Д.А.Соболев
"РЕПРЕССИИ В СОВЕТСКОЙ АВИАПРОМЫШЛЕННОСТИ"
http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/sob00v.htm
http://www.gpntb.ru/win/mentsin2.cfm?KEY=129
http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/sob00v.htm
Д.А.Соболев
"РЕПРЕССИИ В СОВЕТСКОЙ АВИАПРОМЫШЛЕННОСТИ"
http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/sob00v.htm
http://www.gpntb.ru/win/mentsin2.cfm?KEY=129
http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/sob00v.htm
Последний раз редактировалось Sizif; 13.04.2008 в 03:45. Причина: дополнение
Когда один человек,за один час запускает 5(!)новых тем - само по себе трудовой подвиг.
Но - как всегда, есть одно "но".
Приличный человек запускает тему, которая его волнует, по которой он имеет свое мнение, или хочет узнать мнение других.
Для это он говорит (к примеру) --"Вот я думаю, что сталинские репрессии причинили страшный вред нашему авиапрому.Согласен я с автором - http://www.XXX.XX
Предлагаю всем обсудить, как Сталин с подручными уничтожил наш авиапром."
Всем понятна точка зрения, всем понятна тема. ВСЕМ ВСЕ ПОНЯТНО.
Нет, для уважаемого СИЗИФА - такой путь не годится. Слишком все понятно.
Взял и выставил ссылку.
А почему именно эту? Почему только одну?
Щелкни "мышкой" в Google-Yandex - вот тебе "приблизительно 883 страниц на русском для РЕПРЕССИИ В СОВЕТСКОЙ АВИАПРОМЫШЛЕННОСТИ - Google."
Уважаемый СИЗИФ - чего хотели сказать-доказать?
Что Вас волнует?
Каких целей добиваетесь?
Для чего тему запустили?
Н.
Полностью согласен. Пусть модератор, если он вообще выполняет свою работу, объединит все эти ссылки в одну тему. А то столько спама!Да и темы относятся к тем, на которые ответят раз 5 и забросят. Так что, ИМХО, лучше не захламлять форум.
Против Сизифа же ничего не имею, а то обидится еще...Просто создавайте такие темы в курилке.
Уважаемые "Nik Prumopye" и "[RUS] MK"!
Ценю Вашу иронию и поэтому скажу всё, как на духу: никаких "тайн мадридского двора", которые Вы, возможно, подозреваете, здесь нет.
Всё гораздо проще.
Человек нашёл любопытный, с его точки зрения, документ в Сети и "выставил " его (подчёркиваю - именно ДОКУМЕНТ, а вовсе не ТЕМУ для обсуждения, как Вы почему-то решили) на форуме для ОЗНАКОМЛЕНИЯ - для тех, у кого к нему, документу, возник интерес. Такова достаточно широко распространённая практика, имеющая место быть в Интернете:если тема даётся без дополнительных замечаний разместившего её на форуме участника, то это значит, что выложена именно в целях ИНФОРМАЦИИ, а не обсуждения.Это, разумеется, не значит, что остальные участники форума не имеют права начать дискуссию по данному вопросу, но это уже их проблема, а не "автора". Он может участвовать в обсуждении, но вовсе не обязан это делать.
Тем не менее, если вас действительно интересует, что думаю лично я по этому вопросу, отвечу так: моё отношение достаточно сложное. По сути дела мы практически не знаем, что, собственно, тогда происходило и каковы были тому конкретные причины. Всё, что нам "известно" о том времени - всего лишь суждения и мнения - противоречивые, а порой - явно недостоверные. Как любой человек, считающий себя честным и порядочным, я не могу (если всё происходило именно так, как говорят и пишут СМИ) одобрить методы наших "органов" того времени, переходившие (опять-таки, если верить источникам)порой всякие границы разумного и рационального - вплоть до полного "беспредела". Но, с другой стороны, зная особенности менталитета нашей творческой, технической и научной интеллигенции, я отнюдь не уверен, что, если бы над её представителями, занимавшимися разработкой, внедрением и "тиражированием" новейшей военной продукции, не стоял "мужик с железной дубиной" , наша страна, в критический момент своего существования, своевременно получила бы качественную военную технику.
Теперь, что касается конкретно данной статьи, она - едва ли не единственная по теме "Репрессии в авиационной промышленности в СССР" в Интернете ( 99% "гугловских" ссылок, о которых Вы, уважаемый "Nik Primopye", пишете, имеют к вышеуказанной теме весьма условное отношение - типа упоминания слов "репрессии", "авиапром" , "СССР" и т.д.).
Относительно "трудового подвига" - вообще чушь. Поскольку у меня проблемы с ПК, выходить в "эфир" могу не тогда, когда хочется, а когда удаётся. И потому факт "выкладки" пяти очень кратко сформулированных тем за один вечер , но раз в три-четыре недели, ничего этакого "стахановского" в себе не содержит.
Что касается "спама", то на открытом форуме его вообще не может быть - по определению, если заявленные тема и содержание не противоречат правилам, установленным на данном конкретном форуме. К тому же, когда состав участников форума очень пёстрый по возрасту, конкретным интересам, культуре и образованию, то, что неинтересно одним, может заинтересовать других, и наоборот.
Если будут ещё вопросы, постараюсь ответить.
С уважением. Sizif
Последний раз редактировалось Sizif; 20.04.2008 в 02:44.
Аннотация статьи "Репрессии в советской авиапромышленности":
Соболев Д.А. Репрессии в советской авиапромышленности. – ВИЕТ. 2000. №4. С. 44-58.
Автор: Соболев Дмитрий Алексеевич – кандидат технических наук, Институт истории естествознания и техники РАН.
Источник: Соболев Д.А. Репрессии в советской авиапромышленности. – ВИЕТ. 2000. №4. С. 44-58.
Тематика материала: научно-техническая политика в СССР; наука и идеология; история авиации в СССР.
Реферат: Статья основана на архивных материалах и посвящена анализу трех волн репрессий, обрушившихся на советскую авиационную промышленность в конце 20-х и начале 30-х гг., в конце 30-х и в конце 40-х гг. Первая волна проходила под лозунгом борьбы с вредительством в промышленности. Термин «вредительство» был введен для того, чтобы объяснить целый ряд неудач в развитии экономики. Так. В 1929 г. собственных серийных самолетов в СССР почти не было, авиаиндустрия основывалась на выпуске лицензионных образцов истребителей и разведчиков западных стран, причем объемы их производства в несколько раз Уступали количеству боевых самолетов, выпущенных в Англии или во Франции. Бомбардировщиков и гидросамолетов не строили вообще. Виновниками этого отставания было решено сделать специалистов, якобы сознательно вредящих промышленности. В частности, когда в конце 20-х гг. СССР расторг договор с немецким авиаконструктором Г.Юнкерсом, который обещал, но так и не сумел организовать в нашей стране массовый выпуск цельнометаллических самолетов и мощных авиадвигателей, ОГПУ заявило, что созданное в Москве отделение фирмы – это на самом деле шпионско-контрреволюционная организация. Однако, несмотря на серьезность обвинения, никого из немецких инженеров тогда не тронули. С отечественными же специалистами не церемонились и в 1928-1930 гг. в Москве провели несколько громких судебных процессов: «Шахтинское дело (о вредительстве в угольной промышленности), суд над специалистами пищевой промышленности и др. Авиационных же специалистов на этих процессах не судили. Их без огласки арестовывали и отправляли в тюрьму. В 1928 г. было отправлено в тюрьму весь конструкторский отдел по гидросамолетам во главе с Д.П.Григоровичем. В 1929 г. был арестован Н.Н.Поликарпов – выдающийся авиаконструктор, прославившийся в 30-е гг. как создатель первоклассных истребителей. В этом же, 1929-м, году в Бутырской тюрьме было создано первое в истории авиации тюремное конструкторское бюро, получившее задание спроектировать истребитель с двигателем воздушного охлаждения, не уступающий по характеристикам лучшим зарубежным образцам. Главным конструктором бюро стал Григорович, а его заместителем – Поликарпов. В 1931 г. за успешную работу многие авиаконструкторы были амнистированы и даже премированы. Однако в 1937 г. началась новая волна репрессий, в ходе которых были арестованы руководители большинства заводов и конструкторских бюро. Теперь конструкторов судили и часто приговаривали к расстрелу уже не за вредительство, а за шпионаж. В 1938 г. НКВД стало создавать в тюрьмах и лагерях конструкторские коллективы – знаменитые «шараги». В статье отмечено, что идея воссоздать опыт 1930-1931 гг. принадлежала, скорее всего, не Берии, а самим заключенным, на что указывают некоторые найденные в архивах документы. Немало конструкторов было освобождено в 1940-1941 гг., однако многим из них пришлось работать в лагерях весь срок. Последний этап репрессий в авиапромышленности относится к концу 40-х – началу 50-х гг. и проходил под лозунгами борьбы за «идеологическую чистоту», против космополитизма и т.п. Были уволены многие конструкторы-евреи, вновь начались аресты, прекратившиеся только после смерти Сталина в 1953 г. Помимо преследований конструкторов в апреле 1946 г. в Москве в обстановке строжайшей секретности были арестованы и осуждены нарком авиационной промышленности А.И.Шахурин, командующий ВВВС маршал А.А.Новиков, главный инженер ВВС А.К.Репин и ряд других лиц, обвиненных в преступном сговоре о сдаче на вооружение некондиционных самолетов и двигателей с целью подрыва боеспособности Советской Армии в годы войны.
Для тех, кого интересует тема репрессий:
Здесь все желающие могут найти подробности ареста и
дальнейшей судьбы репрессированных ( в объёме имеющейся на
сайте " Мемориала" базы данных):
"Общероссийская общественная благотворительная
организация инвалидов — жертв политрепрессий
Российская ассоциация жертв незаконных политических
репрессий"
(Поиск по Книге Памяти -1426655 персоналий)
http://rosagr.natm.ru/memorybook.php
--------------------------------------------------------------------
Интересные подробности деятельности в те годы "борца с
культом личности Сталина":
"ИНИЦИАТОР МАССОВЫХ РЕПРЕССИЙ"
(НИКИТА ХРУЩЕВ ПРЕДЛАГАЛ УСТРАИВАТЬ ПУБЛИЧНЫЕ КАЗНИ НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ)
http://www.vpk-news.ru/article.asp?p...les.history_01
---------------------------------------------------------------
Уникальнейший, единственный в своём роде, живописный дневник бывшей узницы ГУЛАГа:
1)Евфроси́ния Анто́новна Керсно́вская (8 января 1908, Одесса — 8 марта 1994, Ессентуки) — бессарабская помещица, мемуаристка, высланная из Бессарабии на поселение и принудительные работы в Сибири в 1940 году, а затем осуждённая на длительный срок исправительно-трудовых лагерей. Автор рукописных (2200 страниц) мемуаров, сопровождённых 700-ми рисунками, о своих детских годах в Одессе и Бессарабии, высылке и пребывании в ГУЛАГе. Полный текст мемуаров Евфросинии Керсновской в 6 томах был опубликован только в 2001—2002 годах.
2)Керсновская, Евфросиния Антоновна(Википедия)
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%...BA%D0%B0%D1%8F
3)Евфросинья Керсновская
"Сколько стоит человек"
http://www.women-gulag.ru/copybook/i...&page=0&list=1
4)«Сколько стоит человек»
Так называется книга, изданная к 100-летию Евфросинии Керсновской. Это первое издание, наиболее полно иллюстрирующее целую эпоху — эпоху ГУЛАГа. В основу масштабного полотна положены 12 тетрадей Евфросинии Антоновны, которые она написала и проиллюстрировала в Ессентуках, где прожила почти три с половиной десятка лет. Недавно в Ессентукском краеведческом музее состоялась презентация издания.http://stavropol.aif.ru/issues/744/15_02
Последний раз редактировалось Sizif; 09.08.2008 в 02:06.
Спасибо за понимание.
Sizif