«Адмирал Кузнецов» возьмёт контроль над Восточным Средиземноморьем: страхи США и стратегия «A2/AD»
• 4 июля 2016
•
Противовоздушная оборона ТАВКР пр.11435 «Адмирал Кузнецов» обеспечивается 8 боевыми модулями зенитных ракетно-артиллерийских комплексов 3М87 «Кортик», 4x6 ВПУ револьверного типа 4С95 с свосьмерёнными барабанными модулями КЗРК "Кинжал", а также 6 зенитно-артиллерийскими комплексами АК-630
В последнее время в США для рассмотрения российских оборонительного и наступательного потенциалов на крайних рубежах Восточной Европы и Балтии стало вводиться понятие так называемой стратегии по ограничению и воспрещению доступа и манёвра «A2/AD» («Anti-Access/Aria Denial»). В понимании американских офицеров это развёртывание передовых войсковых подразделений, оснащённых наиболее современными образцами техники, которые не позволяют противнику (в нашем случае ВС США) выбрать манёвр, позволяющий прорвать оборону на наиболее слабом участке вероятной линии разграничения. Данная стратегия предусматривает полное отсутствие подобных «брешей». Наиболее эффективное применение нашей армией стратегии «A2/AD» отмечается американцами в Финском заливе, Калининградской области, а также в Республике Крым. Даже именитое издание «National Interest», ссылаясь на бывшего главкома ОВС НАТО в Европе Филипа Бридлава, отмечает недостаточность как сил оперативного реагирования, так и ОВС НАТО для преодоления подобных рубежей воспрещения доступа и манёвра. В концепции блока НАТО для этих целей в основном применяются Объединённые ВВС, возможностей которых не хватает, и дальше не хватит для того, чтобы подавить базис «A2/AD», представленный в наших ВКС и СВ комплексами С-300/400, С-300В4 и «Панцирь-С1». Стоит сказать, что умелое использование российскими ВС этой стратегии серьёзно подрывает моральный дух в Вашингтоне, но ещё больше он подрывается, когда «A2/AD» переходит от российских форпостов в Балтийском море и Чёрном морях к удалённым зонам интересов и влияния Российской Федерации. Сирия и восточная часть Средиземного моря как раз и входят в список этих зон.
Спустя некоторое время после принятия командованием ВМС США решения об отправке к берегам Сирии дополнительной 2-й АУГ во главе с атомным авианосцем CVN-69 USS «Dwight D. Esenhower» в Военно-морском флоте России была принята ответная мера, заключающаяся в задействовании тяжёлого авианесущего ракетного крейсера «Адмирал Кузнецов» в военной операции на территории Сирийской Арабской Республики. Это первая максимально приближенная к условиям боевых действий операция единственного российского авианосца-флагмана спустя 25 лет со дня торжественного подъёма Андреевского флага на его борту. Об участии ТАВКР пр. 1143.5 на Сирийском ТВД стало известно 2 июля от столичного военно-дипломатического ведомства. Корабль будет нести боевое дежурство у берегов Сирии в течение 4-х месяцев (с октября 2016-го по январь 2017-го гг.).
В задачи базирующегося на борту «Адмирала Кузнецова» 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка (ОКИАП) имени дважды Героя Советского Союза Бориса Сафонова будет входить нанесение ракетно-бомбовых ударов по военно-технической, тренировочной и производственной инфраструктурам ИГ в центральных и восточных провинциях САР, а поэтому изначально было сообщено, что флагман остановится в непосредственной близости от береговой линии, чтобы боевой радиус палубной авиации уверенно достигал необходимых рубежей для применения вооружения. Навыки, которые должен получить экипаж авианосца и лётный состав 279-го ОКИАП, конечно, нельзя назвать полноценным «боевым крещением», поскольку отбивать «звёздные налёты» ПКР на авианосец не придётся, как и не возникнет необходимости палубной авиации вести воздушный бой с противником, у которого нет авиации, но атмосфера и радиоэлектронная обстановка будут серьёзно походить на военный конфликт России с НАТО.
Американская палубная авиация, а также тактическая авиация Королевских ВВС Великобритании, действующая с авиабазы Акротири на острове Кипр, с 90%-ной вероятностью будет «прощупывать» радиотехнические возможности корабельных радиолокационных средств «Адмирала Кузнецова», а по возможности и характеристики бортовых РЛС 15 палубных истребителей Су-33 и 4 МиГ-29К/КУБ, а также вертолёта ДРЛОиУ Ка-31«Helix-B», являющегося единственным на авианосце средством дальнего радиолокационного обнаружения. С целью полной «засветки» всех корабельных и авиационных РЛС, находящихся на «Кузнецове», американцы и англичане могут применить совершенно любую воздушную тактику: от приближения на сверхмалой высоте до барражирования в дальней зоне радиуса поражения КЗРК «Кинжал», пока в воздух экстренно не поднимут Су-33.
Их будет интересовать уровень помехозащищённости наших РЛС, который может определяться при помощи бортового радиоэлектронного оборудования таких самолётов радиоэлектронной борьбы и разведки, как E/F-18G «Growler» и RC-135V/W «Rivet Joint». На законцовках крыла, бортах носовой части фюзеляжа, мотогондолах и хвостовой части «Гроулера» установлено не менее 2 контейнерных и 4 встроенных модуля обнаружения координат и идентификации радиоизлучающих целей AN/ALQ-218(V2). Обнаруживаются цели совершенного с любого ракурса. Затем информация поступает БЦВМ, где обрабатывается, по возможности сравнивается с данными, полученными от других юнитов через систему тактической связи «Линк-16» или ICANS, после чего оператор систем РЭР/РТР определяется с выбором необходимой станции РЭП в зависимости от типа подавляемого сигнала. Если это радиолокационный комплекс противника, то выбираются антенны LR-700, если же радиостанция или терминал обмена тактической информацией (связь), то в ход идут низкочастотные широкополосные передатчики ALQ-99, расположенные в подвесных контейнерах, либо станция РЭБ AN/ALQ(V)1 CCS, установленная в нише авиационной пушки.
При этом СПО AN/ALR-67(V)3 сможет одновременно оповещать пилота, к примеру, о том, как меняются режимы работы РЛС противника в момент воздействия на неё радиоэлектронных помех, что даст ответ на вопрос: на какой дальности при воздействии помех захват не возможен? В воздушном бою знание подобных «цифр» применительно к РЛС противника даёт уверенный успех. «Ривет Джойнт» также имеет оборудование для анализа режимов работы вражеских РЛС. Комплекс РЭР AM/AMQ-15 объединяет две важнейшие подсистемы обнаружения, классификации и идентификации радиосигналов. Первая, AEELS, определяет точные координаты воздушных и наземных целей по излучению, вторая, MUCELS, точно идентифицирует режим работы РЛС по сигналу, а также работает над методами подавления шифрованных радиоканалов связи. Посредством канала обмена данными «Линк-16» может поддерживаться связь между бортами «Ривет Джойнт», E-3C/G, E-2D и «Гроулерами». Естественно, что наши Ту-214Р и Су-34 с «Хибинами» тоже отслеживают все принципы работы натовских РЛС и связи, но, во избежание вскрытия собственных радиоэлектронных возможностей, всей палубной авиации «Кузнецова» желательно чаще применять оптико-электронные прицельные комплексы ОЛС-27К и ОЛС-УЭМ, изначально ориентируясь на целеуказание Ка-31 и общекорабельной РЛС МР-750 «Фрегат-МА», а также РЛК «Марс-Пассат».
«АДМИРАЛ КУЗНЕЦОВ» КАК ПЕРЕДОВОЕ ЗВЕНО СТРАТЕГИИ «A2/AD»: «КОСТЬ В ГОРЛЕ» АМЕРИКАНСКОГО ФЛОТА
Открытые створки подпалубной 1х12 ПУ СМ-233А противокорабельного ракетного комплекса П-700 «Гранит» на борту ТАВКР «Адмирал Кузнецов». Каждый пусковой модуль имеет наклон 60 градусов, а сам пуск осуществляется при заполнении модуля водой для уменьшения высокотемпературного воздействия продуктов горения твердотопливного ускорителя на модуль и внутренние узлы авианесущего ракетного крейсера
Возвратимся к основному связующему нашего военно-стратегического влияния и попыткам американского противодействия ему в виде стратегии по ограничению доступа и манёвра «A2/AD». Легко поддаётся пониманию вся острота пребывания российского авианесущего крейсера для ВМС США, которые желают удерживать полное господство на морских подступах к САР. От совместной с ВКС РФ военной операции против ИГ США продолжают отказываться, а террористов «утюжат», откровенно говоря, только там, где это не наносит им серьёзного ущерба, ведь они могут им пригодиться в любой момент для ведения «игры» против пророссийской сирийской армии.
Вошедший в Восточное Средиземноморье «Адмирал Кузнецов» с 279-м ОКИАП создаст для АУГ США значительные проблемы в плане доступа и манёвров палубной авиации США почти над половиной акватории Средиземного моря. Если тщательно рассмотреть наше авиакрыло, сразу становится понятно распределение задач между истребителями разных классов. Так, МиГ-29К и более совершенные МиГ-29КУБ (поколение «4+/4++») будут применяться в основном для нанесения ударов по очагам ИГИЛ на сирийской территории. Для этого будет использоваться самое разнообразное ракетно-бомбовое вооружение (от управляемых авиабомб с полуактивным лазерным наведением до ракет Х-29Л/Т). Подвесные топливные баки же у «МиГов» позволят «Адмиралу Кузнецову» находиться не только близ территориальных вод Сирии, но и ближе к Кипру, либо даже южней него.
Эта тактическая особенность расширяет возможности второй, чисто противовоздушной, части 279-го — Су-33. Эти палубные истребители-перехватчики оснащаются штатной бортовой РЛС Н001, которая имеет лишь режим работы «воздух-воздух». Но радиус действия этих самолётов доходит до 1500 км на большой высоте без ПТБ. Звено из 2-х или 4-х Су-33 сможет регулярно вести патрулирование и воздушное наблюдение за надводными кораблями и авиацией НАТО вплоть до побережья Италии. Ко всему, морские «Сушки» несут усовершенствованный арсенал ракет класса «воздух-воздух» Р-27ЭМ, оптимизированных для перехвата сложных и малоразмерных воздушных целей на фоне водной/земной поверхности. На плечи лётчиков Су-33 лягут задачи по контролю морских рубежей нашей АУГ в Средиземноморье.
Самооборона «Адмирала Кузнецова», построенная на «Кортиках», «Кинжалах» и АК-630, эквивалентна 5-7 атомным авианосцам класса «Нимиц», что заставляет противника хорошо задуматься, прежде чем атаковать этот уникальный НК. Арсенал ЗУР 9М330-2 и 9М311К составляет 448 ракет, а общая огневая канальность, вместе с АК-630, достигает 54 одновременно обстреливаемых ВЦ.
Для всего авиакрыла эта миссия станет первым «полубоевым» испытанием, в котором нашим морякам и лётчикам предстоит научиться действовать оперативно, обдуманно и комплексно в условиях, когда от вероятного численно превосходящего противника их может отделять от нескольких десятков километров до пары сотен метров. Безусловно, им нужно будет помнить о двенадцати «огненных» «Гранитах» под палубой, которые без преувеличения могут создать реальное кораблекрушение во вражеских военно-морских соединениях.
Источник информации:
//www.b-port.com/news/item/183551.html
Автор Евгений Даманцев
Ко всему, морские «Сушки» несут усовершенствованный арсенал ракет класса «воздух-воздух» Р-27ЭМ, оптимизированных для перехвата сложных и малоразмерных воздушных целей на фоне водной/земной поверхности.
Хотелось бы уточнить у уважаемого автора, что это за такие ракеты Р-27ЭМ. Могу предположить, что речь идет о модификации Р-27 с активной ГСН. Да ее хотели применять против малоразмерных воздушных целей на фоне водной/земной поверхности. Но в результате всяких сложностей и интриг дальше 8 пусков в середине 80-х дело не пошло.
Эскизный проект по ракете Р-27ЭА в целом закончили в 1983г. В 1984г. для применения К-27А готовили МиГ-29 №919, в следующем году — №925, но в дальнейшем эти машины были задействованы под более приоритетную работу — испытания перспективной ракеты РВВ-АЕ. Фактически летные испытания К-27А велись на МиГ-29 №970 и 971. В 1985г. выполнили три пуска, в следующем году — пять.
В АРГС-27 предусматривалось использование бортовой цифровой ЭВМ «Алиса» на микросхемах серии 588, но ее отработка шла настолько тяжело, что стало рассматриваться и применение вычислителей других типов. Время было упущено, и в 1988—1989гг. в связи с сокращением финансирования исследования по АРГС-27 были практически приостановлены ради продолжения работ по ГСН для ракеты РВВ-АЕ.