Да это так.
Сбито вьетнамской ИА порядка 100 самолетов.
Вид для печати
Да это так.
Сбито вьетнамской ИА порядка 100 самолетов.
Вот так и определить.
Для вьетнамских потерь проводить такое исследование не особо нужно, потому что там цифры и так известны. Вьетнамцы потеряли 150 самолётов, американцы заявили 200 воздушных побед, т.е. 75 % американских заявок подтверждаются. Есть нюансы, это грубая прикидка, но она отражает общую картину.
С американцами сложнее. Официально в воздушных боях он потеряли около 100 самолётов (точно не помню, по памяти - где-то 80-90-100 машин), но эта цифра не очень точна. Американцы теряли самолёты над вражеской территорией и по ряду причин (от истребителей, от зениток, от зенитных ракет, были и небоевые потери), и не всегда можно было определить, что конкретно произошло. Например, 8 декабря 1966 года потерян F-105 подполковника Эсайра. Последний раз его видели, когда он скрылся в облаке, преследуемый по пятам МиГом. Самолёт на базу не вернулся, и его записал как потерю от МиГа, хотя судя по доступным мне источникам, никто из американцев не видел, как он был сбит. Может, и МиГом. А может, его зенитная ракета прихватила, чёрт знает. Есть версия, что он не справился с управлением и врезался в землю.
То есть надо смотреть список вьетнамских побед и сравнивать каждую заявку с американскими данными по потерям в этот день. Для примера берём 29 июня 1966, когда лётчики МиГ-17 заявили два сбитых F-105. Но американцы в тот день потеряли только один "Тад", который сочли сбитым зенитками. Я проверил этот эпизод по вьетнамским и американским источникам. Оказалось, что действительно был бой, в котором два F-105 и один МиГ-17 получили повреждения, но безвозвратных потерь не было ни у тех, ни у других. Зато американцы радостно засчитали себе сбитый МиГ, а вьетнамцы - два F-105. То есть повреждённые самолёты были приняты за сбитые. А реально сбитый F-105 был потерян совсем в другом эпизоде. Вот такая петрушка.
Здорово получается, американские данные можно считать официальными, а вьетнамские нет.
Как Вы думаете, этих людей
Нгуен Ван Кок
Май Ван Куонг
Нгуен Хонг Ни
Фам Тхань Нган
Данг Нгок Нгы
Нгуен Ван Бэй
Ву Нгок Динь
Ле Тхань Дао
Нгуен Данг Кинь
Нгуен Дук Соат
Нгуен Нгок До
Нгуен Ньят Чиеу
Нгуен Тиен Сам
Ле Хай
Лыу Хюи Тяо
Нгуен Ван Нгиа
награждали за официально подтвержденные победы, или как на душу придется?
А есть еще мнение, что часть воздушных побед не была засчитана, особенно в отношении самолетов ушедших в море, но так и не вернувшихся на корабль.
Согласно таблице в статье А. и М. Мальгиных "Авиация ВНА ДРВ в боях с ВВС США (1972 гг.)" (ВКО, 2005 или 2006 год), за всю войну ВВС ДРВ потеряли в воздушных боях 145 самолётов МиГ-17, МиГ-19 и МиГ-21.
В смысле?
Я сказал, что лётчикам ВВС, ВМС и КМП США было официально зачислено 200 побед, примерно три четверти из них подтверждаются вьетнамскими данными. Вьетнамским лётчикам было официально зачислено 350 побед, реальное число сбитых ими американских самолётов неизвестно, а официальным американским цифрам потерь в воздушных боях у меня нет доверия.
Полагаю, что за официально подтверждённые. А что?
Бывает, и у всех. Как мне помнится, Робину Олдсу не засчитали как минимум одну заявленную им победу. Засчитали бы - стал бы официальным асом.
А Вы полагаете, что заявки на победы всегда совпадают с количеством потерянных? Даже в наше время эти цифры не совпадают (и почему-то "сбитых" всегда больше, чем потерянных).
Если это так, то почему на большинство своих заявок вьетнамцы не предъявили доказательств- фото обломков, серийные номера сбитых? Давно пора разоблачить лживых янки, столько их уже в разных локальных войнах насбивали! Вообще, когда пишут про Вьетнам, например такой эпизод: МиГ-17 преследует Ф-105, с земли по нему же палит МЗА, то отдают победу летчику, что бы не признавали амеры. Они и правду могли не понять, кто конкретно в них попал, мы это не поймем тем более. Но я уверен, что и ИА, и ЗА каждая записали себе победу. Обломки- вон они, с дырками от 37мм, победа 100% подтверждена, а фактически завышение в 2 раза.
Да не за что извиняться. Я не принимаю чьи-то данные за аксиому, так-же как не принимаю за нее и американские данные, просто я считаю, что американцы в данном случае принизили свои потери несколько больше, чем вьетнамцы преувеличили, а то что оба источника данных нельзя считать за истину, я не сомневаюсь.
Можно конечно очень грубо прикинуть количество потерь, это сложить оба источника и поделить пополам.
Я не думаю, что можно выяснить потери с точностью до нескольких едениц. Есть потери, обстоятельства которых "предположительно от действия ..." И кстати, часть самолетов, записанная американцами в потери от ИА, не подтверждается данными ДРВ. Но я все равно считаю, что скрыть потерю почти невозможно. Гораздо труднее, чем нарисовать победную звездочку на фюзеляже. Осталось всего-то дождаться полного рассекречивания архивов и проверить это.
Что касается приведенных 13th примеров:
29 июня американцы засчитали себе победу над МиГом, только по тому, что по данным ОК и докладам летчика стрелявшего по МиГу и летчиков звена наблюдавшим стрельбу ведомого первой пары Ф-105 по МиГ-17 вытекало следующее:
Зафиксировано до 10 попаданий. МиГ перевернулся и пошел вниз в перевернутом положении вошел в облака с высотой верхней кромки около 600м.
2. 8 декабря 66 года.
Летчики второго звена Ф-105 наблюдали пуск по ведущему второй пары первого звена. По их докладам ракеты взорвались в 300м от самолета.
После этого атакованная пара, выходя из под удара, развернулась на северо-запад с разгоном скорости до сверхзвуковой. Ведомый потерял ведущего( по нему был пуск ракет) из виду в створе солнца. В это время ведомый зафиксировал стрельбу ЗА и отвернул из опасной зоны с набором высоты. Все происходило на высотах менее 3000метров.
Американцы предположили, что ведущий второй пары Ф-105 был потерян от огня ЗА.
В период с января по апрель( включительно) 1966 года.
Американцы потеряли од действий МиГов один КА-3В и один А-1Е.
В апреле 1966 года сбито 6 МиГов из них 5 МиГ-17 и один МиГ-21( все потери подтверждены нашими советниками).
Потерь Ф-4 и Ф-105 в воздушных боях за указанный период не было
Кстати Фесенко говорит о 9 потеряных в воздушных боях МиГах за 4 месяца 1966 года.
2 января 1967 г. в воздушном бою с американскими F-4G были потеряны МиГ-21ПФЛ №№ 1812, 1908, 1909, 2106 и 2206. Лётчики благополучно катапультировались. В воздушном бою 6 января 1967 г. потеряны машины №2204 и №2115. Один лётчик благополучно катапультировался, один погиб.