-
На крыльях дружбы (из истории проведения зарубежных дружественных визитов с участием летчиков 234-го ГИАП, 1967-1992 гг.) - так называется новая публикация по истории "пилотажного" полка, размещенная на интернет-форуме сайта пилотажной группы "Стрижи" (раздел "История авиаполков Кубинки")
За время существования 234-го Гвардейского истребительного авиационного Проскуровского краснознаменного, орденов Кутузова и Александра Невского полка имени Ленинского комсомола (234-м ГИАП) в нем сменилось не одно поколение отобранных по всей стране летчиков-асов, летавших на МиГ-15,-17,-19,-21,-23,-29, Су-17, -20, -22,-24,-25,-27.
Хотя за этим известным авиаполком из подмосковной Кубинки закрепилось такое короткое и звучное неофициальное название - «пилотажный», но никто и никогда не снимал с авиаторов 234-го истребительного полка тех учебно-боевых задач, которые были присущи обычным строевым истребительным авиаполкам страны.
Термин «пилотажный полк» лишь подчеркивал эту исключительную возможность для летчиков 234-го истребительного авиационного полка летать по ими же написанным курсам пилотажной подготовки (КПП) согласно разрешенным только им допускам. Только в этом полку ВВС летчики могли летать на тех зачастую запредельных режимах, которыми был обусловлен высший пилотаж и которые были недоступны обычным строевым летчикам.
Одними из наиболее ярких, значимых и запоминающихся событий в истории «пилотажного» полка, кроме участия в многочисленных воздушных парадах и показах, являются зарубежные дружественные визиты, в которых не раз участвовали авиаторы Кубинки разных поколений на самолетах МиГ-21 различных модификаций, МиГ-23МЛА. МиГ-29, Су-25 и Су-27. В состав пилотажных расчетов при подготовке таких весьма ответственных мероприятий включались настоящие асы своего дела - наиболее подготовленные по программам одиночного и группового пилотажа летчики полка. Поэтому по участию в таких крупных показах и визитах можно примерно проследить составы основных пилотажных расчетов 234-го полка тех лет. К большому сожалению, многие из тех людей, фамилии которых будут называться в статье, уже ушли в свой последний полет, но многие здравствуют и поныне. Всем авиаторам-ветеранам известного "пилотажного" полка посвящается этот рассказ. Автор надеется, что эта статья поможет сохранить в памяти их имена.
В данной интернет-публикации, подготовленной на основе материалов мемуарно-документальных исследований по истории 234-го ГИАП, выполненных в 2007-2013 гг., приводится краткий исторический обзор зарубежных дружественных визитов с участием авиаторов Кубинки периода 1967-1992 гг. Более подробно рассматривается лишь самый первый визит дружбы в Швецию, состоявшийся в 1967 г. и положивший начало обмену многочисленными дружественными визитами в последующие годы. В вышедшей весной 2013 г. к юбилею полка книге автора о летчиках-пилотажниках Кубинки и истории прославленного 234-го ГИАП (Кузнецов Г.Г. В небе Кубинки ХХ-го века. Записки пилотажников (по страницам истории 234-го Гвардейского истребительного авиационного полка. 1950-1992 гг.) - М.: Новые печатные технологии, 2013 г. - 788 с.), каждому визиту посвящен самостоятельный раздел с привлечением воспоминаний ветеранов - непосредственных участников описываемых событий и обширного иллюстративного материала.
Ознакомиться с публикацией можно по ссылке:
Интернет-аэроклуб "Стрижей" - На крыльях дружбы (из истории проведения зарубежных дружественных визитов с участием летчиков 234-го ГИАП, 1967-1992 гг.)
Г.К.
gk21-234giap@yandex.ru
-
Как известно, никто и никогда не снимал с 234-го "пилотажного" полка задач по учебно-боевой подготовке. Опыт проведения воздушных боев во Вьетнаме и на Ближнем Востоке показал, какое значение имеет ближний маневренный воздушный бой с противником и наличие на борту истребителя пушечного вооружения. Судя по тому, что "пилотажники" Кубинки постоянно принимали участие в проведении различных крупных войсковых учений с применением авиации, проведении показательных маневренных воздушных боев на малых высотах, участвовали совместно с летчиками-испытателями в войсковых испытаниях и освоении поступающих на вооружение новых модификаций авиационной техники, передавали свое летное мастерство летчикам других строевых полков, уходящих за рубеж для выполнения поставленных перед ними ответственных задач, в качестве летчиков-инструкторов и советников готовили летные кадры в ряде "горячих точек" зарубежья, их богатый пилотажный опыт оказался востребованным.
Об этой стороне подготовки летчиков-пилотажников 234-го ГИАП рассказывается в небольшом фрагменте книги автора этих строк "В небе Кубинки ХХ века. Записки пилотажников (по страницам истории 234-го Гвардейского истребительного авиационного полка. 1950-1992 гг.)".
В материале называются фамилии известных летчиков-пилотажников 234-го ГИАП и его командиров периода 50-70-х годов прошлого века, летавших в качестве ведомых и ведущих в составе тогдашних "ромбов", "пятерок", "шестерок" и "семерок" на МиГ-15, МиГ-19, МиГ-21 и МиГ-23, участвовавших в формировании пилотажной школы ВВС страны и стоявших, таким образом, у истоков создания нынешних пилотажных групп Кубинки "Стрижи" и "Русские витязи", 25-летний юбилей которых отмечается в эти дни
Материал размещен на форуме Интенет-аэроклуба пилотажной группы "Стрижи" в разделе "История авиаполков Кубинки":
Интернет-аэроклуб пилотажной группы "Стрижи" - "Пилотаж и бой" (фрагменты книги Г. Кузнецова "В небе Кубинки ХХ века. Записки пилотажников. - По страницам истории 234-го Гвардейского истребительного авиационного полка. 1950-1992 гг.", 2013).
Г.К.