Анатолий КВОЧУР, директор Центра летных испытаний
ЛИИ им. М.М. Громова, Герой России.
36 лет скоро будет, как я летаю в маске, в каске, в противоперегрузочных костюмах с использованием различных регуляторов подачи воздуха или кислорода в кабину, в маску или в костюм высотный, противоперегрузочный. Могу с уверенностью сказать, что жизнь летчика и во многом его работоспособность зависят от качества и надежности этих систем.
Мы летали на большие дальности над океанами, и здесь отказ кислородного оборудования может привести к ухудшению работоспособности, что стало бы причиной возврата пилота на землю и невыполнения задания. И это в лучшем случае. А если аппарат откажет во время перегрузки, когда организм и так находится в критическом состоянии? Возможна даже потеря сознания.
Все кислородно-дыхательные системы, созданные на «Респираторе», работали очень качественно в течение многих лет в этих перелетах. Или мне везло, или системы столь надежные и безотказные. А ведь на этом предприятии они разрабатывались и производились серийно, массовым тиражом!
Я люблю летать в маске КМ-35. Вот мы летали в прошлом сентябре на Су-30 на Дальний Восток и обратно без посадки. Высота, на которой шли, была от 13 до 15 км, на конечном участке поднимались почти до 17 км. Естественно, на такой высоте нужно постоянно находиться в маске. Мы и не сомневались, что техника будет работать хорошо, хотя время накапливает усталость всех систем – механических и даже электронных. И вот, представляете, 13 часов непрерывно в полете, а система работала безукоризненно.
Еще на МиГ-29, в 1984 – 1986 годах, мне приходилось проводить испытания системы обеспечения работоспособности под воздействием больших перегрузок – это автомат давления, маска и противоперегрузочный костюм. Системы оказались очень ответственные, потому что отказ противоперегрузочного костюма в полете – это все равно, что ракета, поразившая твой самолет.
Если сравнить отечественную авиационную кислородно-дыхательную технику с зарубежной, то мы им нисколько не проигрываем. Я был в центре им. Драйдена в НАСА, они были у нас, а мы у них, такой состоялся обмен, летали на истребителях. Там уникальные есть люди, но статистика полетов за рубежом все же несколько хуже, чем у нас. Помимо человеческого фактора, там ниже и работоспособность систем.
На мой взгляд, наши системы более прогрессивные и совершенные. Хотя с точки зрения научно-исследовательских поисков в этом направлении, особенно в девяностых годах прошлого века, случались провалы по всем известным причинам.
Но ведь раньше аналогов не было ни у кого! Очень хорошие системы выпускались на «Респираторе» серийно. Могло бы выйти еще два поколения такой аппаратуры с умной электроникой, с предвидением, прогнозом. Все это было запланировано, мы излагали свои предложения в летных оценках, отчетах, но известные факторы этот процесс сильно затормозили.
Статистика, которая мне известна, свидетельствует о том, что фирма «Респиратор» работает очень хорошо. Будь иначе, нам бы не избежать случаев гибели летчиков при маневрировании на самолетах 4-го поколения: МиГ-29, Су-27, Су-30.
Я желаю предприятию «Респиратор» работать так и дальше, осваивать новые технологии, внедрять их быстрее в серию. Страна возрождается, а мощные Вооруженные Силы – одно из условий устойчивого ее развития. Значит, и Военно-воздушные силы будут увеличивать интенсивность полетов, а потому надежные системы нового поколения, выпускаемые «Респиратором», сейчас крайне необходимы.
Красная звезда,15 Июня 2007 года
Открытое акционерное общество "Производственно конструкторское предприятие "Респиратор" является акционерным обществом с долей государственной собственности в акционерном капитале предприятия 51%. В соответствии с постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1999 года №461 предприятие входит в перечень акционерных обществ в отношении которых Росавиакосмос осуществляет единую государственную политику, включено в перечень предприятий, международного стандарта МС ИСО 9000.
Семидесятилетний опыт работы сделал ОАО "ПКП"Респиратор" единственным серийным предприятием по профилю кислородного авиаприборостроения. Существующее положение предприятия, на рынке определено его научно-техническим потенциалом, который включает в себя более 200 высоко квалифицированных инженеров, конструкторов, технологов, испытателей, исследователей и программистов.
В составе предприятия функционируют: ОКБ "Респиратор", занимающееся длительное время НИР и ОКР по авиационной тематике, лаборатория макетных образцов (ЛМО) и лабораторно испытательный комплекс (ЛИК), включающий в себя лабораторию по испытаниям надежности изделий и систем, центральную заводскую лабораторию (ЦЗЛ) и центральную измерительную лабораторию (ЦИЛ), а также подразделения сервисного обслуживания и ремонта.