Д.А.Соболев
"РЕПРЕССИИ В СОВЕТСКОЙ АВИАПРОМЫШЛЕННОСТИ"
http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/sob00v.htm
http://www.gpntb.ru/win/mentsin2.cfm?KEY=129
http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/sob00v.htm
Вид для печати
Д.А.Соболев
"РЕПРЕССИИ В СОВЕТСКОЙ АВИАПРОМЫШЛЕННОСТИ"
http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/sob00v.htm
http://www.gpntb.ru/win/mentsin2.cfm?KEY=129
http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/sob00v.htm
Когда один человек,за один час запускает 5(!)новых тем - само по себе трудовой подвиг.
Но - как всегда, есть одно "но".
Приличный человек запускает тему, которая его волнует, по которой он имеет свое мнение, или хочет узнать мнение других.
Для это он говорит (к примеру) --"Вот я думаю, что сталинские репрессии причинили страшный вред нашему авиапрому.Согласен я с автором - http://www.XXX.XX
Предлагаю всем обсудить, как Сталин с подручными уничтожил наш авиапром."
Всем понятна точка зрения, всем понятна тема. ВСЕМ ВСЕ ПОНЯТНО.
Нет, для уважаемого СИЗИФА - такой путь не годится. Слишком все понятно.
Взял и выставил ссылку.
А почему именно эту? Почему только одну?
Щелкни "мышкой" в Google-Yandex - вот тебе "приблизительно 883 страниц на русском для РЕПРЕССИИ В СОВЕТСКОЙ АВИАПРОМЫШЛЕННОСТИ - Google."
Уважаемый СИЗИФ - чего хотели сказать-доказать?
Что Вас волнует?
Каких целей добиваетесь?
Для чего тему запустили?
Н.
Полностью согласен. Пусть модератор, если он вообще выполняет свою работу, объединит все эти ссылки в одну тему. А то столько спама! :smile: Да и темы относятся к тем, на которые ответят раз 5 и забросят. Так что, ИМХО, лучше не захламлять форум.
Против Сизифа же ничего не имею, а то обидится еще...:smile: Просто создавайте такие темы в курилке.
Уважаемые "Nik Prumopye" и "[RUS] MK"!
Ценю Вашу иронию и поэтому скажу всё, как на духу: никаких "тайн мадридского двора", которые Вы, возможно, подозреваете, здесь нет.
Всё гораздо проще.
Человек нашёл любопытный, с его точки зрения, документ в Сети и "выставил " его (подчёркиваю - именно ДОКУМЕНТ, а вовсе не ТЕМУ для обсуждения, как Вы почему-то решили) на форуме для ОЗНАКОМЛЕНИЯ - для тех, у кого к нему, документу, возник интерес. Такова достаточно широко распространённая практика, имеющая место быть в Интернете:если тема даётся без дополнительных замечаний разместившего её на форуме участника, то это значит, что выложена именно в целях ИНФОРМАЦИИ, а не обсуждения.Это, разумеется, не значит, что остальные участники форума не имеют права начать дискуссию по данному вопросу, но это уже их проблема, а не "автора". Он может участвовать в обсуждении, но вовсе не обязан это делать.
Тем не менее, если вас действительно интересует, что думаю лично я по этому вопросу, отвечу так: моё отношение достаточно сложное. По сути дела мы практически не знаем, что, собственно, тогда происходило и каковы были тому конкретные причины. Всё, что нам "известно" о том времени - всего лишь суждения и мнения - противоречивые, а порой - явно недостоверные. Как любой человек, считающий себя честным и порядочным, я не могу (если всё происходило именно так, как говорят и пишут СМИ) одобрить методы наших "органов" того времени, переходившие (опять-таки, если верить источникам)порой всякие границы разумного и рационального - вплоть до полного "беспредела". Но, с другой стороны, зная особенности менталитета нашей творческой, технической и научной интеллигенции, я отнюдь не уверен, что, если бы над её представителями, занимавшимися разработкой, внедрением и "тиражированием" новейшей военной продукции, не стоял "мужик с железной дубиной" , наша страна, в критический момент своего существования, своевременно получила бы качественную военную технику.
Теперь, что касается конкретно данной статьи, она - едва ли не единственная по теме "Репрессии в авиационной промышленности в СССР" в Интернете ( 99% "гугловских" ссылок, о которых Вы, уважаемый "Nik Primopye", пишете, имеют к вышеуказанной теме весьма условное отношение - типа упоминания слов "репрессии", "авиапром" , "СССР" и т.д.).
Относительно "трудового подвига" - вообще чушь. Поскольку у меня проблемы с ПК, выходить в "эфир" могу не тогда, когда хочется, а когда удаётся. И потому факт "выкладки" пяти очень кратко сформулированных тем за один вечер , но раз в три-четыре недели, ничего этакого "стахановского" в себе не содержит.
Что касается "спама", то на открытом форуме его вообще не может быть - по определению, если заявленные тема и содержание не противоречат правилам, установленным на данном конкретном форуме. К тому же, когда состав участников форума очень пёстрый по возрасту, конкретным интересам, культуре и образованию, то, что неинтересно одним, может заинтересовать других, и наоборот.
Если будут ещё вопросы, постараюсь ответить.
С уважением. Sizif
Аннотация статьи "Репрессии в советской авиапромышленности":
Соболев Д.А. Репрессии в советской авиапромышленности. – ВИЕТ. 2000. №4. С. 44-58.
Автор: Соболев Дмитрий Алексеевич – кандидат технических наук, Институт истории естествознания и техники РАН.
Источник: Соболев Д.А. Репрессии в советской авиапромышленности. – ВИЕТ. 2000. №4. С. 44-58.
Тематика материала: научно-техническая политика в СССР; наука и идеология; история авиации в СССР.
Реферат: Статья основана на архивных материалах и посвящена анализу трех волн репрессий, обрушившихся на советскую авиационную промышленность в конце 20-х и начале 30-х гг., в конце 30-х и в конце 40-х гг. Первая волна проходила под лозунгом борьбы с вредительством в промышленности. Термин «вредительство» был введен для того, чтобы объяснить целый ряд неудач в развитии экономики. Так. В 1929 г. собственных серийных самолетов в СССР почти не было, авиаиндустрия основывалась на выпуске лицензионных образцов истребителей и разведчиков западных стран, причем объемы их производства в несколько раз Уступали количеству боевых самолетов, выпущенных в Англии или во Франции. Бомбардировщиков и гидросамолетов не строили вообще. Виновниками этого отставания было решено сделать специалистов, якобы сознательно вредящих промышленности. В частности, когда в конце 20-х гг. СССР расторг договор с немецким авиаконструктором Г.Юнкерсом, который обещал, но так и не сумел организовать в нашей стране массовый выпуск цельнометаллических самолетов и мощных авиадвигателей, ОГПУ заявило, что созданное в Москве отделение фирмы – это на самом деле шпионско-контрреволюционная организация. Однако, несмотря на серьезность обвинения, никого из немецких инженеров тогда не тронули. С отечественными же специалистами не церемонились и в 1928-1930 гг. в Москве провели несколько громких судебных процессов: «Шахтинское дело (о вредительстве в угольной промышленности), суд над специалистами пищевой промышленности и др. Авиационных же специалистов на этих процессах не судили. Их без огласки арестовывали и отправляли в тюрьму. В 1928 г. было отправлено в тюрьму весь конструкторский отдел по гидросамолетам во главе с Д.П.Григоровичем. В 1929 г. был арестован Н.Н.Поликарпов – выдающийся авиаконструктор, прославившийся в 30-е гг. как создатель первоклассных истребителей. В этом же, 1929-м, году в Бутырской тюрьме было создано первое в истории авиации тюремное конструкторское бюро, получившее задание спроектировать истребитель с двигателем воздушного охлаждения, не уступающий по характеристикам лучшим зарубежным образцам. Главным конструктором бюро стал Григорович, а его заместителем – Поликарпов. В 1931 г. за успешную работу многие авиаконструкторы были амнистированы и даже премированы. Однако в 1937 г. началась новая волна репрессий, в ходе которых были арестованы руководители большинства заводов и конструкторских бюро. Теперь конструкторов судили и часто приговаривали к расстрелу уже не за вредительство, а за шпионаж. В 1938 г. НКВД стало создавать в тюрьмах и лагерях конструкторские коллективы – знаменитые «шараги». В статье отмечено, что идея воссоздать опыт 1930-1931 гг. принадлежала, скорее всего, не Берии, а самим заключенным, на что указывают некоторые найденные в архивах документы. Немало конструкторов было освобождено в 1940-1941 гг., однако многим из них пришлось работать в лагерях весь срок. Последний этап репрессий в авиапромышленности относится к концу 40-х – началу 50-х гг. и проходил под лозунгами борьбы за «идеологическую чистоту», против космополитизма и т.п. Были уволены многие конструкторы-евреи, вновь начались аресты, прекратившиеся только после смерти Сталина в 1953 г. Помимо преследований конструкторов в апреле 1946 г. в Москве в обстановке строжайшей секретности были арестованы и осуждены нарком авиационной промышленности А.И.Шахурин, командующий ВВВС маршал А.А.Новиков, главный инженер ВВС А.К.Репин и ряд других лиц, обвиненных в преступном сговоре о сдаче на вооружение некондиционных самолетов и двигателей с целью подрыва боеспособности Советской Армии в годы войны.
Для тех, кого интересует тема репрессий:
Здесь все желающие могут найти подробности ареста и
дальнейшей судьбы репрессированных ( в объёме имеющейся на
сайте " Мемориала" базы данных):
"Общероссийская общественная благотворительная
организация инвалидов — жертв политрепрессий
Российская ассоциация жертв незаконных политических
репрессий"
(Поиск по Книге Памяти -1426655 персоналий)
http://rosagr.natm.ru/memorybook.php
--------------------------------------------------------------------
Интересные подробности деятельности в те годы "борца с
культом личности Сталина":
"ИНИЦИАТОР МАССОВЫХ РЕПРЕССИЙ"
(НИКИТА ХРУЩЕВ ПРЕДЛАГАЛ УСТРАИВАТЬ ПУБЛИЧНЫЕ КАЗНИ НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ)
http://www.vpk-news.ru/article.asp?p...les.history_01
---------------------------------------------------------------
Уникальнейший, единственный в своём роде, живописный дневник бывшей узницы ГУЛАГа:
1)Евфроси́ния Анто́новна Керсно́вская (8 января 1908, Одесса — 8 марта 1994, Ессентуки) — бессарабская помещица, мемуаристка, высланная из Бессарабии на поселение и принудительные работы в Сибири в 1940 году, а затем осуждённая на длительный срок исправительно-трудовых лагерей. Автор рукописных (2200 страниц) мемуаров, сопровождённых 700-ми рисунками, о своих детских годах в Одессе и Бессарабии, высылке и пребывании в ГУЛАГе. Полный текст мемуаров Евфросинии Керсновской в 6 томах был опубликован только в 2001—2002 годах.
2)Керсновская, Евфросиния Антоновна(Википедия)
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%...BA%D0%B0%D1%8F
3)Евфросинья Керсновская
"Сколько стоит человек"
http://www.women-gulag.ru/copybook/i...&page=0&list=1
4)«Сколько стоит человек»
Так называется книга, изданная к 100-летию Евфросинии Керсновской. Это первое издание, наиболее полно иллюстрирующее целую эпоху — эпоху ГУЛАГа. В основу масштабного полотна положены 12 тетрадей Евфросинии Антоновны, которые она написала и проиллюстрировала в Ессентуках, где прожила почти три с половиной десятка лет. Недавно в Ессентукском краеведческом музее состоялась презентация издания.http://stavropol.aif.ru/issues/744/15_02
Леонид Кербер - о "туполевской шараге"
Кербер, Леонид Львович
(Материал из Википедии — свободной энциклопедии):
"Леонид Львович Кербер родился 3 (17) июня 1903 г. в Санкт-Петербурге в семье морского офицера Людвига Бернгардовича Кербера, чей отец Бернгард Кёрбер, в свою очередь, был профессором судебной медицины Дерптского университета.
До ареста НКВД в 1938 году работал в системе РККА, занимался системами связи для различных родов войск и видов военной техники, в том числе и для авиации. В 30-е годы занимался аппаратурой радионавигации для туполевских бомбардировщиков ТБ-3 и рекордного АНТ-25 в плане подготовки перелёта в США через Северный полюс. С 1939 года в ОТБ НКВД, где работал над «100» (прототип Пе-2), «102» (ДВБ-102, М-2) и у А. Н. Туполева по «103» (прототип Ту-2). В 1943 году был направлен на фронт, для помощи в освоении первых Ту-2, за тем работал в ОКБ по созданию системы фотооборудования для Ту-2Р и над дальним бомбардировщиком Ту-2Д («62»). В послевоенный период внёс огромный вклад в освоение систем оборудования самолёта Ту-4 и в создание комплексов оборудования для всех туполевских пассажирских и гражданских самолётов, вплоть до Ту-144.
С мая 1941 года, после того как его реабилитировали и освободили из заключения, он продолжает работать в ОКБ, уезжает в эвакуацию в Омск, возвращается в 1943 году в Москву и до конца своей трудовой деятельности (он вышел на пенсию в 1968 году) работает в ОКБ А. Н. Туполева, с 1953 года уже в должности его заместителя по оборудованию.
Являлся автором многих научно-технических и научно-мемуарных книг («Ту — человек и самолёт», «Туполевская шарага» и т. д.). Из-за издания последней за рубежом ему пришлось в 70-е годы покинуть ОКБ. Примечательно, что книга «Туполевская шарага» была издана под псевдонимом «Г. Озеров», уже после того как разошласть полностью анонимным самиздатом.
Леонид Львович Кербер был награждён двумя орденами Ленина, Орденом Великой отечественной войны I степени, Красной Звезды, медалями. Лауреат Ленинской и Государственной премий."
http://ru.wikipedia.org/wiki/Кербер,...84.D0.B8.D1.8F
------------------------------------------------------------
Леонид Львович Кербер. Туполевская шарага
http://lib.ru/MEMUARY/KERBER/tupolewskaya_sharaga.txt
------------------------------------------------------------
Л. Л. Кербер
Очерки «А дело шло к войне»
http://militera.lib.ru/memo/russian/kerber/pre.html
------------------------------------------------------------
Кербер Л.Л. "А дело шло к войне "
"Проект ПБ "
http://history-afr.fatal.ru/pb.shtml
http://militera.lib.ru/memo/russian/kerber/index.html
------------------------------------------------------------
Кербер Л."Туполев"
http://www.centrmag.ru/book1959.html
------------------------------------------------------------
Кербер о Ту-4.
http://www.vif2ne.ru/nvk/forum/archive/65/65366.htm
----------------------------------------------------------
Спасибо за понимание.
Sizif
Уважаемый Sizif
В некоторых случаях репрессии ( от латин repressio-подавление) даже были оправданы.Далеко не все дела сводились к политическим.Масса уголовных дел (бональные до ужаса) возбуждались и по другим причинам.Кое-кто сейчас этим пытается спекулировать.В некоторых случаях-лукавить.К примеру печально знаменитая статья УК РСФСР -58 имела множество подпунктов: по 58-1 -расстрел за измену Родине и шпионаж,58-11- до 10 лет ИТЛ и 5 лет поражения в гражданских правах -трактовалась как контрреволюционные действия и антисоветская агитация,58-14 - вредительство и саботаж от 5-10 лет ИТЛ.Расследование уголовных дел вели следователи РКМ(милиции) которые входили в состав НКВД( туда же входили ЗаГС,пожарники,ВОХр и т.д.) Дела по военным первично рассматривали ОО НКВД.
Если Вас интересует данная тема можем продолжить.Пишите
Уважаемый Alexvolf !
К моему величайшему сожалению, тема эта "неисчерпаема, как атом" - и что хуже всего, как писал Маяковский, приходится "единого слова ради" перелопачивать "тысячи тонн словесной руды". Причём , казалось бы, уже доказанное, по прошествии небольшого времени, приходится доказывать снова, снова и снова - все аргументы уходят, как в зыбучий песок...
Как известно, единственное, чему учит История - так это то, что она никого, никогда и ничему не учит - всё повторяется вновь и вновь - все ошибки и заблуждения каждое последующее поколение повторяет с роковой неизбежностью - может быть только с некоторыми вариациями...
Относительно порядков, имевших место в предвоенных "органах",могу, в частности, добавить, что где-то в середине тридцатых годов -"по обмену опытом" - их сотрудники были в Германии, где стажировались в тамошней политической полиции ("Geheime Staatspolizei" -т.е.в "гестапо"), откуда вывезли помимо технологий допросов, также и соответствующие инструменты. Об этом есть свидетельства в "лагерных" мемуарах, в частности - у Евгении Гинзбург, где она пишет о рассказах немецких антифашисток, которые побывали и в застенках гестапо, и в наших, а потому имели реальную возможность сравнить. Опять-таки, это больше никто не может ни подтвердить, ни опровергнуть - как я уже писал выше - все мемуары и свидетельства очевидцев - это всего лишь слова, которые нуждаются в двойной, а то и тройной проверке по "методу ГРУ".
Бытовала, как я слышал, и такая система: поскольку с доказательной базой по уголовным делам (особенно, связанным с "экономическими" преступлениями)и в те времена была сильная "напряжёнка",ухари-следователи из УГРО бывало( не могу, правда, сказать, насколько часто) для "ускорения процесса" и большей гарантии "вешали" на своих клиентов 58 статью. Это, кстати, сказалось и впоследствии - при их реабилитации комиссией А.Яковлева. Сидели вполне за дело, но - не по той статье и оказались -формально! - "невинно репрессированными"...
При этом замечу, что Берию-то так никто и не реабилитировал - хотя никаким шпионом он, понятное дело, не был - ни немецким, ни японским, ни марсианским. Существует также мнение, что большинство обвинений в его адрес по части репрессий, следовало бы отнести к его предшественникам - Ягоде и Ежову. И даже цифры о его "ходках по женской части", как выяснилось, были оч-ч-ч-чень сильно преувеличены, равно как и обстоятельства их...
А с "десятками миллионов невинно пострадавших" вообще занятная история. Похоже, наш Александр Исаич Солженицын ничтоже сумняшеся взял и сложил количество ЗК, разбитое по годам(каждый сидел-то по 5, 10 и более лет!), вместе, сосчитав каждого из них по два, три, а то и по все 10-15 раз. Не думаю, что он сделал это намеренно - просто, наверное, не обратил внимание на допущенный им казус - это достаточно типично для увлечённых какой-нибудь идеей людей...
На это же свойство мышления наших лагерников-"интеллигентов" в известной степени намекает в своих мемуарах и Надежда Мандельштам:
http://www.sakharov-center.ru/asfcd/...11681&page=442
Из воспоминаний Надежды Мандельштам
(т.1(стр.445,446)):
"...я в течение трех месяцев прятала Казарновского от милиции и медленно вылущивала те сведения, которые он донес до Ташкента. Память его превратилась в огромный прокисший блин, в котором реалии и факты каторжного быта спеклись с небылицами, фантазиями, легендами и выдумками. Я уже знала, что такая болезнь памяти — не индивидуальная особенность несчастного Казарновского и что здесь дело не в водке. Таково было свойство почти всех лагерников, которых мне пришлось видеть первыми — для них не существовало дат и течения времени, они не проводили строгих границ между фактами, свидетелями которых они были, и лагерными легендами. Места, названия и течение событий спутывались в памяти этих потрясенных людей в клубок, и распутать его я не могла. Большинство лагерных рассказов, какими они мне представились сначала, — это несвязный перечень ярких минут, когда рассказчик находился на краю гибели и все-таки чудом сохранился в живых. Лагерный быт рассыпался у них на такие вспышки, отпечатавшиеся в памяти в доказательство того, что сохранить жизнь было невозможно, но воля человека к жизни такова, что ее умудрялись сохранять. И в ужасе я говорила себе, что мы войдем в будущее без людей, которые смогут засвидетельствовать, что было прошлое. .."
--------------------------------------------------
Уважаемый Sizif
А Вы не "перелопачивайте тысячи тонн словесной руды" Давайте конкретно по фактам.Вы затронули тему на авиационном сайте,поэтому рассматирать за что была репрессирована Ахматова или Русланова не будем.С позиции человека живущего в 21-м столетии судить и обвинять кого-либо в процессах почти семидесятилетней давности тем более когда нет полной достоверной информации- сложно.Скудный материал общества Мемориал или фонда Сахарова не дает полной картины тех событий которые происходили в 30-х или 50-х годах,а тем более литературные произведения (мемуары).Есть неплохие работы исследователей периода 1937-1951г например историка Н.Петрова,Земскова (статистика и т.д.)
Теперь конкретно к авиации.Как расценить по вашему тот факт,что 9 апреля 1941г Политбюро ЦК ВКП(б) рассмотрело вопрос " О катастрофах в авиации Красной Армии" и приняло постановление снять т Рычагова с поста начальника ВВС и с поста замнаркома обороны как недисциплинированного и не справившигося с обязанностями руководителя ВВС,а начальника штаба ВВС Красной Армии п-ка Миронова предать суду за явно преступное распоряжение нарушающие правила летной службы (РГАСПИ.Ф17 Оп3Д.1037).Это тоже отнести к репрессии?И таких примеров множество.Может пожжурить надо было и предложить другую должность?
Насчет GeStaPo-НКВД это полный бред!!!!Даже комментировать не хочу.
Насчет А Н Туполева можем поговорить более подробно если есть желание.Действительно жизнь в "шарашке"(слово кстати-блатное чтобы знали) в условиях ограниченной свободы описана Кербером в книге "С Туполевым в тюрьме и на воле" Впервые книга вышла в 1971г в ФРГ под псевдонимом Озеров,переиздана в "Посеве "в 1973г и наконей укороченные записки Кербера появляются в СССР в 1983г в начале в журнале "Изобретатель и рационализатор" ,а затем в "Смене".
Продолжим тему репрессии в авиапромышленности.
В 1931г Сталин в своей речи обращенной к делегатам Всесоюзной конференции работников промышленности сказал:-"Мы отстали от капстран на 50-100 лет.Мы должны пробежать это расстояние в десять лет.Либо мы сделаем это, либо нас сомнут.Вот что диктует нам наши обязательства перед рабочими и крестьянами СССР".
Теперь вернемся к печально знаменитому 1937г,как кто-то выразился -Году больших потрясений.Писать об усилении классовой борьбы,происходящих политических процессах в СССР и международной политике в тот период-не буду.
Сразу давайте договоримся,что выкладывать материалы и факты будем только связанные с авиацией без каких-либо личных толкований.
Итак - авиапромышленность в Германии(1937г) и гражданская война в Испании ( Германия и СССР официально в ней не участвовали):
Январь 1937г-запушен в серийное производство Me-110,началось освоение Ю-87
Февраль-появились первые Ме-109
9 марта-Кампфгруппе К/88 легиона Кондор впервые использовала Хеншель Не-111В2 заменившие Ю-52
конец марта-фирма Хеншиль закончила постройку ТРД HeS-1 с тягой 250 даН конструкции Герберта Охайна
25-26 апреля 1937г немецкие бомбардировщики уничтожают город Гернику( Испания)
Конец апреля- в состав Ягдгруппе J/88 легиона Кондор поступают BF-109 для 1-2-3-й авиаэскадрилий
19 июня франкисты захватили город Больбао
6 июля начался первый штурм Мадрида потери в авиации составили с немецкой стороны 30 самолетов с нашей 60.
Далее если у Вас есть желание можете пройтись по датам до конца 1937г и посмотреть как разворачивались события в Европе (Германии) США и Азии.
Возвращаемся в СССР 1937г
10 марта-приказ ПГУ НКОП №017 о нарушении сроков производства самолета АНТ-35 на заводе №22
14 марта -приказ ПГУ НКОП о недопустимом состоянии производства и нарушениях ОТБ на заводе №18
20 марта закончены (начатые в декабре 1936г) заводские испытания АНТ-42 без АЦН.При перегонке самолета на аэродром НИИ ВВС произошла авария.
Конец марта закончены макетно-компановочные работы на самолете Иванов (спецзадание) конструкции П О Сухой.В США появился первый В-17 фирма Боинг
1 апреля-выполнена досрочно вторая Пятилетка(4 года и 3 месяца).Валовая продукция выросла в два раза по сравнению с 1932г Нацдоход в два раза.З/плата рабочим в 2,5 раза.В тот же день вышел приказ ПГУ НКОП № 020/с о скорейшем внедрении и освоении ДБ-3 на заводах №№ 18;39;126.
8 апреля приходит информация из Испании (Валенсия) о том что бронеспинки И-16(поставлены были 9 марта 37г) и СБ легко пробивабтся из КК пулемета,а протектированные бензобаки малоэффективны.
(Продолжение следует)
Конец апреля -идет перевооружение 43-й авиабригады на самолеты ИП-1(конструкция доработана по чертежам Немана,завод поставил 90 машин).Мясищев,Мосолов и Толстых начали внедрять в производство лицензионный самолет ДС-3 на 84 заводе(директор Б П Лисунов).Начались госиспытания самолета ДБ-А с моторами АМ-34РБН.
1 мая- самолет СБ поступает в Испанию ( две партии 30+31 един) но превзойти по скорости мессер уже не может.
7 мая-в Испанию поступает эскадрилья И-16(31 един).
16 мая-приказ ПГУ НКАП №037 об ускорении производства самолетов Иванов(АНТ-51) на заводе №156.
20 мая-в Куйбышеве арестован маршал Тухачевский.
24 мая- в присутствии наркома АП М.М.Кагановича заслушан доклад СНК и ЦК ВКП(б) " О мерах ликвидации и предупреждения вредительства в оборонной промышленности". Подготовка плана мероприятий по данному вопросу возложена на наркома НКОП М.С.Рухимовича.
31 мая-застрелился Гамарник.
В июне 1937г вернувшиеся героические"испанцы"-Смушкевич,Гусев и Копец доложили Сталину о слабости нашей авиации в небе Испании.
22июня -Смушкевич назначается замначальника ГУ ВВС КА.
1июля- в Испанию переброшены еще 14 единиц И-16.
8июля- Япония обьявила войну Китаю.
(Продолжение следует...)
19 июля-выходит совместный приказ по ГУ ВВС КА и ПГУ НКАП №0072/009с о проведении испытаний бронеспинок самолетов И-16 и СБ подписи Алкснис и Туполев.
28 июля-приказ ПГУ НКАП №79 о программе сдачи самолета ХАИ-5 на заводе № 135 на 1937 год-70 един,на 1938г-300 единиц,подпись Туполев.
Лето 1937г отремонтирован самолет АНТ-42;контроль за испытаниями берет на себя Алкснис,руководство возложено на А. И. Филина.11 августа начались испытательные полеты в НИИ ВВС
11 сентября - выходит директива ГУГБ СССР литер Н № 59098.
7 сентября партком завода № 18 исключает из рядов ВКП(б) конструктора Калинина как бывшего участника петлюровского движения на Украине,а так-же обвиняют его в том, что он привратил завод в опытное КБ не довел не один самолет до серийного производства чем нанес значительный ушерб государству.В тот-же день Смушкевич подает записку в НКО и НКАП в которой настаивает о запуске в серию штурмовика Немана.
9 сентября-арестован А. Р. Бонин начальник КБ и по совместительству Гл инженер завода №21.Предьявлено обвинение-вредительство и саботаж на производстве.В показаниях Бонин обвиняет неэффективную работу ПГУ НКАП.
10 сентября-вторично арестован Надашкевич-начальник 7-го отдела ЦАГИ( первый раз арестовывался по делу Промпартии в 1930г,с 1931г работал в КОСОС по авиавооружению).
21 сентября-арестован Туполев в здании ГУАП пл Нагина,после его ареста пошли запросы НКВД на других работников завода № 156НКАП(КОСОС).В течении короткого времени были арестованы начальник ЦАГИ-Харламов,Стечкин,Петров,Не расов,Сидорин.Из числа руководителей бригад на свободе остались Архангельский,Незваль ,Сухой и пока еще В.М.Петляков начальник КОСОС и замдиректора завода № 156.
28 сентября Я И Алксниса назначают начальником ГУ ВВС КА и замом НКО.
В течении 1937г происходит ряд серьезных аварий И-16 тип 5.Чтобы успокоить строевых летчиков и показать безаварийность самолета проводят повторное испытание в НИИ ВВС(выполнено 3318 штопоров-петель-иммельманов и т.д.)
29 сентября - арестовали В.М. Петлякова.При очной ставке с Незвалем Петляков признает что АНТ-42 не дотягивает в скорости и высоте,завышен вес ,самолет имеет плохое управление.Обвинение в том что он входит в антисоветскую группу Туполева Петляков начисто отвергает.
(Продолжение следует....)
21 октября-С.В. Ильюшин получает назначение на должность Главного инженера НКАП (вместо Туполева).
22 ноября- в очередной раз разбит АНТ-31(конструктор Сухой).В тот же день в служебном кабинете арестован начальник НИИ ВВС(1935-37гг) Н.Н. Бажанов.
23 ноября арестован Алкснис(следствие по его делу шло 9 месяцев и 29 июля 1938г ВК ВС СССР приговор ВМН).Начальником ГУ ВВС КА назначен командарм 2-го ранга Локтионов.
4 декабря -Испания,четверка И-16 принудила к посадке на свой аэродром Bf-109.
17 декабря -И-16 принуждают к посадке Не-111.Самолеты будут разобраны и тайно доставлены в СССР.
31 декабря-начальник ГУ ВВС КА А.Д. Локтионов и член Военного Совета ВВС Кольцов направляют в НКО и НКАП "План опытного строительства самолетов на 1938г".
Конец 1937г-было прекрашено серийное производство самолетов ТБ-3(АНТ-6) после их выпуска в количестве 818 единиц.
Вопрос к Sizif-1. как Вы думаете почему на свободе остались Незваль,Архангельский и Сухой.
Пишите
Хорошая хроника, спасибо.
А нет ли у Вас материалов дела Туполева, Поликарпова? Т.е. известно, что они в разное время были арестованы и приговорены. Есть ли где подлинная формулировка- за что именно(т.е. "за антисоветскую деятельность"- слишком общо, в чём она выражалась?)?
Уважаемый CINN
Выложенная хроника касается только 1937г но впереди- 38 затем 39год и наконец 1940-41гг.Если Вам интересно можно продолжить.Так называемое дело Ник Ник Поликарпова возбуждалось не НКВД а ОГПУ(немного разные временные интервалы).Роль Берии будет рассмотрена далее в хронологическом порядке.
Пишите
С уважением
1 января 1938г- готовность самолета АНТ-42 (№2) оценивалась 95% по проектированию и 58% по строительству.Руководство от ВВС КА по вооружению возложено на замначальника ГУ И.Ф.Сакриера(будет осужден ВК ВС к ВМН и расстрелян вместе с Рычаговым 28.10.1941г).
7 января-самолет Иванов(дублер) вывезли из заводских ворот и направили в Евпаторию для проведения совместных испытаний НИИ ВВС и завод №156.
17 января-арестован Р.Л.Бартини.Предьявлено обвинение-шпионаж в пользу Италии.После трех месяцев следствия был осужден на 17 лет ИТЛ.
27 января- С.В.Ильюшин (через Кагановича) передает письмо Сталину с просьбой освободить его от занимаемой должности в ПГУ НКАП.Одновременно передает проект бронированного самолета-штурмовика (вх №262сс от 2.02.1938г).
Конец января-Чан Кай-Ши (Китай) переданы две эскадрильи И-15,СБ.Позже И-15 заменили на И-16 тип 10.Летчиками-истребителями (добровольцами) командовал С.П.Супрун.
По рекомендациям из Болшево (группа ЦАГИ) на АНТ-42 уменьшили плошадь стабилизатора и увеличили площадь крыла.Самолет вновь поступил на испытания.Начались испытания ББ-1 (констр Сухой) с мотором М-62.Пленум ЦК ВКП(б) рассмотрел вопрос "Об ошибках парторганизаций при исключении коммунистов из партии".НКО создает рабочую группу "Для разбора жалоб уволенных из рядов КА".
КБ Поликарпова переводят на завод № 156.
29 января (по другим данным 31)-арестован В.М.Мясишев,предьявленное обвинение-саботаж (внедрение ДС-3 продвигалось очень медленно).ВК ВС СССР осужден на 10 лет ИТЛ.
3 февраля-приказ НКОП №33 о разделении ПГУ НКАП на два управления:ПГУ- самолетостроение ( в подчинении 20 авиазаводов) и 18 ГУ НКОП авиамоторостроения.
7 февраля-первый полет самолета ЦКБ МС-4 с сухопутного аэродрома.В это-же время закончены госиспытания самолета СБ-2 с моторами М-100А.
16 марта- арестован ГС Френкель военпред ГУ ВВС КА на заводах №213 и №214 (осужден 28 мая 1940г ВК ВС СССР ст 58-6,58-7,58-11 УК РСФСР к 10 годам ИТЛ).
(Продолжение следует....)
1 марта-подписан Советско-Германский торговый договор.
6 марта по 30 апреля в Евпатории проводятся совместные испытания АНТ-42 с моторами АМ-34 ФРБН и АЦН М-100.
14 марта- в СНК утвержден план морского самолетостроения
19 марта- Литва подписывает мирный договор с Польшей.
НИИ ВВС выдает новые требования по скорости для самолета ХАИ-52.
20 марта- приказ наркома Кагановича о назначении Незваля главным конструктором завода №124 (Казань).Начало серийного строительства АНТ-42 под названием ТБ-7.
23 марта-арестован С.М.Егер -начальник бригады общего вида КБ Ильюшина.В этот-же день арестовывают Глушко (НИИ-3 РГДИ) по жалобе АГ Костикова в партком НИИ о вредительстве и расстрате госсредств тт Глушко и Королевым.Партком переадресовал жалобу в НКВД.
27 марта - арестовывают С.П.Королева (в сентябре 1938г Глушко и Королев будут осуждены на 10 лет ИТЛ),а Костикова 15 сентября 1938г назначат ВРИД директора НИИ-3.
28-31 марта -в НИИ ВВС собирали Bf.109 который тайно был доставлен из Испании.Испытания самолета начнутся в апреле и прродлятся до конца мая.Многие авиаконструкторы будут ознакомлены ЛТХ самолета.
Конец марта-Поликарпов представил эскизный проект И-180.Начаты работы над И-16 с мотором М-62ТК на заводе №1.Боровков и Флеров получили КБ в Водниках.
1 апреля- арестован К.А.Калинин на основании жалобы троих сотрудников КБ ("затутывал чертежи").
6 апреля -в США состоялся первый полет самолета Р-38 Аэрокобра.
(Продолжение следует....)
9 апреля М.И.Гуревич назначен гл. конструктором на завод №84 с одновремееым освобождением от должности на заводе№1.
20 апреля- приказ НКОП о назначении Незваля главным конструктором на завод №124 Казань.Начато предсерийное строительство АНТ-42 под названием ТБ-7.
29 апреля эскадрилья И-15 и И-16 сбила 21 японский самолет из 54 во время налета японской авиации на г Ухань(Китай).
30 апреля разбился самолет Р-10 управляемый Смушкевичем(заклинил двигатель),как раз перед Первомайским парадом где Смушкевич должен был принимать участие в проводе над Красной площадью "красной пятерки" (подробнее о Смушкевиче см. книгу Г.Табачник "Слава не меркнет").
Конец апреля- в аварию во время перелета Воронеж-Москва попадает Ильюшин на самолете У-2(заклинил двигатель).Нарком Каганович в приказном порядке запрешает Ильюшину пользоватся самолетом.КБ Поликарпова переведено на завод №1,где начата работа над проектом самолета И-190 с мотором М-88.Начали строить самолет Иванов-ХАИ констр Неман,одновременно НКВД арестовывает сотрудников КБ Немана-С.Я.Жолковского,Р.С.Морана,Е .И.Бару и А.И.Уника.Боровков и флеров начали работу над проектом И-207 с мотором М-62.Яковлев заканчивае проект Р-12.Д.П.Григоровича приказом НКОП отстраняют от работы в КБ и направляют на завод№135(Новосибирск).В НИИ ВВС проходит испытания радиокомпас РПК-2 Чайка.
(Продолжение следует....)
2 мая-арестован А.Н.Лапчинский-автор АОН(воздушная армия).
5 мая- СНК и НКО утверждают план опытного самолетостроения на 1938-39гг.В этот-же день Ильюшин получает ТТТ на бронированный самолет-штурмовик.
10 мая-летчики НИИ ВВС выполнили 11 полетов на самолете Bf.109 с мотором ЮМО-210 выпуска 1937г.С завода выкатили ВИТ-2 (констр Поликарпов) с мотором М-103(М-105 не оказалось в наличии.
11 мая-л.и. Чкалов,а за ним Стефановский выполнили скоростную плошадку на самолете ВИТ-1(приборная скорость на высоте 4000м-513км/час).Испытания шли до 11 июля.
15 мая- Яковлев подготовил к испытаниям С-17 (летчик Я.Липкин).
16 мая-самолет КОР-1 по программе госиспытаний совершил перелет по маршруту Ростов/Дон-Ейск-Таганрог-Севастополь.
17 мая-приказ НКОП № 166сс о ликвидации затруднений в производстве моторов М-87 и его модификаций.
20 мая-шестерка ТБ-3 под командованием Тхора выполнила полет над островом Кюсю.
25 мая-А.Д.Локтионов утвердил ТТТ к скоростному истребителю в рамках плана строительства самолетов на 1938-39гг.
28 мая- Ильюшин направил письмо начальнику ПГУ Беляйкину о невозможности установки ракет под крылом ДБ-3.
31 мая-летчик А.А.Губенко произвел первый таран на И-16 сбил при этом японский И-96 (бои в Китае).
Конец мая-выходит постановление СНК " о генплане строительства ЦАГИ" как фундаментального научного центра с последующей материальной базой.Яценко начал проектировать И-28.КБ Сухого начало разработку нового проекта по спецзаданию №320 самолета ШБ.Последний достроенный ТБ-3(завод №22) поступает на вооружение в 23 авиабригаду Монино.
1 июня- принято постановление СНК о увеличении количества летных и технических школ ВВС и ОСОАВИАХИМ.Дальнейшее их развитие пойдет под лозунгом "Комсомолец-на самолет".
7 июня- приказ ПГУ НКОП №226 директору завода № 84 -"обеспечить работу КБ Болховитинова.
25 июня-состоялся первый вылет второго АНТ-42(ТБ-7).
26 июня-СНК принял решение о запуске в производство КОР-1 малой серией (12 самолетов).
30 июня- арестован С.А.Вигдорчик зам главного инженера треста "Установка".Обвинения-вредительство.14 мая 1939г ВК ВС СССР осудила к 20 годам ИТЛ.
Конец июня-Советское правительство отзывает из Испании весь персонал.Победа генерала Франко в гражданской войне.Испанские коммунисты и их дети эвакуируются в СССР.Начальником Аэрофлота назначается В.С.Молоков. Прошла испытания система под названием "Звено СПБ" (ТБ-3+два И-16 под крылом ).Поликарпов начал работу над проектом И-200 с мотором АМ-37.
2 июля по 8 июля-прошли наземные испытания стрелкового бортового оружия ТБ-7.
9 июля пограничный конфликт (не вооруженный) с японцами на о.Хасан.
10 июля-приказ НКОП №240с о нарушении технологии,отсутствии дисциплины и борьбы с вредителями на производстве завод №29-подпись Каганович.
11 июля -на аэродроме Шелково НИИ ВВС проходит испытание ВИТ-2-1 с "сырым" мотором М-105.
20 июля- Л.П.Берия назначен заместителем наркома ГБ Н.И.Ежова.
26 июля-умер Д.П. Григорович (диагноз-малокровие).
29 июля- арестован С.П.Королев
Конец июля- конструкция второго ТБ-7 все время подвергается изменениям (кажется что самолет вообще создавался методом "научного втыка")-изменены стабилизатор ,винты, жалюзи двигателей, усилено основное шасси ,вооружение (турели).
(Продолжение следует....)
29 июля по 11 августа -вооруженный конфликт с японцами на о.Хасан.
6 августа -39-й армейский корпус под командованием Г.Штерна при поддержке ВВС переходит в наступление.Авиация в течении двух дней непрерывно наносила бомбовые удары по японцам.
9 августа- японцы вынуждены отступить.
11 августа -подписано перемирие.39-й корпус за время боев потерял 50% личного состава.
3 августа- разбился самолет Иванов(спецзаказ констр.Сухой) экипаж погиб.
10 августа по 29 декабря- продолжается испытания ТБ-7.Ведущий летчик-испытатель П.М.Стефановский (вероятно речь идет о первом экземпляре ТБ-7).
15 августа-разбился самолет МБР-5 (из-за высокой посадочной скорости на водную поверхность).
18 августа- авиационный парад в Тушино.Демонстрировался состав из ТБ-3 на буксире которого было 9 планеров Г-9.
28 августа-перелет самолета ДБ-240 по маршруту Москва-Симферополь-Москва.Цель перелета отработка средств КВ-связи.Экипаж Шебанов,Матвеев и радиоинженер Н.И.Байкузов.
Конец августа- приказ НКОП о экономии цветметалла.В Бутырской тюрьме собрана первая группа (50 человек) авиаспециалистов с последующим переводом в Болшево где создан СпецТехОтдел (СТО).Группу возглавили В.М.Петляков (КБ-1) и В.М.Мясищев (КБ-2).Замом у Петлякова назначен А.М.Изаксон.
12 сентября по 30 сентября Мюнхенский "сговор" между Чемберленом и Гитлером по разделу Судет.СССР выражает готовность оказать правительству Чехословакии военную помощь.
13 сентября по 5 октября Стефановский проводит полный цикл госиспытаний ВИТ-1,но после 35 полета моторы М-105 выработали свой ресурс(13 час40мин).Скорость на высоте 4300м составила 483км/час.В этот-же день выходит приказ ПГУ НКОП №331 о переводе КБ Ильюшина на завод №39.
(Продолжение следует...)
12 сентября-Архангельский вызван к Сталину.Решался вопрос об квеличении скорости самолета СБ.На выполнение работ Архангельской запросил срок две недели.В начале октября переделанный СБ (облагородили формы) показал скорость в горизонтальном полете-450км/час.(подробнее см.книгу Л.Лазарев"Коснувшись неба").Кобзева из бригады Архангельского назначают главным инженером завода №22.
29 сентября-приказ НКВД №0064 о организации Отдела Особых КБ,подпись Берия.
Начальником ООКБ назначен старший майор ГБ В.А.Кравченко.
30 сентября -назначается правительственная комиссия (возглавляет Ильюшин) по проверке работы завода №135 (Харьков).Протоколами от 30.09 и 3.11.1938г комиссия обнаружила сотню дефектов на самолете Р-10.Во вредительстве обвинен директор завода Васильев и главный инженер Шварев.В этот-же день С.А.Лавочкин перешел из КБ Курчевского в ГУАП НарКомТяжПрома-координатором строительства авиазаводов.
5 октября-закончились госиспытания самолета И-153 с мотором М-25В.
11 октября-провинция Чехословакии Прикарпатская Русь стала независимой.
15 октября-Германия оккупировала Судеты,правительство Бенеша вынуждено ушло в отставку.С этого момента военно-промышленный потенциал Германии начинает превосходить Советский.
16 октября- прекрашены заводские испытания ДБ-А.Самолет снят с производства.Всего построено 7 единиц.
21 октября-приказ НКВД № 00698 о создании в структуре НКВД 4-го спецотдела,подпись Берия.
29 октября-приказ СНК о премировании конструктора Архангельского денежной премией в размере 100 тыс рублей и автомобилем ЗИС.
(Продолжение следует...)
22 октября - ВК ВС СССР приговаривает Калинина к ВМН.
Конец октября-Туполева переводят из Бутырской тюрьмы (где он с октября 1937г находился под следствием) в Болшево где формируется группа КБ-3 (17 человек).Состав группы и распредиление обязанностей следующее:
1 Туполев-руководитель проекта
2 Егер-техпроект и общий вид
3 Бартини-крыло и фюзеляж
4 Надашкевич -вооружение
5 Френкель- аэронавигация
6 Бонин-гидравлика
7 Алимов-макет
8 Некрасов-аэродинамика и прочность
9 Вальтер-аэродинамика
10 Коренев-прочность
11 Рогов-топливные баки
12 Фисун-двигатели
13 Вигдорчик-технология
14 Бабин-общий вид
15 Радулянский-вооружение
16 Кожевников-приспособления и инструмент
17 Боровский-плановик
Заместитель Туполева по быту-Алимов
Куратор от НКВД - Ямалутдинов
Все три КБ были под обшим названием КБ-29.Кроме КБ-29 в Болшеве были созданы отделы:
-подводного судостроения,руководитель А.Кассациер-работа велась над проектом двигателя общего для надводного и подводного хода.При испытаниях в море в районе Батуми двигатель сгорел,далее работы не продолжались.
-надводного судостроения,руководитель Бгжезинский -работа велась над ныряющим торпедным катером.Проект не увенчался успехом и вся группа в 1939г будет переведена в г Молотовск (Северодвинск).Более подробно см. книгу С.К.Бондаревский "Так было" Киви-Норд 1995г.
2 ноября- П.О.Сухой награжден ордетом Трудового Красного Знамени.
6 ноября-арестован Д.С.Марков начальник КБ завода №1.
21 ноября-приказом НКОП М.И.Гуревича переводят начальником КБ на завод №156.
23 ноября -РКСМ (ВЛКСМ) производит "чистку" своих рядов.
Конец ноября- А.С.Яковлев подает записку в ЦК ВКП(б) о вредительской деятельности В.К.Грибовского.Туполев в условиях ограниченной свободы отмечает свое 50-и летие и отказывается от показаний данных в ноябре 1937г.Самолет АНТ-51 вновь поступает на испытания.
1 декабря- начало летных испытаний самолета И-180.Контроль возложен на начальника НКАП С.И.Беляйкина и Томашевича.
8 декабря - Л.П.Берия сменил на посту наркома ГБ - Ежова.
9 декабря -заседание Политбюро.Повестка дня: 1-перегибы Ежова и устранение последствий.2-приемка новых танков ,докладчик Котов.
11 декабря-арестован И.Г.Неман.Обвинения "вредительство на заводе".
15 декабря-гибель В.П.Чкалова.После расследования причин катастрофы будут арестованы начальник ГУ НКАП Беляйкин директор завода №156 Усачев начальник ЛИС завода №156 Парая и замглавного конструктора Томашевич.
27 декабря-постановление СНК о присвоении звания Героя Соц Труда тт. Н.Н.Поликарпову,А.А.Микулин и В.Я.Климову.
28 декабря (по другим данным 30)-арестован Б.А.Саукке.В тот-же день выходит указ СНК об усилении трудовой дисциплины на производстве.
Уважаемый "alexvolf"!
Спасибо за интересный фактический материал. Его ценность ещё выше, если Ваш труд - плод работы в архивах с первоисточниками. Добавлю ещё по теме, что "государево наказание за провинность в ратном деле" - довольно давняя традиция на Руси. По-крайней мере - со времён Ивана Грозного. Если Вам будет интересно ознакомиться, прочтите статью Дмитрия Володихина "Смело выдвигал новых людей..."в журнале "Родина"(№6 -2008г.).
С некоторых пор я стараюсь избегать обсуждения тем, связанных с Историей - самой ненадёжной и самой продажной из гуманитарных наук. Сложно и малопродуктивно говорить (и тем более - спорить) о том, чему не был сам участником, свидетелем или, хотя бы, если не был человеком, непосредственно беседовавшим с участниками или свидетелями, либо державшим в руках документы, надёжно подтверждающие факт происходившего события и дающие его истинную трактовку. В противном случае эти дискуссии начинают напоминать схоластические споры средневековых теософов на темы типа "Сколько ангелов Господних поместится на кончике иглы?" и рождается в спорах этих чаще вовсе не Истина, а лишь головная боль, бессонница и взаимная неприязнь между диспутантами...
Наши "специалисты" уже давно запутались сами и запутали других в трактовках исторических событий. Сколько их - вариантов российской истории - как марксовский "призрак коммунизма" - "бродит" сейчас - история "по-карамзински", "по-соловьёвски", "по-ишимовски", "по-ключевски", "по-тарлевски", "по-покровски", "по шильдеровски", etc. И - как апофеоз! - история "по-фоменковски", которая вообще фактически отрицает всю Историю. И это не считая зарубежных "прозападных" и "провосточных" вариантов нашей российской Истории. Учителя давно уже не в состоянии толком выбрать - каким из десятков рекомендованных учебников следует пользоваться для обучения школьников...
Вся земная цивилизация практически построена на доверии к тем находкам, мыслям, изобретениям и открытиям, которые были сделаны до нас - нашими предшественниками. В противном случае, нам всю жизнь пришлось бы потратить на перепроверку каждой мелочи, полученной в наследство от наших предков, каждого слова в документах - вплоть до последней точки. Проверять и перепроверять каждому следующему поколению - нам, нашим детям, внукам, правнукам и праправнукам...
Но слепо довериться автору может только "простой" человек. Серьёзный исследователь такого себе позволить не может - если не хочет попасть впросак - особенно в "ареале" Истории. После того, что понаписали и "понаоткрывали" лихие демисторики и демжурналисты в недоброй памяти годы "катастройки" - проверять все приведённые там факты и ссылки на документы - вопрос элементарной безопасности для научной репутации любого честного историка...
Беда ещё и в том, что чем дальше уходят исследователи и авторы "по цепочке" от первоисточника, тем больше "уровень шума" - больше искажений (волей или неволей) - вносится в излагаемый материал. Как в детской игре в "испорченный телефон". И потому - звено за звеном - эту цепочку надо обязательно "прозванивать" - по "методу ГРУ" - путём перепроверки каждого факта через надёжные источники. И чем больше "звеньев" "подтвердят" свою надёжность, тем крепче будет "цепь"...
Это касается, в частности и вопроса о сотрудничестве Гестапо и НКВД. Мне тоже не нравится мысль о том, что наши "органы" "контачили" с немецкой политической полицией, но если уж такая версия возникла, подтверждать или опровергать её следует научным путём, а не объявлять её, как говаривал академик Китайгородский, "рениксой" или, как сделали Вы, "полный бредом". Вы отказались от комментариев, но, чтобы закрыть вопрос,я всё же возьмусь уточнить некоторые "положения" этой гипотезы.
Я не утверждаю, что так оно и было - это всего лишь возможная версия, но версия, выдвинутая не на пустом месте.
Не будем доказывать её подлинность или ложность, давайте разберёмся,что можно считать фактами, а что - домыслами.
1)Никто не отрицает факт сотрудничества в 20-30 годы наших ВС (ВВС, бронетанковые войска и т.д). Опубликован и документ, касающийся сотрудничества спецслужб СССР и Германии - это тоже факт. Можно оспаривать его подлинность, но делать это, опять-таки, придётся научным путём, а не путём голословного отрицания.
2)Существуют и мемуары Евгении Гинзбург "Крутой маршрут" - это факт. Можно оспаривать её утверждения о встречах в заключении с немками-коминтерновками и - хотя и с ещё большими трудностями - что они рассказывали ей о совпадении "технологий" допросов в Гестапо и НКВД - но - ДОКУМЕНТАЛЬНО . Это значит - искать свидетелей и рыться в архивах.
3) В начале 60-ых годов - "на заре туманной юности"- попалась мне небольшая брошюра, где описывались подробности допросов нашего разведчика, угодившего в Гестапо. Там, в частности, в качестве орудия пыток к нему была применена "großer Fleischwolf "(большая мясорубка) - его "запустили" в неё, дробя кости, на минимальной скорости ногами вперёд.
Не утверждаю, что подобный факт имел место, но существование книги и данного текста в ней вполне достоверно могу подтвердить, хотя,к сожалению, по причине тогдашнего малолетства, не запомнил ни названия, ни автора.
4)Чуть позже - в середине 70-ых годов - мне довелось встретиться в одной компании со вполне ещё бодрым и "адекватным" пенсионером, служившим с середины 30-х годов в Бутырке пусть не очень большим, но начальником. Как всегда бывает на праздники, начались "возлияния" и нашего пенсионера , что называется, "прорвало". Много он чего тогда, будучи "подшофе", понарассказывал. В частности и про то, что сотрудники наших "органов"(в том числе Бутырской и Лефортовской тюрем) ездили в конце 30-ых "по обмену опытом" в Берлин, вывезя якобы оттуда, в числе прочего, специфический "инструментарий" - в том числе и большую мясорубку, которую впоследствии использовали не только на пищеблоке Бутырской тюрьмы, но будто бы и для уничтожения тел высокопоставленных казнённых "врагов народа", сливая потом полученную массу в канализацию. Так что - если, разумеется этому верить - могил маршалов, командармов и комкоров, расстрелянных в те годы мы уже никогда не найдём...
На следующий день, протрезвев, наш старикан всё решительно отрицал, ссылаясь на "фантазии под влиянием выпитого".Что ж, может оно и так, но видели бы Вы панический ужас при этом в его глазах...
Sizif
-----------------------
Приложение.
1)Гинзбург Е."Крутой маршрут: хроника времен культа личности"
(см.гл. 26 и 27)
http://www.a-z.ru/women/texts/marshr-1.htm
http://www.russiantext.com/russian_l...-316/page5.htm
http://bookz.ru/authors/ginzburg-evg...-hrshrout.html
2)НКВД — ГЕСТАПО: тайное сотрудничество
http://www.epochtimes.ru/content/view/5124/34/
http://www.russian-globe.com/N28/NKVD_GESTAPO.About.htm
http://new-history.narod.ru/Blank_Page_55.htm
http://www.rossija.ca/topic.aspx?tid=3601&page=6
http://www.gulag.ipvnews.org/article20061225.php
Уважаемый Sizif.
Я понял так, что Вы далеко не юноша ,но приводите ссылки на инетресурсы которые вызывают улыбку от размещенных там исторических материалов.Можно по этому поводу анекдот с бородой -" ...в Правде-нет Известий,а в Известиях-нет Правды" -помните наверное.Согласен с Вами в том,что действительно профи от истории просто зашибают деньги трактуя (кому что выгодно, в зависимости кто за что платит, см. ветку о Чкалове) тот или иной исторический факт или целый временной пласт.Ваша сноска на Евгению Гинсбург по своей сути не является доказательством сотрудничества НКВД-GeStaPo,как впрочем и приведенные "фотодокументы".Был когда-то журнал "Крокодил" (с рубрикой "Нарочно не придумаешь) вот там как раз место для подобного рода материалов.
О А.Н. Туполеве (кроме книги Кербера) можете почитать М.Б. Саукке "Неизвестный Туполев"
(одно мнение - вместе были в заключении) и несколько иная точка зрения на личность АНТ О.С.Самойлович "Рядом с Сухим" http://www.airbase.ru и Л.Л.Селяков "Тернистый путь в никуда" http://www.slavia.ru/info/lib
Пишите
С уважением
Конец апреля- в аварию во время перелета Воронеж-Москва попадает Ильюшин на самолете У-2(заклинил двигатель).
На самолете А.С.Яковлева.(ЖЗЛ Ф.Чуев. "Ильюшин" стр65)
Уважаемый alexvolf!
Вот потому-то я и не встреваю в полемики по темам, связанным с Историей - каждый всё равно остаётся при своём мнении. Какой смысл "ломать копья"? Вопрос-то всё равно так и остался открытым: чтобы доказать или опровергнуть данную версию о сотрудничестве НКВД и Гестапо в довоенные годы нужна куда более серьёзная работа с первоисточниками, чем ссылки на источники из Интернета.
То, что я указал их в приложении, всего лишь означает, что тема эта реально существует. Другой вопрос - насколько можно доверять этим источникам. За интернетссылками может стоять что угодно - и действительно заслуживающие внимания документы, и откровенная дезинформация. А вот это-то как раз и нуждается в проверке.И делать это следует по первоисточнику
С уважением.Sizif