок
    Регистрация
    19.06.2014
    Сообщений
    3

    По умолчанию

    Я, Толочин Валерий Александрович, служил в Североморске-3 с 1963 по 1969 годы. Знал Бориса Анатольевича Чаманского по совместной службе в в/ч 20816 987 МРАП г. Североморска-3. Я был старшим авиационным техником самолёта ТУ-16К10СД бортовой номер 14. На нём Борис Чаманский летал и сдал на 1-й класс при минимуме погоды. Возможно, не успели оформить документы, и поэтому в сообщениях пишут «2-й класс». 6 октября 1967 г. У нас были плановые полёты. Погода была в тот день – метеоминимум - был сильный снегопад, и полёты заканчивались. Одновременно с полётами полка производилась посадка двух бортов экипажей: к-на Стадникова Юрия Александровича и к-на Чаманского Бориса Анатольевича, перелетавших из Лахты. Экипаж Стадникова производил посадку первым и приземлился нормально. Экипаж Чаманского садился при полном отсутствии видимости из-за сильного снежного заряда, и поэтому при снижении на глиссаде был повреждён левый закрылок – было столкновение со столбами огней подхода. Экипаж принял решение об уходе на второй круг, но при даче газа и увеличении скорости самолёт стало кренить влево, он с разворотом стал падать. Лётчики боролись до конца. Штурман Пересечанский и оператор Резников катапультировались, но из-за малой высоты погибли при ударе о землю. Был слышен сильный взрыв. Полёты были остановлены, и весь лётный и технический состав повезли по трассе, ведущей на город Колу. Была сплошная тьма. Все искали место падения самолёта, но безрезультатно. Нашли только на рассвете в районе речки, вытекающей из озера Мальеявр. Обнаружили место крушения, в живых остался только один член экипажа – КОУ л-т Овсянников. Он лежал на снегу рядом с разорвавшейся кабиной, остался жив только благодаря меховой одежде. В это время совершил посадку вертолёт Ми-4, Овсянникова отправили в Североморский госпиталь. Останки членов экипажа были собраны. Долго искали кассету магнитофона, но так и не нашли. Этими полётами руководил подполковник Гарин. Командир полка полковник Тимаков в это время отсутствовал - был в отпуске в Мурманске, его отозвали из отпуска, он вернулся в гарнизон. Он сильно ругал Гарина за то, что тот принимал перелетающие экипажи, а не отправил их на другие аэродромы. Самолёт ТУ-16К10СД бортовой, на котором погиб экипаж Чаманского, имел бортовой номер 11. Похороны состоялись на местном кладбище, на них присутствовал и прощался с погибшими командующий авиацией ВВС Северного флота герой Советского Союза генерал-полковник Кузнецов. Останки тел Чаманского и Пересечанского были отправлены для захоронения на родину. Тела ст. л-та Иванова, ст. л-та Резникова, мл. с-та Сорокалетова были захоронены на местном кладбище. Прошу вас ответить на моё сообщение, чтобы я был уверен, что вы его прочли.
    Последний раз редактировалось Валерий Александрович; 02.08.2014 в 18:10.
    APKAH likes this.

  14. #14
    Новичок Форумчанин
    Регистрация
    07.06.2014
    Сообщений
    17

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Валерий Александрович Посмотреть сообщение
    Я, Толочин Валерий Александрович, служил в Североморске-3 с 1963 по 1969 годы. Знал Бориса Анатольевича Чаманского по совместной службе в в/ч 20116 987 МРАП г. Североморска-3. Я был старшим авиационным техником самолёта ТУ-16К10СД бортовой номер 14. На нём Борис Чаманский летал и сдал на 1-й класс при минимуме погоды. Возможно, не успели оформить документы, и поэтому в сообщениях пишут «2-й класс». 6 октября 1967 г. У нас были плановые полёты. Погода была в тот день – метеоминимум - был сильный снегопад, и полёты заканчивались. Одновременно с полётами полка производилась посадка двух бортов экипажей: к-на Стадникова Юрия Александровича и к-на Чаманского Бориса Анатольевича, перелетавших из Лахты. Экипаж Стадникова производил посадку первым и приземлился нормально. Экипаж Чаманского садился при полном отсутствии видимости из-за сильного снежного заряда, и поэтому при снижении на глиссаде был повреждён левый закрылок – было столкновение со столбами огней подхода. Экипаж принял решение об уходе на второй круг, но при даче газа и увеличении скорости самолёт стало кренить влево, он с разворотом стал падать. Лётчики боролись до конца. Штурман Пересечанский и оператор Резников катапультировались, но из-за малой высоты погибли при ударе о землю. Был слышен сильный взрыв. Полёты были остановлены, и весь лётный и технический состав повезли по трассе, ведущей на город Колу. Была сплошная тьма. Все искали место падения самолёта, но безрезультатно. Нашли только на рассвете в районе речки, вытекающей из озера Мальеявр. Обнаружили место крушения, в живых остался только один член экипажа – КОУ л-т Овсянников. Он лежал на снегу рядом с разорвавшейся кабиной, остался жив только благодаря меховой одежде. В это время совершил посадку вертолёт Ми-4, Овсянникова отправили в Североморский госпиталь. Останки членов экипажа были собраны. Долго искали кассету магнитофона, но так и не нашли. Этими полётами руководил подполковник Гарин. Командир полка полковник Тимаков в это время отсутствовал - был в отпуске в Мурманске, его отозвали из отпуска, он вернулся в гарнизон. Он сильно ругал Гарина за то, что тот принимал перелетающие экипажи, а не отправил их на другие аэродромы. Самолёт ТУ-16К10СД бортовой, на котором погиб экипаж Чаманского, имел бортовой номер 11. Похороны состоялись на местном кладбище, на них присутствовал и прощался с погибшими командующий авиацией ВВС Северного флота герой Советского Союза генерал-полковник Кузнецов. Останки тел Чаманского и Пересечанского были отправлены для захоронения на родину. Тела ст. л-та Иванова, ст. л-та Резникова, мл. с-та Сорокалетова были захоронены на местном кладбище. Прошу вас ответить на моё сообщение, чтобы я был уверен, что вы его прочли.
    Здравствуйте, уважаемый Валерий Александрович! Огромное спасибо за ответ! Несмотря на столько прошедших лет события тех дней до сих пор волнуют меня, часто вспоминаю брата и скучаю по нему. Видимо единственным правильным решением на тот момент было просто садиться, а не уходить на второй круг. Процедура кстати как я знаю не простая даже и сегодня, недавние события это подтверждают. А были ли Вы на поминках в квартире у Бориса. Я на тот момент был юношей непьющим, но все друзья брата подходили ко мне с рюмками, выпил очень много, тем более что это был спирт разведенный, но даже не захмелел. А как сложилась Ваша дальнейшая жизнь? Где живете? И вот вопрос? А что могилы брата в Североморске-3 нет! С уважением, Володя.

  15. #15
    Новичок
    Регистрация
    19.06.2014
    Сообщений
    3

    По умолчанию

    Здравствуйте, Владимир Анатольевич! Спасибо, что ответили на моё сообщение. Я тоже поддерживал мнение лётного состава, что Борису Анатольевичу нужно было сразу садиться, а не уходить на второй круг. Прожектора сослужили плохую службу: из-за сильного снега впереди была сплошная белая стена, и не было видимости. На поминках я не был. Подполковника Гарина после случившегося перевели в другое место службы. В 1969 г. я по переводу убыл на новое место службы в ДКБФ г. Быхов Могилёвской области. Вначале я занимал ту же должность, что и на Севере, а в 1976 г. наш полк прошёл переучивание на новую технику – ТУ22М2 в г. Николаеве. В новой должности начальника ТЭЧ-отряда я служил в Быхове до выхода на пенсию в 1982 г. После этого я с семьёй переехал на постоянное место проживания в г. Киев. Мой сын Алексей закончил Иркутское ВВАИУ, служил в Полтаве – работал на ТУ22М3. Могилы Бориса Анатольевича и Алексея Пересечанского в Североморске-3 нет. Там захоронены в братской могиле Иванов, Резников и Сорокалетов. Знаю точно, что Пересечанского похоронили в Московской обл., а Бориса Анатольевича – вы должны знать. Я думал посетить место службы в Североморске-3, но всё как-то не собрался. На том месте сейчас базируется корабельный истребительный полк с авианесущего крейсера Адмирал Кузнецов. С уважением, Валерий.

  16. #16
    Новичок Форумчанин
    Регистрация
    07.06.2014
    Сообщений
    17

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Валерий Александрович Посмотреть сообщение
    Здравствуйте, Владимир Анатольевич! Спасибо, что ответили на моё сообщение. Я тоже поддерживал мнение лётного состава, что Борису Анатольевичу нужно было сразу садиться, а не уходить на второй круг. Прожектора сослужили плохую службу: из-за сильного снега впереди была сплошная белая стена, и не было видимости. На поминках я не был. Подполковника Гарина после случившегося перевели в другое место службы. В 1969 г. я по переводу убыл на новое место службы в ДКБФ г. Быхов Могилёвской области. Вначале я занимал ту же должность, что и на Севере, а в 1976 г. наш полк прошёл переучивание на новую технику – ТУ22М2 в г. Николаеве. В новой должности начальника ТЭЧ-отряда я служил в Быхове до выхода на пенсию в 1982 г. После этого я с семьёй переехал на постоянное место проживания в г. Киев. Мой сын Алексей закончил Иркутское ВВАИУ, служил в Полтаве – работал на ТУ22М3. Могилы Бориса Анатольевича и Алексея Пересечанского в Североморске-3 нет. Там захоронены в братской могиле Иванов, Резников и Сорокалетов. Знаю точно, что Пересечанского похоронили в Московской обл., а Бориса Анатольевича – вы должны знать. Я думал посетить место службы в Североморске-3, но всё как-то не собрался. На том месте сейчас базируется корабельный истребительный полк с авианесущего крейсера Адмирал Кузнецов. С уважением, Валерий.
    Здравствуйте, уважаемый Валерий Александрович! Уже дважды писал ответ, но мое сообщение почему-то не проходит! Весьма странно! Очень порадовало то, что мы земляки. Херсон - это моя Родина, тут родился брат, тут родились мои родители. И отдавать мой Родной край я ни кому не собираюсь. Дальше не продолжаю , сейчас отправлю сообщение и посмотрю пройдет ли!

  17. #17
    Новичок
    Регистрация
    19.06.2014
    Сообщений
    3

    По умолчанию

    Владимир Анатольевич, прошло ваше сообщение. Прошу вас написать имя и фамилию однокашника Бориса Анатольевича по лётному училищу (Морская авиация есть и будет! - VII - Страница 2023 - Авиационный форум AVIAFORUM.RU пост # 20224).
    Возможно, я его знаю по Северу. Когда я перевёлся в Быхов, то в Североморске-3 произошло ещё две катастрофы самолётов ТУ16 экипажей Корепанова в 1974 г. И Успенского в 1976 г., которые летали на самолёте, который я обслуживал ещё в качестве помощников командиров корабля. Я очень переживал о них, т. к. катастрофы были очень тяжёлыми. Да, переживаем все за ситуацию в Украине. На этом пока всё. Спасибо за ответ. Валерий.

  18. #18
    Новичок Форумчанин
    Регистрация
    07.06.2014
    Сообщений
    17

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Валерий Александрович Посмотреть сообщение
    Владимир Анатольевич, прошло ваше сообщение. Прошу вас написать имя и фамилию однокашника Бориса Анатольевича по лётному училищу (Морская авиация есть и будет! - VII - Страница 2023 - Авиационный форум AVIAFORUM.RU пост # 20224).
    Возможно, я его знаю по Северу. Когда я перевёлся в Быхов, то в Североморске-3 произошло ещё две катастрофы самолётов ТУ16 экипажей Корепанова в 1974 г. И Успенского в 1976 г., которые летали на самолёте, который я обслуживал ещё в качестве помощников командиров корабля. Я очень переживал о них, т. к. катастрофы были очень тяжёлыми. Да, переживаем все за ситуацию в Украине. На этом пока всё. Спасибо за ответ. Валерий.
    Морская авиация есть и будет! - VII - Страница 2023 - Авиационный форум AVIAFORUM.RU

  19. #19
    Новичок Форумчанин
    Регистрация
    07.06.2014
    Сообщений
    17

    По умолчанию

    Он там под ником, но я ему сообщение послал. Пребываю в большом поклоне всем Вам, здоровья крепкого и лет 90 обязательно. У нас с супругой завтра 40 лет, раскошелились на ресторан, а вечером первая брачная ночь, надеюсь не опозорюсь!?

Метки этой темы

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •