Если точнее, то с марта или с мая - в зависимости от того, чьей стороны придерживаться.
Ирак регулярно применял ОВ после 1982 года. Например, в районе Хадж-Омран в 1983, в болотах Ховейзе в 1984, где-то в том же районе в 1985...
Вид для печати
О применении ираком ОВ довольно много исследований. Наиболее известные из них это опросы бывших летчиков Тарика Бакра и Ясера аль-Гайлани. Вот самое свежее интервью Тарика Бакра (его сначала обвиняли в участии к применению ОВ, но позже перевели в разряд "свидетелей"), довольно подробно описывает свою карьеру, например вспоминает катапультирование из Mirage F-1 в тренировочном полете 9 декабря 1984.
В целом известно, что Халабью атаковали ОВ дважды - 17-го и 18-го марта 1988 года. Оба раза носителями были 4 Су-22 с АБ Киркук (комэск Мохаммад Мазлюм Дулаими), прикрытие осуществляли два истребителя с АБ Кваяра (Мосул). Один из Су-22 атаковавших Халабью вечером 17 марта был сбит зенитными средствами, летчик майор Ахмад Шакер Ахмад Хилалех катапультировался и попал в плен. Именно от него на пресс-конференции в Тегеране впервые было получено подтверждение, что боеприпасы с ОВ применяются в "спец.операциях".
В начале 1982 года боеготовности достигли первые МиГ-25 в составе ВВС Ирака. Летные характеристики позволяли летчикам этих самолетов совершать рейды на сопредельную территорию довольно безопасно. В начале мая 1982 года пара МиГ-25ПД п/п-ка Абдуллы Фараджа с АБ Мосул несколько раз осуществляла свободную охоту в районе Табриза. Они не только сбили один иранский истребитель, но и нарушили весь "гражданский траффик" - например самолету "Люфтганзы" пришлось вернуться в Анкару, так и не достигнув Ирана, а 3-го мая 1982 года п/п-к Абдулла Фарадж (на АСИГ-е указан М.Раян - это не верно) случайно сбил административный "Лирджет" с делегацией министра иностранных дел алжира Мухаммеда Бенъяхия. Самолет упал у городка Котур в нескольких километрах от Ирано-Турецкой границы, все 14 человек на борту погибли. После этого "свободную охоту" прекратили, а сам Фарадж позже погиб в боевом вылете.
16 сентября 1982 года иранцы впервые заявили, что смогли сбить МиГ-25РБ. По их версии F-14A поразил противника ракетой "Феникс" в 12:41 над южным сектором фронта, но иракцы сообщили что самолетов не теряли и воздушных боев не вели (вероятно иракский летчик даже не заметил, что его обстреляли и спокойно вернулся на базу).
22 сентября МиГ-25РБ летал уже над самим Ираном, чуть не испортив празднование годовщины начала войны! Границу он пересек в 8:58, но от Тегерана его отогнали иранские перехватчики.
Transit
Это не Ваш сайт?
http://www.skywar.ru/IRIAF8088.html
Igor_k, частичка моей работы там есть, поэтому можно сказать что сайт и мой тоже.
Окончание статьи про "Миражи Ф-1" в Ираке (стр. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10). В конце есть скрины видеозаписей ATLIS при работе по наземным целям управляемым оружием. На ю-тюбе публиковались некоторые видео применения иракцами ракет с лазерным наведением, причем "Миражи" могли нести не только "родные" AS-30L, но и наши Х-29:
Тема очень интересная,поклон всем пишущим.
И сразу вопрос.Поподалось мне упоминание о потоплении плавказармы ВМС Ирана «Рафаэль» ракетой с Ту-16 (год где-то 1984).Что-нибудь об этом эпизоде известно.Вообще,он имел место?
Transit
В процитированной таблице из Skywar указаны только погибшие летчики или также и пленные?
И еще вопрос по Вашему сайту.К теме он никак не относится,но не создавать же новую ветку.В разделе бои за гору Хермон написано,что 19 апреля 1974 года был сбит Фантом(Игаль Стави-Бени Кирьяти).У Вас сказано,что его сбил летчик М.Мансур на Миг-21МФ,сирийцы приписывают победу л-ку Масри на 23МС,а израильтяне,разумеется,вал ят на ПВО.Вы не пытались уточнить?
alexvolf, не могли бы вы в личку скинуть данные какой антивирус нашел это.
Igor_k, в списке упомянуты все на кого нашлось досье (в основном это погибшие или умершие уже люди).
к разделу Ближний Восток я не причастен. Переправил вопрос дольше.
Широко известен случай сбития парой иранских F-5E иракского МиГ-25ПД. По данным иранцев победу одержал летчик Хусейн Шабани, а само событие произошло 3-го июля 1986 северо-восточнее Табриза (13-тир-1365, 5:30). При подготовке к вылету у Шабани обнаружился отказ в электронике и он был вынужден поменять самолет, в результате взлет по тревоге занял 9 минут. По команде с земли F-5 заняли высоту 12000 футов, что удивило летчиков, т.к. большинство перехватов осуществлялось на малых высотах. Цель была одиночная, шла на высоте более 20000 футов и имела скорость 1М. После двух отворотов под 90град наземный оператор сообщил удаление 13 миль, затем F-5 сбросили ПТБ и на форсаже пошли в набор высоты. Вероятнее всего иракский летчик не видел атакующую пару. Только после того, как его захватили РЛ прицелом он начал маневр вправо, но было уже поздно - Шабани открыл огонь из пушек с малой дистанции и поразил правое полукрыло (летчик вспоминал, что был 15 метровый факел). Кстати, обломков не нашли, считается что сбитый МиГ упал в Турции.
"Рафаэль" это класс корабля или его название? Применение Ту-16 в этот период маловероятно, хотя и не исключено, конечно. 8-го октября 1983 года иракцы получили пятерку "Супер-Этандаров" и ракеты "Экзосет", именно они стали основным средством борьбы с морскими целями на длительный период. Уничтожение мелких плавсредств по прежнему оставалась за вертолетами, например 2-го января 1984 иракские вертолетчики заявили о потоплении конвоя из 5 кораблей в районе порта Бандар Хомейни, а 7-го марта 1984 о срыве десанта на о.Маджнун (117 вертолето-вылетов, потоплено 11 катеров и высадочных средств противника).
В 1983 году Хамид Шаабан сменил Джассема аль-Джубури на посту командующего ВВС Ирака. Не смотря на то что аль-Джубури был опытным командиром (в 1973 он являлся старшим авиационной группы в Сирии), на мой взгляд Шаабан сумел значительно лучше организовать работу авиации. С его подачи в ежедневных сводках с фронта стали публиковаться точные данные о количестве боевых вылетов, потерях и целях ударов ВВС Ирака. В одном из номеров газеты "Багдад Обсервер" (иракское издание на английском языке, к сожалению встречал только несколько номеров) было интервью с Шаабаном по итогам 1986 года где он сообщал что ВВС выполнили 31144 боевых вылета (для сравнения за 1985 год только 24000 вылетов), 60 раз атаковали терминалы на о.Харг, обстреляли 123 морских цели. Не малая заслуга нового командующего в увеличении закупок управляемого оружия и новой советской техники (Су-24/25 и МиГ-29). Вот, кстати, ссылки на записи ATLIS, упоминавшиеся выше: 1, 2, 3. Видно, что основные объекты атаки это нефте-химические предприятия, но есть мосты и склады.
Всего Ираку было поставлено 20 един МиГ-25 ПД и 8 един. Миг-25 РБ.
Чехословакия поставила 24 един Л-39,у Бразилии были закуплены 80 един. ЕМВ-312 Тукано.Французы поставили в общем количестве 116 ед.-Миражей.
К сожалению о поставках Этандеров (которые строились в основном как палубные) информации нет.К слову о сбитом 25ПД- обломки действительно упали на тер.Турции,а вот сбили его или нет ???- в нете есть фото (не помню какой-то зарубеж. авиасайт) с подписью на англ.
Необычное название для иранского флота. К сожалению конкретной информации нет.
Если наткнетесь на это фото - перетащите сюда пожалуйста. В целом F-5 может одержать победу если будет выведен в выгодную позицию и останется не замеченным (углы обзора у РЛС 25-го довольно узкие, к тому же атака производилась из нижней полусферы). Так же и МиГ-21 может сбить F-14 не смотря на разницу в БРЭО и вооружении.
Вот фото иракских Л-39 и Тукано.
"Рафаэль" - бывший итальянский атлантический лайнер "Rafaello". Очень красивый пароход, кстати. http://travel.webshots.com/album/83653849LJgUFE
Был куплен вместе с "систершипом" "Micelangelo", еще при шахе, но судьбы второго не знаю.
Кстати, "иранский" вариант названия не столь уж и странен - в исламской мифологии есть два "огненных ангела" - Джабраил (Габриэль) и Исрафаил (Рафаэль), нечто вроде нашего Ильи-Пророка :smile: , только в двух экземплярах, так сказать.
Морячок,спасибо большое!А что-нибудь о его потоплении Вам известно?
К сожалению - ничего, кроме путаных сообщений, даже непонятно, чем его атаковали: где-то утверждается, что его потопили бомбами, где-то - торпедой. Впрочем, в последнее слабо верится.
Затопленный корпус до сих пор не поднят, чем, говорят, пользуются местные дайверы. Кстати - известное фото корпуса под водой из google map - не Rafaello. Тот был раза в полтора длиннее.
И еще фото этих лайнеров и их интерьеров http://www.oceanlinerlapelpins.com/MichRaff.html
Красивые же, заразы... "Сейчас таких не делают" (с)
Как известно в 1972г Ирак,возглавляемый лидером БААС С.Хусейном подписал с СССР 15-летний договор,что вызвало гнев со стороны США.Ирак был единственной страной которая в свое время приветствовала ввод советских войск в Афганистан.срок действия договора с СССР истекал в 1987г.В средине 80-х,Хусейн исскустно лавируя между СССР и США,смог договорится с правительством Рейгана об оказании дополнительной помощи в ирако-иранской войне.Данный вопрос как раз отвечал жизненным интересам США в этом регионе.Не стоит забывать,что основным потребителем иракской нефти были и остаются США.Нефтянной бизнес приносил Ираку валютный доход 95%.В самом начале войны Ирак добился
значительного приимущества-разрушив нефтянные терминалы Ирана в районах морских портов Хорремшехр и Аббадан.Кроме США, Ирак в начальный период войны поддержали почти все страны арабского мира.Иран же поддержали только Ливия и Сирия.В 1982г США вывело Ирак из списков стран поддерживающих терроризм. А в 1984г Ирак восстановил дипотношения с США,которые были разорваны в 1967г после арабо-израильской войны.В начале 1985г. правительство США согласно подписанной Рейганом директивы NSDD 114 выразило готовность оказать Ираку ВСЯЧЕСКУЮ экономическую,военную и политическую помощь.Для связи с Садамом в Ирак был направлен спецполномочный представитель США- Д.Рамсфельд.Вот такой политический расклад,а далее очередь ярких страниц войны танкеров...
После инцидента со "Старком" ВВС Ирака и ВМС США в зоне Персидского Залива довольно активно взаимодействовали. Есть коротенький кусочек записи переговоров экипажа иракского Ту-16 с американским кораблем во время атаки терминала острова Ларак в мае 1988 года. Иракцы предупреждали о своих действиях, а в ответ получали необходимую навигационную информацию.
Нашлось упоминание о атаке на "Раффаэлло" (названа военной плавбазой). 17.11.1983 по ней попали ракетой КСР-2 с Ту-16. Выше упоминался 1984 год, возможно ее добили позже, но уже без Туполей (Бушир не редко атаковали с воздуха).
Еще один интересный эпизод: 1 февраля 1985 стрелок Ту-16 заявил, что сумел попасть по атаковавшему его иранскому F-5. Засчитали победу, хотя скорее всего удалось только отогнать противника. Тем не менее польза "на лицо".
в конце 1985-86гг возросли американские военные поставки в Ирак.В короткий период Ираку была переведена громадная сумма 80 млрд.$ Советское правительство под самую завязку договора сделала шикарный подарок Саддаму- истребители МиГ-29,а до этого ОТРК "Скад"(в феврале-марте 1988г по Ирану было выпущено 170 ракет).
Хомейни не пошел на поводу американцев (советы и предложения поступали), много позднее когда Ирак оккупирует Кувейт,который был отмечен на всех иракских картах как часть провинции Басра,Лига арабских государств найдет в себе мужество принести извинения иранскому народу. А пока всеобщая помощь Саддаму по перевооружению армии не повлияла на ход военных действий линия фронта оставалась прежней в рамках 1984г.Весной того же года ВВС ирака впервые применили удары по танкерам и судам которые направлялись в порты Ирана.ВВС Ирана ответили адекватными ударами,ВМС Ирана начали производить постановку минных полей и задерживать суда третьих стран,которые направлялись в порты Ирака.Американцы не могли безучастно смотреть на разворачивающиеся события.Вскоре в Персидском заливе появились корабли США,
Англии и ... СССР.После обращения Международной палаты судоходства в ООН,на флота супержержав была возложена миссия ООН об обеспечении безопасности морских коммуникаций в районе Персидского залива. Все коммерческие суда направлявщиеся в сторону Ирана задерживались и подвергались досмотру с целью недопущения ввоза необходимых товаров в Иран.Совет безопасности ООН спустил на тормозах
жалобу(обращение) иранской стороны о применении иракской стороной боевых ОВ в ходе бомбардировки г.Халабче во время которой от удушья погибло 5 тыс.гражданских.Перед самым окончанием войны СБ ООН примет двоякую резолюцию № 598,но данный вопрос уже выходит за рамки темы.
Счет "Танкерной войны" ведется с мая 1981 года, когда ВВС Ирака атаковали корабль под Панамским флагом. Вот хронология событий на море из западных источников.
Иран на прямую не спешил признавать потерь "Томкэтов" в воздушных боях с МиГ-21. Первую заявку на F-14 иракцы опубликовали 12.11.1981 на "южном фронте", а в последующие пару лет претендовали еще на 3-4 победы, но каких либо вещественных доказательств не предъявили. Правда, на памятнике национальному герою ирака летчику Абдуллаху Луаиби, похоже были обломки именно F-14 (по легенде Луаиби на МиГ-21 возвращался с задания, весь боезапас у него был израсходован. Над своей базой он обнаружил вражеские самолеты, один из которых таранил, но и сам погиб. У ГШ ПВО поставили памятник с обломками уничтоженного им врага).
По настоящему полезными для Иракцев стали только Су-25, эти машины применялись в конце Ирано-Иракской войны. Иранцы единожды заявили что смогли сбить самолет этого типа огнем ЗА Эрликон (16.10.87 - смотри фото), впервые широкой публике штурмовик с бортовым номером 25590 (скрамбл дает для него зав.09041) был представлен на авиабазе Аль-Мутана (наземная экспозиция - смотри фото) в апреле 1989 г. Семь Су-25 перегнали в Иран (бортовые номера 25595, 25603, 25604, 25606, 25611, 25613, 25615). После оккупации Ирака силы коалиции обнаружили в сносном состоянии несколько штурмовиков (зарытый в Аль-Таккадум бортовой 25616, и на авиабазе Аль-Али три Су-25 для которых скрамбл дает зав.07019, 09043, 09051 без привязки к бортовым).
Уважаемый Tranzit
Спасибо за предоставленный материал по хронологии.
Факт нанесения удара ВВС Ирака по судну в 1981г остается без сомнения,но так называемая "война танкеров" официально вошла в историю именно в 1984г.(см.таблицу Page XIV.19 "хронология событий).Так же следует признать, что советские корабли 8-й ОПЭСК появились в Персидском заливе весной 1987г.,после того как самолеты иранских ВВС обстреляли наш сухогруз,затем ВМС Ирана задержали теплоход "Петр Емцов" и наконец был подорван на мине танкер "Маршал Чуйков." Основу 8-й ОПЭСК составляли эсминец "Стойкий",БПК"Адмирал Трибуц" и два СКР- МПК. Проводку судов осуществляла бригада тральщиков ЧФ. За три года (1987-1990гг) советскими кораблями было без потерь проведено 374 торговых судна.
Группировка американских кораблей была самой многочисленной и находилась в Персидском заливе с 1983г. (похоже и не уходила оттуда некогда).Дополнительно в заливе находились 4 английских,3 французcких и НАТОвских корабля.Общая численность кораблей ВМС всех стран достигала 80 единиц.
В период 1986-1987гг. ВВС Ирака и Ирана нанесли поочередные удары по 294 судам третьих стран.Плавание в районе залива стало опасным, в этот же период Кувейт зафрактовал у СССР три крупных танкера. В октябре 1987г произошли боевые столкновения между иранскими кораблями и ВМС США.18 апреля 1988г. иранские ВМС предприняли попытку атаки на корабли США.В результате боя три иранских ракетных катера были потоплены,
американцы потеряли вертолет (подсчет всех потерь воюющих сторон думаю сделаем при подведении итогов иракско-иранской войны).
Следует указать,что восьмилетняя война Ирака-Ирана стала отправной точкой распространения ракетных технологий.
Так например, проставки СССР ОТРК Р-17 "Скад" (за все время было поставлено 800 ед.ракет)явились базой для производства в дальнейшем иракских модифицированных клонов- "Ал-Хусейн" и "Ал-Аббас".Иран так же клонировал закупленные у КНДР ракеты "Хвасон" (на базе Р-17,дальность 340 км).К лету 1988г военная обстановка в Персидском заливе накалилась до предела.3 июля 1988г две ракеты ПВО запущенные с американского фрегата сбивают иранский аэробус, рейс 665, на борту самолета находилось 290 пассажиров,в том числе и дети...
Прежде чем продолжить дальше рассматривать события Ирако-Иранской войны предлагаю уточнить некоторые данные по количеству вооружений ВВС и ПВО Ирака что-бы в дальнейшем не было путаницы при подведении итогов.Заодно проверим инфо Jane's.Итак в 1981-1989гг.(баланс на 1.01. 1990г.) Ираку были поставлены :
14 двухместных учебно-боевых Мираж F.1BQ и 94 одноместных Мираж F.1EQ,из них 38 Мираж F.1EQ5/6-200 (имелась система дозаправки в воздухе) и оборудованных для несения ПКР AM-39 Exocet.
208ед. МиГ-21, 123ед. МиГ-23БН,33ед. МиГ-25, 41ед. МиГ-29, 119ед. Су-20 и Су-22,25ед. Су-24,61ед. Су-25,8 ед.Ту-22,6ед. Ту-16 и 4Н-6D (Китай,с 1987г). Кроме того УТ и УТБ 42 ед. L-29 "Дельфин ", L-39 "Альбатрос " и 80 ед. Тукано
70 самолетов ВТА и 511 вертолетов(из них 167 противотанковых и огневой поддержки).
Средства ПВО Ирака: 300 ЗРК (С-75, С-125) 114 "Куб ", 80 "Оса ", 60 "Стрела-10 ", 100 "Роланд ", ПЗРК "Стрела-2 ", "Стрела-3 " и "Игла-1 ".
7,500 зенитных орудий. Информация Jane"s расходится с другими источниками но ифрормации о Этандерах також нет...
Jane's и другие западные справочники нельзя назвать точными в области поставок советского вооружения, лучше поискать информацию у нас (иногда предприятия ВПК дают в исторических или рекламных буклетах точные цифры).
Этендары были взяты ираком в аренду, до получения собственных Mirage F-1EQ-5 вооруженных ракетами Экзосет. В 1985 году все самолеты были возвращены Франции, поэтому позже в составе ВВС Ирака не упоминаются.
Раз уж затронули "Прэин Мантис": 18 апреля 1988 года ВМС Ирана потеряли фрегат "Саханд" и ракетный катер "Джошан", был серьезно поврежден фрегат "Сабалан" и подбит зенитной ракетой один F-4 (совершил посадку в Бендер-Аббас). У американцев пропал вертолет КМП АН-1Т СиКобра из эскадрильи HML-167. Он совершал патрульный полет и был обстрелян ракетой с РЛ наведением в 15 милях южнее о.Абу-Муса (экипаж успел доложить, что попал под РЛ захват), уклоняясь от атаки вертолет столкнулся с водной поверхностью, в результате чего летчик к-н Стефен Лесли и оператор к-н Кеннет Хилл погибли.
В некоторых источниках появилась информация, что иранцы применяли с палубы своих кораблей ПЗРК Стингер (о наличии этих ракет в своем арсенале иранцы сообщили еще 8.12.1987 года, заявив что сбили при их помощи первый самолет - иракский МиГ-21 над п-ом Фао, впрочем иракцы потерю не подтвердили).