Я читал внутри несколько западных книг что МиГ-23 было более менее поворотливо чем МиГ-21 был им поистине?
что самолет-истребитель третьего поколения был самыми лучшими, МиГ-21 или МиГ-23 или F-4?
Было это лучшее чем Су-15ТМ?
Вид для печати
Я читал внутри несколько западных книг что МиГ-23 было более менее поворотливо чем МиГ-21 был им поистине?
что самолет-истребитель третьего поколения был самыми лучшими, МиГ-21 или МиГ-23 или F-4?
Было это лучшее чем Су-15ТМ?
- МиГ-21 был удачный самолёт, МиГ-23 - очень неудачный, с неудачной судьбой. По боевой эффективности МиГ-21 превосходил МиГ-23.
- F-4 самолёт другого, более высокого класса. Естественно, он намного лучше.Цитата:
что самолет-истребитель третьего поколения был самыми лучшими, МиГ-21 или МиГ-23 или F-4?
Частично обсуждали здесь (если разберётесь):
http://www.waronline.org/forum/viewt...&postorder=asc
- Cу-15ТМ - специлизированный перехватчик, типа американского F-106. Его нельзя сопоставлять с фронтовыми истребителями, нельзя их всерьёз сравнивать.Цитата:
Было это лучшее чем Су-15ТМ?
Юкки, а мы какие самолеты сравниваем , я имею ввиду по модификациям .
Или у тебя все Фантомы были лучше всех Миг-21\23?
Ну не так все однозначно.
В ближнем маневренном бою, наверно был бы лучше МиГ-21 против ранних 23-х, до МЛД (на МЛД применили вихрегенераторы и характеристики на больших углах атаки значительно возросли).
В дальнем бою однозначно лучше МиГ-23, уже хотя бы потому, что МиГ-21 вообще не имел оружия для дальнего боя. :)
Сапфир-23 был более мощным радаром чем Сапфир-21, кроме того он обладал возможностью обстреливать цели на фоне земли.
- Во-первых, всё берётся по одним и тем же временным срезам, если специально не оговорено нечто другое.
Во-вторых: если на Фантом навешивают 7 тонн бомб и делают максимальную заправку, а потом кричат, что "он никуда не годный воздушный боец - видите, сколько их посбивали во Вьетнаме?!" - Это тоже демагогия чистой воды.
Повторяю:
1) На одно и то же время Фантом-истребитель рвал МиГ-23 "как Тузик грелку".
2) В варианте истребительном он порхал как ласточка.
- Вся проблема в том, что когда подоспели более продвинутые МиГ-23, у противной стороны - Израиля, США, подоспели ещё более продвинутые истребители и средства обеспечения. И МиГ-23 окончательно "выпал в осадок".
Ну, не повезло ему. Создали бы его лет на 15 раньше - глядишь (может быть) он бы и зарекомендовал себя где-то не так отстойно. А так - как фронтовой истребитель для воздушного боя он оказался просто никакой. Ему бы только в войсках ПВО страны служить, а его, бедолагу, на войну погнали...
Согласен
Демагогия чистой воды, это когда говорят , что на Фантом навешевали по 7 тонн бомб, у морпехов и армейцев, стандартная бомбовая нагрузка составляла 12 бомб Мк-82 , по 225 кг штука ( итого 2700кг), а 7,5 тонны максимальная боевая нагрузка, которая достигалась только при неполной заправке, а моряки с бомбами вообще летали не очень часто.Цитата:
Во-вторых: если на Фантом навешивают 7 тонн бомб и делают максимальную заправку, а потом кричат, что "он никуда не годный воздушный боец - видите, сколько их посбивали во Вьетнаме?!" - Это тоже демагогия чистой воды.
Но и те и другие, при реальной угрозе перехвата, бомбились куда попало.
Сейчас есть две ветки с похожей тематикой.Может быть,их как-то объеденить?Что касается Су-15,то это была достаточно удачная машина,и пилоты и техники ее любили.Но ее электроника устарела уже к середине 70-х,а мах.перегрузка не превышала 6.5.В то же время тяговооруженность была достаточно высокой,а разгонные хар-ки,по отзыву одного знающего товарища с авиабазы,были лучше,чем у Су-27.В Марах был случай,когда звено Су-15 надрало звено 21СМТ.
Теперь о 23-х.Юки несколько сдвинул временные рамки.В середине 70-х,когда появился МЛ,Иглов было раз-два и обчелся,а основным противником был все тот же Фантом.Вокруг 23М он,может,и порхал бабочкой,но против МЛ,а тем более МЛД,был кирпич-кирпичем
Что же это за самолет-то такой был: МИГ-21? Ф-5 его драл, СУ-15-драл, израильтяне на всех самолях-драли. А были вообще у МИГа-21 победы в воздушных боях или так все, кому не пень, его и драли? Кстати, у МИГ-21СМТ маневренность была хуже из-за здорового горба на спине, это давно известно. Разговаривал как-то с одним бывшим летчиком, к-рый, по его словам, летал на всех модификациях 21-го, так он говорил, что самый летучий был 21Ф-13. Так что, может быть, последующие модиф. и были в смысле маневренности похуже.
Вот мой взгляд на МиГ-23. Тема жевалась очень много. Какие есть факты? - МиГ-23 сделал свой первый полет в 1967г. Его концепция НЕ ВКЛЮЧАЛА маневренного воздушного боя, все было подчиненно для достижения большой скорости и наличие хорошей РЛС в сравнении с МиГ-21 по очевидным причинам. Плохо случилось что радар не был готов, аэродинамика и конструкция оказались плохие для маневренного боя, к тому освоение для этой цели (БМБ) самолета с изменяемой стреловидности - трудное дело. Тем не менее МиГ-23 включает ракет для ведения ДВБ (хотя и не большой дистанцией).
Сравнение с Фантома - согласно возможностей соответсвующей модификации по электронной начинке и модификацию по аэродинамике. Но одна вещь безспорна - МиГ-23 быстрее, Фантом тяжелее но более многофункционален (конечно согласно модификацию).
До я знаю, максимальной перегрузкой для F-4 Фантом было 7.6G
Я не могу понять почему они говорят F-4 более лучшее чем МиГ-23МЛД.
я знаю, максимальной перегрузкой для МиГ-23МЛД было 8.5G
Я интересую было реальным впечатлением советские, котор пилоты имели MiG-23 после того как они сравниваны к МиГ-21 в регулировать, специально когда оно имело крыло переменной геометрии.
МиГ-21 имеет триангулярные крыла однако, котор я не знаю если иметь триангулярное крыло более лучший чем крыло переменной геометрии?
Если я не буду неправдой, то предыдущее МиГ-23 ограничило перегрузку из-за проблем с системой переменной геометрии и низкий уровень толкнул для утяжеления коэффициента
Как то странно у Вас, на сколько помню, МиГ-23млд всегда сравнивали с Ф-16. И самое интересное что, люди которые летали на Ф-16 а потом на МиГ-23млд, от дали предпочтение МиГу.
А Вы про Фантом говорите, да курить он будет нервно в кустах после встречи с МиГом, как курили 104 от 21.
Извините,но израильтяне испытывали не МЛД(т.е.23-18).Им пригнали 23-19В,он стоит на базе Хацерим,в часе езды от меня.на нем нет примамбасов от МЛД(генераторы вихрей на ПВД,клыки на НЧК).И очень сильно сомневаюсь,что на нем стоял Н008 с увеличенной дальностью обнаружения,новыми режимами (в первую очередь-БВБ).Кстати,израильтяне как раз оценили ероплан достаточно высоко.Хотя,разумеется,F-15 лучше,даже без учета коэффициента арабистости
А вот тут очень много неизвестного.Если с МЛ относительно ясно-есть Практическая Аэродинамика,в которой указаны ЛТХ(кстати,заниженные по сравнению с реальными).Тем не менее,есть точка отсчета.А вот официальные ЛТХ 23-18,насколько я знаю,нигде не публиковались.Известно,что на МЛД ввели крыло33,про этом доп.перегрузка составила 8ед,угол атаки 33град(вместо 28) и Vmin эволютивная-350(при том,что на крыле16 осталась-400).Но насколько изменилась маневренность,сказать трудно.Один из пилотов,к которому я обратился,ответил,что судить можно по отношению Су у крыла33 и 45.В частности,на скорости 450 радиусы виража визуально почти вдвое меньше,т.е.на уровне Миг-29.Но как произвести интерполяцию на остальные скорости,я лично не знаю.В то же время,В.Баженов на авиа.ру писал,что идею крыла33 на МЛД загробило недостаточно проверенное решение установить систему автоматического выпуска носков.По его словам,при скорости 550-850 носки выходили уже при угле атаки 12град и работали как воздушные тормоза.В то же время другие пилоты знать ничего не знали об этой проблеме.Например,Хан написал,что,да,носки выходили при 11 или 12град,Сх увеличивался,тряска усиливалась,но по жизни это никому особо не мешало.Потом крыло33 отменили,носки "заклепали",но кто знал и хотел продолжал пользоваться стреловидностью33.Но,опять-таки,насколько изменились радиусы-я не знаю.Далее,Capt.Dmitry с авиа.ру заявил-перекладывая крыло с 30град до 60(или наоборот-не помню),давили 21.Здесь опять неясно.Если переложить крыло с 30 на 45,наверно и можно,поскольку мах.перегрузка при скоростях 450-500 примерно равна допустимой перегрузке при перекладывании,то,как с крыла45 перейти на 60 или 72 непонятно-при скорости800-850 макс.перегрузка намного больше перегрузки при перекладывании крыла(по практ.аэродинамике)
Про РЛПК и ТП я пока вообще не пишу,т.к. тут больше вопросов,чем ответов.
В общем,если кто-то может поправить/дополнить-буду очень признателен
В Авиамастере была очень интересная статья о событиях в Анголе после ухода кубинцев. Ангольцы воспользовались услугами наемников. Среди них был голландец майор, летавший ранее на Ф-16, так вот он был весьма и весьма высокого мнения о МиГ-23. Из недостатков традиционно отметили прожорливость двигателя, и по его мнению недостаточный обзор из кабины. О радаре мнения нет, ангольцы видимо его использовали как балласт, так как он не работал.
Из достоинств по памяти: прочную конструкцию, высокие ЛТХ.
Да конечно,можно и 23-19 обозвать МЛД,только ЛТХ все равно будут другие.Как говорит Юки-труба пониже и дым пожиже
Традиционно вокруг слухов выстраиваются целые легенды. :)
Вот что пишут в Википедии.
http://en.wikipedia.org/wiki/Mikoyan-Gurevich_MiG-23
The Dutch pilot Leon Van Maurer, who had more than 1200 hours flying F-16s, flew against MiG-23ML Flogger-Gs from air bases in Germany and the U.S. as part of NATO's aerial mock combat training with Soviet equipment. He concluded that the MiG-23ML has superiority on the vertical plane over early F-16 variants, is just slightly inferior to the F-16A on the horizontal plane, and has superior BVR capability.
Перевод:
Датский пилот Leon Van Maurer, имеющий более1200 часов налета на F-16, летал против МиГ-23МЛ с баз в Германии и США в рамках боевых тренировок с советским оборудованием (самолетами).
Он заключил, что МиГ-23МЛ имеет превосходство на вертикалях над ранними вариантами F-16, слегка уступает F-16A в горизонтальном маневрировани и превосходит в ДВБ.
К слову, F-16A вообще не имеет возможности вести ДВБ.
То есть, он вовсе не летал на МиГ-23...Цитата:
The Dutch pilot Leon Van Maurer, who had more than 1200 hours flying F-16s, flew against MiG-23ML Flogger-Gs from air bases in Germany and the U.S.
Но я уверен, что в Анголе был другой голландец. :cool: :biggrin:
Я даже Википедии верю больше чем Авиамастеру. :smile:
На самом деле я поискал в инете упоминания о датском летчике в Анголе, но ничего найти не удалось, зато нашлась не одна ссылка про датского летчика, пилота F-16, который дал оценку МиГ-23 после совместных учений. Не правда ли странно?
ИМХО, у автора статьи в Авиамастере либо был "испорченный телефон", либо проблемы с английским, либо то и другое плюс хорошая фантазия.
То Петр Берестовой:
В Авиамастере видимо брали источники из зарубежной прессы. Это скорее всего или Air Forces Monthly или WAP, где писали о том, что наемники из Executive Outcomes http://en.wikipedia.org/wiki/Executive_Outcomes), которые воевали в южной Африке и которые летали на МиГ-23 и на Миражах, поделились своими впечатлениями о 23. И отзывы вполне неплохие. Особо отмечали надёжность и прочность рамы и двигателя, минимум обслуживания на полевом аэродроме и африканском климате, стабильная платформа - хороший пилот попадал в мост с одного захода бомбами, отличная пушка - надёжная и точная, ускорение - на прямой Миг был значительно энергичней Миража. И что действительно, видимо им досталось техника с выведенными из строя прицельными комплексами...
А Чижу:
Ничего странного нет. Так что тут надо уточнить инфрмацию из которой Авиамастер перепечатку сделал. И Википедия тоже людьми пишется и ссылки выдает... Если пишут про Датчанина Leon Van Maurer то и там источник должен был быть, особенно про ДВБ... И тем более если на боевом встретится Ф-16А и 23, то никто не будет спрашивать может 16 вести ДВБ или нет... Это тоже к слову... (только вот имя датчанина вообще в поисковике ничего не дало)
По теме:
От себя хочу отметить, на своем опыте, что МиГ-23 МЛД по ускорению был расторопнее первых МиГ-29 9-12 поступающих в войска. Старички, которые еще не переучились на 9-12, "вставляли" по Курсу " воздушные бои с истребителями" - молодежь которая уже осваивалась на МиГ-29 и посмеивались над этим. МиГ-23 хороший самолет, просто надо было его понять и "копчиком" чувствовать. А у нас в войсках летчики его возможности освоили процентов на 50-60. Вот и оценивают его несколько не объективно. Я одного летчика знал, так он панически боялся посадки, его стопорило прямо, но летал хорошо. Позже он пораньше списался. Кто летал на 23 не только в "ПМУ", а испытатели, или на реальные боевые, то могут еще давать оценки. Под 4 х 4 и на "ББ" МиГ-23 устойчиво держал цель, не срывался на крутых. И по земле положить в круг пару ФАБ-250 - без проблем, а потом из пушки... У нас даже в центре круга шест бомбой "выковыривали". На 23 сбивали на учениях и сверхзвуковые ракеты КРМ при скорости сближения около 3500, сшибали малоразмерные разведчики ВР-3 на высоте от 50 метров на скорости 500-800. Садили Сесны из ФРГ зажимая в клещи, шли на 16 град почти на посадочной скорости, но устойчиво как по рельсам. Лопали воздушные шары из ГШ-23, а он диаметром в метр! А так бывало и "козлили" на нем за всю печаль! Потом в Афгане... МиГ-23 вообще успешно работал по "программе" ИБАшников. Это показывает его возможность и в этом, и причем не хуже Сухих работал по земле... Хороший самолет был. Только вот, изматывал он очень при пилотировании, перегрузки воздействуют длительно. Чтоб поняли, на том же МиГ-29 можно закрутить фигуру с перегрузочкой более "весомой", но она переносится легче - так как кратковременна. На 23 даже небольшая действует несколько дольше, чем и "выжимает" как лимон.
.... Глобальные заключения о превосходствах, которые выдают даже не пилотировавшие этот самолет, не только улыбают, но и просто не интересны. Особо хочу отметить "знатока" и "летчика всех времен и народов" Юкки, который летал только праваком на школьном Ту-134 "Буратино", крутил на нем штурвал и не имеющем представления о РУС истребителя. Однако он умело выдает, как обычно, отсебятину и вранье....
Несколько ссылок об участии Сирийских МиГ-23 различных модификаций в войне с Израилем. Хочу отметить о сирийских летчиках кто летал на МиГ-23. Даже по подготовке из текста видно, хотя кроме этого я знаю по рассказам, что их подготовка состояла в Красноводске: первый самостоятельный полёт - по кругу, второй - на полигон, с реальным пуском ракеты, третий - домой, родину защищать. И то сбивали они на ниших МиГах подготовленных израильтян за всю печаль! Я сторонник приводить слова тех кто видел и участвовал, так вот...Оценивая результаты боевого применения истребителей в боях над долиной Бекаа, один "крупный израильский военоначальник" (оставшийся инкогнито) в интервью журналу Flight International, касаясь оценки самолета МиГ-23, заявил: "Мое мнение....таково: советские самолеты очень хороши, судя по тому, что мы знаем о их возможностях и что видели на практике. Однако их летчики часто действовали не тогда, где нужно и не там, где нужно...." Подводя общие итоги боев в Ливане, Главный военный советник в Сирии Григорий Яшкин писал: "... сирийские соединения и части, принявшие участие в боевых действиях, не только не потеряли свою боеспособность, а наоборот, окрепли, уверовали в свою силу, убедились в надежности и превосходстве советского оружия в их руках". Однако не смотря на, в целом, благоприятный для Сирии итог боев, США сумели добиться выдающейся победы в "психологической войне", успешно проведя широкомасштабную пропагандистскую кампанию, направленную, в первую очередь, против Советского Союза. Данные о потерях в войне, опубликованные в Израиле, где утверждалось (впрочем, не официально, а со ссылками на непроименованные "хорошо информированные израильские должностные лица") об уничтожении в воздушных боях 102 сирийских самолетов и о потере всего одной своей машины, сбитой огнем с земли), носили ярко выраженный пропагандистский характер. Однако итоги войны в Ливане "мировой общественности" стали известны почти исключительно по сообщениям американских и западноевропейских информационных агентств, полностью повторивших информацию израильских источников. Hет ничего удивительно, что израильтяне - известные мастера пропагандистской и психологической войны - мягко говоря, "преуменьшили" свои потери и завысили урон, нанесенный противнику: в конце-концов, война есть война и каждый историк знает, что сообщения "Совинформибюро" или американские оперативные сводки о боях с Японией - малоподходящий источник для изучения хода войны 1941-45 гг. Однако США использовали свою самую мощную в мире пропагандистскую машину для дискредитации СССР перед его союзниками, а также продвижения на мировой рынок своей авиационной техники, в частности, истребителей F-16, которым создавалась реклама "убийц МиГов". Однако в реальности потери Фантомов были не малые. И в конце концов Америка вынуждена была оказать давление на Израиль и склонить к мирному решению конфликта.
Далее интересный факт о взаимных дружеских визитах наших пилотов из Липецка в США и американских пилотов в Липецк. В целом, по мнению Харчевского, «Игл» по маневренным характеристикам уступает Су-27 и МиГ-29. По оценке другого летчика ЦБПиПЛС, маневренные возможности «Игла» более всего соответствуют аналогичным возможностям самолета МиГ-23. Как говорится - летчики говорят!
МиГ-23 на Ближнем Востоке:
http://www.inventors.ru/index.asp?mode=2287
http://www.airwar.ru/history/locwar/bv/mig23/mig23.html
О самолете (одной из модификаций):
http://www.airwar.ru/enc/fighter/mig23mf.html
Испытатели об МиГ-23:
http://www.testpilot.ru/review/notes/16_mig23-11.htm
http://www.testpilot.ru/review/notes/28_mig23ub.htm
А вот воспоминания:
http://www.testpilot.ru/review/war/syria.htm
А вот ссылка по двигателю:
http://www.be-and-co.com/ako/dvigate...l-uzh-slozhno/
А ссылка на эти впечатления где?
Источников с указанием имени этого пилота, в отношении МиГ-23 достаточно. Все они содержат описание аналогичное Википедии.Цитата:
А Чижу:
Ничего странного нет. Так что тут надо уточнить инфрмацию из которой Авиамастер перепечатку сделал. И Википедия тоже людьми пишется и ссылки выдает... Если пишут про Датчанина Leon Van Maurer то и там источник должен был быть, особенно про ДВБ...
И тем более если на боевом встретится Ф-16А и 23, то никто не будет спрашивать может 16 вести ДВБ или нет... Это тоже к слову... (только вот имя датчанина вообще в поисковике ничего не дало)
Действительно странного нечего нет. В прессе часто печатают доморощенные сказки вкупе с искаженными фактами.
Да уж. Вот агитпроп то! :)
Все выше сказанное больше относится к жанру "арабских народнях сказок и верований" к действительности имеющие отношение весьма отдаленное.
А давайте детально, про "..в целом, благоприятный для Сирии итог боев..." поговорим? Это вы про что?Цитата:
Однако не смотря на, в целом, благоприятный для Сирии итог боев...
США умеют грамотно воевать и грамотно давить. Это их заслуга.Цитата:
... США сумели добиться выдающейся победы в "психологической войне", успешно проведя широкомасштабную пропагандистскую кампанию, направленную, в первую очередь, против Советского Союза.
Есть другие, "истинно правоверные" арабские данные с обратной результативностью. По моему арабы тогда уничтожили все израильские ВВС и даже больше. :smile:Цитата:
Данные о потерях в войне, опубликованные в Израиле, где утверждалось (впрочем, не официально, а со ссылками на непроименованные "хорошо информированные израильские должностные лица") об уничтожении в воздушных боях 102 сирийских самолетов и о потере всего одной своей машины, сбитой огнем с земли), носили ярко выраженный пропагандистский характер.
Отнюдь. На одной шестой части суши общественности доводили только самые правдивые сводки с фронтов победоносной войны с сионистскими агрессорами.Цитата:
Однако итоги войны в Ливане "мировой общественности" стали известны почти исключительно по сообщениям американских и западноевропейских информационных агентств, полностью повторивших информацию израильских источников.
Абсолютно закономерно. Только не F-16, а F-15.Цитата:
Однако США использовали свою самую мощную в мире пропагандистскую машину для дискредитации СССР перед его союзниками, а также продвижения на мировой рынок своей авиационной техники, в частности, истребителей F-16, которым создавалась реклама "убийц МиГов".
ну и какие "не малые" потери? Мы про 82 год говорим?Цитата:
Однако в реальности потери Фантомов были не малые.
Т.е. из-за потерь Фантомов Америка склоняла Израиль к перемирию?Цитата:
И в конце концов Америка вынуждена была оказать давление на Израиль и склонить к мирному решению конфликта.
Не смешите народ. :)
Это по известному материалу В. Ильина такие выводы? Не стоит так доверять "популяризатору" от авиации.Цитата:
Далее интересный факт о взаимных дружеских визитах наших пилотов из Липецка в США и американских пилотов в Липецк. В целом, по мнению Харчевского, «Игл» по маневренным характеристикам уступает Су-27 и МиГ-29. По оценке другого летчика ЦБПиПЛС, маневренные возможности «Игла» более всего соответствуют аналогичным возможностям самолета МиГ-23. Как говорится - летчики говорят!
Есть специальная литература для летчиков, в которой просто и понятно расписаны преимущества и недостатки наших самолетов по сравнению с западными.
Су-27 действительно очень достойная машина, она имеет заметное преимущество в горизонтальном маневре перед F-15 на скоростях менее 600 км/ч. На больших скоростях небольшое преимущество у F-15.
МиГ-29 сливает F-15 понемногу во всем, кроме скороподъемности у земли до 3000 м и на большой скорости.
МиГ-23 в этой компании рядом не стоял.
Небольшой офф.
На днях на форуме авиабазе Балансера был выложен перевод одной из глав книги “Fire in the Sky” by Amos Amir (brigadier-general). UK: Pen & Sword Aviation, 2005.
http://balancer.ru/forum/punbb/viewt...?id=25657&p=32
В этом фрагменте описывается известный бой советских летчиков с израильскими ВВС 30 июля 1970 г над Египтом, глазами израильского пилота.
Глава 28 «Огонь в небе, 30 июля 1970 г».
С самого начала года происходило растущее участие русских «советников» в событиях в Египте. Они «советовали» во всех составных частях египетских вооруженных сил, но в первую очередь в ВВС и ПВО. На протяжении многих лет русские вооружали египтян и обучали их, как техническому обслуживанию боевой техники, так и тактике её применения.
Русские советники присутствовали в египетских эскадрильях на постоянной основе, обучая и консультируя египтян по всем вопросам. Тем не менее, отношения между египетскими летчиками и их русскими инструкторами не были по-настоящему теплыми. Русские зачастую вели себя высокомерно и не упускали случая упрекнуть египтян в их неумелости. Египтяне чувствовали себя оскорбленными и это чувство росло по мере продолжения Войны на Истощение с растущим числом их поражений в воздухе, когда число потерянных ими самолетов уже измерялось десятками. Русские настойчиво продолжали объяснять это некомпетентностью египетских летчиков.
Весной 1970 г русские пилоты сами начали летать в египетском небе. Поначалу они ограничили район своих полетов территорией в глубине египетской территории. Они не приближались к Суэцкому каналу и избегая контакта с израильскими самолетами. Разведка наших ВВС внимательно наблюдала за действиями русских и знала очень многое о них. Когда наступило лето, а египетская авиация продолжала нести тяжелые потери, русские пилоты начали появляться и в приканальной зоне. В начале июля стало достоверно известно, что МиГ-21, пилотируемый русским летчиком, атаковал израильский штурмовик Скайхок, бомбивший египетские позиции у канала, и открыл огонь по нему. Скайхок был поврежден, но не был сбит и его пилот смог совершить благополучную посадку.
Радиоперехват переговоров противника был очень важным средством получения информации о нем и велся непрерывно. Поэтому, наша разведка имела довольно подробные сведения о деятельности русских в Египте. В том числе, мы знали, что МиГи с русскими пилотами взлетали с аэродромов в долине Нила, в нескольких десятках километров от Каира, когда египетская служба контроля за воздушным пространством обнаруживала наши самолеты в районе к югу и востоку от города Суэц. Это был как раз тот район, который наши летчики прозвали Техасом. Для нас это было эквивалентом Дикого Запада на Ближнем Востоке.
В штабе ВВС и генштабе созрело мнение, что пора перестать избегать схваток с русскими МиГами ибо политика предоставления им неприкосновенности не оправдала себя. Раз русские начали вступать в прямое противоборство с израильской авиацией, надо начинать вести себя по-другому. Командиры пяти истребительных эскадрилий были приглашены в штаб ВВС, где их проинструктировал лично командующий ВВС.
Я первым занял свою позицию для взлета. Затем, один за другим, подъехали и остальные машины моего звена. Ашер – Второй. Авраам – Третий. Гилад – Четвертый. До взлета оставалось несколько минут и я попытался подсчитать число побед, одержанных нашей четверкой. Получилось 20 побед на всех. Вряд ли, подумал я, где-либо ещё в мире есть звено с таким послужным списком.
За 2 минуты до взлета я слегка отпустил РУД и самолет скользнул в позицию слева на полосе. Остальные тут же последовали за мной и заняли свои позиции. Мы быстро проверили работу двигателей. Было необходимо соблюдать радиомолчание как это обычно делалось при совершении дальних разведывательных полетов.
В назначенный момент, я дал «полный газ» двигателю, а затем включил форсаж и мой Мираж рванулся вперед. Остальные последовали за мной. Я повернул на запад и набрал высоту 35.000 футов (10,7 км), в направлении центрального Синая. Ашер, мой ведомый номер 2, расположился всего в нескольких метрах от меня. Левее его летел Авраам, Третий, в 700 метрах от меня. Гилад, Четвертый, его ведомый, также расположился очень близко к нему. На экране радара, оператор увидел бы только две отметки и решил бы, что летит одна пара, а не четверка.
Я знал, что в эти же мгновения, другие звенья тоже готовятся к взлету. На авиабазе Рамат-Давид, Авиху возглавлял звено Фантомов, а за ним должно было следовать звено Миражей под командой Ури. Ещё одно звено Миражей во главе с Ифтахом готовилось на авиабазе Хатцор. Но никто не должен был ничего знать о них до критического момента. Им предстояло лететь к каналу на высоте верхушек деревьев.
Над центральным Синаем, в районе Джебел Либни, мы снизились и исчезли с экранов радаров. Мы пересекли Суэцкий залив [обратите внимание – залив, а не канал. Значит они летели южнее города Суэц] и продолжили лететь на запад, углубляясь в египетскую территорию. Мне вдруг вспомнился мой первый полет над Египтом. С тех пор я участвовал в десятках глубоких рейдов над территорией противника и накопленный опыт безусловно сказывался. Напряжение присутствовало, но давящего страха не было.
В намеченный момент, я дал команду: Красные, вперед! Всё ещё двумя отдельными парами, на приличном расстоянии друг от друга, но по-прежнему летевшимися в плотном строю, мы набрали высоту 35.000 футов (10,7 км), типичную для разведывательных полетов. Но у нас, конечно, не было фотокамер. Мы несли вместо них ракеты и снаряды, и были готовы нарушить нашу роль разведчиков в любой момент, вступив в воздушный бой.
В ближневосточном небе, как только самолет наберет высоту, его видят и слышат все. Поэтому, было необходимо играть роль разведчиков безупречно. Об этом нас очень серьезно предупреждали.
Мы уже приближались к долине Нила, когда мы повернули вправо и полетели в северо-восточном направлении. Глянув влево сквозь мерцающее марево горячего, влажного воздуха, я увидел зеленую ленту долины Нила, протянувшуюся с севера на юг.
Красные, включить фотокамеры! – отдал я приказ чтобы запутать египетскую разведку. Мы продолжали лететь в направлении города Суэц.
Красные, это Золотой. Огурец! – пришло сообщение из командного центра.
Это Красный. Вас понял – ответил я. Красные, поворачиваем влево. Мы опять стали углубляться в территорию Египта. Я знал, что этот наш маневр будет слишком соблазнительным для египтян и они заглотнут наживку. Они просто обязаны будут послать перехватчики против этих двух нахальных израиьских воздушных шпионов. И мы надеялись, конечно, что на перехват вылетят русские. У нас были все основания надеяться на это, но точно узнать мы могли только через некоторое время после боя.
Красные, это Золотой! Помидор! – пришло новое сообщение с КП. Это означало, что египтяне клюнули. Кодовое слово означало, что к нам приближаются самолеты противника.
Красные, разворачиваемся. Сбросить баки – скомандовал я. Мы развернулись на восток чтобы бой прошел поближе к нашей территории. Теперь, когда наше подбрюшье освободилось от тяжести подвесных баков, Миражи опять обрели свою обычную резвость и мы быстро ускорялись. По моей команде, мы все ещё раз проверили все наши системы и оружие. Через несколько секунд этот маскарад закончится, перчатки будут сброшены и небо озарится огнем!
Красные, это Золотой. Атакуйте, азимут два, пять, ноль. Четверка противника впереди вас в 20 милях (35 км) и ещё одна позади них, в 35 милях (55 км).
Вас понял. Начинаем перец. Я скомандовал включить форсаж. На запасной частоте я начал слышать голоса командиров двух других наших звеньев, в которых я узнал Авиху и Ифтаха.
Красный, выше на 11 часах – в моих наушниках раздался голос Авраама. И я тут же увидел пару МиГов, пролетавших высоко над нами в противоположном направлении.
Третий, атакуй южную пару, а мы займемся северной, той что повыше. Авраам, мой Третий, тут же подтвердил получение команды.
Красные, это Золотой. Внимание, вторая четверка приближается к району боя. А через две с половиной минуты в бой вступит третья четверка – известил КП всех наших в воздухе.
В резком вертикальном маневре задрав нос своей машины, я направился навстречу двум МиГам, пикировавшим на нас с высоты. Слепящий свет в лицо не дал мне возможности продолжать следить за МиГами, и вдруг я услышал голос Ашера, Второго и моего ведомого: МиГ проскочил мимо меня слева. Я атакую его.
Мне это не очень понравилось, так как это означало, что моя пара разбивалась на два одиночных истребителя без взаимной поддержки. Я глянул влево, но не увидел, ни Миража, ни МиГа.
В этот момент в эфире прозвучал голос Авраама: Это Третий. Я только что сбил одного из них. На запасной частоте я слышал голоса наших партнеров на Миражах и Фантомах, которые уже тоже находились в гуще боя.
Большая тень самолета промелькнула над моей кабиной. Я посчитал, что это был МиГ. Я очень быстро заложил вираж в направлении пикировавшего МиГа. Невдалеке от меня к югу, я увидел два грибовидных облака дыма, поднимающихся кверху от двух горящих МиГов.
Это Второй, я сбил одного! – прозвучал голос Ашера. А я подумал про себя: И черт тебя знает, где ты сейчас находишься.
Это Красный Первый. Преследую МиГ, азимут два, семь, ноль, высота 14.000, снижаюсь – объявил я чтобы держать звено и КП в курсе моих действий, а также в надежде, что кто-нибудь присоединится ко мне.
Это Красный Второй, опять прозвучал голос Ашера. Получил повреждение от огня противника. Самолет под контролем. Возвращаюсь домой. Это обеспокоило меня. В глубине души я знал, что это может случиться с того самого момента как наша пара распалась. Держись, Ашер – постарался подбодрить друга я.
Между тем, я выровнял крылья и на высокой скорости шел на запад. Я использовал своё преимущество в высоте и ускорялся в погоне за своей целью. Очень-очень медленно, но дистанция между нами сокращалась. На расстоянии в 1 км, когда я уже начал готовиться к открытию огня, МиГ вошел в левый вираж и начал набор высоты. И только тогда я понял свою ошибку. Это был Фантом, а не МиГ. Я увидел также, что вдалеке на западе летел настоящий МиГ, которого и преследовал Фантом. Всё прояснилось. Фантом гнался за МиГом, а я гнался за Фантомом.
Кто это там на 6.000 поворачивает влево на восток – обратился я в эфире, в надежде установить пилота Фантома.
Это Кролик Третий. Кто спрашивает?
Это Красный Первый. Я сейчас слева от тебя. Присоединяйся ко мне и будем возвращаться вместе. На пути домой, мы увидели двух русских пилотов, медленно опускавшихся на своих парашютах, а снизу поднимались столбы черного дыма, исходившего от обломков МиГов, горящих на земле.
20 МиГов и 16 Миражей и Фантомов приняло участие в этой битве. Пять МиГов, пилотировавшихся русскими летчиками, были сбиты. Моё звено имело две с половиной победы. Вторая половина победы над МиГом, пораженным Авраамом, досталась Ифтаху (командиру другого звена Миражей).
[Вот почему кто-то насчитал 6 сбитых МиГов в таблице. Потому что победа над одним МиГом была поделена между двумя летчиками, поразившими его одновременно. Они-то получили по пол-победы, но в таблице кажется, что это два самоля, а не один.]
Фантомы сбили ещё два МиГа. Один сбил Авием, а второй – Авиху.
Русская ракета Атолл повредила сопло Миража Ашера, но повреждение было небольшим и он благополучно приземлился на авиабазе Рефидим.
Фантом, который я преследовал, пилотировал Эхуд Ханкин, восходившая звезда наших ВВС. Этот молодой летчик демонстрировал выдающиеся способности воздушного бойца. К сожалению, он погиб через 3 года во время Войны Судного Дня, когда он атаковал зенитно-ракетную батарею сирийцев на Голанских высотах.
Через некоторое время стало известно, что в тот вечер состоялось две вечеринки. Одна на авиабазе Тель-Ноф, где израильские летчики праздновали свою победу. А другая... на египетских авиабазах, где египетские пилоты отмечали поражение своих высокомерных русских учителей.