Д.А.Соболев
"РЕПРЕССИИ В СОВЕТСКОЙ АВИАПРОМЫШЛЕННОСТИ"
http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/sob00v.htm
http://www.gpntb.ru/win/mentsin2.cfm?KEY=129
http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/sob00v.htm
Д.А.Соболев
"РЕПРЕССИИ В СОВЕТСКОЙ АВИАПРОМЫШЛЕННОСТИ"
http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/sob00v.htm
http://www.gpntb.ru/win/mentsin2.cfm?KEY=129
http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/sob00v.htm
Последний раз редактировалось Sizif; 13.04.2008 в 04:45. Причина: дополнение
Когда один человек,за один час запускает 5(!)новых тем - само по себе трудовой подвиг.
Но - как всегда, есть одно "но".
Приличный человек запускает тему, которая его волнует, по которой он имеет свое мнение, или хочет узнать мнение других.
Для это он говорит (к примеру) --"Вот я думаю, что сталинские репрессии причинили страшный вред нашему авиапрому.Согласен я с автором - http://www.XXX.XX
Предлагаю всем обсудить, как Сталин с подручными уничтожил наш авиапром."
Всем понятна точка зрения, всем понятна тема. ВСЕМ ВСЕ ПОНЯТНО.
Нет, для уважаемого СИЗИФА - такой путь не годится. Слишком все понятно.
Взял и выставил ссылку.
А почему именно эту? Почему только одну?
Щелкни "мышкой" в Google-Yandex - вот тебе "приблизительно 883 страниц на русском для РЕПРЕССИИ В СОВЕТСКОЙ АВИАПРОМЫШЛЕННОСТИ - Google."
Уважаемый СИЗИФ - чего хотели сказать-доказать?
Что Вас волнует?
Каких целей добиваетесь?
Для чего тему запустили?
Н.
Полностью согласен. Пусть модератор, если он вообще выполняет свою работу, объединит все эти ссылки в одну тему. А то столько спама! Да и темы относятся к тем, на которые ответят раз 5 и забросят. Так что, ИМХО, лучше не захламлять форум.
Против Сизифа же ничего не имею, а то обидится еще... Просто создавайте такие темы в курилке.
Уважаемые "Nik Prumopye" и "[RUS] MK"!
Ценю Вашу иронию и поэтому скажу всё, как на духу: никаких "тайн мадридского двора", которые Вы, возможно, подозреваете, здесь нет.
Всё гораздо проще.
Человек нашёл любопытный, с его точки зрения, документ в Сети и "выставил " его (подчёркиваю - именно ДОКУМЕНТ, а вовсе не ТЕМУ для обсуждения, как Вы почему-то решили) на форуме для ОЗНАКОМЛЕНИЯ - для тех, у кого к нему, документу, возник интерес. Такова достаточно широко распространённая практика, имеющая место быть в Интернете:если тема даётся без дополнительных замечаний разместившего её на форуме участника, то это значит, что выложена именно в целях ИНФОРМАЦИИ, а не обсуждения.Это, разумеется, не значит, что остальные участники форума не имеют права начать дискуссию по данному вопросу, но это уже их проблема, а не "автора". Он может участвовать в обсуждении, но вовсе не обязан это делать.
Тем не менее, если вас действительно интересует, что думаю лично я по этому вопросу, отвечу так: моё отношение достаточно сложное. По сути дела мы практически не знаем, что, собственно, тогда происходило и каковы были тому конкретные причины. Всё, что нам "известно" о том времени - всего лишь суждения и мнения - противоречивые, а порой - явно недостоверные. Как любой человек, считающий себя честным и порядочным, я не могу (если всё происходило именно так, как говорят и пишут СМИ) одобрить методы наших "органов" того времени, переходившие (опять-таки, если верить источникам)порой всякие границы разумного и рационального - вплоть до полного "беспредела". Но, с другой стороны, зная особенности менталитета нашей творческой, технической и научной интеллигенции, я отнюдь не уверен, что, если бы над её представителями, занимавшимися разработкой, внедрением и "тиражированием" новейшей военной продукции, не стоял "мужик с железной дубиной" , наша страна, в критический момент своего существования, своевременно получила бы качественную военную технику.
Теперь, что касается конкретно данной статьи, она - едва ли не единственная по теме "Репрессии в авиационной промышленности в СССР" в Интернете ( 99% "гугловских" ссылок, о которых Вы, уважаемый "Nik Primopye", пишете, имеют к вышеуказанной теме весьма условное отношение - типа упоминания слов "репрессии", "авиапром" , "СССР" и т.д.).
Относительно "трудового подвига" - вообще чушь. Поскольку у меня проблемы с ПК, выходить в "эфир" могу не тогда, когда хочется, а когда удаётся. И потому факт "выкладки" пяти очень кратко сформулированных тем за один вечер , но раз в три-четыре недели, ничего этакого "стахановского" в себе не содержит.
Что касается "спама", то на открытом форуме его вообще не может быть - по определению, если заявленные тема и содержание не противоречат правилам, установленным на данном конкретном форуме. К тому же, когда состав участников форума очень пёстрый по возрасту, конкретным интересам, культуре и образованию, то, что неинтересно одним, может заинтересовать других, и наоборот.
Если будут ещё вопросы, постараюсь ответить.
С уважением. Sizif
Последний раз редактировалось Sizif; 20.04.2008 в 03:44.
Аннотация статьи "Репрессии в советской авиапромышленности":
Соболев Д.А. Репрессии в советской авиапромышленности. – ВИЕТ. 2000. №4. С. 44-58.
Автор: Соболев Дмитрий Алексеевич – кандидат технических наук, Институт истории естествознания и техники РАН.
Источник: Соболев Д.А. Репрессии в советской авиапромышленности. – ВИЕТ. 2000. №4. С. 44-58.
Тематика материала: научно-техническая политика в СССР; наука и идеология; история авиации в СССР.
Реферат: Статья основана на архивных материалах и посвящена анализу трех волн репрессий, обрушившихся на советскую авиационную промышленность в конце 20-х и начале 30-х гг., в конце 30-х и в конце 40-х гг. Первая волна проходила под лозунгом борьбы с вредительством в промышленности. Термин «вредительство» был введен для того, чтобы объяснить целый ряд неудач в развитии экономики. Так. В 1929 г. собственных серийных самолетов в СССР почти не было, авиаиндустрия основывалась на выпуске лицензионных образцов истребителей и разведчиков западных стран, причем объемы их производства в несколько раз Уступали количеству боевых самолетов, выпущенных в Англии или во Франции. Бомбардировщиков и гидросамолетов не строили вообще. Виновниками этого отставания было решено сделать специалистов, якобы сознательно вредящих промышленности. В частности, когда в конце 20-х гг. СССР расторг договор с немецким авиаконструктором Г.Юнкерсом, который обещал, но так и не сумел организовать в нашей стране массовый выпуск цельнометаллических самолетов и мощных авиадвигателей, ОГПУ заявило, что созданное в Москве отделение фирмы – это на самом деле шпионско-контрреволюционная организация. Однако, несмотря на серьезность обвинения, никого из немецких инженеров тогда не тронули. С отечественными же специалистами не церемонились и в 1928-1930 гг. в Москве провели несколько громких судебных процессов: «Шахтинское дело (о вредительстве в угольной промышленности), суд над специалистами пищевой промышленности и др. Авиационных же специалистов на этих процессах не судили. Их без огласки арестовывали и отправляли в тюрьму. В 1928 г. было отправлено в тюрьму весь конструкторский отдел по гидросамолетам во главе с Д.П.Григоровичем. В 1929 г. был арестован Н.Н.Поликарпов – выдающийся авиаконструктор, прославившийся в 30-е гг. как создатель первоклассных истребителей. В этом же, 1929-м, году в Бутырской тюрьме было создано первое в истории авиации тюремное конструкторское бюро, получившее задание спроектировать истребитель с двигателем воздушного охлаждения, не уступающий по характеристикам лучшим зарубежным образцам. Главным конструктором бюро стал Григорович, а его заместителем – Поликарпов. В 1931 г. за успешную работу многие авиаконструкторы были амнистированы и даже премированы. Однако в 1937 г. началась новая волна репрессий, в ходе которых были арестованы руководители большинства заводов и конструкторских бюро. Теперь конструкторов судили и часто приговаривали к расстрелу уже не за вредительство, а за шпионаж. В 1938 г. НКВД стало создавать в тюрьмах и лагерях конструкторские коллективы – знаменитые «шараги». В статье отмечено, что идея воссоздать опыт 1930-1931 гг. принадлежала, скорее всего, не Берии, а самим заключенным, на что указывают некоторые найденные в архивах документы. Немало конструкторов было освобождено в 1940-1941 гг., однако многим из них пришлось работать в лагерях весь срок. Последний этап репрессий в авиапромышленности относится к концу 40-х – началу 50-х гг. и проходил под лозунгами борьбы за «идеологическую чистоту», против космополитизма и т.п. Были уволены многие конструкторы-евреи, вновь начались аресты, прекратившиеся только после смерти Сталина в 1953 г. Помимо преследований конструкторов в апреле 1946 г. в Москве в обстановке строжайшей секретности были арестованы и осуждены нарком авиационной промышленности А.И.Шахурин, командующий ВВВС маршал А.А.Новиков, главный инженер ВВС А.К.Репин и ряд других лиц, обвиненных в преступном сговоре о сдаче на вооружение некондиционных самолетов и двигателей с целью подрыва боеспособности Советской Армии в годы войны.
Для тех, кого интересует тема репрессий:
Здесь все желающие могут найти подробности ареста и
дальнейшей судьбы репрессированных ( в объёме имеющейся на
сайте " Мемориала" базы данных):
"Общероссийская общественная благотворительная
организация инвалидов — жертв политрепрессий
Российская ассоциация жертв незаконных политических
репрессий"
(Поиск по Книге Памяти -1426655 персоналий)
http://rosagr.natm.ru/memorybook.php
--------------------------------------------------------------------
Интересные подробности деятельности в те годы "борца с
культом личности Сталина":
"ИНИЦИАТОР МАССОВЫХ РЕПРЕССИЙ"
(НИКИТА ХРУЩЕВ ПРЕДЛАГАЛ УСТРАИВАТЬ ПУБЛИЧНЫЕ КАЗНИ НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ)
http://www.vpk-news.ru/article.asp?p...les.history_01
---------------------------------------------------------------
Уникальнейший, единственный в своём роде, живописный дневник бывшей узницы ГУЛАГа:
1)Евфроси́ния Анто́новна Керсно́вская (8 января 1908, Одесса — 8 марта 1994, Ессентуки) — бессарабская помещица, мемуаристка, высланная из Бессарабии на поселение и принудительные работы в Сибири в 1940 году, а затем осуждённая на длительный срок исправительно-трудовых лагерей. Автор рукописных (2200 страниц) мемуаров, сопровождённых 700-ми рисунками, о своих детских годах в Одессе и Бессарабии, высылке и пребывании в ГУЛАГе. Полный текст мемуаров Евфросинии Керсновской в 6 томах был опубликован только в 2001—2002 годах.
2)Керсновская, Евфросиния Антоновна(Википедия)
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%...BA%D0%B0%D1%8F
3)Евфросинья Керсновская
"Сколько стоит человек"
http://www.women-gulag.ru/copybook/i...&page=0&list=1
4)«Сколько стоит человек»
Так называется книга, изданная к 100-летию Евфросинии Керсновской. Это первое издание, наиболее полно иллюстрирующее целую эпоху — эпоху ГУЛАГа. В основу масштабного полотна положены 12 тетрадей Евфросинии Антоновны, которые она написала и проиллюстрировала в Ессентуках, где прожила почти три с половиной десятка лет. Недавно в Ессентукском краеведческом музее состоялась презентация издания.http://stavropol.aif.ru/issues/744/15_02
Последний раз редактировалось Sizif; 09.08.2008 в 03:06.
Леонид Кербер - о "туполевской шараге"
Кербер, Леонид Львович
(Материал из Википедии — свободной энциклопедии):
"Леонид Львович Кербер родился 3 (17) июня 1903 г. в Санкт-Петербурге в семье морского офицера Людвига Бернгардовича Кербера, чей отец Бернгард Кёрбер, в свою очередь, был профессором судебной медицины Дерптского университета.
До ареста НКВД в 1938 году работал в системе РККА, занимался системами связи для различных родов войск и видов военной техники, в том числе и для авиации. В 30-е годы занимался аппаратурой радионавигации для туполевских бомбардировщиков ТБ-3 и рекордного АНТ-25 в плане подготовки перелёта в США через Северный полюс. С 1939 года в ОТБ НКВД, где работал над «100» (прототип Пе-2), «102» (ДВБ-102, М-2) и у А. Н. Туполева по «103» (прототип Ту-2). В 1943 году был направлен на фронт, для помощи в освоении первых Ту-2, за тем работал в ОКБ по созданию системы фотооборудования для Ту-2Р и над дальним бомбардировщиком Ту-2Д («62»). В послевоенный период внёс огромный вклад в освоение систем оборудования самолёта Ту-4 и в создание комплексов оборудования для всех туполевских пассажирских и гражданских самолётов, вплоть до Ту-144.
С мая 1941 года, после того как его реабилитировали и освободили из заключения, он продолжает работать в ОКБ, уезжает в эвакуацию в Омск, возвращается в 1943 году в Москву и до конца своей трудовой деятельности (он вышел на пенсию в 1968 году) работает в ОКБ А. Н. Туполева, с 1953 года уже в должности его заместителя по оборудованию.
Являлся автором многих научно-технических и научно-мемуарных книг («Ту — человек и самолёт», «Туполевская шарага» и т. д.). Из-за издания последней за рубежом ему пришлось в 70-е годы покинуть ОКБ. Примечательно, что книга «Туполевская шарага» была издана под псевдонимом «Г. Озеров», уже после того как разошласть полностью анонимным самиздатом.
Леонид Львович Кербер был награждён двумя орденами Ленина, Орденом Великой отечественной войны I степени, Красной Звезды, медалями. Лауреат Ленинской и Государственной премий."
http://ru.wikipedia.org/wiki/Кербер,...84.D0.B8.D1.8F
------------------------------------------------------------
Леонид Львович Кербер. Туполевская шарага
http://lib.ru/MEMUARY/KERBER/tupolewskaya_sharaga.txt
------------------------------------------------------------
Л. Л. Кербер
Очерки «А дело шло к войне»
http://militera.lib.ru/memo/russian/kerber/pre.html
------------------------------------------------------------
Кербер Л.Л. "А дело шло к войне "
"Проект ПБ "
http://history-afr.fatal.ru/pb.shtml
http://militera.lib.ru/memo/russian/kerber/index.html
------------------------------------------------------------
Кербер Л."Туполев"
http://www.centrmag.ru/book1959.html
------------------------------------------------------------
Кербер о Ту-4.
http://www.vif2ne.ru/nvk/forum/archive/65/65366.htm
----------------------------------------------------------
Последний раз редактировалось Sizif; 13.04.2008 в 04:25.
Спасибо за понимание.
Sizif
Уважаемый Sizif
В некоторых случаях репрессии ( от латин repressio-подавление) даже были оправданы.Далеко не все дела сводились к политическим.Масса уголовных дел (бональные до ужаса) возбуждались и по другим причинам.Кое-кто сейчас этим пытается спекулировать.В некоторых случаях-лукавить.К примеру печально знаменитая статья УК РСФСР -58 имела множество подпунктов: по 58-1 -расстрел за измену Родине и шпионаж,58-11- до 10 лет ИТЛ и 5 лет поражения в гражданских правах -трактовалась как контрреволюционные действия и антисоветская агитация,58-14 - вредительство и саботаж от 5-10 лет ИТЛ.Расследование уголовных дел вели следователи РКМ(милиции) которые входили в состав НКВД( туда же входили ЗаГС,пожарники,ВОХр и т.д.) Дела по военным первично рассматривали ОО НКВД.
Если Вас интересует данная тема можем продолжить.Пишите
Уважаемый Alexvolf !
К моему величайшему сожалению, тема эта "неисчерпаема, как атом" - и что хуже всего, как писал Маяковский, приходится "единого слова ради" перелопачивать "тысячи тонн словесной руды". Причём , казалось бы, уже доказанное, по прошествии небольшого времени, приходится доказывать снова, снова и снова - все аргументы уходят, как в зыбучий песок...
Как известно, единственное, чему учит История - так это то, что она никого, никогда и ничему не учит - всё повторяется вновь и вновь - все ошибки и заблуждения каждое последующее поколение повторяет с роковой неизбежностью - может быть только с некоторыми вариациями...
Относительно порядков, имевших место в предвоенных "органах",могу, в частности, добавить, что где-то в середине тридцатых годов -"по обмену опытом" - их сотрудники были в Германии, где стажировались в тамошней политической полиции ("Geheime Staatspolizei" -т.е.в "гестапо"), откуда вывезли помимо технологий допросов, также и соответствующие инструменты. Об этом есть свидетельства в "лагерных" мемуарах, в частности - у Евгении Гинзбург, где она пишет о рассказах немецких антифашисток, которые побывали и в застенках гестапо, и в наших, а потому имели реальную возможность сравнить. Опять-таки, это больше никто не может ни подтвердить, ни опровергнуть - как я уже писал выше - все мемуары и свидетельства очевидцев - это всего лишь слова, которые нуждаются в двойной, а то и тройной проверке по "методу ГРУ".
Бытовала, как я слышал, и такая система: поскольку с доказательной базой по уголовным делам (особенно, связанным с "экономическими" преступлениями)и в те времена была сильная "напряжёнка",ухари-следователи из УГРО бывало( не могу, правда, сказать, насколько часто) для "ускорения процесса" и большей гарантии "вешали" на своих клиентов 58 статью. Это, кстати, сказалось и впоследствии - при их реабилитации комиссией А.Яковлева. Сидели вполне за дело, но - не по той статье и оказались -формально! - "невинно репрессированными"...
При этом замечу, что Берию-то так никто и не реабилитировал - хотя никаким шпионом он, понятное дело, не был - ни немецким, ни японским, ни марсианским. Существует также мнение, что большинство обвинений в его адрес по части репрессий, следовало бы отнести к его предшественникам - Ягоде и Ежову. И даже цифры о его "ходках по женской части", как выяснилось, были оч-ч-ч-чень сильно преувеличены, равно как и обстоятельства их...
А с "десятками миллионов невинно пострадавших" вообще занятная история. Похоже, наш Александр Исаич Солженицын ничтоже сумняшеся взял и сложил количество ЗК, разбитое по годам(каждый сидел-то по 5, 10 и более лет!), вместе, сосчитав каждого из них по два, три, а то и по все 10-15 раз. Не думаю, что он сделал это намеренно - просто, наверное, не обратил внимание на допущенный им казус - это достаточно типично для увлечённых какой-нибудь идеей людей...
На это же свойство мышления наших лагерников-"интеллигентов" в известной степени намекает в своих мемуарах и Надежда Мандельштам:
http://www.sakharov-center.ru/asfcd/...11681&page=442
Из воспоминаний Надежды Мандельштам
(т.1(стр.445,446)):
"...я в течение трех месяцев прятала Казарновского от милиции и медленно вылущивала те сведения, которые он донес до Ташкента. Память его превратилась в огромный прокисший блин, в котором реалии и факты каторжного быта спеклись с небылицами, фантазиями, легендами и выдумками. Я уже знала, что такая болезнь памяти — не индивидуальная особенность несчастного Казарновского и что здесь дело не в водке. Таково было свойство почти всех лагерников, которых мне пришлось видеть первыми — для них не существовало дат и течения времени, они не проводили строгих границ между фактами, свидетелями которых они были, и лагерными легендами. Места, названия и течение событий спутывались в памяти этих потрясенных людей в клубок, и распутать его я не могла. Большинство лагерных рассказов, какими они мне представились сначала, — это несвязный перечень ярких минут, когда рассказчик находился на краю гибели и все-таки чудом сохранился в живых. Лагерный быт рассыпался у них на такие вспышки, отпечатавшиеся в памяти в доказательство того, что сохранить жизнь было невозможно, но воля человека к жизни такова, что ее умудрялись сохранять. И в ужасе я говорила себе, что мы войдем в будущее без людей, которые смогут засвидетельствовать, что было прошлое. .."
--------------------------------------------------
Последний раз редактировалось Sizif; 06.09.2008 в 01:26.
Уважаемый Sizif
А Вы не "перелопачивайте тысячи тонн словесной руды" Давайте конкретно по фактам.Вы затронули тему на авиационном сайте,поэтому рассматирать за что была репрессирована Ахматова или Русланова не будем.С позиции человека живущего в 21-м столетии судить и обвинять кого-либо в процессах почти семидесятилетней давности тем более когда нет полной достоверной информации- сложно.Скудный материал общества Мемориал или фонда Сахарова не дает полной картины тех событий которые происходили в 30-х или 50-х годах,а тем более литературные произведения (мемуары).Есть неплохие работы исследователей периода 1937-1951г например историка Н.Петрова,Земскова (статистика и т.д.)
Теперь конкретно к авиации.Как расценить по вашему тот факт,что 9 апреля 1941г Политбюро ЦК ВКП(б) рассмотрело вопрос " О катастрофах в авиации Красной Армии" и приняло постановление снять т Рычагова с поста начальника ВВС и с поста замнаркома обороны как недисциплинированного и не справившигося с обязанностями руководителя ВВС,а начальника штаба ВВС Красной Армии п-ка Миронова предать суду за явно преступное распоряжение нарушающие правила летной службы (РГАСПИ.Ф17 Оп3Д.1037).Это тоже отнести к репрессии?И таких примеров множество.Может пожжурить надо было и предложить другую должность?
Насчет GeStaPo-НКВД это полный бред!!!!Даже комментировать не хочу.
Насчет А Н Туполева можем поговорить более подробно если есть желание.Действительно жизнь в "шарашке"(слово кстати-блатное чтобы знали) в условиях ограниченной свободы описана Кербером в книге "С Туполевым в тюрьме и на воле" Впервые книга вышла в 1971г в ФРГ под псевдонимом Озеров,переиздана в "Посеве "в 1973г и наконей укороченные записки Кербера появляются в СССР в 1983г в начале в журнале "Изобретатель и рационализатор" ,а затем в "Смене".
Продолжим тему репрессии в авиапромышленности.
В 1931г Сталин в своей речи обращенной к делегатам Всесоюзной конференции работников промышленности сказал:-"Мы отстали от капстран на 50-100 лет.Мы должны пробежать это расстояние в десять лет.Либо мы сделаем это, либо нас сомнут.Вот что диктует нам наши обязательства перед рабочими и крестьянами СССР".
Теперь вернемся к печально знаменитому 1937г,как кто-то выразился -Году больших потрясений.Писать об усилении классовой борьбы,происходящих политических процессах в СССР и международной политике в тот период-не буду.
Сразу давайте договоримся,что выкладывать материалы и факты будем только связанные с авиацией без каких-либо личных толкований.
Итак - авиапромышленность в Германии(1937г) и гражданская война в Испании ( Германия и СССР официально в ней не участвовали):
Январь 1937г-запушен в серийное производство Me-110,началось освоение Ю-87
Февраль-появились первые Ме-109
9 марта-Кампфгруппе К/88 легиона Кондор впервые использовала Хеншель Не-111В2 заменившие Ю-52
конец марта-фирма Хеншиль закончила постройку ТРД HeS-1 с тягой 250 даН конструкции Герберта Охайна
25-26 апреля 1937г немецкие бомбардировщики уничтожают город Гернику( Испания)
Конец апреля- в состав Ягдгруппе J/88 легиона Кондор поступают BF-109 для 1-2-3-й авиаэскадрилий
19 июня франкисты захватили город Больбао
6 июля начался первый штурм Мадрида потери в авиации составили с немецкой стороны 30 самолетов с нашей 60.
Далее если у Вас есть желание можете пройтись по датам до конца 1937г и посмотреть как разворачивались события в Европе (Германии) США и Азии.
Возвращаемся в СССР 1937г
10 марта-приказ ПГУ НКОП №017 о нарушении сроков производства самолета АНТ-35 на заводе №22
14 марта -приказ ПГУ НКОП о недопустимом состоянии производства и нарушениях ОТБ на заводе №18
20 марта закончены (начатые в декабре 1936г) заводские испытания АНТ-42 без АЦН.При перегонке самолета на аэродром НИИ ВВС произошла авария.
Конец марта закончены макетно-компановочные работы на самолете Иванов (спецзадание) конструкции П О Сухой.В США появился первый В-17 фирма Боинг
1 апреля-выполнена досрочно вторая Пятилетка(4 года и 3 месяца).Валовая продукция выросла в два раза по сравнению с 1932г Нацдоход в два раза.З/плата рабочим в 2,5 раза.В тот же день вышел приказ ПГУ НКОП № 020/с о скорейшем внедрении и освоении ДБ-3 на заводах №№ 18;39;126.
8 апреля приходит информация из Испании (Валенсия) о том что бронеспинки И-16(поставлены были 9 марта 37г) и СБ легко пробивабтся из КК пулемета,а протектированные бензобаки малоэффективны.
(Продолжение следует)
Конец апреля -идет перевооружение 43-й авиабригады на самолеты ИП-1(конструкция доработана по чертежам Немана,завод поставил 90 машин).Мясищев,Мосолов и Толстых начали внедрять в производство лицензионный самолет ДС-3 на 84 заводе(директор Б П Лисунов).Начались госиспытания самолета ДБ-А с моторами АМ-34РБН.
1 мая- самолет СБ поступает в Испанию ( две партии 30+31 един) но превзойти по скорости мессер уже не может.
7 мая-в Испанию поступает эскадрилья И-16(31 един).
16 мая-приказ ПГУ НКАП №037 об ускорении производства самолетов Иванов(АНТ-51) на заводе №156.
20 мая-в Куйбышеве арестован маршал Тухачевский.
24 мая- в присутствии наркома АП М.М.Кагановича заслушан доклад СНК и ЦК ВКП(б) " О мерах ликвидации и предупреждения вредительства в оборонной промышленности". Подготовка плана мероприятий по данному вопросу возложена на наркома НКОП М.С.Рухимовича.
31 мая-застрелился Гамарник.
В июне 1937г вернувшиеся героические"испанцы"-Смушкевич,Гусев и Копец доложили Сталину о слабости нашей авиации в небе Испании.
22июня -Смушкевич назначается замначальника ГУ ВВС КА.
1июля- в Испанию переброшены еще 14 единиц И-16.
8июля- Япония обьявила войну Китаю.
(Продолжение следует...)
21 октября-С.В. Ильюшин получает назначение на должность Главного инженера НКАП (вместо Туполева).
22 ноября- в очередной раз разбит АНТ-31(конструктор Сухой).В тот же день в служебном кабинете арестован начальник НИИ ВВС(1935-37гг) Н.Н. Бажанов.
23 ноября арестован Алкснис(следствие по его делу шло 9 месяцев и 29 июля 1938г ВК ВС СССР приговор ВМН).Начальником ГУ ВВС КА назначен командарм 2-го ранга Локтионов.
4 декабря -Испания,четверка И-16 принудила к посадке на свой аэродром Bf-109.
17 декабря -И-16 принуждают к посадке Не-111.Самолеты будут разобраны и тайно доставлены в СССР.
31 декабря-начальник ГУ ВВС КА А.Д. Локтионов и член Военного Совета ВВС Кольцов направляют в НКО и НКАП "План опытного строительства самолетов на 1938г".
Конец 1937г-было прекрашено серийное производство самолетов ТБ-3(АНТ-6) после их выпуска в количестве 818 единиц.
Вопрос к Sizif-1. как Вы думаете почему на свободе остались Незваль,Архангельский и Сухой.
Пишите
Последний раз редактировалось CINN; 21.06.2008 в 18:59.
Уважаемый CINN
Выложенная хроника касается только 1937г но впереди- 38 затем 39год и наконец 1940-41гг.Если Вам интересно можно продолжить.Так называемое дело Ник Ник Поликарпова возбуждалось не НКВД а ОГПУ(немного разные временные интервалы).Роль Берии будет рассмотрена далее в хронологическом порядке.
Пишите
С уважением
1 января 1938г- готовность самолета АНТ-42 (№2) оценивалась 95% по проектированию и 58% по строительству.Руководство от ВВС КА по вооружению возложено на замначальника ГУ И.Ф.Сакриера(будет осужден ВК ВС к ВМН и расстрелян вместе с Рычаговым 28.10.1941г).
7 января-самолет Иванов(дублер) вывезли из заводских ворот и направили в Евпаторию для проведения совместных испытаний НИИ ВВС и завод №156.
17 января-арестован Р.Л.Бартини.Предьявлено обвинение-шпионаж в пользу Италии.После трех месяцев следствия был осужден на 17 лет ИТЛ.
27 января- С.В.Ильюшин (через Кагановича) передает письмо Сталину с просьбой освободить его от занимаемой должности в ПГУ НКАП.Одновременно передает проект бронированного самолета-штурмовика (вх №262сс от 2.02.1938г).
Конец января-Чан Кай-Ши (Китай) переданы две эскадрильи И-15,СБ.Позже И-15 заменили на И-16 тип 10.Летчиками-истребителями (добровольцами) командовал С.П.Супрун.
По рекомендациям из Болшево (группа ЦАГИ) на АНТ-42 уменьшили плошадь стабилизатора и увеличили площадь крыла.Самолет вновь поступил на испытания.Начались испытания ББ-1 (констр Сухой) с мотором М-62.Пленум ЦК ВКП(б) рассмотрел вопрос "Об ошибках парторганизаций при исключении коммунистов из партии".НКО создает рабочую группу "Для разбора жалоб уволенных из рядов КА".
КБ Поликарпова переводят на завод № 156.
29 января (по другим данным 31)-арестован В.М.Мясишев,предьявленное обвинение-саботаж (внедрение ДС-3 продвигалось очень медленно).ВК ВС СССР осужден на 10 лет ИТЛ.
3 февраля-приказ НКОП №33 о разделении ПГУ НКАП на два управления:ПГУ- самолетостроение ( в подчинении 20 авиазаводов) и 18 ГУ НКОП авиамоторостроения.
7 февраля-первый полет самолета ЦКБ МС-4 с сухопутного аэродрома.В это-же время закончены госиспытания самолета СБ-2 с моторами М-100А.
16 марта- арестован ГС Френкель военпред ГУ ВВС КА на заводах №213 и №214 (осужден 28 мая 1940г ВК ВС СССР ст 58-6,58-7,58-11 УК РСФСР к 10 годам ИТЛ).
(Продолжение следует....)
1 марта-подписан Советско-Германский торговый договор.
6 марта по 30 апреля в Евпатории проводятся совместные испытания АНТ-42 с моторами АМ-34 ФРБН и АЦН М-100.
14 марта- в СНК утвержден план морского самолетостроения
19 марта- Литва подписывает мирный договор с Польшей.
НИИ ВВС выдает новые требования по скорости для самолета ХАИ-52.
20 марта- приказ наркома Кагановича о назначении Незваля главным конструктором завода №124 (Казань).Начало серийного строительства АНТ-42 под названием ТБ-7.
23 марта-арестован С.М.Егер -начальник бригады общего вида КБ Ильюшина.В этот-же день арестовывают Глушко (НИИ-3 РГДИ) по жалобе АГ Костикова в партком НИИ о вредительстве и расстрате госсредств тт Глушко и Королевым.Партком переадресовал жалобу в НКВД.
27 марта - арестовывают С.П.Королева (в сентябре 1938г Глушко и Королев будут осуждены на 10 лет ИТЛ),а Костикова 15 сентября 1938г назначат ВРИД директора НИИ-3.
28-31 марта -в НИИ ВВС собирали Bf.109 который тайно был доставлен из Испании.Испытания самолета начнутся в апреле и прродлятся до конца мая.Многие авиаконструкторы будут ознакомлены ЛТХ самолета.
Конец марта-Поликарпов представил эскизный проект И-180.Начаты работы над И-16 с мотором М-62ТК на заводе №1.Боровков и Флеров получили КБ в Водниках.
1 апреля- арестован К.А.Калинин на основании жалобы троих сотрудников КБ ("затутывал чертежи").
6 апреля -в США состоялся первый полет самолета Р-38 Аэрокобра.
(Продолжение следует....)