ВВС В ВОЙНЕ ''СУДНОГО ДНЯ''
http://www.vko.ru/article.asp?pr_sig...ive.2006.29.10
ВВС В ВОЙНЕ ''СУДНОГО ДНЯ''
Полное использование возможностей авиационной техники обеспечивает решительный разгром противника
Продолжение. Начало в № 3 за 2006 г.
РЕЗУЛЬТАТЫ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ ИСТРЕБИТЕЛЬНО-БОМБАРДИРОВОЧНОЙ АВИАЦИИ
В период с 6 по 24 октября сирийские истребители-бомбардировщики выполнили 1044, а египетские – 1164 боевых самолето-вылета. Подавляющее большинство из них было произведено на авиационную поддержку сухопутных войск. Наносились также удары по аэродромам, нефтеперерабатывающему заводу, мосту через р. Иордан и пунктам управления, расположенным в тылу территории Израиля.
В результате нанесения ударов по объектам в прифронтовой полосе уничтожено большое количество танков и боевой техники противника, разрушены десятки опорных пунктов, успешно осуществлена поддержка тактического десанта, захватившего важный разведывательный пост противника на горе Джебель-Шейх.
В воздушных боях сирийские истребители-бомбардировщики сбили 10 израильских самолетов.
В первые дни в состав ударных групп входили по 6, 8, 12 самолетов Су-7Б, Су-20 или МиГ-17. В общий боевой порядок включались истребители прикрытия МиГ-21. В дальнейшем состав ударных групп был уменьшен до 2-4 самолетов Су-20 (Су-7Б) и до 4-8 самолетов МиГ-17. Истребители прикрытия в каждую группу уже не выделялись, а дежурили в зонах на наиболее вероятных направлениях налетов истребителей противника.
Для снижения эффективности ПВО противника применялись:
– радиопомехи РЛС ЗУРС "Хок" и другим радиолокационным станциям противника с самолетов Ап-12ПП и наземных станций "Смальта";
– радиопомехи по каналам управления израильскими истребителями-перехватчиками;
– огневое подавление радиолокационных постов и средств ПВО противника.
В зонах целеуказания и поражения ЗУРС "Хок" летчики применяли противоракетный маневр, в зоне огня ЗА – противозенитный маневр.
В целях достижения скрытности полета и внезапности ударов при выполнении боевых заданий использовалась только малая высота полета (15-50 м).
При атаках наземных целей применялись фугасные, осколочно-фугасные бомбы, неуправляемые реактивные снаряды и РБК с ПТАБ. Удар, как правило, наносился с одного захода. Опорные пункты поражались фугасными бомбами (ФАБ-500, ФАБ-250, ФАБ-100) с пологого пикирования с углом 10-20° после выполнения горки или маловысотного боевого разворота с высоты 300 м, а также с горизонтального полета с предварительным выходом на высоту 250-300 м на 8-10 сек.
После сброса бомб самолет немедленно снижался на предельно малую высоту с выполнением противозенитного маневра.
По войскам и боевой технике противника применялась осколочно-фугасные бомбы (ОФАБ-250, ОФАБ-250Ш) и неуправляемые реактивные снаряды (С-ЗК, С-5К) с горизонтального полета и пологого пикирования с углом 10-20° с вводом на высоте 100-200 м.
Танки противника уничтожались противотанковыми бомбами ПТАБ-2,5, сбрасываемыми в РБК с углом кабрирования 10-20°, и неуправляемыми снарядами С-5К, пуск которых производился с горизонтального полета на высоте 25-50 м.
При нанесении удара по нефтеперерабатывающему заводу в районе Хайфа применялись зажигательные (ЗАБ-250) и осколочно-фугасные (ОФАБ-250) бомбы, сброс которых осуществлялся с горизонтального полета с предварительным подскоком на высоту 200 м (самолеты Су-20).
Потери сирийских истребителей-бомбардировщиков составили 54 самолета. Анализ потерь, понесенных только одной бригадой самолетов Су-7Б и Су-20, а также одной эскадрильей, вооруженной самолетами МиГ-17 выглядит следующим образом. В бригаде был потерян 21 самолет (8 Су-20 и 13 Су-7Б), из них от атак израильских истребителей над линией фронта – 9, сбито ракетами "Хок" – 5, зенитной артиллерией и снарядами "Ред Ай" – 6, своей зенитной артиллерией – 1.
Эскадрилья, вооруженная самолетами МиГ-17, потеряла 11 самолетов, из них в результате атак "Миражей" над линией фронта – 6, от огня зенитной артиллерии – 3, по одному самолету от снарядов "Ред Ай" и от огня своей зенитной артиллерии.
Таким образом, примерно 50% потерь понесено в результате атак "миражей", действовавших из засад над линией фронта.
Если обратиться к событиям в районе Суэцкого канала в 1969-1970 гг., то там египетские истребители-бомбардировщики потеряли тоже 50% в результате атак "Миражами", главным образом, после отхода от цели. Это говорит о том, что вопрос прикрытия ударных групп истребителей-бомбардировщиков, оказывающих поддержку своим сухопутным войскам, так и остался для арабской авиации открытым.
Потери египетских истребителей-бомбардировщиков составили 87 самолетов, из них истребителями противника сбито 24, средствами ПВО – 32, своей зенитной артиллерией – 17 и по неизвестным причинам – 14. Потеряно летчиков – 73.
Одной из основных причин неоправданно больших потерь истребителей-бомбардировщиков явилось навязывание им роли дальнобойной артиллерии. Эта ошибка впервые была допущена в индийско-пакистанском конфликте, когда самолетам Су-7Б назначались для уничтожения неконтрастные на фоне местности малоразмерные цели в непосредственной близости от линии фронта. Летчикам для обнаружения этих целей приходилось выполнять несколько заходов, находясь под огнем зенитной артиллерии противника. В результате вынужденного увеличения времени пребывания их над целью индийцами было потеряно около 20 самолетов Су-7Б.
Эта ошибка неоднократно повторялась на Сирийском фронте со всеми вытекающими отсюда последствиями. Ввиду того, что сухопутные войска не обозначали своего переднего края и не давали целеуказания, летчикам было достаточно сложно ориентироваться в наземной обстановке.
Нежелательное последствие имел отказ от ведения доразведки. Единичные вылеты на разведку прифронтовой полосы наводят на предположение, что в ходе конфликта истребителям-бомбардировщикам отводилась роль средства, оказывающего моральную поддержку сухопутным войскам.
Нельзя отрицать, что, постоянно наблюдая над головой свои самолеты, арабские войска воодушевлялись. В то же время нужно было учитывать, что при позиционном характере боевых действий потеря одного самолета Су-7Б с летчиком обходилась намного дороже одного уничтоженного им танка противника.
Таким образом, вопрос о роли и месте сверхзвуковых истребителей-бомбардировщиков в непосредственной авиационной поддержке сухопутных войск и об организации взаимодействия авиации и сухопутных войск при уничтожении объектов противника на поле боя однозначного ответа в ходе войны "Судного дня" так и не получил. Об этом свидетельствовали выводы из опыта и других локальных конфликтов того времени.
ТАКТИКА ИЗРАИЛЬСКИХ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ
Характерными особенностями тактики израильских истребителей являлись:
– наличие скрытой от наблюдения РЛС группы наращивания усилий (ударной группы), которая вступает в бой, стремясь нанести внезапную атаку снизу;
– преднамеренное размыкание группы в маневренном бою сначала на пары, а затем и на одиночные самолеты;
– действия из засад в воздухе вблизи линии фронта;
– демонстративные действия с целью вызова на себя сирийских истребителей и завязки боя на выгодных условиях;
– применение ракет "воздух-воздух" на встречных курсах для расчленения боевого порядка сирийских истребителей;
– отказ от боя, если внезапность не достигнута и противник имеет равные силы или численное преимущество.
Внезапные атаки снизу остались на тактическом вооружении израильских истребителей после боев 1969-1970 гг. и в целом оправдали себя в конфликте 1973 г. Обязательным условием результативности этого тактического приема является маскировка группы наращивания усилий (ударной группы) от наблюдения радиолокаторами противника. Эта группа может находиться как в своем радиолокационном поле, так и действовать самостоятельно при поддержке тесного контакта с демонстративной группой.
Применение внезапных атак снизу при ведении воздушных боев над Ливаном в 1973 г. облегчалось для израильских истребителей тем, что они непрерывно управлялись с командных пунктов и получали информацию о воздушной обстановке. При этом в поле зрения израильских локаторов находились их демонстративная и ударная группы, а также арабские истребители. В то же время в поле зрения арабских РЛС наблюдались только свои истребители и демонстративная группа противника.
Преднамеренное размыкание группы в воздушном бою израильские истребители применяли также в ходе боевых действий 1969-1970 гг. Однако тогда группы составом по 4-12 самолетов расходились только на пары. В конфликте 1973 г. размыкание производилось вплоть до одиночного самолета.
При угрозе атаки сзади летчики № 1 и № 2 в звене "миражей" выполняли вираж вправо (влево), а летчики № 3 и № 4 – боевой разворот влево (вправо). Если сирийские истребители производили "ответное" размыкание, то пары "миражей" расходились на одиночные самолеты в таком же порядке.
Противник как бы предоставлял право сирийским летчикам или продолжать преследование одной из групп превосходящими силами (и терять из виду другую), или вести маневренный бой одиночек.
Засады в воздухе израильские истребители использовали для внезапных атак сирийских истребителей-бомбардировщиков, действовавших по поддержке сухопутных войск на поле боя. В засаде постоянно находилось звено "миражей" (по парам) с подвешенными подвесными баками большой емкости. Их типовой прием против самолетов Су-7Б (Су-20) – внезапная атака после получения информации с ПН, а против МиГ-17 – "клещи" (если пара МиГ-17, используя лучшую маневренность, разворачивалась в сторону одной пары "миражей", то попадала под атаку другой пары противника).
Демонстративные действия над Ливаном израильских истребителей начались после прекращения ударов по сирийским аэродромам.
Не добившись успеха в уничтожении сирийских самолетов на земле, израильское командование пыталось добиться успеха в воздушных боях 21-23 октября. Вторжением на небольшую глубину в воздушное пространство Сирии "миражи" стремились вызвать на себя группы МиГ-21, а затем ввести в бои замаскированный резерв и получить тактическое преимущество за счет быстрейшего наращивания усилий.
Применение ракет "воздух-воздух" на встречных курсах было отмечено несколько раз. Этот прием нельзя считать типовым, т. е. получившим широкое распространение в воздушных боях. Важно заметить, что пуск ракет в переднюю полусферу производился не с целью поражения МиГ-21, а для расчленения их боевого порядка и нарушения тактических связей в группе. В результате таких пусков ракет ни один арабский самолет не был сбит.
Отказ от боя, если внезапность не достигнута, а противник имеет численное преимущество или хотя бы равные силы. Этот тактический принцип израильские истребители неукоснительно соблюдали так же, как и в боях над Суэцким каналом в 1969-1970 гг. Следует отметить, что здесь идет речь о "Миражах" и "Фантомах", специально снаряженных ракетами "воздух-воздух" и действовавших в варианте истребителя. "Фантом" с подвешенными бомбами, естественно, во всех случаях избегал встречи с МиГ-21. К одной из характерных особенностей тактики израильских истребителей следует отнести применение смешанных групп "Фантомов" и "Миражей".
РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЙСТВИЙ ИСТРЕБИТЕЛЬНОЙ АВИАЦИИ ЕГИПТА И СИРИИ
По данным Каира, египетские летчики провели 20 крупных воздушных боев с одновременным участием в них до 40 самолетов с каждой стороны, а также около 100 воздушных боев с участием мелких групп. В результате по первоначальным докладам было сбито 76 самолетов Израиля и потеряно 28 своих истребителей (соотношение 2,7 : 1).
По данным Дамаска, сирийские истребители провели около 150 воздушных боев, в которых сбили 103 самолета и 2 вертолета противника. Свои потери – 52 самолета (соотношение 2:1).
Истребительная авиация Сирии в ходе боевых действий выполняла задачи по прикрытию войск и объектов тыла страны и обеспечению действий истребителей-бомбардировщиков и воздушных десантов.
При прикрытии войск в воздушных боях над Голанскими высотами (6-8 октября) было сбито 23 израильских самолета и потерян 21 самолет МиГ-21 (соотношение 1,1 : 1).
Аэродромы базирования авиации прикрывались истребителями в течение всего периода боевых действий. На отражение налетов израильской авиации по аэродромам сирийские истребители были переключены полностью в период с 8 по 13 октября. В боях с ударными группами "фантомов" и "миражей", совершавшими налеты на объекты тыла Сирии, сирийские истребители (по данным Дамаска) сбили 55 израильских самолетов, а сами потеряли 9 (соотношение 6:1).
Истребители Сирии в период 21-23 октября 1973 г. были вынуждены вести интенсивные воздушные бои с большими группами "миражей" и "фантомов" (над Ливаном), срывая их попытки вторгнуться в воздушное пространство Сирии. В этот период было сбито 27 израильских истребителей. Сирийская авиация потеряла 21 самолет МиГ-21 (соотношение 1,3: 1).
Характерными особенностями тактики сирийских летчиков, являются:
– вступление в бой с заранее разработанным вариантом действий;
– разомкнутые по фронту боевые порядки, позволяющие немедленно развернуться навстречу противнику и облегчающие ведение осмотрительности;
– стремление держаться внутри разворота противника, даже ценой потери скорости;
– перевод боя на большую высоту, где МиГ-21 имеет преимущество над "Фантомом" и "Миражом";
– взаимная выручка в бою, основанная на дружбе и отработанном тактическом взаимодействии;
– поражающий огонь с малой дальности (ракеты – не далее 1000 м, пушки – не далее 200 м);
– применение в бою отработанных маневров для занятия выгодного тактического положения и выхода из-под атаки.
Плановое вступление в бой выражалось в построении боевых порядков, соответствующих общему заданию и сложившейся обстановке, а также распределению обязанностей между экипажами по выполнению "локальных" тактических задач в бою.
Например, каждый летчик из шестерки, построенной в боевой порядок "обратный клин", знал свой маневр для условий завязки боя из нескольких стандартных положений (противник сзади, впереди, выше и ниже).
Командир эвена, следовавший в боевом порядке восьмерки "уступ вперед" сзади с превышением над звеном № 2, размыкал звено или вступал в бой всей группой в зависимости от маневра, предпринятого командиром звена № 1. Плановость боя была отработана в процессе тренировочных полетов и корректировалась в ходе боевых действий.
Разомкнутые боевые порядки сирийские истребители применяли в расчете на автономность действий и условия, исключающие получение информации с земли (в основном об угрозе атаки "миражей" с малой высоты).
"Поскольку летчики надеются на свои глаза, они должны видеть", – таково объяснение развернутого построения истребителей. Сирийские летчики признавали, что выбранный боевой порядок хорош для осмотрительности и немедленного разворота "все вдруг" на противника, но несколько сковывает действия при атаке. Стремление любой ценой держаться внутри разворота противника считается наиболее выгодным приемом для выхода на дистанцию ведения поражающего огня с малой дальности.
"Вынос" самолета во внешнюю сторону при избытке скорости гасился выпуском воздушных тормозов.
Сирийские летчики освоили пилотирование самолета на критических режимах и уверений применяли маневры на грани срыва. Однако переход на малые скорости считался выгодным только в одиночном бою при затягивании "Фантома" или "Миража" вверх.
Перевод боя на большую высоту был вызван стремлением использовать преимущества своего самолета и поставить противника в невыгодное положение. Однако "чистых" боев на вертикалях было мало, хотя тактическая формула "кто наверху – тот победитель" остается в силе. Очевидно, что "склонность" МиГ-21 к горизонтальному маневру вынужденная. Она объяснялась приверженностью "Фантомов" и "Миражей" вести оборонительный бой на виражах в условиях наступательной тактики сирийских истребителей.
По оценкам арабских летчиков, взаимная выручка в бою резко отличает сирийских истребителей от их противников – израильских летчиков. "Миражи" часто оставались в бою в одиночестве из-за бегства напарника. Для сирийских летчиков отбить атаку противника по товарищу являлось делом чести. Наряду с личной храбростью, коллективизм сыграл большую роль в достижении успеха в. воздушных боях.
Сирийские летчики старались вести огонь только наверняка, с малых дальностей. На контрольных фотопленках дальность пуска ракет редко превышала 1000 м, а дальность стрельбы из пушек – 200 м. Такие условия применения оружия обусловливались также возможным уходом ракеты на нагретую поверхность земли в случаях большой дальности до цели и неустойчивостью работы прицела в положении "гиро" в маневренном бою.
Сирийские летчики имели в своем тактическом арсенале набор готовых приемов, которые применяли в зависимости от обстановки, сложившейся в маневренном бою. Несколько приемов, например, ответное размыкание (вплоть до одиночного самолета) или варианты преследования "фантома" и "миража", были приняты вскоре после получения опыта первых воздушных боев.
Продолжение следует.
Анатолий СЕРГИЕВСКИЙ
СТАТИСТИКА