В общем, возникла тут пара троек вопросов... может, кто сумеет помочь?
1) Известно, что для наведения ракет на МиГ-21Ф-13 только при нахождении цели в пределах разрешенных расстояний появлялся сигнал "ПР" (пуск разрешен). Разрешенное расстояние - это дальность захвата цели ГСН ракеты?
2) Каким образом срабатывал сигнал "Пуск разрешен"? Появлялась надпись на прицеле или мигало какое-то табло, или звук в наушники шлема подавался?
2) Описана ли где-то работа прицела-вычислителя? Как он на МиГе действовал? Как и на поршневых машинах, или уже была возможность видеть, куда и как пойдет очередь (т.е. бортовой вычислитель "рисовал" на прицеле кривые, прогнозирующие направление трассы?).
1.Есть Дрмах и Дрмин(Дальность разрешенного пуска) вычесление в СРП.
и выдача на индикатор РЛ прицела.
Др это не дальность захвата ГСН.
2.Звук в наушниках и загорание лампы на приборной доске Захват ГСН.
3.Оптический прицел имел два режима "ГИРО" и "НЕПОД".
С РЛ прицелом связан небыл.
Это начиная с самолета МиГ-21ПФМ с БРЛС и последующие с оптическими прицелами АСП-ПФ,АСП-ПФД
ПО МиГ-21Ф-13 :СРД и АСП-5НД по мойму не связаны, но надо уточнить
Последний раз редактировалось Вовчек; 24.10.2007 в 17:15.
Вовчек , то есть сетка, грубо говоря, следует за выцеливаемым самолетом?
Мне просто сложно понять саму систему без наглядного пособия Вот в ЛокОн на МиГ-29, кажется, при переключении прицела в режим "Пушка" (или как-то так) появлялось 3 линии - 1 горизонтальная и 2 кривые, которые при маневрировании изгибались. Я так понял, они показывают примерное направление трассы из пушки, если в этот момент нажать гашетку...
На МиГе, получается, почти как раньше целились - на глазок? Или же при переключении в режим "гиро" достаточно было при, скажем, вираже поймать противника в перекрестие - и уже получалось рассчитанным упреждение??
Последний раз редактировалось Захарий; 24.10.2007 в 20:25.
В режиме ГИРО накладываете перекрестие на цель ждете покаСРП прицела вычеслит угол упреждения и подвижная марка прицела отклонится на расчетный угол, маневром самолета удерживаете цель в подвижной марке и ведете огонь время отработки 1-2 сек. В зависимости от типа прицела. Но ограничение по перегрузке для Миг-21
3 ед.
Блин... Кончились вопросы с прицелом - возникли с вооружением
Гашетка на МиГ-21 имела какой-то предохранитель? Т.е. надо ли было перед стрельбой переводить ее в боевое положение, как это было на поршневых Яках и пр.? И нужно ли было после пуска ракет еще переключать что-то, чтобы вести огонь из пушки? (встречал упоминание, что для переключения видов вооружения летчик должен был убирать на несколько мгновений руку с рычагов управления - отсюда и вопрос).
На МиГ-21Ф-13 сигнал на пуск ракет Р-3С вычислялся по данным от радиодальномера и высотомера. При входе цели в диапазон разрешенной дальности (зависящей в основном от высоты полета) подавался сигнал в форме загорания лампы "Пуск" на прицеле. АСП-5НД работал при этом в режиме "непод", прицеливание производилось визуально прямой наводкой (совмещением центральной марки прицела с целью). Условием успешного пуска являлось наличие захвата ГСН ракеты, о котором летчик оповещался характерным повышением гроскости "зуда" от ГСН в наушниках. Пуск мог быть осуществлен и без РД (что чаще всего и было) при визуальной оценке дальности.
Стрельба из пушки велась в сдедующих режимах:
1. в режиме "гиро" без РД с обрамлением сопровождаемой маневром исребителя цели, размах которой предварительно устанавливался на прицеле;
2. в режиме "гиро" с использованием РД, одна из антенн которого (с широкой диаграммой направленности) могла использоваться в режиме ближнего боя;
3. ведением сопроводительно-заградительноv стрельбы в режиме "непод". Этот вид прицеливания был затруднителен, т.к прицел представлял круг с центральной маркой.
4. ведением сопрроводительной стрельбы при прицеливании практически "прямой наводкой на Д<200м.
На поздних МиГ-21 (С и далее) устанавливался прицел АСП-ПФ/ПФД с двумя сетками - подвижной и неподвижной. До варианта С на МиГ 21 была одна боевая кнопка для пушка и ракет (гашетка впереди, скоба которой откидывалась перед стрельбой сверху ручки вперед. Для перехода со стрельбы ракенами на пушкиу надо было перенести взгляд в кабину и переключить тумблер. В бою конечно было не до переключений, поэтому позднее установили две БК - одну, для пушки, впереди ручки (как ранее), другую для ракет на фронтальной стороне ручки рядом с кнопкой "захват". Вторая БК закрывалась предохранительной скобой. С некоторых серий на бисах расположение БК и кнопки захват поменяли местами (пришло это в голову какому-то идиоту), что приводило иногда к перепутыванию кнопок в полете (в одном полку могли быть самолеты с разным расположением кнопок). Помню один случай при стрельбе по НЦ, когда летчик перед вводом в пикирование вместо кнопки "захват" нажал "пуск" и положил пару С-5 в нескольких метрах от вышки РП на полигоне. Фото с ФКП СШ-45 МиГ- 21 бис, стрельба по наземной цели, подвижная сетка из 8 ромбиков по радиусу и центральной марки не видна на фоне солнца. Радиус малого кольца 60, большого 105 тысячных рад.
Последний раз редактировалось Fighter; 30.10.2007 в 11:55.
На МиГ-21 Ф-13 удалось полетать только на третьем курсе Качинского ВВАУЛ. На сколько помню, СРД имел две антенны, одну узконаправленную, для измерения дальности при пуске ракет, и с широкой диаграммой направленности для стрельбы из пуски и НУРС.
После попадания цели в широкий луч антенны и захвата на автосопровождение по дальности, СРД выдавал дальность в АСП-5НД. Прицел на основе данных о дальности и угловой скорости линии дальности (измерялась гироскопом прицела при сопровождении цели маневром исребителя) вычислялся угол прицеливания, который в виде отклонения прицельного кольца визуально выдавался на отражатель прицела. В этом случае летчику не надо было вводить размах цели и вручную обрамлять цель прицельным кольцом.
Если честно, то все эти режимы были очень мало применимы в маневренном бою. При любом резком маневре, сетка уплывала на большие углы, болталась, хотя, как помню, в АСП-5НД был режим арретирования, т.е. загрубления. Сопроводить цель в течение хотя бы 2-3 сек. в реальном бою было очень сложно, обычно в случае внезапной атаки. Поэтому, в последствии, исходя из опыта боев, в прицел ввели неподвижную сетку, по которой можно было вести сопроводительно-заградительную стрельбу. Ну а реально из пушки сбивали на дальности 100-150 м., когда и прицеливаться было не очень надо.
На АСП-ПФД был режим "гиро-300", когда надо было ввести только размах цели. При вписывании ее в кольцевые ромбы дальность соответстовала дальности начала стрельбы (300 м). Даже при значительных перегрузках подвижная сетка оставалась в пределах отражателя. В учебных боях я обычно выводил обе сетки, неподвижную для ведения сопроводительно-заградительной стрельбы и подвижную в режиме "гиро-300".
Fighter
Спасибо за развернутый ответ.
В Корее, как известно, один Сейбр поврежденный и совершивший вынужденную посадку был изучен нашими специалистами.
На базе его РД мы сделали свой СРД.
Фактически можно наверное считать,что реализация связки АСП в режиме ГИРО и СРД взята от Сейбра? Как Вы думаете?.
У Сейбра такой же режим можно было применять до перегрузки в 6 единиц.
Вполне может быть, хотя сами идеи системы прицеливания можно найти и в немецких и в советских школах! В реализации идей в железе американцы при поддержке UK более продвинулись, поэтому не использовать их опыт при получении самолета было бы глупо. Сами американцы много давали за получение МиГ-15, только уже после окончания войны в Корее получив целый самолет от северокорейского летчика-перебежчика. По поводу перегрузки 6 - это в основном реклама, на которую авторы очень способны, прочитайте опус "Воздушная мощь- решающий фактор войны в Корее", там, кстати есть и фрагменты про надежную и эффективную работу АСП с СРД. При перегрузке 6 на дальности 500-600 м (это минимальная дальность, определяемая СРД по параметрам характеристик приемо-передатчика) углы упреждения при сопроводителной стрельбе были больше зоны отражателя прицела.
В боях в Корее, происходивших на больших высотах при сравнительно малых перегрузках режим "гиро" с СРД может и был достаточно эффективен, но в условиях больших скоростей и малых высот на самолетах следующего поколения потерял свою актуальность. Основная проблема при создании новой боевой техники - это определить, что надо, ибо война - критерий истины.
Мы знаем множество примеров совершенно неверного выбора векторов развития, точку в которых поставил реальный опыт.