Это одна из "уток" запущенных в "оборот" без необходимой проверки "охотничьих" рассказов.
"2.1. Первые серийные МиГ-23 «в строю»
В истории создания любого боевого самолета есть несколько рубежных дат: первый полет опытного экземпляра, первый полет серийного экземпляра, дата поступления первых самолетов в строевую часть... Ведь только после того, как новое «изделие» освоят строевые летчики и будут готовы к его применению, этот самолет получает путевку в жизнь.
В послевоенные годы стало практикой, когда поступление первых серийных экземпляров новых самолетов в строевую часть совпадало с войсковыми испытаниями данного образца летной техники. Так было с МиГ-15, который в феврале 1949 года поступил в 29-й гвардейский истребительный авиационный полк 324-й истребительной авиационной дивизии (аэродром Кубинка), летчики которого одновременно с освоением новой реактивной техники принимали участие в войсковых испытаниях эпохального для советских ВВС истребителя. В марте 1955 года летчики 32-го гвардейского и 274-го истребительных авиаполков 9 иад (аэродром Кубинка) в составе сводной группы начали осваивать, а затем проводить войсковые испытания первого отечественного сверхзвукового истребителя МиГ-19. Попутно следует заметить, что эту группу из летчиков 32 гиап и 274 иап, проводившую войсковые испытания нового самолета МиГ-19. В марте 1960 года первые серийные МиГ-21Ф/Ф-13 поступили в 32-й гвардейский иап 9 иад, который первым в ВВС осваивал новый самолет-истребитель и проводил его войсковые испытания.
Однако история поступления первых серийных МиГ-23 в строевой полк не такая однозначная. Многие отечественные публикации, посвященные истории создания и развития МиГ-23, принадлежит перу Владимира Ильина. В одной из первых своих работ на эту тему, опубликованной в 1993 году, В. Ильин писал: «Первые серийные самолеты с двигателем Р-27Ф-2-300 (т.е. МиГ-23С) поступили в истребительный авиаполк, базировавшийся в г. Россь (БелВО)». Впоследствии эту информацию В. Ильин неоднократно повторил в своих последующих работах. Вслед за ним и другие авторы стали сообщать, что «истребители МиГ-23 с двигателем Р-27Ф2М-300 с тягой 6900 кг на максимале передали заказчику в авиаполк, базировавшийся в г. Россь (БелВО)».
Обращает на себя внимание лапидарность данной информации: не сообщается ни дата поступления нового самолета, ни номер полка и его принадлежность к авиадивизии или воздушной армии, ни фамилия командира этой части, не говоря уже о других деталях. Все это дает серьезный повод усомниться точности информации о том, что первым истребительным полком, получившим МиГ-23 был «авиаполк, базировавшийся в г. Россь».
При этом добавим, что на аэродроме Россь (Гродненская область) в 1950-1980-х годах базировался 968-й Севастопольский Краснознаменный ордена Суворова III степени истребительный авиационный полк, входивший в состав 95-й истребительной авиационной дивизии (штаб аэродром Щучин). В состав 95 иад кроме 968 иап входили 927 иап (аэродром Береза) и 979 иап (аэродром Щучин).
Действительно, 968-й авиаполк был одним из первых полков истребительной авиации, получивших на вооружение новые самолеты МиГ-23. Как явствует из исторического формуляра 968 иап, полк начал перевооружатся на МиГ-23 в июне 1972 года, когда на новую машину начали переучиваться управление полка и первая эскадрилья. Через несколько месяцев на МиГ-23 переучились вторая и третья эскадрильи 968 иап. При этом ветераны 32-го гвардейского авиаполка рассказывают, что после получения 32 гиап первых самолетов модификации МиГ-23М, самолеты МиГ-23С летчики шаталовского полка перегнали на аэродромы Россь и Щучин.
Поэтому мы можем с полным основанием утверждать, что первым строевым полком, приступившим к освоению самолета МиГ-23, стал 32-й гвардейский истребительный авиационный полк 9-й истребительной авиационной дивизии ВВС Московского военного округа, базировавшийся в то время на аэродроме Шаталово Смоленской области. Но предоставим слово непосредственным участникам не столь далеких событий...."
Сообщите свой мыл, вышлю pdf второй части книжки о 32 гиап, где подробно описана и история освоения МиГ-23С в этом полку.
С уважением,
Сергей Исаев