Сразу попрошу не кидаться тапками за несколько фривольный стиль написания с местами обсценной лексикой. всё же тема такая, своеобразная, да и запостил я специально её в курилку :)
Собственно текст, немного видоизменённый мой недавний (впервые за несколько лет) пост в ЖЖ, ссылку на него не даю, дабы не подумали, что плохое.
Буду очень признателен за конструктивную критику и свидетельства очевидцев (пользователей соответствующего оборудования), так же как и за фото туалетов в B-1B и B-2 :) Ну и очень интересно, что же было в ранних Ту-95, Ту-95К, ибо коллега (в тексте это упоминается) с Ту-95К, никаких бачков как-то особо не припомнит.
Меня как человека, интересующегося авиацией и в целом любопытного, давно интересовал вопрос: а куда ходят по нужде пилоты в стратегических бомбардировщиках? У меня на работе (уже на бывшей, увы) со мной работало двое коллег, один был штурманом-оператором на Ту-95К, позже (и довольно недолго, ибо летя пассажиром на Ан-26 попал в авиакатастрофу) Ту-95К-22, (это те, про которых коллеги говорят: «жопа в кресле, глаз в прицеле — тоже вроде бы при деле») второй — бортинженером на Ту-95РЦ. Собственно, они мне немало рассказали про удобства экипажа в Ту-95. С него и начнём.
Непосредственно для написания этого текста я не только свидетельства коллег с бывшего места работы использовал, (да и фотографий у них нужных нету) но и различную информацию, найденную в сети. Довольно интересный материал по теме (как раз по Ту-95РЦ) можно почитать вот тут: https://pataparat.livejournal.com/96149.html
Почитав пост по ссылке, мы узнаём, что были ёмкости для того, чтобы справлять малую нужду и ёмкости для большой.
Вот так вот выглядит ёмкость для справления малой нужды:
(Это индивидуальный бачок для членов экипажа Су-34, но думаю, за последние лет 40 он вряд ли сильно изменился)
А вот знаменитая поганая бадья:
Ту-95МС
Если почитать на эту тему разные материалы в интернете, то можно узнать следующее:
«За бортинженером находится небольшой камбуз с плитой, за радиооператором — химический туалет (впрочем, пользоваться сантехникой в полете по каким-то непонятным причинам у летчиков дальней авиации считается «дурным тоном»).»
Вот уж действительно удивительно! Почему это, срать в замкнутом пространстве, где помимо тебя ещё 6—7 человек — дурной тон? Особенно весело будет оператору, за спиной которого эта дристальня и находится, так и представляю: сидишь в кресле на своём рабочем месте, а у тебя за спиной кто-то дрищет сидит.
Кстати, оба моих коллеги, что летали на Ту-95, подтверждают, что поганой бадьёй никто не пользуется. Оба, за более чем два десятилетия службы в ВВС и полётов не помнят ни одного случая её использования. Более того, тот, что летал на Ту-95РЦ, сказал, что использование поганой бадьи, не дай Бог, оно бы случилось, разбиралось бы чуть ли ни как ЧП, с наездами на лётную столовую, типа: чем они таким накормили экипаж, что им срать в полёте захотелось?
В общем, срать в самолёте — грехЪ!
Кстати, на тему справления малой нужды, тоже есть нюансы. Не везде для этого дела выдаётся бачок, вот например какая система в Ту-22
Цитата из той же Вики
Например, на Ту-22М два писсуара установлены в подполье кабины, к которым подведены четыре шланга с насадками, от каждого рабочего места членов экипажа.
Так же там можно вот такую любопытную информацию прочитать:
«На самолетах, разработанных до середины 1960-х годов применялись и открытые системы удаления отбросов, когда фановая труба унитаза, снабженная клапаном просто выходила за борт. Такие туалеты были, например, на Ил-14.
На высотных самолетах для исключения разгерметизации салона на фановой трубе устанавливался двухклапанный шлюз. По такой схеме работали туалеты на Ту-104 и ранних модификациях Ил-18.»
Не спрашивал на тему Ил-14 и Ту-104, но очень хорошо помню, как коллега, что постарше, который на Ту-95К летал, не припомнит никаких бачков для мочи, зато помнит шланг с воронкой, внутри которой давление ниже, чем в кабине и ощущение когда туда свой инструмент засовываешь, словно его в трубу включённого пылесоса суёшь :)
Прогресс однако не стоит на месте и в Ту-160, уже появились модные, высокотехнологичные клозеты:
Цитата:
"По поводу этого места в моём отчёте коллеги сделали замечание, что по всем доступным источникам таки туалет на Ту-160 есть !
Но я-то облазил всю кабину и 'очка' там не нашёл ! В этом я абсолютно уверен (и что 'облазил', и что 'не нашёл'). Я даже залезал в шкафы с компьютерами и заглянул за люк, через который мы попали в кабину.
И вот оказывается, что бы вы думали ?
Как раз за люком и находится туалет для экипажа ! Туалет в этой высокотехнологичной конструкции узнать сложно (я и не узнал!) т.к. унитаз СКЛАДЫВАЕТСЯ и в походном положении и 'очко' отсутствует."»
В военно-транспортной авиации с удобствами попроще, места в самолёте больше, поэтому в том же Ил-76, поганую бадью. как пишут, прямо на рампу ставят (видимо, что бы, если, что путём открытия оной, избавиться от неё в полёте вместе с сидящим на ней дристуном :) )
А как с туалетами в ВВС США?
Честно говоря, я наивно полагал, что в B-52 ситуация с удобствами лучше, чем в Ту-95. Ну. вроде и самолёт заметно больше, да и в его предшественнике B-36, целая каюта для отдыха была и кухня, фото:
Двухконфорочная электроплита в задней гермокабине В-36
Каюта для отдыха.
Но, как ни странно, B-52 в плане удобств от Ту-95 ничем не отличается, всё тоже самое, читаем статью на BBC:
"Этот самолет не был рассчитан на людей, он был предназначен для бомб", - утверждает Уоррен Уорд. Он знает, о чем говорит: однажды он провел в полете больше 47 часов. "Мы взлетели из Барксдейла, взяли курс на восток и вновь приземлились уже в Барксдейле, облетев вокруг всего земного шара", - вспоминает он.
Разумеется, об удобствах говорить не приходится.
"Здесь даже стоять, выпрямившись, нельзя. Только на лестнице, если вы хотите размять спину. Но если у вас хватает фантазии, вы можете повесить гамак", - рассказывает пилот.
Кресло-катапульта по своему комфорту напоминает "бетонный бордюр", говорит он. А что касается запаха... "Скажем честно, здесь не пахнет, как в новеньком автомобиле", - признается Уорд
"Вы залезаете сюда, вас окутывает жара, и пот начинает катиться прямо на сиденье. Но потом, когда вы набираете высоту, температура резко понижается, а ваша одежда по-прежнему мокрая, и вы стучите зубами от холода", - рассказывает пилот.
"Во всех В-52, на которых я летал, стоял запах пота вперемежку с мочой и машинным маслом", - пишет он.
"Удобства" для экипажа состоят из банки с крышкой, которая иногда подтекает. "А если вам надо сходить "по-большому", то к вашим услугам небольшой химический туалет, который мы называем "горшочек меда", - смеется Уоррен Уорд.
"Но тот, кто воспользуется им, изгоняется навсегда. Во время того кругосветного полета мы поспорили - кто первый не выдержит, покупает пиво, - рассказывает Уорд. - Мы долетели до Алеутских островов, когда наш второй пилот весь покрылся потом и облегчился. По громкой связи раздался голос: "У нас есть победитель!".
Как мы видим, даже в ВВС США, срать в самолёте — грехЪ!.
Ну и ситуация улучшилась с появлением нормального сверхзвукового стратегического бомбардировщика B-1B (так же, как у нас с появлением Ту-160)
Экипаж самолета В-1В состоит из четырех человек: двух летчиков и двух операторов бортовых систем. Для каждого члена экипажа устанавливается катапультное сиденье. Вход в кабину через откидывающуюся вниз дверь за передней стойкой шасси со встроенным трапом. Самолет имеет два очевидных преимущества перед В-52 — кухню и туалет.
Фото правда найти не удалось, повеселило увиденное на одном форуме моделистов:
The Tu144, Tu-160, ,B-1 & Concorde all have toilets which are capable of being used is supersonic flight "Mach Khazi's";
B-1B;
Still top secret?
Пруф: Aircraft Trivia Quiz - FineScale Modeler - Essential magazine for scale model builders, model kit reviews, how-to scale modeling, and scale modeling products