Повседневная жизнь в советских ВВС очень сильно различается. Она зависит от службы и конкретного подразделения. Численно большую часть ВВС составляют летные части, поэтому их распорядок дня наиболее характерен и интересен.

Части ВВС, разбросанные по территории Советского Союза, обычно строго изолированы. Очень часто авиационные части вместе с частями других родов войск размещаются в «маленьких военных городках», которые обычно находятся в пригороде или прямо за городом, иногда в казармах, ранее использовавшихся царской армией. Во время Второй мировой войны многие из этих казарм были разрушены или повреждены, но после войны, несмотря на острую нехватку жилья и медлительность гражданского строительства, была создана специальная военно-строительная организация, которой уделялось первостепенное внимание, и в ее распоряжение была предоставлена рабочая сила из рабсилы немецких военнопленных, так что к настоящему времени эти военные здания восстановлены и отстроены в своем первоначальном виде.

В качестве типичного примера помещений, используемых в авиагарнизоне, можно привести помещения в Воронеже. Авиагарнизон в этом городе - один из старейших, созданных в России. В послевоенные годы здесь базировалась бомбардировочная дивизия. Основную часть гарнизона составляли несколько четырехэтажных зданий, в одном из которых, с удивительно высокой башней, располагался офицерский клуб и ресторан. В этой группе зданий разместились штаб дивизии и два полка. Через соседний аэродром находятся еще два здания в дореволюционном царском стиле, в которых размещается третий полк дивизии. В соседних зданиях, граничащих с территорией пехотных частей Воронежского гарнизона, находится авиационно-технический полк - часть обычной схемы структуры ВВС, при которой каждый полк имеет при себе авиационно-технический батальон, каждая дивизия - полк, каждый корпус - дивизию, а каждая армия - корпус. Эти технические подразделения выполняют различные функции по обслуживанию и снабжению, такие как содержание аэродромов, питание, медицинское обслуживание, заправка топливом, обеспечение боеприпасами, связь, транспорт и ремонт различных видов.

День обычно начинается в шесть утра летом и в семь утра зимой в мирное время. Звучит горн, и дежурный офицер с горнистом проходит по комнатам. Экипажи самолетов спешат из своих комнат. Характер их дневных обязанностей был определен накануне вечером, поэтому они одеты соответствующим образом и точно знают, куда идти. Большинство экипажей - офицеры, несколько сверхсрочников которые находятся на добровольной длительной службе, что дает им различные привилегии и поднимает их положение почти до уровня офицеров.

Почти все экипажи живут в дивизионных квартирах, хотя они и не обязаны это делать; практика проживания вне дома не поощряется начальством. В любом случае, требования советской жизни решают эту проблему более или менее автоматически, поскольку в Воронеже, как и во многих других российских городах, почти полностью разрушенных во время войны, найти достойное жилье практически невозможно.

Офицеры и солдаты обычно начинают свой день на русский манер - с чашки чая, взятой дома. После сигнала горна у каждого подразделения есть короткий период для упражнений, а затем начинается рабочий день, обычно с занятий в помещении, которые регулярно начинаются с получасовой политической информации, читаемой политруком подразделения.
После этого может быть проведена тренировка по таким предметам, как чтение карт или изучение внутренних правил и приказов ВВС. Завтрак начинается в восемь утра. У летного состава есть своя столовая, по одной на каждый полк. Если военнослужащий женат, его семья имеет право на армейский паек, хотя и не того же вида, как глава семьи. Офицеры обязаны оплачивать свое питание из своего жалованья, но сумма скромная.
Весь летный состав получал продовольственный паек номер пять. Это лучший рацион в советских вооруженных силах, который можно сравнить только с тем, который выдавался экипажам подводных лодок.
В этот рацион входит фунт (400 граммов) мяса в день и примерно три унции сливочного масла, а также другие жиры. Хлеб - стабильная пища в России, и этот паек дает неограниченное количество белого и ржаного хлеба.
Хотя этот паек предназначен только для летного состава, им часто пользуются старшие политработники и сотрудники контрразведки, прикрепленные к авиационным частям.
Нелетный состав авиаполков имеет право на продовольственный паек номер шесть, известный как «технический». Этот паек мало чем отличается от пятого, за исключением меньшего количества мяса и масла. В ВВС существуют и другие продовольственные пайки: номер девять - для учебных школ, в который входят дополнительные фрукты и овощи; номер одиннадцать - для госпиталей; номер двенадцать - для санаториев и домов отдыха ВВС. Последние два включают дополнительное количество молочных продуктов и яиц.

В авиационно-технических частях, как и в других наземных службах советской армии, действует продовольственный паек номер два. Пища в этом рационе более грубая, содержит больше хлеба и крупы, а мясной рацион составляет всего 120 граммов в день.
Завтрак для летного состава обычно состоит из одного горячего блюда, мяса с картофелем, рисом или овощами, чая или кофе, а также хлеба с маслом. После завтрака начинается основная работа дня. Экипажи занимаются различными видами учений и тренировок, при этом основной упор делается на реальные полеты. Эскадрильи обычно проводят свою летную подготовку отдельно. Эскадрильи делятся на самое маленькое подразделение советских ВВС - звено из трех самолетов. Устраиваются дни, в которые проводятся летные учения полкового и даже дивизионного масштаба. Полеты продолжаются до обеда в один-два часа. Обед — это главный прием пищи в течение дня. Для летного состава он состоит из трех блюд: густого супа или борща, мяса с овощами или рисом, а также фруктов или пирога. На обед и отдых отводится два часа.
Затем возобновляются тренировки и занятия, в основном технического характера: изучение новых видов техники, детальный разбор предыдущих полетов, работа с авиационным вооружением, а также личным стрелковым оружием (для офицеров). На этом обычный рабочий день заканчивается, но официальная деятельность ни в коем случае не заканчивается, начинаются различные лекции, партийные и комсомольские собрания, «Кружки политической учебы». В обычный рабочий день у личного состава авиаполка нередко появляется время для отдыха до восьми-девяти часов вечера, хотя официально они могут быть свободны от службы с шести.
Ужин обычно проходит между восемью и девятью часами и напоминает завтрак: одно горячее блюдо, чай или кофе, много хлеба и масла.

Определенные дни в неделю отводятся для проведения «Офицерских семинаров» и тренировок офицеров с пистолетами на полигоне. Посещение семинаров является обязательным. Офицерские семинары проводятся высокопоставленными офицерами, как правило, генералами, и посвящены тщательному анализу и изучению последних событий в советских ВВС стратегического и тактического характера.

Очень важной считается и пистолетная практика. Опыт войны и послевоенного периода показал, что большинство офицеров полностью пренебрегали своим личным оружием. В некоторых случаях они даже не знали, как им пользоваться, и, казалось, воспринимали его лишь как украшение. По этой причине регулярная еженедельная практика всегда проводится в присутствии командира полка или одного из его заместителей. Также проводятся строгие проверки, и оружие должно содержаться в идеальном состоянии.
Ежедневный распорядок дня нелетающего персонала примерно такой же, как и у летного состава. У технических подразделений распорядок дня схож с пехотой: обслуживание аэродромов, технические работы и несение караульной службы заменяют обычные пехотные учения и тренировки.

Обычный распорядок дня ВВС часто прерывается инспекциями и крупномасштабными тактическими учениями. Инспекции обычно проводятся представителями Министерства обороны или высшего командования ВВС. Командиров обычно заранее предупреждают о предстоящей проверке. За несколько дней до проверки проводится подготовка, а в день ее проведения приостанавливается обычный распорядок дня, и под руководством проверяющего офицера проводятся тренировки и занятия.
Подразделения ВВС принимают участие в весенних и осенних маневрах. Нередко во время этих маневров крупные авиационные подразделения перемещаются на тысячу и более миль от своей базы. Обычный распорядок дня приостанавливается и заменяется максимально приближенным к условиям военного времени.

Однако главным проклятием для офицеров и военнослужащих ВВС являются ежегодные парады 1 мая и 7 ноября, а также День авиации (обычно около 29 июня). Части, отобранные для участия в демонстрации над Красной площадью, считаются самыми несчастными из всех из-за возложенной на них огромной нагрузки, введенными высокими требованиями к воздушным парадам Сталиным и сохранившимися до сих пор. Отобранные части могут быть расквартированы на любом расстоянии от Москвы. За несколько недель до парада их переводят на так называемую базу сбора, расположенную в сотне-другой километров от Москвы. В день парада различные подразделения должны встретиться в воздухе с точностью до долей секунды, и они должны прибыть над Красной площадью точно одновременно с прибытием первого танка сухопутных войск на площадь. Отклонения даже на полсекунды не приветствуются. Этот драматический момент парада доставил огромное удовольствие Сталину, который не переставал обращать внимание иностранных наблюдателей на прекрасный эффект, создаваемый появлением первого танка на земле и первого самолета в воздухе, но не доставил удовольствия присутствующим генералам ВВС, которые в минуты перед парадом судорожно смотрели на часы, а после - почти истерически кричали от облегчения.

В обычных условиях личный состав несет службу пять с половиной дней в неделю, поскольку в субботу он свободен с полудня. В свободное время офицерам разрешается носить гражданскую одежду, но они редко это делают по трем веским причинам: костюм за 2500-3000 рублей слишком дорог даже для сравнительно хорошо оплачиваемого офицера; офицер ВВС - один из аристократов советского общества, он осознает свое положение и любит, чтобы об этом знали другие (особенно это касается молодых, неженатых офицеров, так как они знают, что пользуются особым авторитетом у девушек); форма одежды нарядная и очень хорошего качества.
Военнослужащим ВВС выдается несколько видов обмундирования. Повседневная или рабочая форма состоит из темно-синих бриджей или длинных брюк в узкую небесно-голубую полоску, кителя цвета хаки или темно-синего, стальной серой или светлой рубашки цвета хаки и черного галстука. Вечером надевается белая рубашка. Парадная форма включает в себя китель с круглым воротником с золотой вышивкой, белые перчатки и белый ремень. На фуражках, сделанных по немецкому образцу, изображена не «яичница», как в Великобритании, а «капуста».

Нередко молодые офицеры вводят дополнительные элементы. Среди них - чрезвычайно мешковатые бриджи, сапоги из мягкой кожи, надетые по так называемой гармошечной моде, с множеством складок, фуражка, сильно сдвинутая набок, и пистолет, вместо того чтобы быть на правом боку, носимый прямо на спине. Советская военная комендатура ведет постоянную безнадежную борьбу с этими новшествами.

Военно-воздушные силы хорошо оснащены специальной одеждой для летной или наземной технической работы. Имеется достаточный ассортимент зимней одежды, от коротких кожаных курток с подкладкой из искусственного меха до длинных шинелей на подкладке, темно-синих или серо-стальных, и шапок-ушанок из искусственного каракуля, настоящего каракуля для званий от полковника и выше.
Офицер платит за свою повседневную форму, а не за специальную. По сравнению с обычными ценами то, что он платит, до смешного мало и вряд ли позволило бы ему купить рубашку в гражданском магазине.

Во всех гарнизонах есть специальные магазины, которые содержит Военторг (военная торговля) при Министерстве обороны. Здесь продается одежда, продукты питания и многие другие товары, в том числе даже детские игрушки, по сниженным ценам, а зачастую и недоступные на улице. Семьям офицеров и военнослужащих ВВС разрешено делать здесь покупки.

Существуют очень четкие различия между званиями, хотя эти различия не очень заметны среди младших офицеров вплоть до майора, включая сверхсрочников, выполняющих летные обязанности. Шкала жалованья повышается медленно, на 200-400 рублей в месяц с каждым чином. Но подполковник получает не только значительную прибавку к жалованью, но и множество других привилегий, причем не столько из-за чина, сколько из-за должности, поскольку он, скорее всего, будет как минимум заместителем командира полка. У него будут большие и удобные помещения, неограниченное пользование автомобилем и, неофициально, все лучшее, что может предоставить подразделение: лучшая еда в столовой и магазине, лучшие и труднодоступные товары в магазине - для него и его семьи. Его водитель и денщик станут личными слугами его семьи.
Генерал будет обладать более широкими привилегиями. Генерал, командующий дивизией или корпусом, автоматически приобщается к удобствам, которыми пользуются местные партийные и государственные чиновники в этом районе. Он сможет пользоваться магазинами для высокопоставленных чиновников, полностью закрытыми для остального населения, где все, включая товары иностранного производства, можно купить по значительно сниженным ценам. Помимо автомобиля или двух, предоставляемых службой, он вполне может иметь свой собственный, а также обеспечить им своих детей. У него и его семьи будет один из лучших домов в городе, не обязательно на базе. Маршалы авиации ведут жизнь высших партийных чиновников, самых любимых писателей и ученых, балерин и кинозвезд.
Это и виллы на берегу Черного моря, и небольшие автопарки, и загородные дома, и охотничьи домики, и большой штат внутренней и внешней прислуги, и усыпанные бриллиантами жены и любовницы.

Их реальная зарплата не столь фантастически высока, самое большое - от 10 000 до 12 000 рублей в месяц, но зато у них столько других привилегий, например, покупки по очень сильно сниженным ценам в специальных магазинах, зарплата прислуги и содержание автомобилей, предоставляемых государством, и питание со специальных ферм, предназначенных исключительно для привилегированных. Строительство и содержание их домов и вилл ничего им не стоит, так как осуществляется бесплатно военно-строительным управлением. Очевидно, что разница между их жизнью и жизнью среднего офицера ВВС с 900-1200 рублями в месяц (не говоря уже о рядовом армии с 8-12 рублями в месяц) ставит их в другой мир.

Продвижение по службе, как правило, не соответствует официальной схеме. Согласно этой схеме, офицер должен получать повышение каждые три-шесть лет, причем интервал увеличивается по мере повышения в звании. Все офицеры оканчивают училища ВВС в звании лейтенанта (в военное время сокращенный курс выпускал младших лейтенантов). Нередки случаи, когда из двух лейтенантов, одновременно поступивших на службу в ВВС, один через четыре года становится старшим лейтенантом, а другой - майором. Основными факторами продвижения по службе являются личные качества и инициатива. Любой офицер, показавший себя исключительно способным, найдет дорогу к высшему званию, но эта здоровая и разумная практика, к сожалению, омрачается политическими соображениями. Случай с сыном Сталина не был уникальным, хотя он действительно был худшим из всех. При нормальном развитии событий Василий Сталин мог бы дослужиться до звания майора; на самом деле он был генерал-лейтенантом.
Но, возможно, еще хуже, чем открытое кумовство, является неписаное правило, согласно которому офицер, не являющийся членом партии, не имеет никаких шансов дослужиться до старшего чина. Поэтому у офицеров нет другого выбора, кроме как вступать в партию и тем самым искусственно пополнять ее ряды. Не может быть и речи о том, чтобы офицеру не разрешили вступить в партию, потому что если бы он был настолько политически подозрителен, его бы не приняли в офицерскую школу, так как он был бы «социально непригоден», по советскому выражению.

При первых встречах советских войск с западными союзниками советские офицеры всегда удивлялись возрасту своих западных коллег, которые всегда казались им довольно старыми, особенно в военно-воздушных силах. В Советском Союзе нередко можно встретить генерал-полковника авиации (эквивалент британского маршала авиации), которому еще нет и тридцати, и не исключено, что маршалу авиации не исполнилось и сорока. В целом все эти люди получили повышение по заслугам. Генерал Смушкевич и генерал Проскуров, которым было около тридцати пяти лет, были расстреляны во время великой чистки 1930-х годов, когда первый был главнокомандующим ВВС, а второй - главнокомандующим истребительной авиацией.

Советские ВВС, безусловно, являются самой орденоносной службой в мире. Число «героев Советского Союза», высшей советской награды, выросло за годы войны до неестественного количества. Дальнейшее награждение тех, кто уже стал Героем, стало проблемой, причем аж четыре раза. Первыми, кто получил третью золотую звезду Героя, были оба летчика-истребителя: двадцатипятилетний майор Иван Кожедуб и тридцатидвухлетний полковник Александр Покрышкин. Единственный Герой-четырехдесятник - маршал армии Жуков, получивший четвертую звезду перед самым увольнением.
Почти все командующие воздушными армиями и корпусами один или два раза становились Героями Советского Союза, но больше всего наград выпало на долю рядовых офицеров ВВС, особенно истребителей. До войны было крайне необычно увидеть младшего офицера с орденом Красного Знамени, не говоря уже об ордене Ленина; теперь же нередко на груди молодого капитана можно увидеть шесть этих орденов.

До войны каждый орден сопровождался небольшой денежной субсидией. После войны эта практика была отменена, потому что, как гласит бытующее остроумие, «советский банк опустел бы», если бы все гранты были выплачены.
Награды, особенно в ВВС, потеряли смысл, за исключением Героя Советского Союза, ордена Ленина и, возможно, Красного Знамени. Окончание войны остановило этот поток медалей. Такие ордена, как Кутузова или Суворова, нельзя вручать в мирное время, а в военное - только офицерам, возглавляющим стратегические части. Это относится и к орденам Александра Невского и Отечественной войны, за исключением того, что у них был более широкий круг получателей.
В мирное время действует положение о наградах, согласно которому каждый военнослужащий, независимо от звания, прослуживший двадцать пять лет, получает орден Ленина, через двадцать лет - Красное Знамя, через пятнадцать лет - Красную Звезду и другие медали за меньший срок службы.
Много наград получают и те, кто не проходил действительной службы, кроме как в штабах и политуправлениях. Сотрудники политической контрразведки при частях ВВС также получили множество высоких наград без видимых причин.

Военнослужащие ВВС набираются из ежегодного набора призывников. Главное требование - здоровье. Желающих поступить на службу обычно больше, чем мест для них, но после отсева ситуация меняется на противоположную.
Большинство личного состава, особенно офицеры, очень неохотно уходят в отставку. Основной причиной выхода на пенсию, помимо возраста, является здоровье. Это нежелание легко объяснимо: при выходе на пенсию уровень жизни резко падает, особенно у высокопоставленных офицеров. Мало того, что пенсии, как правило, не хватает, так еще и высокопоставленный офицер лишается всех своих роскошеств и привилегий.
До войны выход в отставку означал полный разрыв всех связей со службой, но после войны правительство пошло на некоторые уступки в этом вопросе. Офицерам разрешено носить свою форму (со специальной полосой на погонах). Их называют «полковник или генерал такой-то, в отставке». Они могут посещать офицерские клубы и рестораны и имеют право на воинское приветствие.

Продвижение по службе в ВВС происходит легко и быстро, как и понижение. Любой генерал или маршал ВВС может потерять свое звание и все, что к нему прилагается, без особого предупреждения. Если повезет, его просто снимут со звания и отправят на какую-нибудь незначительную должность, как это случилось, например, с генералом Мусиенко, заместителем командующего 2-й воздушной армией, который вдруг оказался председателем крупного государственного сельскохозяйственного предприятия (Совхоза) в Комитете партии. Если случится худшее, и он попадет в политическую опалу, вопрос о звании вряд ли возникнет, поскольку ему повезет просто спастись.
В военное время рядовых офицеров могли массово понижать в звании за такие проступки, как потеря техники или слишком большие потери среди личного состава. Многие офицеры ВВС с большим трудом пытались убедить контрразведку в том, что они были вынуждены прыгать с парашютом и бросать свои самолеты. В конце концов пилоты стали бояться остаться без своих самолетов, поскольку наказанием за очень серьезный проступок - оставление техники без достаточных оснований - было понижение в звании, лишение всех наград и служба от трех до восьми месяцев в штрафном батальоне. Фактический срок службы в таком батальоне не имел особого значения, поскольку было очень маловероятно, что кто-то сможет продержаться там более нескольких дней.
В мирное время также действуют строгие дисциплинарные суды. Самыми страшными преступлениями являются измена и дезертирство на Запад. Приговор за эти преступления - смерть или, в крайнем случае, пятнадцать лет рабского труда, в последнем случае, разумеется, заочного.

Все правонарушения строго делятся на политические и неполитические. Все, что особый отдел и политические власти сочтут антисоветской деятельностью, автоматически означает крах всей карьеры, изгнание со службы и почти наверняка длительное тюремное заключение. Фантазия властей в отношении антисоветской деятельности не ограничена, и она может варьироваться от заговора революции до сочинения смешных историй о советских лидерах.
Неполитические правонарушения в основном бывают двух видов: кража государственного имущества и преступления против нравственности. Первое опять-таки имеет очень широкий диапазон: Офицер снабжения авиадивизии или корпуса может заработать несколько миллионов рублей, манипулируя имуществом и средствами, находящимися в его распоряжении; техник может унести несколько пинт спирта, предназначенного для технических целей, и распить его с друзьями. Последнее является традиционным правонарушением в ВВС.
Наказание в первом случае зависит от политического положения и политических контактов офицера. В 1947 году майор Лозовский, отвечавший за снабжение в воздушной армии, вывез из оккупированной Австрии домой в Россию два железнодорожных вагона, набитых ценными вещами, и несколько миллионов рублей наличными. Было проведено расследование, вызвавшее большой скандал; через несколько месяцев майора Лозовского заметили спокойно идущим по одной из улиц Москвы в гражданской одежде, и выяснилось, что он является высокопоставленным сотрудником Московского ресторанного треста. Он был племянником заместителя министра иностранных дел Лозовского; в противном случае он вполне мог бы получить до десяти лет лишения свободы.

Более мелкие проступки неполитического характера могут быть наказаны понижением в должности и тюремным заключением до пяти лет. Но всегда есть шанс, что даже без политического статуса и связей преступник может остаться безнаказанным, так как тайная полиция обычно закрывает глаза на неполитические преступления.
К преступлениям против нравственности относятся изнасилования, исключительно бурная супружеская жизнь, нарушающая покой гарнизона, и венерические заболевания. Изнасилование, как правило, воспринимается очень серьезно. В одном случае генерал-инженер технической авиационной службы, изнасиловавший тринадцатилетнюю девочку, был лишен звания и наград и понижен в должности до техника-строителя на аэродроме. Второй проступок обычно рассматривается местными политическими властями без привлечения военного трибунала, и человек может потерять выслугу лет и даже быть пониженным на один или два ранга. Венерические заболевания стали нарушением, особенно серьезным в военно-воздушных силах, к концу войны. Поначалу к жертвам венерических заболеваний начальство относилось с сочувствием и пониманием, и заболеть сифилисом было ласково известно как «стать генералом», а гонореей - как «стать полковником».
Позже, когда количество случаев заболевания в ВВС катастрофически возросло в частях, дислоцированных в оккупированных странах, заражение стало правонарушением, и офицера или мужчину отправляли домой с черной меткой в досье; для офицера это означало крах его карьеры.

Офицер или человек, заболевший во время службы обычным заболеванием, получает первоклассное лечение в специальных госпиталях ВВС. В Москве находится центральный госпиталь ВВС, оснащенный новейшим современным оборудованием и исследовательскими лабораториями. В каждой воздушной армии есть свой госпиталь меньшего масштаба, в корпусах и дивизиях - медицинские батальоны, в которых также имеется определенное количество коек. В полках есть медицинские роты, которые могут оказывать первую помощь и клиническое лечение, но не имеют коек. Все госпитали ВВС находятся под контролем специального медицинского управления при главном командовании ВВС. Это управление также содержит дома отдыха для военнослужащих ВВС, в том числе в самых красивых уголках России, в Крыму и на Кавказе.
Высшее командование очень неохотно увольняет личный состав из ВВС, и часто проводится очень длительное лечение, чтобы восстановить здоровье человека, а не потерять его со службы.

После войны была восстановлена система ежегодных отпусков. Продолжительность отпуска зависит от различных обстоятельств: личного дела человека, его удаленности от дома (в России это немаловажный фактор). В зависимости от этих обстоятельств отпуск может составлять от двух до пяти недель. В мирное время существуют также однодневные отпуска и отпуска выходного дня. Отпуск в рабочий день обычно предоставляется при особых обстоятельствах. В выходные дни весь персонал, снятый с дежурства, имеет право идти куда ему заблагорассудится, если его поведение в течение последней недели было удовлетворительным. Определенное количество людей всегда находится в казармах.

В целом условия для занятий спортом не очень хорошие. Есть несколько отличных футбольных команд, таких как ЦДСА, Центральный Дом Советской Армии, в который входят офицеры ВВС, или «Крылья Советов», но игроков этих команд вряд ли можно назвать кадровыми офицерами ВВС, потому что они действительно профессиональные спортсмены, а их увольнение из ВВС - всего лишь формальность.
В авиационных гарнизонах обычно есть спортивные площадки с различным оборудованием, но посещаемость, если она не является обязательной, очень низкая. У военнослужащих ВВС очень мало свободного времени, а то, что есть, они стремятся потратить на собственные развлечения.
В каждом авиагарнизоне, помимо офицерских клубов всех служб, есть свой офицерский клуб, в котором есть рестораны и бары, где можно купить выпивку. Но серьезные попойки обычно происходят вне этих заведений, вдали от вышестоящего начальства. Из всех советских служб больше всего пьют в ВВС, поскольку там больше всего платят и больше всего молодых неженатых офицеров. Обычно пьют различные виды водки и традиционный напиток - «технический спирт», о котором очень много говорят, что он крепче обычного спиртного, чистый и, главное, ничего не стоит, если не считать небольшого риска быть пойманным за его кражей. В народе о нем говорят следующее: «Чист, как слезы Богородицы, и силен, как советская власть».

Сленг советских войск, как правило, слишком неприличен, чтобы его повторять; однако есть одна-две поговорки, например, «где кончается дисциплина, там начинаются ВВС».
Песни ВВС также в целом крайне неприличны и очень популярны. Есть и песни, написанные советскими композиторами, прославляющие ВВС, а одна из них была объявлена практически гимном ВВС.

Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,
Преодолеть пространство и простор,
Нам разум дал стальные руки-крылья,
А вместо сердца – пламенный мотор.

В каждом авиаполку есть свой духовой оркестр. В полковых клубах есть музыкальные инструменты, самые популярные из которых - аккордеоны.

Во время войны женщины играли довольно важную роль в военно-воздушных силах. Существовали целые женские полки. Самым известным был полк полковника Валентины Гризодубовой, который успешно воевал на Южно-Кавказском фронте. Многие женщины стали Героями Советского Союза и получили другие награды. После войны эти части были расформированы, и женщин в ВВС осталось очень мало. Большинство из тех, кто остался, работают в медицинской службе. В клубах, столовых и прачечных также работают женщины, но они не относятся к постоянному обслуживающему персоналу. У этих девушек обычно есть друзья среди офицеров, но их популярность зависит от положения гарнизона и количества девушек в окрестностях.
Часто можно определить местонахождение авиагарнизона в городе по количеству девушек, патрулирующих на улице. Военной комендатуре часто приходится их отгонять. «В Советском Союзе нет проституции».
Многое из этого может показаться не очень отличным от других военно-воздушных сил; различия становятся заметными именно в сфере политической индоктринации и контроля.

Оплата труда и надбавки в советских ВВС
Оплата труда офицерского состава советских ВВС и морской авиации, основанная исключительно на звании, такая же, как и в других вооруженных силах Советского Союза.
Цифры, приведенные в таблице ниже, вводят в заблуждение. Другими факторами являются назначение на должность, выслуга лет (рассчитывается в процентах от базового оклада и оклада за назначение на должность) и оплата за полеты. Персонал получает зарплату в соответствии со своим назначением в качестве номинального (летный состав или экипаж) или не номинального персонала (инженерно-технические и другие специальности). Наибольшее предпочтение отдается пилотам, затем штурманам, затем инженерам, находящимся в летном статусе. Далее следуют инженеры, отвечающие за обслуживание самолетов и соответствующего оборудования; затем технические офицеры, чье образование имеет средний уровень, но которые прошли специализированные курсы по связи, электронике, вооружению, двигателям и т.д.
Например, подполковник советских ВВС может ежегодно получать 13 200 рублей базового оклада, плюс 31 200 рублей в год за назначение на должность командира истребительной эскадрильи. Вероятно, он прослужил бы от пятнадцати до двадцати лет и, следовательно, получал бы вознаграждение за выслугу лет в размере двадцати процентов от его оклада за звание и назначение, или 8 850 рублей. Поскольку его можно считать пилотом I класса, он будет получать дополнительно 200 рублей в месяц, или 2 400 в год.

Он также может получить премиальные за полеты, если налетал больше годовой нормы, исходя из шкалы оплаты за ночные полеты, полеты по приборам и строевые полеты. Дополнительное вознаграждение также выплачивается за прыжки с парашютом сверх годовой нормы. Из его жалованья производятся вычеты на приобретение государственных облигаций, размер которых зависит от того, где служит офицер - в СССР или на оккупированной территории.
Зарплата также может облагаться налогом на доходы физических лиц, аналогичным подоходному налогу. Без учета надбавки за тяжелые условия службы, бесплатного продовольственного пайка и жилья этот советский подполковник получал бы около 77 200 рублей в год. При курсе десять рублей за доллар это составляет 7720 долларов США, плюс премиальные и другие исключения, упомянутые выше.

Дополнительные льготы, такие как питание, одежда, аренда жилья и значительные скидки на потребительские товары, составляют столько же или даже больше, чем получаемые им деньги. Для сравнения, подполковник с аналогичной квалификацией и назначением в ВВС США получает около 9600 долларов США в год базового и летного жалования. Он не получает никаких выплат при назначении на должность, но получает жилье и суточные.
Советский офицерский корпус в целом получает зарплату и дополнительные льготы, значительно превышающие возможности кадрового сержанта или солдата срочной службы. При повышении в звании до подполковника и выше наблюдается тенденция к тому, что карьерные офицеры как таковые выравниваются на более равной основе.

Если взять летный состав в целом, включая радиста/стрелка, который обычно является сержантом или старшиной, и сравнить его со всеми категориями военнослужащих сухопутных и военно-морских сил, будь то офицеры, кадровые офицеры, сержанты или солдаты срочной службы, то сравнение все равно будет в пользу летного состава. Радист/пулеметчик, единственный рядовой, имеющий статус летчика, получает чуть больше жалованья и чуть лучший паек, чем другие военнослужащие сопоставимого времени службы и того же класса. Его жильё, вещевое и продовольственное довольствие и другие факторы социального обеспечения такие же, как и у других кадровых сержантов в воздушных и сухопутных войсках, а его отпускные выплаты сопоставимы.

Наземным экипажам и другому менее привилегированному воздушному персоналу платят, размещают и кормят в соответствии с их ценностью для организации. Существует определенная тенденция привлекать сверхсрочников на более важные служебные должности, предлагая предварительную техническую подготовку и премии за исключительную работу. Кроме того, в боевых действиях им полагаются дополнительные пайки и награды.
Считается, что базовая зарплата военнослужащих срочной службы по призыву и сверхсрочной службы в ВВС такая же, как и в сухопутных войсках (см. таблицу).
Кроме того, срочникам и сверхсрочникам доступны многочисленные поощрительные привилегии и награды. Денежные премии начисляются за успешное выполнение поставленных задач. Если за определенный период времени в двигателе или радиооборудовании не возникает серьезных неполадок, ответственный механик получает денежную премию.
Военнослужащие срочной службы сержанты, ефрейторы и рядовые, доказавшие свою профессиональную и политическую компетентность, могут быть приняты на сверхсрочную действительную службу сроком не менее двух лет и имеют право на повышение до следующего воинского звания.

Сержантам могут быть присвоены офицерские звания, как при продолжении службы, так и при переводе в неактивный резерв. Однако для получения звания младшего лейтенанта они должны сдать установленные экзамены, а для получения звания лейтенанта - пройти полный курс школы кандидатов в офицеры.

Военнослужащие сверхсрочной службы получают отпуск и имеют право на пенсию и материальную помощь в соответствии с правилами, применяемыми ко всем офицерам. Семейные военнослужащие, проходящие срочную службу, могут проживать в отдельных помещениях казармы или вне казармы с разрешения командира части. В свободное от службы время они могут носить гражданскую одежду.
Военнослужащие СССР пользуются всеми правами советских граждан: неограниченное участие в политической жизни страны, избирательное право, право быть избранным в высшие и местные органы власти, право состоять в партии, комсомоле, различных общественных организациях.