Показано с 1 по 4 из 4

Тема: ВВС В ВОЙНЕ ''СУДНОГО ДНЯ''

  1. #1
    milstar
    Guest

    По умолчанию ВВС В ВОЙНЕ ''СУДНОГО ДНЯ''

    http://www.vko.ru/article.asp?pr_sig...ive.2006.29.10

    ВВС В ВОЙНЕ ''СУДНОГО ДНЯ''

    Полное использование возможностей авиационной техники обеспечивает решительный разгром противника

    Продолжение. Начало в № 3 за 2006 г.


    РЕЗУЛЬТАТЫ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ ИСТРЕБИТЕЛЬНО-БОМБАРДИРОВОЧНОЙ АВИАЦИИ

    В период с 6 по 24 октября сирийские истребители-бомбардировщики выполнили 1044, а египетские – 1164 боевых самолето-вылета. Подавляющее большинство из них было произведено на авиационную поддержку сухопутных войск. Наносились также удары по аэродромам, нефтеперерабатывающему заводу, мосту через р. Иордан и пунктам управления, расположенным в тылу территории Израиля.

    В результате нанесения ударов по объектам в прифронтовой полосе уничтожено большое количество танков и боевой техники противника, разрушены десятки опорных пунктов, успешно осуществлена поддержка тактического десанта, захватившего важный разведывательный пост противника на горе Джебель-Шейх.

    В воздушных боях сирийские истребители-бомбардировщики сбили 10 израильских самолетов.

    В первые дни в состав ударных групп входили по 6, 8, 12 самолетов Су-7Б, Су-20 или МиГ-17. В общий боевой порядок включались истребители прикрытия МиГ-21. В дальнейшем состав ударных групп был уменьшен до 2-4 самолетов Су-20 (Су-7Б) и до 4-8 самолетов МиГ-17. Истребители прикрытия в каждую группу уже не выделялись, а дежурили в зонах на наиболее вероятных направлениях налетов истребителей противника.

    Для снижения эффективности ПВО противника применялись:

    – радиопомехи РЛС ЗУРС "Хок" и другим радиолокационным станциям противника с самолетов Ап-12ПП и наземных станций "Смальта";

    – радиопомехи по каналам управления израильскими истребителями-перехватчиками;

    – огневое подавление радиолокационных постов и средств ПВО противника.

    В зонах целеуказания и поражения ЗУРС "Хок" летчики применяли противоракетный маневр, в зоне огня ЗА – противозенитный маневр.

    В целях достижения скрытности полета и внезапности ударов при выполнении боевых заданий использовалась только малая высота полета (15-50 м).

    При атаках наземных целей применялись фугасные, осколочно-фугасные бомбы, неуправляемые реактивные снаряды и РБК с ПТАБ. Удар, как правило, наносился с одного захода. Опорные пункты поражались фугасными бомбами (ФАБ-500, ФАБ-250, ФАБ-100) с пологого пикирования с углом 10-20° после выполнения горки или маловысотного боевого разворота с высоты 300 м, а также с горизонтального полета с предварительным выходом на высоту 250-300 м на 8-10 сек.

    После сброса бомб самолет немедленно снижался на предельно малую высоту с выполнением противозенитного маневра.

    По войскам и боевой технике противника применялась осколочно-фугасные бомбы (ОФАБ-250, ОФАБ-250Ш) и неуправляемые реактивные снаряды (С-ЗК, С-5К) с горизонтального полета и пологого пикирования с углом 10-20° с вводом на высоте 100-200 м.

    Танки противника уничтожались противотанковыми бомбами ПТАБ-2,5, сбрасываемыми в РБК с углом кабрирования 10-20°, и неуправляемыми снарядами С-5К, пуск которых производился с горизонтального полета на высоте 25-50 м.

    При нанесении удара по нефтеперерабатывающему заводу в районе Хайфа применялись зажигательные (ЗАБ-250) и осколочно-фугасные (ОФАБ-250) бомбы, сброс которых осуществлялся с горизонтального полета с предварительным подскоком на высоту 200 м (самолеты Су-20).


    Потери сирийских истребителей-бомбардировщиков составили 54 самолета. Анализ потерь, понесенных только одной бригадой самолетов Су-7Б и Су-20, а также одной эскадрильей, вооруженной самолетами МиГ-17 выглядит следующим образом. В бригаде был потерян 21 самолет (8 Су-20 и 13 Су-7Б), из них от атак израильских истребителей над линией фронта – 9, сбито ракетами "Хок" – 5, зенитной артиллерией и снарядами "Ред Ай" – 6, своей зенитной артиллерией – 1.

    Эскадрилья, вооруженная самолетами МиГ-17, потеряла 11 самолетов, из них в результате атак "Миражей" над линией фронта – 6, от огня зенитной артиллерии – 3, по одному самолету от снарядов "Ред Ай" и от огня своей зенитной артиллерии.

    Таким образом, примерно 50% потерь понесено в результате атак "миражей", действовавших из засад над линией фронта.

    Если обратиться к событиям в районе Суэцкого канала в 1969-1970 гг., то там египетские истребители-бомбардировщики потеряли тоже 50% в результате атак "Миражами", главным образом, после отхода от цели. Это говорит о том, что вопрос прикрытия ударных групп истребителей-бомбардировщиков, оказывающих поддержку своим сухопутным войскам, так и остался для арабской авиации открытым.

    Потери египетских истребителей-бомбардировщиков составили 87 самолетов, из них истребителями противника сбито 24, средствами ПВО – 32, своей зенитной артиллерией – 17 и по неизвестным причинам – 14. Потеряно летчиков – 73.


    Одной из основных причин неоправданно больших потерь истребителей-бомбардировщиков явилось навязывание им роли дальнобойной артиллерии. Эта ошибка впервые была допущена в индийско-пакистанском конфликте, когда самолетам Су-7Б назначались для уничтожения неконтрастные на фоне местности малоразмерные цели в непосредственной близости от линии фронта. Летчикам для обнаружения этих целей приходилось выполнять несколько заходов, находясь под огнем зенитной артиллерии противника. В результате вынужденного увеличения времени пребывания их над целью индийцами было потеряно около 20 самолетов Су-7Б.

    Эта ошибка неоднократно повторялась на Сирийском фронте со всеми вытекающими отсюда последствиями. Ввиду того, что сухопутные войска не обозначали своего переднего края и не давали целеуказания, летчикам было достаточно сложно ориентироваться в наземной обстановке.

    Нежелательное последствие имел отказ от ведения доразведки. Единичные вылеты на разведку прифронтовой полосы наводят на предположение, что в ходе конфликта истребителям-бомбардировщикам отводилась роль средства, оказывающего моральную поддержку сухопутным войскам.

    Нельзя отрицать, что, постоянно наблюдая над головой свои самолеты, арабские войска воодушевлялись. В то же время нужно было учитывать, что при позиционном характере боевых действий потеря одного самолета Су-7Б с летчиком обходилась намного дороже одного уничтоженного им танка противника.

    Таким образом, вопрос о роли и месте сверхзвуковых истребителей-бомбардировщиков в непосредственной авиационной поддержке сухопутных войск и об организации взаимодействия авиации и сухопутных войск при уничтожении объектов противника на поле боя однозначного ответа в ходе войны "Судного дня" так и не получил. Об этом свидетельствовали выводы из опыта и других локальных конфликтов того времени.

    ТАКТИКА ИЗРАИЛЬСКИХ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ

    Характерными особенностями тактики израильских истребителей являлись:

    – наличие скрытой от наблюдения РЛС группы наращивания усилий (ударной группы), которая вступает в бой, стремясь нанести внезапную атаку снизу;

    – преднамеренное размыкание группы в маневренном бою сначала на пары, а затем и на одиночные самолеты;

    – действия из засад в воздухе вблизи линии фронта;

    – демонстративные действия с целью вызова на себя сирийских истребителей и завязки боя на выгодных условиях;

    – применение ракет "воздух-воздух" на встречных курсах для расчленения боевого порядка сирийских истребителей;

    – отказ от боя, если внезапность не достигнута и противник имеет равные силы или численное преимущество.

    Внезапные атаки снизу остались на тактическом вооружении израильских истребителей после боев 1969-1970 гг. и в целом оправдали себя в конфликте 1973 г. Обязательным условием результативности этого тактического приема является маскировка группы наращивания усилий (ударной группы) от наблюдения радиолокаторами противника. Эта группа может находиться как в своем радиолокационном поле, так и действовать самостоятельно при поддержке тесного контакта с демонстративной группой.


    Применение внезапных атак снизу при ведении воздушных боев над Ливаном в 1973 г. облегчалось для израильских истребителей тем, что они непрерывно управлялись с командных пунктов и получали информацию о воздушной обстановке. При этом в поле зрения израильских локаторов находились их демонстративная и ударная группы, а также арабские истребители. В то же время в поле зрения арабских РЛС наблюдались только свои истребители и демонстративная группа противника.

    Преднамеренное размыкание группы в воздушном бою израильские истребители применяли также в ходе боевых действий 1969-1970 гг. Однако тогда группы составом по 4-12 самолетов расходились только на пары. В конфликте 1973 г. размыкание производилось вплоть до одиночного самолета.

    При угрозе атаки сзади летчики № 1 и № 2 в звене "миражей" выполняли вираж вправо (влево), а летчики № 3 и № 4 – боевой разворот влево (вправо). Если сирийские истребители производили "ответное" размыкание, то пары "миражей" расходились на одиночные самолеты в таком же порядке.

    Противник как бы предоставлял право сирийским летчикам или продолжать преследование одной из групп превосходящими силами (и терять из виду другую), или вести маневренный бой одиночек.

    Засады в воздухе израильские истребители использовали для внезапных атак сирийских истребителей-бомбардировщиков, действовавших по поддержке сухопутных войск на поле боя. В засаде постоянно находилось звено "миражей" (по парам) с подвешенными подвесными баками большой емкости. Их типовой прием против самолетов Су-7Б (Су-20) – внезапная атака после получения информации с ПН, а против МиГ-17 – "клещи" (если пара МиГ-17, используя лучшую маневренность, разворачивалась в сторону одной пары "миражей", то попадала под атаку другой пары противника).

    Демонстративные действия над Ливаном израильских истребителей начались после прекращения ударов по сирийским аэродромам.

    Не добившись успеха в уничтожении сирийских самолетов на земле, израильское командование пыталось добиться успеха в воздушных боях 21-23 октября. Вторжением на небольшую глубину в воздушное пространство Сирии "миражи" стремились вызвать на себя группы МиГ-21, а затем ввести в бои замаскированный резерв и получить тактическое преимущество за счет быстрейшего наращивания усилий.


    Применение ракет "воздух-воздух" на встречных курсах было отмечено несколько раз. Этот прием нельзя считать типовым, т. е. получившим широкое распространение в воздушных боях. Важно заметить, что пуск ракет в переднюю полусферу производился не с целью поражения МиГ-21, а для расчленения их боевого порядка и нарушения тактических связей в группе. В результате таких пусков ракет ни один арабский самолет не был сбит.

    Отказ от боя, если внезапность не достигнута, а противник имеет численное преимущество или хотя бы равные силы. Этот тактический принцип израильские истребители неукоснительно соблюдали так же, как и в боях над Суэцким каналом в 1969-1970 гг. Следует отметить, что здесь идет речь о "Миражах" и "Фантомах", специально снаряженных ракетами "воздух-воздух" и действовавших в варианте истребителя. "Фантом" с подвешенными бомбами, естественно, во всех случаях избегал встречи с МиГ-21. К одной из характерных особенностей тактики израильских истребителей следует отнести применение смешанных групп "Фантомов" и "Миражей".

    РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЙСТВИЙ ИСТРЕБИТЕЛЬНОЙ АВИАЦИИ ЕГИПТА И СИРИИ

    По данным Каира, египетские летчики провели 20 крупных воздушных боев с одновременным участием в них до 40 самолетов с каждой стороны, а также около 100 воздушных боев с участием мелких групп. В результате по первоначальным докладам было сбито 76 самолетов Израиля и потеряно 28 своих истребителей (соотношение 2,7 : 1).

    По данным Дамаска, сирийские истребители провели около 150 воздушных боев, в которых сбили 103 самолета и 2 вертолета противника. Свои потери – 52 самолета (соотношение 2:1).

    Истребительная авиация Сирии в ходе боевых действий выполняла задачи по прикрытию войск и объектов тыла страны и обеспечению действий истребителей-бомбардировщиков и воздушных десантов.

    При прикрытии войск в воздушных боях над Голанскими высотами (6-8 октября) было сбито 23 израильских самолета и потерян 21 самолет МиГ-21 (соотношение 1,1 : 1).

    Аэродромы базирования авиации прикрывались истребителями в течение всего периода боевых действий. На отражение налетов израильской авиации по аэродромам сирийские истребители были переключены полностью в период с 8 по 13 октября. В боях с ударными группами "фантомов" и "миражей", совершавшими налеты на объекты тыла Сирии, сирийские истребители (по данным Дамаска) сбили 55 израильских самолетов, а сами потеряли 9 (соотношение 6:1).

    Истребители Сирии в период 21-23 октября 1973 г. были вынуждены вести интенсивные воздушные бои с большими группами "миражей" и "фантомов" (над Ливаном), срывая их попытки вторгнуться в воздушное пространство Сирии. В этот период было сбито 27 израильских истребителей. Сирийская авиация потеряла 21 самолет МиГ-21 (соотношение 1,3: 1).

    Характерными особенностями тактики сирийских летчиков, являются:

    – вступление в бой с заранее разработанным вариантом действий;

    – разомкнутые по фронту боевые порядки, позволяющие немедленно развернуться навстречу противнику и облегчающие ведение осмотрительности;

    – стремление держаться внутри разворота противника, даже ценой потери скорости;

    – перевод боя на большую высоту, где МиГ-21 имеет преимущество над "Фантомом" и "Миражом";

    – взаимная выручка в бою, основанная на дружбе и отработанном тактическом взаимодействии;

    – поражающий огонь с малой дальности (ракеты – не далее 1000 м, пушки – не далее 200 м);

    – применение в бою отработанных маневров для занятия выгодного тактического положения и выхода из-под атаки.

    Плановое вступление в бой выражалось в построении боевых порядков, соответствующих общему заданию и сложившейся обстановке, а также распределению обязанностей между экипажами по выполнению "локальных" тактических задач в бою.

    Например, каждый летчик из шестерки, построенной в боевой порядок "обратный клин", знал свой маневр для условий завязки боя из нескольких стандартных положений (противник сзади, впереди, выше и ниже).

    Командир эвена, следовавший в боевом порядке восьмерки "уступ вперед" сзади с превышением над звеном № 2, размыкал звено или вступал в бой всей группой в зависимости от маневра, предпринятого командиром звена № 1. Плановость боя была отработана в процессе тренировочных полетов и корректировалась в ходе боевых действий.

    Разомкнутые боевые порядки сирийские истребители применяли в расчете на автономность действий и условия, исключающие получение информации с земли (в основном об угрозе атаки "миражей" с малой высоты).

    "Поскольку летчики надеются на свои глаза, они должны видеть", – таково объяснение развернутого построения истребителей. Сирийские летчики признавали, что выбранный боевой порядок хорош для осмотрительности и немедленного разворота "все вдруг" на противника, но несколько сковывает действия при атаке. Стремление любой ценой держаться внутри разворота противника считается наиболее выгодным приемом для выхода на дистанцию ведения поражающего огня с малой дальности.

    "Вынос" самолета во внешнюю сторону при избытке скорости гасился выпуском воздушных тормозов.

    Сирийские летчики освоили пилотирование самолета на критических режимах и уверений применяли маневры на грани срыва. Однако переход на малые скорости считался выгодным только в одиночном бою при затягивании "Фантома" или "Миража" вверх.

    Перевод боя на большую высоту был вызван стремлением использовать преимущества своего самолета и поставить противника в невыгодное положение. Однако "чистых" боев на вертикалях было мало, хотя тактическая формула "кто наверху – тот победитель" остается в силе. Очевидно, что "склонность" МиГ-21 к горизонтальному маневру вынужденная. Она объяснялась приверженностью "Фантомов" и "Миражей" вести оборонительный бой на виражах в условиях наступательной тактики сирийских истребителей.

    По оценкам арабских летчиков, взаимная выручка в бою резко отличает сирийских истребителей от их противников – израильских летчиков. "Миражи" часто оставались в бою в одиночестве из-за бегства напарника. Для сирийских летчиков отбить атаку противника по товарищу являлось делом чести. Наряду с личной храбростью, коллективизм сыграл большую роль в достижении успеха в. воздушных боях.

    Сирийские летчики старались вести огонь только наверняка, с малых дальностей. На контрольных фотопленках дальность пуска ракет редко превышала 1000 м, а дальность стрельбы из пушек – 200 м. Такие условия применения оружия обусловливались также возможным уходом ракеты на нагретую поверхность земли в случаях большой дальности до цели и неустойчивостью работы прицела в положении "гиро" в маневренном бою.

    Сирийские летчики имели в своем тактическом арсенале набор готовых приемов, которые применяли в зависимости от обстановки, сложившейся в маневренном бою. Несколько приемов, например, ответное размыкание (вплоть до одиночного самолета) или варианты преследования "фантома" и "миража", были приняты вскоре после получения опыта первых воздушных боев.

    Продолжение следует.

    Анатолий СЕРГИЕВСКИЙ


    СТАТИСТИКА

  2. #2
    Форумчанин Форумчанин
    Регистрация
    11.10.2006
    Адрес
    Россия
    Сообщений
    78

    По умолчанию

    Однако Михаил Саакович приводил совсем другие данные по данному конфликту.

  3. #3
    milstar
    Guest

    По умолчанию

    ВСЕГДА ГОТОВЫ К БОЮ

    Константин ПОПОВ

    Константин Ильич Попов родился 26 сентября 1926г. в с. Новая Усмань Ново-усманского района Воронежской области в семье служащего. После окончания 9 классов школы, в 1943 г. был призван в Красную армию. Участник Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. После окончания в 1946 г. Житомирского ВУЗА служил в войсках. В должности командира зрдн принимал участие в боевых действиях по защите АРЕ от налетов израильской авиации летом 1970 г. За мужество и отвагу, проявленные при выполнении воинского долга, 26 августа 1970 г. присвоено звание Героя Советского Союза. Награжден орденами Ленина, Отечественной войны I степени и медалями. С 1978 г. полковник запаса.

    ВСЕГДА ГОТОВЫ К БОЮ

    В октябре 1969 г. ко мне в дивизион прибыли начальник отдела кадров армии полковник Ю.Г. Полуэктов и командир части полковник Б.И. Жайворонок. Они интересовались состоянием боевой и политической подготовки, дисциплины, укомплектованности и другими вопросами. Примерно на третьем посещении дивизиона полковник Б.И. Жайворонок сказал мне, что в Советском Союзе формируется часть для оказания помощи в подготовке военнослужащих Арабской Республики Египет на полигоне Ашулук. Нужны грамотные, дисциплинированные и ответственные офицеры, сержанты и солдаты.

    Вскоре мой дивизион был укомплектован до штата мирного времени, весь личный состав прошел медицинский осмотр и был принят Военным Советом армии. К концу декабря 1969 г. дивизион был готов к выполнению поставленной задачи.

    Сразу же по прибытию в Ашулук мы приступили к обучению египетских военнослужащих и занялись личной самоподготовкой. Распорядок дня был жестким. До обеда вели обучение египтян, затем настраивали технику и готовились к следующему дню. Как правило, рабочий день заканчивался ближе к полуночи. Много внимания уделяли теоретической огневой подготовке и тренировались в стрельбе по реальным целям, особенно низколетящим и в помехах.

    В начале февраля 1970 г. мы получили новую технику ЗРК С-125 и под руководством инструкторов-специалистов полигона начали усиленную подготовку к боевым стрельбам. Больше стали проводить ночных занятий, занятий по свертыванию и развертыванию зенитного комплекса. Прибывший на полигон генерал-майор авиации Н.А. Козлов приказал довести до всего личного состава, что мы вместе с египтянами поедем оказывать помощь в их войне против Израиля.

    С этого времени мы с заместителем по политчасти майором Е.Н. Воздвиженским изменили формы и методы проведения партийно-политической работы. Она стала более предметной, конкретной и целенаправленной. Больше времени выделялось для изучения страны пребывания.

    В середине месяца были проведены боевые стрельбы по реальным беспилотным самолетам, летящим на больших скоростях и малых высотах. Дивизион получил за стрельбы высокие оценки.

    Шестого марта 1970 г. дивизион эшелоном, по железной дороге, прибыл в морской порт города Николаева. Здесь нас доукомплектовали тремя ЗСУ 23-4 «Шилка», отделением «Стрела» и автотягачами. Техника и люди прибыли из Сухопутных войск. Знакомиться и изучать друг друга пришлось в пути следования.

    Боевую технику и личный состав погрузили на сухогруз «Георгий Чичерин». Солдаты и сержанты, переодетые в гражданскую одежду, размещались в трюмах, офицеры в каютах. Боевая техника, ракеты и боеприпасы находились в нижних трюмах (твиндеках), а автомобили, дизеля, кабины УНС грузились на верхней палубе. Было организовано горячее трехразовое питание.

    В пути следования у каждого свои размышления и надежды. Впереди – неизвестность.

    Через несколько суток транспорт прибыл в порт Александрия. Нас встречали: представитель ГВС, командир дивизии генерал-майор А.Г. Смирнов, командир бригады полковник Б.И. Жайворонок и другие товарищи.

    За ночь транспорт был разгружен, техника перекрашена в песочный цвет, личный состав переодет в египетскую форму одежды, все имущество погружено на автотягачи.

    На следующий день дивизион занял подготовленную для нас огневую позицию с задачей: в 9.00 быть готовым к открытию огня. ОП была оборудована в инженерном отношении: железобетонные укрытия для кабины «УНК», дизелей, УНС, ПРМ, СРЦ П-15, радиостанции Р-405 и личного состава. Укрытия для пусковых установок, ТЗМ были выполнены из мешков с песком. Автотехника и пункт питания личного состава располагались на расстоянии до 1,5 км от ОП. ЗСУ «Шилка» располагались в 300-500 м, а посты «Стрела-2» выдвигались на расстояние до 5-7 км от ОП на направлениях вероятного пролета самолетов противника на малых высотах. Был оборудован пост визуального наблюдения. Связь со всеми пунктами, как правило, была проводная, громкоговорящая. Охрана ОП осуществлялась личным составом дивизиона и взводом египетских солдат.

    На ночь «Шилка» и «Стрела-2» сосредотачивались на ОП, а с рассветом вывозились на свои позиции. Электропитание, не только боевой техники, но и бытовых нужд обеспечивалось от штатных дизелей, которые работали круглые сутки. Надо отметить, что за год непрерывной работы отказов и неисправностей на дизелях и УНС не было. Техника работала изумительно надежно и хорошо. Только из-за обилия пыли в воздухе и на земле приходилось чаще проводить регламентные работы.

    Тяжелые климатические условия, постоянная угроза нападения противника с воздуха изматывали людей. Кроме того, мы не имели никакого взаимодействия даже между нашими дивизионами, не получали от наших и арабских средств разведки никаких данных на планшет о полетах авиации. Работали полностью автономно, лишь с КП бригады получали информацию о действиях израильской авиации, но только за прошедшие сутки. Не было должного порядка в полетах египетской авиации. Мы не получали сигнала «ЯСС» от их летающих самолетах и были случаи обстрела таких самолетов.

    Увлекшись боевым дежурством, мы упустили многие вопросы боевой подготовки. Снизились знания боевой техники, реже проводились тренировки по свертыванию комплекса.

    Через месяц дивизион получил задачу: передислоцироваться в район Эль-Файюма, находящегося примерно в 90 км южнее Каира. И вот тут сказались наши промахи в боевой выучке. Свертывание комплекса дивизион производил около 8 часов.

    Передислокация дивизиона осуществлялась своим ходом (всего в дивизионе было 37 машин) и только в ночное время. Шли на максимальных скоростях, которые могли развить установки «Шилка» и гусеничные тягачи. За ночь мы прошли расстояние от Александрии до Каира порядка 170 км. Днем в зеленой зоне под Каиром отдохнули, а за вторую ночь прошли остальной остаток пути и заняли ОП в районе озера Корун близ местечка Ком-Аушим. К 6.00 были готовы к открытию огня.

    Серьезное внимание нами уделялось оборудованию ложных позиций и маскировке позиции, где размещался дивизион.

    В середине июля перед нашим первым дивизионом была поставлена новая задача: выдвинуться ближе к берегу Суэцкого канала в засаду на ОП южнее города Исмаилия для нанесения внезапного поражающего удара по израильской авиации. 29 июля нам стала известна дата осуществления засады. В тот же день было проведено партийно-комсомольское собрание. Выступили все коммунисты и большинство комсомольцев. Каждый выступающий говорил, как он готов выполнить боевую задачу и что он сможет для этого сделать. В принятом решении звучал призыв – безусловно сбивать израильских стервятников.

    Марш совершался днем, 31 июля, шестью колоннами по 5-6 машин с интервалом в 15-20 минут. ОП занималась с ходу, подготовка к бою проходила в сжатые сроки, в полной темноте, только карманный фонарик помогал ориентироваться на незнакомой местности.

    В 15-20 км южнее нас разворачивался дивизион С-125 подполковника Н.М. Кутынцева, а севернее – египетский дивизион С-75. Наша группировка была смешанной и задача дивизионов С-125 состояла в прикрытии дивизиона С-75 от авиации противника на малых высотах.

    Позиция была выбрана на опушке большого сада, рядом протекал небольшой арык, и находились огороды феллахов. Для маскировки использовались масксети (желтые и зеленые), ветки кустарника, кукурузные стебли и другой подручный материал. На выхлопные трубы дизелей одели резиновые шланги и отвели в кусты к арыку. Сделали все так, что даже с земли вблизи трудно было опознать ОП.

    В центре выставили пост визуального наблюдения. Со всеми точками связисты установили ГГС, за ночь проложив более 30 км проводной связи. Примерно в 800 м от основной была оборудована ложная ОП, где также были выполнены мероприятия по маскировке. Все это было сделано за одну ночь.

    1 и 2 августа израильская авиация совершала многоразовые полеты вдоль канала, но в зону поражения дивизионов не входила. Видимо у них была задача обнаружить нас. Хотя вся техника работала круглые сутки, в эфир мы выходили на несколько секунд. СРЦ П-15 работала постоянно.

    3 августа около 12.00 начался налет большой группы самолетов («Фантомов» и «Миражей»), эшелонированных по высоте и в глубину. К нашей ОП самолеты ближе 18 км не подходили. Стрельбу вел только египетский дивизион С-75. Им был подбит один «Мираж».

    В 14.27 начался второй налет, в котором участвовали 16 самолетов. Была применена отвлекающая группа из 4 самолетов. Все самолеты шли на египетский дивизион, который сбил «Мираж». Все цели мы видели на ВИКО и визуально с наблюдательного пункта. Они шли группами по 2-4 самолета, на высоте 6-8 км со скоростью 250 м/сек с интервалом 2-4 км, с юга на север.

    В начале цели вошли в зону огня дивизиона подполковника Кутынцева и он получил задачу на уничтожение, но доложил, что не может произвести пуск. Я доложил, что сопровождаю головную группу (4 самолета) и готов к открытию огня, на что получил добро. Мы подпустили цели на дальность 13 км и произвели пуск двумя ракетами. Один «Фантом» был сбит. Остальные группы, включив форсаж, с разворотом в сторону канала стали уходить. Стрельба вдогон двумя ракетами успеха не имела.

    В это же время одна из групп (4 самолета) зашла с тыла на малой высоте и нанесла удар НУРСами и бомбами, но, к нашему счастью, по ложной ОП, не причинив нам вреда. В то время, когда мы производили пуски ракет, на ложной ОП подрывали толовые шашки, имитируя пуски ракет, и израильтяне на это клюнули.

    Но самый главный для нас бой был впереди. Через 15 минут появилась очередная группа самолетов, которая шла прямо на дивизион. Допустив самолеты до дальности 12 км, мы произвели пуск двумя ракетами. Первой был уничтожен еще один «Фантом», который взорвался в воздухе, а второй – подбит еще один. Летчики с этого самолета катапультировались и наши солдаты с поста «Стрела-2» их пленили и передали египтянам. Вели огонь и другие дивизионы. Всего нашей смешанной группировкой было уничтожено еще три самолета. Таким образом, за один день израильская авиация потеряла 5 самолетов.

    Мне, как командиру, пришлось немного поволноваться перед боем. Как поведут себя люди, встретившись лицом к лицу с реальным противником? Однако результаты боя превзошли все мои ожидания. Так, расчеты СРЦ П-15, старта, поста визуального наблюдения на экранах и воочию видели самолеты, идущие прямо на дивизион, слышали их нарастающий гул, видели разрывы бомб и НУРСов, но никто не дрогнул, не оставил своего места. Четко и грамотно выдавались параметры целей, докладывалось о сходе ракет, об изменившейся обстановке.

    Личный состав дивизиона проявил высокие морально-боевые качества, что, несомненно, было заслугой целенаправленной ППР, проводимой постоянно всем офицерским составом во главе с замполитом дивизиона майором Е.Н. Воздвиженским.

    За проведение данной операции мне было присвоено звание Героя Советского Союза. Начальник штаба майор А.С. Крылов и командир радиотехнической батареи майор Ю.П. Демин были награждены орденом Красного Знамени; майор Е.Н. Воздвиженский, офицеры наведения капитан А.С. Дядькин и старший лейтенант В.Г. Курочка, техник системы старший лейтенант В.А. Миронов, начальник разведки старший лейтенант М.П. Петренко, командир стартовой батареи капитан В.В. Захаров, командир взвода лейтенант Н.И. Воронин – орденом Красной Звезды; командир взвода прикрытия лейтенант Н.Ф. Кривошей – медалью «За отвагу»; техники систем старшие лейтенанты В.Г. Кожаков и В.А. Кочубей, командир отделения младший сержант Л.Н. Буджак, оператор СРЦ П-15 рядовой В.Н. Шиян, оператор PC рядовой А.Ф. Заздравных – медалью «За боевые заслуги».

    Кроме этого, все офицеры дивизиона были награждены египетской медалью «Воинский долг» 1-й степени, а 12 солдат и сержантов – «Воинский долг» 2-й степени.

    На следующий день, 4 августа 1970 г. в 5 часов утра между АРЕ и Израилем было заключено временное перемирие.

    Наш дивизион возвратился на ОП в район озера Корун, где приступил к несению боевого дежурства по графику. Наступили времена постоянной боевой готовности к открытию огня, но боевой работы больше не было. Нельзя сказать, что в этот период нашего пребывания в АРЕ все проходило гладко. Были у нас и большие промахи в работе, в обучении и воспитании. Но это уже другой рассказ.

    5 марта 1971 г. нам прибыла смена. За трое суток передали хозяйство и на теплоходе «Иван Франко» отправились домой. 12 марта прибыли в Севастополь, где и закончилась наша правительственная командировка.

    Один из поэтов-самоучек так выразил наше общее настроение и мысли:

    Год прошел, как долгих десять лет,

    Сто смертей стояло на пути.

    Некоторых уж с нами больше нет.

    Да, не всем нам выпало дойти...

    И когда домой в родимый край

    Издалека вернемся мы опять

    Ты на русской тройке выезжай

    Сыновей своих из Африки встречать.

    По материалам книги
    "ВОЙСКА ПВО СТРАНЫ: ВСПОМИНАЮТ ВЕТЕРАНЫ..."
    АВИАРУС–XXI
    Москва
    2005 г

  4. #4
    milstar
    Guest

    По умолчанию

    ОДНОЙ ХРАБРОСТЬЮ ПОБЕДЫ НЕ ДОБЬЕШЬСЯ

    Эту аксиому вновь подтвердили 30 лет назад воздушные схватки над Сирией

    "ВКО" уже несколько раз публиковал материалы о боевых действиях в небе над Суэцким каналом (№№3 и 5 за 2004 г., №1 за 2005 г.). На этот раз журнал обращается к событиям, происходившим на другом фронте арабо-израильского вооруженного противостояния - сирийском. Данная статья рассказывает о схватках летчиков ВВС двух фактически воевавших друг с другом государств (несмотря на прекращение огня после шестидневной кампании 1967 г.) в сентябре 1972-го - январе 1973 г.

    Следует отметить, что израильская авиация наносила удары по Сирии и ранее. Однако интенсивность ее налетов резко возросла в последней трети 1972 г. Официальный Тель-Авив заявил, что это - ответ на участившиеся акции палестинских партизан против еврейского государства. ВВС Израиля, первоначально и в самом деле совершали рейды против баз Палестинского движения сопротивления. Хотя не могли не понимать, что Вооруженные Силы Сирийской Арабской Республики не будут безучастно наблюдать за атаками объектов на своей территории и никак на них не отреагируют. В результате в воздушном пространстве над САР и Израилем вспыхнули ожесточенные бои.

    ПОДАВЛЕНИЕ, ДЕМОРАЛИЗАЦИЯ, УНИЧТОЖЕНИЕ

    Итак, как уже говорилось выше, израильская авиация вначале занялась палестинскими партизанскими базами, но вскоре ей пришлось сражаться с ПВО и ВВС Сирии. Израильтяне, как правило, направляли на САР от 50 до 150 самолетов, производивших за день в целом до 150-600 вылетов.

    В начале января 1973 г. израильские самолеты совершили ряд массированных налетов на позиции сирийских радиотехнических постов и зенитной артиллерии, дабы снизить боевые возможности противовоздушной обороны САР. В отличие от ноября-декабря 1972 г., авиация Израиля действовала с нарастающей интенсивностью, на широком фронте. Объекты ПВО одновременно с разных направлений и высот атаковывали три-четыре группы самолетов по 4-16 машин в каждой. Они осуществляли полет преимущественно на малых высотах под прикрытием горных хребтов, вне видимости сирийских РЛС. Первая группа подавляла огневые средства прикрытия объектов, выпуская с пологого пикирования по позициям ЗА и РЛС буквально тучу неуправляемых ракет. Последующие группы после выхода на цель резко набирали высоту 3-4 тыс. м и одиночно или парами производили бомбометание по отдельным элементам позиций, пикируя под углом 50-60 градусов, с несколькими заходами.

    Выше ударных групп (1-2 тыс. м) находились группы прикрытия, образуя эллипс, вытянутый в сторону вероятного появления сирийских истребителей. Кроме того, израильтяне использовали на широком фронте демонстративные и отвлекающие группы.

    Отмечались случаи кратковременных (продолжительностью до 2-3 мин) постановок активных помех слабой интенсивности средствам УКВ радиосвязи, РЛС обнаружения и наведения, СНР в период пролетов израильских машин в зонах работы дежурных радаров. Применялись и пассивные помехи: они ставились с территории Израиля за 1-1,5 часа до нанесения ударов, а в районе боевых действий удерживались до 3-х часов. Однако это не оказывало существенного влияния на засечку воздушных целей и управление авиацией.

    Израильские самолеты в зону обстрела сирийских ЗРВ не входили и наибольшую активность проявляли в периоды отсутствия в районе боевых действий сирийских истребителей. В ряде случаев пилоты ВВС Израиля производили провокационные полеты над территорией САР, чтобы вынудить сирийских летчиков вступить в бой в невыгодных для них условиях. Причем, как показал опыт, израильские истребители в основном старались проводить воздушные бои по заранее разработанному плану. В случае же его нарушения или неблагоприятной для себя обстановки стремились уклониться от схватки даже в момент завязки боя.

    Если он считался весьма вероятным, боевой порядок отправляющихся на задание израильских самолетов был следующим. Впереди следовали демонстративные группы (в каждой по 4-8 машин), а ниже и сзади, вне видимости наземных РЛС САР, - ударные (по 16-20 машин) в плотном или вытянутом в глубину построении. Когда бой начинался, израильтяне быстро усиливали ударные группы истребителей, создавая преимущество (до 5:1) в свою пользу. Обеспечение многократного численного превосходства, помимо прочего, должно было способствовать деморализации сирийских летчиков.

    Наиболее характерные тактические приемы, которые применяла израильская авиация в ходе налетов на САР:

    а) скрытие состава групп самолетов от обнаружения РЛС ПВО Сирии. С этой целью значительная часть машин выполняла полет на малых высотах в плотных боевых порядках, которые в предвидении воздушного боя быстро размыкались в соответствии с обстановкой;

    б) быстрое наращивание сил при завязке воздушного боя за счет ударных групп, выполняющих полет на малой высоте в общем боевом порядке, а также из зон дежурства на малых высотах вне видимости сирийских РЛС (в зоне радиолокационных теней, создаваемых горными хребтами);

    в) сосредоточение превосходящих сил истребителей против отдельных элементов общего боевого порядка сирийских самолетов, следующих в район воздушного боя или для нанесения бомбового удара по объектам Израиля;

    г) одновременное групповое применение неуправляемых ракет (до 6-20) на встречных курсах. Взрывы НУР близ боевых порядков сирийских самолетов хотя и не наносили им ущерба, однако нередко приводили к расчленению групп на пары и одиночные машины.

    ОСЕНЬ 1972 ГОДА

    Сирийская авиация в сентябре 1972 г. - январе 1973 г. провела 14 воздушных боев, в которых было сбито 6 самолетов ВВС Израиля (один "Мираж" и пять "Фантомов"). Урон ВВС САР - 20 машин. 13 из них сирийцы потеряли в воздушных схватках (12 МиГ-21 и один Су-7Б), два Су-7Б поразили ракеты класса "земля-воздух". Летчики четырех истребителей МиГ-21 катапультировались вследствие выработки топлива. Еще один пилот МиГ-21 покинул свой самолет после остановки двигателя. Погибли восемь сирийских авиаторов (пятеро летали на МиГ-21 и трое - на Су-7Б).

    О характере боев в воздушном пространстве над линией сирийско-израильского противостояния можно получить представление по нижеприведенным описаниям.

    9.9.1972 г. В 13.24 дежурными РЛС ПВО Сирии были обнаружены израильские самолеты, следовавшие в направлении Шейх-Мескин для атаки позиций сирийских Сухопутных войск. Ударная группа (шесть "Фантомов") выполняла полет, буквально прижимаясь к земле (в 100-150 м от поверхности). Впереди нее на высоте 3-5 тыс. м летела демонстративная группа (четыре "Миража").

    Для отражения налета сирийцы подняли 24 истребителя (16 МиГ-21 и 8 МиГ-17). Одно звено МиГ-21 было наведено на самолеты противника на встречных курсах с превышением 1 тыс. м - на высоте 6 тыс. м.

    Командир звена, увидев цель (четыре "Миража"), вместе со своими подчиненными выполнил энергичный разворот влево и вышел в заднюю полусферу группы противника. В этот момент он обнаружил ниже себя справа шесть "Фантомов" (ударная группа) и, прервав атаку на "Миражи", довернул со своим ведомым вправо, чтобы напасть на вторую группу. Однако "Фантомы", не приняв боя и не сбрасывая бомб, ушли в сторону Иордании.

    Между тем ведущий второй пары МиГ-21 сблизился с одним из "Миражей", произвел пуск двух ракет Р-ЗС с дистанции в 2,5 км и сбил израильскую машину.

    В этот же день две группы сирийских самолетов (по четыре Су-7Б в каждой) в ответ на израильский налет нанесли бомбовые удары по опорным пунктам противника на плато Голан. "Сушки" прикрывали четыре звена МиГ-21, барражировавшие над территорией САР на высоте 2 тыс. м. Сирийские истребители-бомбардировщики несли по четыре ОФАБ-250 и летели парами (расстояние между ними 800-1000 м, диапазон высот 30-100 м).

    Удар по целям, расположенным в 4 км от линии прекращения огня, был произведен с пикирования со сбросом бомб с высоты 800 м. Однако затем первая четверка Су-7Б в процессе разворота на свою территорию с набором высоты внезапно подверглась обстрелу ЗУР "Хок", после чего ее атаковало звено "Миражей". В результате три сирийских самолета были сбиты (два - ракетами "Хок", один - "Миражами") и один поврежден. Три летчика погибли.

    Вторая группа Су-7Б успешно выполнила задачу и без потерь возвратилась на свой аэродром.

    9.11.1972 г. В течение примерно часа (между 16.13 - 17.12) восемь самолетов ВВС Израиля наносили ракетно-бомбовые удары по группировке Сухопутных войск и позициям ЗРВ Сирии, расположенным в непосредственной близости от линии прекращения огня.

    В воздух поднялись 60 сирийских истребителей (38 МиГ-21 и 22 МиГ-17). Однако непосредственно на израильские машины было наведено только одно звено МиГ-21, которое летело строем фронта на высоте 4 тыс. м. При подходе к району бомбардировки ведущий второй пары внезапно обнаружил сзади два "Миража", заходившие для атаки, о чем сообщил по радио и выполнил резкий разворот на их отсечение. Но в этот момент его ведомый увидел впереди еще два "Миража" и стал их преследовать, бросив ведущего, но тут был сбит идущей сзади парой "Фантомов".

    Командир сирийского звена также совершил разворот и вышел на встречный курс первой паре "Миражей". В процессе сближения на встречных курсах израильские самолеты и МиГ-21 командира звена произвели обоюдный пуск ракет друг по другу, после чего начался бой на виражах.

    Командир звена выполнил разворот на 180°, в процессе которого потерял самолеты противника. В этот момент его ведомого сбила еще одна пара оказавшихся сзади "Фантомов".

    Таким образом, 9 ноября 1972 г. сирийские ВВС лишились двух МиГ-21 (к счастью, оба летчика благополучно катапультировались). Израильтяне потерь не понесли.

    21.11.1972 г. Авиация Израиля в течение дня нанесла семь ударов по объектам САР. В налетах в общей сложности было задействовано до 200 самолетов типа "Фантом", "Мираж" и "Скайхок". Сирийские ВВС совершили 358 самолето-вылетов (180 - МиГ-21, 104 - МиГ-17, 74 - Су-7). При этом произошло два воздушных боя, в которых участвовало 24 сирийских летчика. Израильтяне потеряли два "Фантома", авиация САР - семь МиГ-21, однако только три из них были сбиты противником (четыре машины летчики покинули из-за полной выработки горючего).

    В первом бою звено в составе трех МиГ-21 (на четвертом не запустился двигатель) по командам с КП было выведено на высоте 6 тыс. м в район действия израильских самолетов, которые атаковали огневые позиции сирийской артиллерии. Командир звена, обнаружив на встречном курсе на высоте 2-2,5 тыс. м два "Миража", подал команду на выполнение переворота и, выпустив тормоза, совершил его с перегрузкой 5-6. Ведомый повторил этот маневр на форсаже с малой перегрузкой, что привело к значительной потере высоты и отрыву от группы. Летчик был вынужден выйти из боя и вернулся на свой аэродром.

    Командир звена и оставшийся пилот после выполнения переворота вышли в заднюю полусферу "Миражам", но в момент прицеливания были сбиты внезапно появившейся парой "Фантомов". Оба летчика благополучно катапультировались.

    Второй воздушный бой произошел при следующих обстоятельствах. Шестнадцать МиГ-21 в боевом порядке "колонна звеньев" направлялись для нанесения бомбового удара по израильским объектам на плато Голан. Машины ведущих пар двух первых звеньев несли по две бомбы ОФАБ-250.

    К моменту подхода к территории противника дежурные сирийские РЛС выявили две группы израильских самолетов (в каждой - по 8 машин), которые снизу заходили для атаки МиГ-21. Сирийским летчикам была дана команда на сброс бомб и подготовку к воздушному бою. Командир первого звена МиГ-21 обнаружил на встречном курсе два "Миража", которые произвели безрезультатный пуск ракет. Энергичным разворотом в сторону противника командир звена со своим ведомым пытался зайти в заднюю полусферу "Миражей". Последние, однако, тут же разомкнулись, и ведущий сирийской пары продолжал разворот в горизонтальной плоскости, а ведомый - с набором высоты. Пилоты начали преследование. Но на командира звена во время сближения с "его" "Миражом" внезапно напала пара "Фантомов". МиГ-21 был сбит. А ведомый летчик, продолжая погоню за вторым "Миражом" на форсаже, выработал горючее и после остановки двигателя катапультировался.

    Вторая сирийская пара в ходе маневра командира звена потеряла его из виду. Она выполнила разворот со снижением и увидела впереди себя два "Фантома". После сближения с ними ведущий с дистанции 200-300 м огнем из пушки сбил один израильский истребитель-бомбардировщик. К сожалению, для возвращения на свой аэродром обоим МиГ-21 не хватило горючего, вследствие чего летчики покинули машины.

    Командир второго сирийского звена, обнаружив атакующие его сзади "Фантомы", выполнил резкий разворот вправо, и один из самолетов противника на большой скорости проскочил вперед. Воспользовавшись этим, командирский МиГ-21 зашел в хвост израильской машине и с расстояния 400-600 м сбил ее огнем из пушки, израсходовав весь боекомплект. Остальные экипажи второго звена на развороте потеряли друг друга и в бою не участвовали.

    Третье и четвертое звенья также распались на одиночные самолеты, пары в беспорядке ретировались. Причем и здесь один сирийский летчик после остановки двигателя из-за полной выработки горючего катапультировался.

    Итак, в данном бою израильтяне сумели быстро нарастить силы, добиться соотношения 2:1 в свою пользу и принудить сирийских авиаторов к оборонительным действиям.

    ТРИ ЗИМНИХ БОЯ

    30.12.1972 г. В 23.30 дежурные РЛС сирийской ПВО обнаружили три группы самолетов противника. До дюжины израильских машин приближались с разных направлений к объекту на территории САР. Для отражения налета поднялись 12 истребителей МиГ-21. Пять из них были выведены в район, где "работала" неприятельская авиация. Все МиГи после боя вернулись на свои базы, был сбит один "Фантом".

    Ниже изложены действия сирийских летчиков в этой схватке.

    Старший лейтенант Серафи визуально обнаружил один из самолетов противника, а также до 10-12 факелов светящихся авиабомб. Пуск одной ракеты произвел по факелу САБ.

    Старший лейтенант Хабаль с помощью РП-21 засек цель на встречных курсах на дальности порядка 5 км. Сделал попытку произвести пуск ракеты по приближающейся вражеской машине, когда радиолокационный прицел работал в режиме "Обзор". Однако УР осталась на подвеске. В данном случае имели место сразу две ошибки: попытка выпустить ракету на встречном курсе, кратковременное нажатие на боевую кнопку, что привело к сгоранию порохового аккумулятора давления.

    Между тем израильский самолет произвел резкий маневр для атаки МиГ-21 в хвост. Штурман наведения предупредил старшего лейтенанта Хабаля о том, что противник сзади на удалении 4 км. Чтобы сорвать эту атаку, сирийский летчик выполнил боевой разворот с большой перегрузкой, заметив при этом две выпущенные по нему ракеты, которые прошли правее и выше. Завершив маневр, Хабаль вышел в заднюю полусферу неприятельской машины и обнаружил ее при помощи радиолокационного прицела на дальности 2 км. Захвата цели не производил. При нажатии на боевую кнопку УР с пилона не сошла, поскольку офицер-авиатор вновь допустил ошибку: не переключил переключатель на другую ракету, что было необходимо сделать, поскольку у первой УР был сожжен ПАД.

    Старший лейтенант Тага с помощью РП-21 "увидел" цель на высоте 4,5 тыс. м. Противник был на дальности 5 км и несколько ниже сирийского истребителя. Тага сблизился с вражеской машиной и в режиме обзора произвел пуск одной ракеты, но промахнулся.

    При выходе из атаки пилот вдруг заметил, что по его МиГу сзади выпущены четыре УР двумя парными сериями, которые прошли выше и левее. В этот момент штурман наведения сообщил старшему лейтенанту о том, что противник находится сзади. Тага совершил резкий разворот влево с выходом в заднюю полусферу вражеской машины, которую обнаружил на дальности 2,5 км, и одной ракетой, пущенной в режиме обзора, сбил "Фантом". Падение горящего самолета сирийский летчик сопровождал до высоты 200 м, а затем благополучно вернулся на свой аэродром.

    Старшие лейтенанты Ляхам и Хамиди вышли в район действия израильской авиации на высоте 4 тыс. м в боевом порядке "радиолокационная цепочка". Ведущий сумел заметить пуск по нему до шести ракет с летевших навстречу самолетов противника. Энергичными отворотами на 40-60° сирийские пилоты избежали поражения УР. В свою очередь старший лейтенант Ляхам на встречных курсах выпустил две ракеты по вражеской машине, обнаруженной при помощи радиолокационного прицела на дальности 5 км. Р-ЗС прошли мимо цели, которая была потеряна после выполнения двух виражей. Ляхам и Хамиди благополучно возвратились на базу.

    2.01.1973 г. В 10.36 расчеты дежурных РЛС сирийской ПВО сообщили, что приближается группа самолетов противника. В 10.45 она нарушила воздушное пространство САР и в дальнейшем выполняла полет на высоте 14 тыс. м в северном направлении над территорией Сирии вдоль границы с Ливаном. На перехват израильских машин поднялись 20 МиГ-21 и 8 МиГ-17. В бой с врагом вступили два звена "двадцать первых".

    Первое было выведено в район целей по командам с КП на высоте 11 тыс. м. Командир звена визуально на дальности 10-12 км обнаружил до 8-10 самолетов противника, летевших на встречных курсах (Н=12-13 тыс. м). В процессе сближения от каждой неприятельской четверки отделилось по паре "Фантомов". Выполнив переворот, они ушли вниз (это заметил командир звена). Одновременно от наземных сирийских РЛС поступила срочная информация о подходе еще 16 самолетов противника. Эта группа на большой скорости шла в направлении звена МиГ-21 на меньшей по сравнению с ними высоте.

    По команде штурмана наведения звено МиГ-21 выполнило резкий разворот влево со снижением. В процессе этого маневра ведущий второй сирийской пары обнаружил сзади на дальности 3-4 км два "Фантома", подал команду на стремительный уход влево и вместе с ведомым осуществил этот так называемый "брэк" с выходом на высоту 5 тыс. м при скорости, соответствующей 1,4 М.

    Между тем командир звена вышел из боя и со своим ведомым вернулся на базу. Там он позже доложил, что не услышал команды ведущего своей второй пары. Последний же в процессе разворота на 180° сначала увидел на встречных курсах четыре "Фантома", которые прошли с набором высоты, а затем еще два "Призрака", направляющихся в его сторону.

    МиГ-21 также устремились на самолеты противника по крутой восходящей спирали с углом набора 50-60° и креном до 60°. Сирийской паре удалось зайти в хвост израильским машинам. Летящие со скоростью 320-340 км/ч и выпущенными закрылками МиГи очутились на расстоянии 300-400 м от "Фантомов". Ведомый "Призрак" переворотом ушел вниз, а по его ведущему открыл огонь из пушки старший летчик сирийской пары.

    "Фантом" полупереворотом в сторону МиГ-21 выполнил пикирование с углом до 80°, увеличил скорость, после чего резко перешел в набор высоты. Сирийцы, повторяя его маневр, продолжали преследование. При переходе в набор высоты ведомый летчик МиГ-21 выпустил одну Р-ЗС, но цель не поразил (предположительная причина промаха - пуск ракеты с недопустимой перегрузкой). Зато ведущий сирийской пары с дистанции порядка 300 м сбил "Фантом" огнем из пушки, израсходовав весь боекомплект. Однако в этот момент у МиГа остановился двигатель. После одной неудачной попытки запуска летчик на малой высоте благополучно катапультировался. Beдомый произвел посадку на своем аэродроме. Нельзя не отметить, что в процессе этого боя израильские летчики открытым текстом просили об оказании помощи.

    Второе звено сирийских самолетов по командам с КП было выведено в район воздушной цели над территорией Ливана на высоте 7 тыс. м. Командир этой четверки МиГов обнаружил ниже себя на 2000 м следовавшую на встречных курсах пару "Фантомов". Он со своим напарником выполнил полупереворот на форсаже с выходом на высоту 2500 м при скорости 1700 км/ч (начальная скорость 1300 км/ч) и: потерял цель. Выйдя из боя, "двадцать первые" вернулись на свой аэродром.

    Ведомая пара тоже выполнила полупереворот, но с опозданием и меньшим углом наклона траектории. В конце маневра сирийские летчики увидели два "Фантома". Но при довороте на цель ведомый потерял ведущего и отправился "домой". Старший же летчик довернул на цель и начал сближаться с ней, но тут был внезапно сбит идущей сзади парой "Призраков".

    8.01.1973 г. С 9.00 до 17.00 израильская авиация, действовавшая эшелонированно группами по 4-16 машин и на широком фронте, наносила бомбовые и ракетно-бомбовые удары по сирийским Сухопутным войскам и радиолокационным постам. На территорию САР в течение дня было совершено в общей сложности до 600 самолето-вылетов. Наибольшая интенсивность отмечалась перед наступлением темноты, между 16.25 и 17.00, когда ВВС Израиля произвели до 150 самолето-вылетов.

    Для отражения налетов и действий по объектам противника в течение дня поднималось до 400 сирийских самолетов всех типов. На перехват воздушных целей были направлены три звена МиГ-21.

    Первое вылетело с аэродрома Сигаль и следовало строем фронта на высоте 5 тыс. м. Но едва командир четверки с помощью РП обнаружил неприятеля на дальности 7-10 км, последовало указание от штурмана наведения КП: "Командиру звена парой преследовать впереди идущую цель, второй паре выполнить левый разворот и атаковать цель, находящуюся сзади звена".

    В ходе разворота ведомый второй пары визуально обнаружил два звена "Фантомов", заходившие для атаки сирийских самолетов (одно - снизу справа, второе - слева снизу). Летчик крикнул: "Брэк!", и звено начало энергичный разворот. В процессе выполнения этого маневра (двух виражей) противник был потерян. Командир звена открытым текстом дал команду о возвращении на аэродром. После этого связь с четверкой МиГ-21 прервалась. Все машины были сбиты.

    Второе звено вылетело с аэродрома Дмейр. Полет выполнялся на высоте 5 тыс. м в боевом порядке "колонна пар" (дистанция между парами 5-6 км).

    Командир звена обнаружил при помощи РП два "Фантома" на расстоянии 8-9 км, а затем визуально - в 6-7 км и выпустил одну Р-ЗС, но она прошла ниже цели (причина промаха - пуск ракеты произведен с большой дальности). Затем сирийский пилот со снижением увеличил скорость до 1200-1300 км/ч и, переведя свой самолет в набор высоты, сблизился с противником. С дистанции 3,5-4 км была запущена вторая ракета, поразившая израильскую машину (на пленке ПАУ-473 цель на нулевом азимуте с меткой "верх низ" дальность 3,5-4 км, скорость сближения 300-350 км/ч).

    Вслед за этим ведомый командира звена увидел слева и справа по одному "Миражу", которые заходили для атаки МиГа ведущего. Но во время разворота вправо летчик потерял из виду командирскую машину, вышел из боя и совершил посадку на аэродром Даули. Ведущий второй пары также заметил справа от себя на дистанции 100-150 м "Мираж", который шел с отставанием. Но после разворота в сторону израильского самолета с набором высоты этот сирийский пилот уже не обнаружил противника и, долетев до аэродрома Блей, там приземлился.

    Ведомый второй пары после резкого разворота ведущего потерял его и был подбит при неизвестных обстоятельствах. МиГ-21 упал близ аэродрома Блей, летчик погиб. Кроме того, сбили и отставшего от группы ведомого командира третьего звена.

    Продолжение следует.

    Анатолий СЕРГИЕВСКИЙ

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •