-
Администратор
Ветеран
Статья: Подвиг пламенных сердец
-
Новичок
-
Новичок
Спасибо автору отклика за фото ст. л-та Ф.В.БОЛЬШАКОВА и страничку ЖБД 298-го ИАП за 7 августа 1941 г. – они дополняют общую картину – но из текста мне не совсем понятно, в чем все-таки заключается «сказочность» моей статьи? Я так полагаю, что необходимо сделать «разбор» этого полета, как говорят авиаторы…
Действительно, если судить по записи в ЖБД, то все происходило не сказочно, а очень даже прозаично – дословно – «…По словам командира 1 ИЭ (так в тексте – Л.И.) ст. л-та Чайка он видел, как один И-16 с разворотом (!) врезался в колонну (!) грузовиков (это значит – он маневрировал, чтобы попасть в цель, т.е. колонну! – Л.И.) и сгорел. Другой самолет был подожжен зен.пулем.огнем и при выводе из пикирования упал на окраине д.Арбузинка…».
Это кто же сделал такую запись в ЖБД? Вероятно, начальник штаба или ПНШ-1 (первый помощник начальника штаба). Он там был? Нет, не был! Показания скольких летчиков он записал в ЖБД? Аж одного! – ст. л-та Чайки, звено которого вернулось на свой аэродром из-под Арбузинки и Вознесенска без потерь (!). А кто первым прилетел, тот первым и рассказал то, что видел…
А теперь стоп! Погибшие летчики были из звена Чайки? Нет! Значит, Чайка не обязан был контролировать их действия? Конечно, нет! - из всех действий «чужого» звена Чайка видел только то, что попало в поле его зрения, о чем и доложил по возвращению на аэродром!
Так почему же мы должны принимать запись а ЖБД за аксиому, а фразу «упал на окраине д. Арбузинка» воспринимать в буквальном смысле этого слова? Скорее всего, звено Чайки видело эту картину уже на изрядном от Арбузинки расстоянии – действия первого погибшего пилота он действительно видел во всех деталях, а вот второго вряд ли…
А в чьем звене были погибшие летчики, кто летел рядом с ними «крылом к крылу» и кто мог видеть все их действия последовательно и с близкого расстояния? А вот кто: «…Звено ст. л-та Чайка … прилетело на аэродром «Водопой», куда прилетел и командир полка…».
Разумеется, по возвращению командир полка не обязан был что-либо докладывать начальнику штаба или ПНШ. Да и настроение для поддержания каких-либо разговоров у него в тот день, после потери двух опытных пилотов, вряд ли было – вот и вся разгадка отсутствия ПРЯМОЙ записи о ДВУХ наземных таранах в ЖБД. Все читающие его после войны думали так же, как и автор предыдущего комментария – что второй самолет «просто упал на окраине Арбузинки». Но этот подвиг ОСТАЛСЯ ОТРАЖЕННЫМ В НАГРАДНЫХ ЛИСТАХ – не далее, чем на следующий день (!) в штаб ВВС ЮФ ушли три наградных листа за подписью командира полка А.Прудникова и батальонного комиссара Ф.Загуменова – на ст. лейтенанта Ф.Большакова, мл. лейтенанта А.Карпова и ст. лейтенанта А.Чайка, где их подписал командующий ВВС ЮФ генерал-майор Шелухин и бригадный комиссар Алексеев. Учитывая реалии того времени, командиры полкового, армейского и фронтового звена вряд ли стали бы удостоверять своими подписями документы «сказочного» содержания, да и мотивов у них для этого не было…
Лично я этим документам (наградным листам) верю, и «двойной огненный таран» «сказкой» не считаю. В них - наградных листах - ПРЯМО указывается, что ОБА летчика направили свои самолеты в мотомеханизированную колонну противника. А вот заметить наградные листы в архивном деле и сравнить их содержание, ранее не зная об их существовании, не так просто - они подшиты на значительном расстоянии друг от друга. Конечно, все вышеизложенное – это мое собственное видение событий. Я ни в коей мере не навязываю свою точку зрения другим авторам – каждый вправе иметь свою собственную, так же как и отстоять ее…
Мне остается лишь добавить, что майор Прудников Александр Петрович стал впоследствии помощником командира 206 ШАД по ВВС, освоил Ил-2 и 29.09.1943 г. геройски погиб в боевом вылете на этом типе самолета. Капитан Чайка Александр Арсентьевич – штурман 298 ИАП – погиб 05.05.1943 г. при катастрофе «Аэрокобры» во время ее перегонки на аэродром базирования…
-
Форумчанин
Форумчанин
В наградном явно написано 4.3.1940 г. в воздушном бою сбил бомбардировщик марки «Блейхейм-Бристоль» И РАССТРЕЛЯЛ ПАРАШЮТИСТА.
А в расшифровке этого нет...
А потом вы говорите про то, что "таран сказкой не считаете".
И про то, что настроения докладывать не было.
Откуда же тогда по вашему взялся второй таран, если это не приукрашивание?
-
Новичок
Война - это противоестественное для "человека разумного" состояние, где не все так однозначно и любая из сторон может дать повод для "негуманных" поступков. А что касается второго наземного тарана (а это секунды!) - то он произошел на глазах командира полка, который был в составе того звена "трех-самолетного состава", т.е. был "прямым" из оставшихся в живых свидетелей, а ст. л-т Чайка таким свидетелем не был - он летел в совершенно другом звене и просто физически не мог видеть ВСЮ ситуацию лучше, чем командир полка - непосредственный участник атаки в этой тройке! (ведь их разделяло как минимум несколько сот метров!..). А что касается доклада, то я полагаю, что старший по званию и должности командир полка не обязан был докладывать и отчитываться перед своими младшими по званию и должности подчиненными - таковы законы воинской субординации. Он поступил так, как посчитал необходимым в той стрессовой ситуации. Мне непонятно только, если сохранилось так много полковых документов - почему ОБА летчика числятся в списках "пропавшими без вести", а не "погибших" - ведь в обеих наградных листах ясно указано: "...не выходя из пике врезался в мотомехколонну противника...".
-
Администратор
Ветеран
Леонид Александрович, Мансур не обсуждает гуманность этого эпизода. Он лишь указывает на то, что в расшифровке наградного листа это описание пропущено.
-
Новичок
Это мое упущение! Готовя статью и списывая содержание наградных листов, я не стал включать этот эпизод в основной текст статьи, поскольку тема ее совсем иная. Но из песни слов не выбросишь...
-
Новичок
Я бы еще раз указал на то что ни Чайка, ни Прудников, судя по описанию этого вылета, точно не могли сказать что произошло. Поэтому по горячим следам Чайка и написал что один самолет, он даже не знал чей с переворота врезался в колонну грузовиков, а второй просто упал на краю деревню. Радио у пилотов не было, в эфир они ничего не передавали, поэтому 99% что оба советских самолета были сбиты огнем МЗА, при этом, я еще раз подчеркну, никто не умаляет их подвига. Оба сражались и героически погибли за Родину.
-
Новичок
Я так думаю, что только Чайка по возвращению на аэродром не смог сказать точно, что произошло. Он, завершая вторую атаку выходом из пикирования, без потерь в своем звене ушел затем на Вознесенск, где звено, судя по записи в ЖБД, произвело атаку танков на ю.з. окраине города (надо полагать - без командира полка, о судьбе которого Чайка тоже ничего не мог сказать сразу после приземления - см. запись в ЖБД "...Звено ст. л-та Чайка ... вернулось на аэродром "Водопой", куда прилетел и командир полка"). Может, необходимо проанализировать, где мог летать командир полка майор Прудников, ведь он приземлился позже Чайки? В том, что он находился в замыкающем звене, нет ничего удивительного (очевидно, звено Чайки было ведущим и состояло из двух пар И-16, т.е. 2+2, а замыкающее Прудникова из 3-х И-16, где были Карпов и Большаков, поскольку взлетало 7 И-16). Находясь в замыкающем звене, командир полка мог видеть результат боевой деятельности своих летчиков (фотоаппаратов контроля не было). А когда произошла трагедия в замыкающем звене и Чайка ушел на Вознесенск, командир полка не стал его догонять… А что же он сделал? Лично у меня нет никаких сомнений, что он ушел на третий круг (атак было две), с тем, чтобы удостовериться, что летчики погибли… А потом тот же начальник штаба, который довольно сумбурно заполнил ЖБД «по словам ст.л-та Чайка», прилетевшего на аэродром первым, на следующий день заполнил наградные листы «по приказу командира полка майора Прудникова», прилетевшего вторым. Их удостоверили своими подписями все вышестоящие командиры, вплоть до командующего Южным фронтом. Случайность? Вряд ли… Значит, не надо противопоставлять эти два документа (ЖБД и наградные листы). Их содержание не противоречит друг другу – оно лишь взаимно дополняет общую картину. Хочу поздравить участников форума с первомайскими праздниками и пожелать им крепкого здоровья! А самой большой ценностью публикации данной статьи на сайте и нашей дискуссии по ней является то, что статью заметили внуки обоих дедов, которые благодарят нас за то, что они впервые за 70 лет узнали правду о подвиге своих дедов…
-
Новичок
Уважаемые участники форума! Как я уже сообщал - найдены внуки и правнуки обоих летчиков ( мл.л-та Карпова - в г. Нижнем Тагиле Свердловской области, ст.л-та Большакова - в г.Туапсе Краснодарского края). А все наши теоретические споры самым неожиданным образом разрешила сама жизнь и жители пгт. Арбузинка Николаевской области, Украина. Они увековечили подвиг летчиков установкой в Арбузинке мемориальной доски, которую торжественно открыли в дни празднования 70-летия Победы. Сами же и текст составили, когда узнали фамилии! Вот его содержание (перевод с украинского):
«…МЕМОРИАЛЬНАЯ ДОСКА - Установлена в честь командира эскадрильи старшего лейтенанта, кавалера ордена Красной Звезды Большакова Федора Васильевича и командира звена, младшего лейтенанта, кавалера ордена Ленина Карпова Африкана Петровича. 07.08.1941 года во время штурмового налета на территории с. Арбузинка летчики направили свои пылающие самолеты на немецкую колонну, уничтожив ее и приостановив дальнейшее движение противника. Май 2015 года…».
Возможно, немного наивно, преувеличено, да и с наградой Ф.В.Большакова сельские жители немного ошиблись, но не это главное – оказывается, они знали и помнили о подвиге летчиков все минувшие 73 с лишним года, передавая молву о нем от поколения к поколению. Подтверждают, что оба (!) летчика попали в колонну и сгорели дотла... «-Хоронить было нечего!..». (Не удивительно – ведь у них оставалось по 130 - 150 л. авиационного бензина на обратный путь! - Л.И.). Вот такой вот, happy end!
-
Новичок
08.05.2015_Арбузинка_Николаевск ая_Украина_Открытие мемориальной доски героям-летчикам.
-
Новичок
08.05.2015_Арбузинка_Николаевск ая_Украина_Мемориальная доска героям -летчикам.
Ваши права
- Вы не можете создавать новые темы
- Вы не можете отвечать в темах
- Вы не можете прикреплять вложения
- Вы не можете редактировать свои сообщения
-
Правила форума