В Твери заканчивается работа II Тверского авиатранспортного форума – 2011, вновь организованного администрацией области. Особенность тверских авиатранспортных форумов в том, что они посвящены перспективам не магистральной, а региональной (малой) авиации.
В 90-е годы малая авиация по всей России переживала кризис: местные авиаперевозки без прежней поддержки государства оказались более затратными, чем автомобильные перевозки. Тенденция к возрождению малой авиации наметилась лишь в последние три-четыре года. Тверской регион в этом плане занимает ведущие позиции. Именно здесь, к примеру, «обкатывался» уведомительный порядок полетов на высотах ниже 1200 метров.
Генеральный партнёр форума – ОАО «Вертолеты России», партнеры - «Ильюшин Финанс Ко» и фирма «Акко», информационные партнеры – «Авиапорт» и «Bizav News». Председатель конференции - начальник департамента транспорта и связи Тверской области Андрей Васильевич Рассказов (бывший глава Фировского района), ведущий конференции – зампред правления Национальной ассоциации деловой авиации России по информационной политике Владимир Юрьевич Бер, доктор философских наук.
Перед открытием форума его участники и представители СМИ осмотрели летательные аппараты на лужайке перед мотелем «Тверь», в котором заседал форум. Здесь были: вертолет Robinson; автожир «Калидус» (ультралёгкий ЛАкомпании AUTOGyro Russland, находящейся на базе авиацентра «Агро-авиа Воскресенск», сотрудничающего с Центром авиационной науки в Жуковском и с компанией «Гирос» - производителем отечественных автожиров «Гирос 1» и «Гирос 2»); макет беспилотного летательного аппарата «Инспектор 301» (производства ЗАО «Аэрокон» на базе ЦАГИ им. Жуковского; гендиректор Эдуард Гарикович Багдасарян).
Любопытно, что автожир прилетел из Москвы и приземлился около областной клинической больницы. Затем пилоты доехали на нем, как на автомобиле, при сопровождении сотрудников ДПС до мотеля «Тверь» - места форума. «Калидус» весит 450 кг, работает на 95-ом бензине и прост в эксплуатации: для него не нужны большие посадочные и взлетные площадки. Потолок - 4 км, но прыгать с парашютом из него нельзя.
Уровень представительства второго форума в сравнении с первым был заметно выше. В форуме участвовали заместитель директора департамента госполитики в области гражданской авиации Минтранспорта РФ Андрей Шнырев, директор департамента маркетинга ОАО «Вертолеты России» Михаил Дубровин (холдинг входит в Объединенную промышленную корпорацию «Оборонпром»), представители коммерческой авиации – такие как генеральный представитель авиафирмы «Bombardier» в России Сергей Ермолаев, представители компаний «Embraеr», «Волга – Днепр», «Вертикаль-Т», «Аэросоюз», а также сотрудники дирекций многих региональных авиакомпаний ЦФО и Северо-Запада. Участвовали в форуме банкиры («Российский банк развития», казанский «Спурт банка»), страховых компаний и других организаций.
Участники форума обсудили вопросы реализации авиатранспортной стратегии России до 2020 года на уровне ее субъектов и перспективы развития рынка региональных грузоперевозок, формирования и модернизации инфраструктуры и сети аэродромов в районах Тверской области, применения беспилотных летательных аппаратов в решении специальных региональных задач, а также совместную программу Тверской области и МЧС России по прикрытию федеральной трассы М-10 и Октябрьской железнодорожной магистрали на вертолетах санитарной авиации.
Открыл конференцию губернатор Дмитрий Зеленин, подчеркнувший, в частности, роль торжокского 344-го Центра боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации Сухопутных сил. Это было одно из последних публичных появлений Д.В. Зеленина в качестве губернатора, его лебединая песня. Сегодня стало известно о его отставке.
- Малая авиация имеет богатую и славную, но незаслуженно забытую историю, - отметил вчера Д.В.Зеленин. – С ней тесно связана история тверской земли: даже Андрей Николаевич Туполев начинал с малой, региональной авиации. У нас в Торжке есть прекрасный музей вертолетов.
Можно отметить, что создатель «Бурана» Юрий Павлович Семёнов и конструктор «Шаттла» Пол Лоренс, известный в Торопце до второй мировой войны под именем Севир Богданов. Оба конструктора учились в одной Торопецкой школе. Один из первых Героев Советского Союза – Михаил Громов – был уроженцем Твери.
На прошлой неделе Зеленину довелось вручить орден Дружбы нашему земляку, командиру вертолета Ми-26 Валерию Чумакову – инструктора 1-й авиаэскадрильи летного отряда ООО «Авиакомпания «Вертикаль – Т»». Валерий Георгиевич успешно эвакуировал вертолет армии США с места вынужденной посадки в Афганистане – в рискованных условиях, сильной жаре и запыленности. По итогам этой спасательной операции американский президент Барак Обама выразил признательность российской стороне.
Как сообщил Д.В.Зеленин, малая авиация в Тверской области развивается по нескольким направлениям. Первое – санитарная авиация. В дополнение к существующим вертолетным площадкам в областном центре и близ него создаются межрайонные центры базирования малой авиации. Совместно с МЧС реализуется проект обеспечения безопасности федеральных трасс – автодороги М-10 «Россия» и Октябрьской железнодорожной магистрали Петербург – Москва. Так, вертолетная площадка построена рядом с областной клинической больницей. Другая – в Вышнем Волочке.
Второе направление – ликвидация последствий стихийных бедствий, в том числе пожаров и наводнений. На прошлой неделе Зеленин участвовал в облете Твери, проводился мониторинг лесных пожаров. Малая авиация и БЛА доказывают свою необходимость не только в тушении очагов пожара, но и в их предупреждении. Сюда же можно отнести экологический мониторинг. Третье направление – перевозка грузов и пассажиров, их оперативная доставка на промышленные объекты, авиатуры для рыбаков и охотников, воздушные экскурсии и прогулки. К этому направлению относятся учебно-тренировочные полеты.
Уже появляются инвесторы для реконструкции взлетно-посадочных полос (ВПП). А вкупе развитие малой авиации сделает дальние районы более доступными.
Закончив выступление, Д.В.Зеленин наградил знаком «Почетный работник транспорта Тверской области» Валерия Борисовича Скурихина, гендиректора ООО «Авиакомпания «Вертикаль – Т» (аэродром Змеёво Калининского района Тверской области).
Затем начальник Управления пожаротушения Главного управления МЧС России по Тверской области Сергей Спикин деатльно изложил, как в Тверской области реализуется совместная программа МЧС России и областной администрации по обеспечению авиационного прикрытия для проведения аварийно-спасательных работ и доставке пострадавших при авариях на федеральной трассе М-10 и Октябрьской железной дороге (ОЖД). Протяженность автодороги М-10 в Тверской области – 254 км, пересекает семь районов. Протяженность ОЖД в Тверской области - 273 км. Прикрываемое направление разбито на 11 участков.
По условиям соглашения, МЧС обеспечивает поставку двух вертолетов К-32, которые будут нести боевое дежурство на территории области. Администрация региона предоставляет материально-техническую базу, для этих целей сейчас строятся две вертолетные площадки: в Областной клинической больнице и у ЦРБ города Вышний Волочок. На специально оборудованных площадках будет организовано круглосуточное дежурство бригад спасателей и медиков. Один из вертолетов уже поставлен и принят в эксплуатацию МЧС России, площадка областной больницы с 15 июля уже готова будет принять первый экипаж на боевое дежурство. Второй вертолет Ка-3211ВС, по контракту от 14 октября 2010 года № 37/247 – 6300, будет поставлен в октябре.
В настоящее время штат тверского авиазвена Авиационно-спасательного центра МЧС России на Ка-32 – 49 человек, звено укомплектовано ровно наполовину. Размещаться АСП и дежурная смена будет на вертодроме Змеево. Всего планируется строительство 16-ти помещений общей площадью 300 кв. м.
В АСС ГУ «Управление ПС, ЗН и Т Тверской области» планируется создание аэромобильного авиационно-спасательного отряда целевого назначения численностью 22 человека (20 спасателей, два начальника групп). Дежурная смена на вертолетной площадке будет состоять из летного экипажа (3 чел.), двух спасателей и двух медиков.
Для усиления авиационной группировки МЧС в пожароопасный период в ВТА подготовлены 8 экипажей на Ил-76, в том числе на авиабазе 1-го разряда в Мигалово – два экипажа на Ил-76 (с применением ВАП-2) и в торжокском 344-м Центре боевого применения армейской авиации – на вертолетах Ми-26 – семь экипажей с ВСУ – 15, на Ми-8 – 11 экипажей с ВСУ – 5. Закупка ВСУ в Торжке планируется на ноябрь.
Для мониторинга очагов пожаров в управлении административно-технической инспекции Тверской области имеются 2 беспилотных летательных аппарата, время начала работы – через 30 минут по прибытию на место.
В ГУ МЧС России по Тверской области проведена работа по определению мест забора воды для самолета-амфибии Бе-200ЧС. Основным местом забора воды, сертифицированном в установленном порядке, является гидроаэродром «Дубна», расположенный в Домкинском заливе Иваньковского водохранилища.
Планируется до 2012 года создать инфраструктуру комплексной безопасности на федеральных автодорогах М-4 (Москва - Новороссийск), М10 (Москва – Петербург) и М-7 (Москва – Казань). Авиационная группировка на этих трех трассах будет иметь в общей сложности 21 вертолет, систему обеспечения и комплекс вертолетных площадок. В период до 2020 года инфраструктура комплексной безопасности должна появиться на остальных федеральных дорогах: потребное количество воздушных судов – более 80 единиц.
Директор департамента маркетинга холдинга «Вертолеты России» Михаил Дубровин и его коллеги представили вертолётные программы развития региональной авиации. «Сегодня «Вертолёты России» предлагают руководителям регионов России и расположенным в них государственным авиаподразделениям и коммерческим операторам участвовать в развитии региональной вертолётной инфраструктуры и приглашают к сотрудничеству в рамках инициатив по развитию региональной авиации. Мы открыты для новых контактов, встреч и конструктивных партнерств на уровне регионов», - заявил Михаил Дубровин.
На форуме отмечалось, что модельный ряд вертолётов российского производства предоставляет широкие транспортные возможности в различных весовых сегментах. Холдинг производит современные вертолёты для выполнения самых разных миссий, включая пассажирские перевозки, транспортировку грузов, поиск и спасение, медицинскую эвакуацию, борьбу с лесными пожарами. Эксперты подчеркивали, что вертолёты типа Ми-8/17, средние вертолёты Ка-32А11ВС, легкие Ка-226/226Т и Ми-34С1, а также новые Ми-38 созданы с учетом реалий российского авиационного рынка на основе интересов компаний-операторов и государственных эксплуатантов. В мае 2011 года в Москве холдинг «Вертолёты России» торжественно передал МЧС России очередной новый Ка-32А11ВС в санитарном варианте с возможностью применения оборудования для пожаротушения. А легкие вертолёты Ка-226 используются в ряде регионов России в интересах полицейских ведомств. Знаменитые вертолёты типа Ми-8/17 и тяжелые Ми-26Т в летний сезон участвуют в пожаротушении по всей стране.
Для справки. ОАО «Вертолёты России» - дочерняя компания ОАО «ОПК «Оборонпром», входящего в состав ГК «Ростехнологии» - к Контролирует и управляет вертолётостроительными предприятиями: ОАО «Московский вертолётный завод им. М.Л. Миля», ОАО «Камов», ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод», ОАО «Казанский вертолётный завод», ОАО «Роствертол», ОАО «Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» им. Н.И. Сазыкина», ОАО «Кумертауское авиационное производственное предприятие», ОАО «Ступинское машиностроительное производственное предприятие», ОАО «Редуктор-ПМ» и ОАО «Новосибирский авиаремонтный завод», а также ОАО «Вертолётная сервисная компания».
На форуме рассматривались проблемы формирования и модернизации инфраструктуры и сети аэродромов в районах Тверской области, а также применения беспилотных летательных аппаратов в решении специальных региональных задач.
Андрей Рассказов, начальник департамента транспорта и связи Тверской области заявил, что 1 июля официально откроется первая вертолетная площадка у областной клинической больницы: «Согласно программе прикрытия автомобильной и железнодорожной магистралей в нашей области, в течение двух лет в области будет построено пять вертолетных площадок и обустроено 400 мест для кризисных случаев. На эти цели будет потрачено 40 млн рублей».
15 июля в Твери начнет боевое дежурство одна из двух вертолетных площадок МЧС в Тверской области.
Помощник губернатора Артем Алексеевич Егоров рассказал, до завершения сети аэродромов и посадочных площадок осталось полгода-год. Аэродромы будут действовать Змеево под Тверью, под Торопцем, в Торжке, Осташкове. Обсуждается вопрос строительства вертолетных посадочных площадок, помимо Вышнего Волочка, еще в райцентрах: Жарки, Белый, Весьегонск.
***
На форуме детально обсуждались преимущества разных типов самолетов малой авиации. В этой дискуссии активно участвовали зам. гендиректора компании «Ильюшин Финанс Ко» Андрей Лебединец, директор филиала АК «Волга – Днепр» Владимир Александрович Гортиков и его коллега Дмитрий Анатольевич Смуров, зам. гендиректора «Казанского авиапредприятия» Гали Равгатович Насыров и вице-президент казанского «Спурт банка» Евгения Валентиновна Даутова.
О проблемах радиотехнического обеспечения в Тверской области поведал замдиректора филиала «Московского центра автоматизированного управления воздушным движением» Александр Павлович Поволий и начальник Тверского центра ОВД филиала «МЦ АУВД» Юрий Александрович Самодуров. Если вопрос оснащения современным радиотехническим оборудованием решён на 85 процентов, то трудноразрешимой остается проблема кадров. Обеспечение малой авиации не может производиться по тем же ценам, что и для магистральной авиации, поэтому о самоокупаемости не может быть и речи.
Сегодня гендиректор «Аэрокона» Эдуард Гарикович Багдасарян рассказал об особенностях применения небольших беспилотников. Демонстрируемый им «Инспектор-301» можно развернуть за 10 минут, аппарат имеет ТВ-камеру, цифровой фотоаппарат или тепловизор. «Инспектор-301» весом примерно 6 кг взлетает с помощью резино-механической катапульты, а садится по самолетному «на брюхо» или на парашюте в автоматическом либо полуавтоматическом режиме. Площадка для взлета и посадки - 75х75 м. Аппарат предназначен для круглосуточного наблюдения в широком диапазоне метеоусловий за подстилающей поверхностью в интересах различных ведомств, обнаружения и передачи информации об объекте в реальном масштабе времени. Отличительными особенностями комплекса являются метеонезависимость ЛА, сравнительно большие дальность и продолжительность полета, эксплуатационная технологичность и плавучесть. Несет полезную нагрузку массой до 1 кг.
В состав комплекса входят два ЛА «Инспектор-301», наземная станция управления, средства обеспечения и транспортировки. Радиус действия - 25 км. Время полета - от 45 до 120 мин в зависимости от режимов полета, а скорость полета составляет от 55 до 150 км/ч при рабочей высоте полета - 50-500 м. Практический потолок - не менее 4000 м. В состав полезной нагрузки входят неподвижная низкоуровневая TV-камера переднего обзора, стабилизированные по крену и тангажу, TV-камеры с различным фокусным расстоянием, цифровой фотоаппарат планового обзора (10 мегапикселей). "В качестве опции может быть установлена ИК-камера, а также датчики наличия газа.
Вчерашний день закончился автобусной экскурсией по Твери (спонсор «Ильюшин Финанс Ко»), а затем – экскурсией по Волге на прогулочном теплоходе (спонсор «Вертолеты России»).
По программе итоги форума и закрытие состоятся через 5 минут.