Показано с 1 по 10 из 10
Like Tree2Likes
  • 1 Post By aviafan
  • 1 Post By Avia M

Тема: Авиапроисшествия в авиации погранвойск, РВСН, ГУКОС, МВД СССР (1950-1991 гг.)

  1. #1
    Форумчанин Форумчанин
    Регистрация
    30.10.2014
    Сообщений
    87
    Записей в дневнике
    1

    По умолчанию Авиапроисшествия в авиации погранвойск, РВСН, ГУКОС, МВД СССР (1950-1991 гг.)

    Уважаемые форумчане!

    Как известно, во времена СССР информацию об авиационных происшествиях (по тогдашней классификации - ЛП и ПЛП) в авиации МО СССР (ВВС, ПВО, ВМФ, АА/АСВ, ВДВ) можно было почерпнуть из соответствующих сборников (бюллетеней).

    А вот что касается АП в т.н. "малых авиациях" - погранвойск, РВСН, ГУКОС (с 1982 г.), МВД СССР - это до сих пор "терра инкогнита". Но пытаюсь разобраться и с ней.
    Цель сбора и анализа подобной информации - получение полной "картины" по состоянию БзП в авиации силовых ведомств СССР и, главное, - отдать должное тем, кто оказался незаслуженно забытым из-за тотальной советской шпиономании.

    Интересуют данные по АП в период 1945-1991 гг.


    Вот то, что пока удалось найти (по самолётам - более подробнее, по вертолётам - пока кратко, но тоже постараюсь дать более подробную информацию):

    Погранвойска:
    14 мая 1989 г., авария Ан-26 СССР-26151 Воркутинской оаэ ПВ КГБ СССР, Нагурское
    При подлёте к аэродрому резко и непрогнозированно ухудшились метеоусловия – началась сильная пурга. Для ухода на запасной аэродром топлива на борту не было. В ожидании улучшения погоды экипаж выработал практически всё топливо и запросил посадку, уведомив РП о взятии ответственности за её последствия на себя. ЗНП выполнен в штатном режиме, однако в условиях практически нулевой видимости самолёт столкнулся основными стойками шасси со снежным валом в начале ВПП, резко «клюнул» и ударился о поверхность ВПП. Передняя стойка шасси вошла в кабину экипажа, частично разрушилось и крыло. Экипаж и 5 человек, сопровождавших груз, отделались царапинами. Самолёт оставлен в Нагурской и впоследствии списан.

    5 мая 1990 г., катастрофа Ан-26 б/н 52 21 оаэ авиации ПВ КГБ СССР, о.Спафарьева (РСФСР)
    Выполняя полёт в облаках, столкнулся с каменистым берегом о. Спафарьева в Охотском море.

    15 августа 1991 г. катастрофа самолёта Ан-26 авиации ПВ КГБ СССР, аэропорт Буревестник, о.Итуруп.
    После взлёта диспетчер дал команду отвернуть влево для освобождения взлёта МиГ-23, хотя по схеме отворот можно выполнять только вправо. В итоге самолёт столкнулся со склоном горы и раз¬рушился. 8 человек погибло. Самолёту не хватило всего около 10м для перелёта горы. Своим решением диспетчер хотел освободить курс взлета для истребителя МиГ-23, взлетавшего следом.
    Причины АП: ошибка служб УВД.

    Ми-8 10 7 1982 23 оаэ Чахи-Аб Катастрофа
    Ми-8 30 10 1982 10 оап Джавайское ущелье Катастрофа
    Ми-8 1 1 1984 17 оап Р-н Келифа Катастрофа
    Ми-8 20 10 1987 ? Афганистан Катастрофа
    Ми-26 18 10 1985 23 оап пгт.Московский Катастрофа
    Ми-26 28 12 1988 16 оап Сахалин Авария

    РВСН

    Ан-2 27 7 67 СССР-18253 15 оао 7-го отдельного ракетного корпуса РВСН Катастрофа
    При полёте по маршруту произошло ухудшение метеоусловий ниже минимума экипажа. Несмотря на это, полёт был продолжен. В условиях ухудшившейся видимости произошло столкновение на встречных курсах с Ми-6 МГА. Экипаж последнего пытался избежать столкновения, резко введя вертолёт в крен, однако произошло столкновение с Ан-2 лопастями несущего винта. Ан-2 столкнулся с землёй. Ми-6 выполнил успешную посадку на аэродроме назначения.

    Ил-14 ??.8.1971 Капустин Яр с Ли-2 в воздухе

    Ли-2 ??.8.1971 Ли-2 Капустин Яр с Ил-14 в воздухе
    Ил-14, командиром которого был командир полка, "подрезал" на схеме ЗНП Ли-2, который выполнял ЗНП строго по схеме. Погибло 12 человек.
    Цитата:
    "В августе 1971 года, при видимости миллион на миллион, по вине командира транспортного авиационного полка 4 ГЦП МО (Капустин Яр) в учебном полете столкнулись не самые скоростные самолеты Ил-14 и Ли-2.
    Командир полка, летчик-снайпер, полковник ... «вывозил» командира Ил-14, летчика - "двухгодичника" из ГВФ, старшего лейтенанта .... Одновременно другой экипаж Ли-2 в зашторенной кабине тренировался в слепой посадке по приборам.
    Третьим действующим лицом был руководитель полетов (РП) ветеран ВВС капитан ..., бессильный предотвратить аварийную ситуацию, созданную его командиром и воспитателем, шеф - пилотом начальника полигона. На утро следующего дня ему был запланирован вылет в командировку, что стало мотивом досрочного завершения задания.
    При сокращении маршрута полета Ил-14 пересек глиссаду снижения Ли
    -2".

    Ан-2 ??.??1973 г. катастрофа
    ?

    Ан-2 07.3.1981 г. катастрофа
    Столкновение с горой при снижении в условиях плохой видимости при полёте по маршруту.

    5 января 1978 г., катастрофа Ан-30 б/н 01 2-го ГНИП, аэродром Курчатов
    Произошла ночью при ЗНП в условиях ниже установленного минимума погоды, в условиях дымки. КК, несмотря на указания руководителя полётов об уходе на запасной аэродром, принял решение выполнить пробный заход (вероятно, при этом сказалось наличие на борту руководства) и снизился «под глиссаду» в поисках земли. При попытке ухода на второй круг самолёт «просел», зацепил землю хвостовой частью и разрушился. Через несколько минут дымка рассеялась…
    На борту находился генерал-майор Кантеев М.К.- начальник 2-го Государственного центрального научно- исследовательского испытательного Семипалатинского полигона Министерства обороны СССР


    28 декабря 1979 г., катастрофа Ан-26 авиации РВСН, район аэродрома Ключи
    Упал в лес, не долетев до ВПП. Заход на посадку выполнялся со стороны Усть-Камчатска.
    Установленные причины АП: ошибка экипажа.

    6 мая 1983 г., катастрофа Ан-26 авиации РВСН, район аэродрома Ключи
    Задел верхушки деревьев и разбился в условиях сильного снегопада при заходе на посадку. На борту находились новобранцы, двое из которых выжили.
    Погибли 29 пассажиров и 6 членов экипажа.
    Причины АП: ошибка экипажа.

    26 (по другим данным, 27) октября 1989 г. катастрофа самолёта Ан-26 авиации РВСН, район Петропавловска-Камчатского
    КК получил разрешение на снижение по ПВП. Войдя в облака, продолжил снижение. При снижении с 5400м самолет начал уклоняться влево от глиссады и столкнулся со склоном горы высотой 2310м на высоте 1500м в 35км севернее г.Петропавловска-Камчатский.
    37 человек погибло. На борту находились военнослужащие и члены их семей.

    Ми-8Т 7 12 1983 69 овэ Авария
    Ми-8 22 10 1985 68 овэ Катастрофа
    и-8Т 21 9 1987 137 овэ Катастрофа
    Ми-8т 27 1 1988 ?? Авария
    Ми-8МТ 18 4 1988 ?? Катастрофа
    Ми-8Т 11 4 1989 ?? Авария
    Ми-8Т 21 5 1990 ?? Катастрофа
    Ми-8МТ 27 7 1990 ?? Авария
    Ми-8Т 16 4 1991 ?? Катастрофа


    ВВ МВД
    Ми-8Т 16 8 1982 1 оаэ Хабаровский край Авария ВВ МВД
    Ми-8Т 29 12 1986 1 оаэ Амурская обл. Авария ВВ МВД
    Ми-8МТВ-2 9-11 1990 3 оаэ СН Нахичевань ЧП ВВ МВД
    Ми-8МТВ-2 6 1991 3 оаэ СН р-н Алма-Аты Авария ВВ МВД
    Ми-8МТВ-2 6 1991 3 оаэ СН р-н Алма-Аты Авария ВВ МВД


    По авиации ГУКОС и "чисто" МВД подобной информации не попадалось.

    Буду признателен за дополнения и уточнения!

    С уважением.
    Сергей
    Последний раз редактировалось aviafan; 13.01.2018 в 22:00.

  2. #2
    Старожил Форумчанин Аватар для Тов. ИнженерЪ
    Регистрация
    02.03.2013
    Сообщений
    890

    По умолчанию

    29 декабря 1978 г. падение вертолёта типа Ми-8 159 овэ (в/ч 94413) 52 рд (в/ч 54090) РВСН около д. Пермяки Кунгурского района Пермской обл. в условиях 35-градусного мороза, пурги и нулевой видимости. Вылет осуществлялся по приказу НШрд Крючкова в д. Лужки Кунгурского района (7-й позиционный район 52 рд). В вертолёте экипаж 3 человека и смена из 26 солдат и офицеров 176 рп (в/ч 07392) 52 рд (в/ч 54090) РВСН, летевших из пос. Звездный на боевое дежурство в Кунгурский район.

    Сначала борт сделал пробный взлет без дежурной смены, но сесть самостоятельно не смог, на вертолетной площадке пришлось зажечь факелы. Забрав дежурную смену вертолёт взлетает повторно, через несколько минут поступает штормовое предупреждение. Командир экипажа (командир 159 овэ 52 рд) п/п-к Лысенко решает на базу не возвращаться и продолжает полет. Из-за отсутствии видимости экипаж сбился с курса (отклонение составило около 15 км) и при посадке вертолёт врезался в гору и перевернулся. Восемь человек погибли сразу, девятый - Олег Солдатов - умер не приходя в сознание 15 января 1979 г., находясь в госпитале. Огромную помощь в спасении пострадавших оказали жители д. Пермяки.

    6.jpg
    Последний раз редактировалось Тов. ИнженерЪ; 09.01.2018 в 13:13.

  3. #3
    Форумчанин Форумчанин
    Регистрация
    30.10.2014
    Сообщений
    87
    Записей в дневнике
    1

    По умолчанию

    Уважаемый "Тов. ИнженерЪ"!
    Спасибо за дополнение!

    Как обещал ранее, привожу подробности АП с вертолётами "малых авиаций".

    Погранвойска

    Ми-8 10 7 1982 23 оаэ Чахи-Аб Катастрофа
    Столкновение с земной поверхностью. Погибло 6 человек.
    До другим данным, сбит огнём с земли.

    Ми-8 30 10 1982 10 оап Джавайское ущелье Катастрофа
    Столкновение с горами. Точная причина не установлена. Погибло 3 члена экипажа.

    Ми-8 1 1 1984 17 оап р-н Келифа Катастрофа
    Столкнулся с земной поверхностью. Точная причина не установлена.

    Ми-8 20 10 1987 ? Афганистан Катастрофа
    Отказ главного редуктора. Экипаж выполнил посадку «перед собою», в процессе которой получил смертельную травму один из членов экипажа.

    Ми-26 18 10 1985 23 оап пгт.Московский Катастрофа
    Из-за отказа трансмиссии хвостового винта вертолёт потерял управление. Экипаж выполнил вынужденную посадку. Погиб бортмеханик.

    Ми-26 28 12 1988 16 оап Рыбновск (Сахалин) Авария
    Ошибка в технике пилотирования – вертолёт совершил грубую посадку.


    РВСН

    Ми-4 ??.??.1958 Катастрофа
    ?

    Ми-8 29 12 1978 159 овэ Катастрофа, н.п. Пермяки Кунгурского района Пермской обл.
    Столкновение с земной поверхностью в условиях 35-градусного мороза, пурги и нулевой видимости. Вылет осуществлялся по приказу НШрд Крючкова в д. Лужки Кунгурского района (7-й позиционный район 52 рд). В вертолёте экипаж 3 человека и смена из 26 солдат и офицеров 176 рп (в/ч 07392) 52 рд (в/ч 54090) РВСН, летевших из пос. Звездный на боевое дежурство в Кунгурский район.

    Ми-8Т 7 12 1983 69 овэ Авария
    ?

    Ми-8 22 10 1985 68 овэ Катастрофа
    ?

    Ми-8Т 21 9 1987 137 овэ Катастрофа
    Раскачка груза на внешней подвеске, трос попал в рулевой винт, что привело к вращению вертолёта и его столкновению с земной поверхностью.

    Ми-8Т 27 1 1988 ?? Авария
    Экипаж упустил контроль за высотой полёта при ЗНП – вертолёт столкнулся с земной поверхностью.


    Ми-8МТ 18 4 1988 ?? Катастрофа
    КЭ поздно принял меры к парированию вертолёта на висении, что привело к его вращению и столкновению с землёй.


    Ми-8Т 11 4 1989 ?? Авария
    Экипаж преднамеренно нарушил методику взлёта с неподготовленной площадки и ошибся в разгоне скорости.

    Ми-8Т 21 5 1990 ?? Катастрофа
    В результате некачественного анализа метеусловий по маршруту полёта вертолёт попал в зону обледенения, в процессе полёта в которой произошел сброс льда во входные устройства двигателей и их самовыключение. Вертолёт столкнулся с земной поверхностью.

    Ми-8МТ 27 7 1990 ?? Авария
    Причина не установлена.

    Ми-8Т 16 4 1991 ?? Катастрофа
    Из-за усталостного разрушения редуктора трансмиссии произошел отказ путевого управления, что привело к столкновению вертолёта с земной поверхностью.

    ВВ МВД

    Ми-8Т 16 8 1982 1 оаэ Хабаровский край Авария
    При полете в горно-таежной местности в районе пос. Горин (Хабаровский край) на малой скорости и малой высоте полета, из-за ошибки экипажа в пилотировании, вертолет попал в самопроизвольное левое вращение. Произошло столкновение с деревьями, затем вертолет столкнулся с землей, перевернулся и сгорел от замыкания аккумуляторов. Никто из 3 членов экипажа и 18 пассажиров не пострадал.

    Ми-8Т 29 12 1986 1 оаэ Амурская обл. Авария
    При полете в горно-таежной местности в районе пос. Зея (Амурская обл.), в воздухе произошло разрушение приемной шестерни главного редуктора. Двигатели пошли в разнос, произошло их самовыключение. Экипаж выполнил посадку на режиме СНВ в глухой тайге. При ударе о деревья вертолет получил недопустимые повреждения. Пострадали все члены экипажа.

    Ми-8МТВ-2 ?? 9-11 1990 3 оаэ СН Нахичевань ЧП
    Во время заправки вертолета в аэропорту «Нахичевань» (Азербайджанская ССР) произошел взрыв внутри грузовой кабины вертолета. Борт сгорел. Никто не пострадал. Причина: официально – из-за статического электричества при плохом заземлении вертолета и ЦЗ. Неофициально – диверсия.

    Ми-8МТВ-2 ?? 6 1991 3 оаэ СН р-н Алма-Аты Авария
    При заходе на посадку на высокогорную площадку (4200 м) на повышенной скорости южнее г. Алма-Ата (Казахстан), экипаж не справился с управлением, допустил грубое приземление. Никто не пострадал. Борт восстановлению не подлежит.

    Ми-8МТВ-2 ?? 6 1991 3 оаэ СН р-н Алма-Аты Авария
    При взлете с высокогорной площадки под уклон южнее г. Алма-Ата (Казахстан), экипаж не справился с управлением, допустил касание земли. Вертолет перевернулся на правый бок. Никто не пострадал. Борт восстановлению не подлежит.
    Последний раз редактировалось aviafan; 13.01.2018 в 22:01.

  4. #4
    Форумчанин Форумчанин
    Регистрация
    30.10.2014
    Сообщений
    87
    Записей в дневнике
    1

    По умолчанию

    Здесь: http://www.kik-sssr.ru/Airdisaster_Kamchatka.htm удалось найти информацию ещё по трём АП в авиации РВСН:

    1958 г. - катастрофа вертолета Ми-4. Погиб экипаж заместителя командира эскадрильи по политчасти капитана Н.Р. Таланцева.

    1973 г. - катастрофа самолёта Ан-2. Погиб экипаж командира капитана Чепурченко.

    07.3.1981 г. - катастрофа самолёта Ан-2. Погиб экипаж заместителя командира эскадрильи майора Н.И. Варламова.
    На борту этого самолёта находился и погиб начальник 43 ОНИС генерал-майор В. Г. Чернышев.

    Цитата:
    "Самолет шел из Паланы (ГЧ не долетела до точки прицеливания ~ 200 км и угодила в предместья поселка, генерал летал туда для встречи с населением...) в паре с Ми-8. Переваливая через Камчатский Срединный хребет Ми-8 прошел нормально но передал ведомому что сильно болтает и командир экипажа Ан-2 решил не подниматься слишком высоко. Есть данные, что экипаж Ан-2 сообщил о перелете горы и начал снижаться, в то время как самолет до нее не долетел. В итоге врезались в западный склон хребта и упали в ущелье - из-за этого их искали очень долго. Экипаж и еще два человека погибли сразу, а Чернешев и еще несколько пассажиров - сильно травмировались. Они были живы двое суток, но пока искали - 3 человека скончались от травм и переохлаждения".
    Последний раз редактировалось aviafan; 13.01.2018 в 22:02.

  5. #5
    Старожил Ветеран
    Регистрация
    10.07.2013
    Сообщений
    5,067

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от aviafan Посмотреть сообщение
    Погранвойска
    Пытаюсь выяснить принадлежность машины. Здесь утверждается ПВ...

    Это случилось в январе 1975 года. Сборная команда горнолыжников Сахалина готовилась к зональным соревнованиям первенства РСФСР. На туристической базе "Горный воздух" шли интенсивные тренировки. 24 января на тренерском совете выступил работник Комитета госбезопасности.
    Тема разговора самая что ни на есть серьезная - чрезвычайная ситуация на острове Кунашир. На вершине вулкана Тятя в условиях сильнейшего снежного циклона упал пограничный вертолет. По предварительным данным, в нем помимо военных находились женщины и дети.
    https://ykurilsk.ru/news/ykurilsk/72398/

    P.S. Одна машина в тех краях поражена с земли из АК...
    Последний раз редактировалось Avia M; 13.01.2018 в 22:16.

  6. #6
    Форумчанин Форумчанин
    Регистрация
    30.10.2014
    Сообщений
    87
    Записей в дневнике
    1

    По умолчанию

    Вот ещё удалось найти информацию по АП в авиации погранвойск:

    "Привет всем пилотам-пограничникам, выпускникам КВЛУ ГА-85, и другим, служившим в в/ч 2542. ..., отзовись, может быть ты знаешь Где Витя Малолеткин. Кажется, он выжил после той жуткой катастрофы возле Среднего".

    Речь идёт о оааэ (в 1985-90 гг.) или оаап (Воркута) (после 1990 года).
    Возможно, кто-то знает подробности этого АП? И относится ли она к периоду до 1992 года?
    Avia M likes this.

  7. #7
    Форумчанин Форумчанин
    Регистрация
    30.10.2014
    Сообщений
    87
    Записей в дневнике
    1

    По умолчанию

    Спасибо, уважаемый Avia M!

    Прочитал присланную Вами ссылку - там, похоже, в 1983 году потерян ещё один пограничный вертолёт:

    "А в 1983 году новое ЧП на Курилах в том же районе.
    Для работы на островах отбирали и отбирают наиболее подготовленных командиров воздушных судов. Но порой форс-мажорные обстоятельства не позволяют победить стихию. В феврале 1983 году Ми-8 летел над западным побережьем Кунашира - он должен был доставить на погранзаставу врача. Сильный ветер стал сносить вертолет в сторону. Туда, где расположен вулкан Тятя, высотой 1812 метров. Вертолет же согласно остановившимся сразу после падения приборам шел на высоте 1750 метров. В густой облачности Ми-8 сначала стукнулся правым колесом о конус вулкана, затем - лопастями о вулкан. Лопасти разрушились и их обрубки удержали Ми-8 на снежном склон
    е".

    А что за обстрел вертолёта ПВ из АК? Это во времена СССР?

  8. #8
    Старожил Форумчанин Аватар для andrew_78
    Регистрация
    09.01.2006
    Адрес
    наукоград Королев
    Сообщений
    308

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от aviafan Посмотреть сообщение
    Уважаемые форумчане!

    Как известно...
    Очередные компиляционные статейки для АиК собираем? От "была такая..." из-за количества косяков зубы сводит. Не пойму как Диму Пичугина угораздило связаться... Потом придется опровержения давать за такую топорную работу. Кстати где сейчас трудимся: в сша или в самостийной?

  9. #9
    Старожил Ветеран
    Регистрация
    10.07.2013
    Сообщений
    5,067

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от aviafan Посмотреть сообщение
    похоже, в 1983 году потерян ещё один пограничный вертолёт:
    То не пограничный.
    По обстрелу поищу. Не проходит - год 1994...
    Последний раз редактировалось Avia M; 24.01.2018 в 23:34.

  10. #10
    Старожил Ветеран
    Регистрация
    10.07.2013
    Сообщений
    5,067

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от aviafan Посмотреть сообщение
    Ми-26 28 12 1988 16 оап Рыбновск (Сахалин) Авария
    Ошибка в технике пилотирования – вертолёт совершил грубую посадку.
    Южные Курилы...25.jpg
    Fencer likes this.

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •