С точки зрения осложнения визуального наблюдения в мире в настоящее время сложилось два основных подхода к окраске серийных боевых самолетов:
1. Однотонная окраска, оптимизированная на снижение контраста самолета на одном типовом фоне. Цвет краски подбирается таким образом, чтобы поверхности самолета имели ту же яркость, что и фон. Вариантом такой окраски является двухцветная окраска, в которой для затененных участков используется эмаль более светлых тонов, чем для освещенных участков. Этим достигается лучшее выравнивание яркости поверхностей самолета с яркостью фона.
2. Деформирующая окраска, применяемая при переменных фонах наблюдения. Эффект деформирующей окраски заключается в том, что каждый раз часть пятен окраски сливается для наблюдателя с изменившимся участком фона. Этим достигается искажение и неузнаваемость оставшейся видимой части формы и контуров объекта. В схемах окраски самолетов компании
«Сухой» нашли применение оба этих подхода. Деформирующая окраска применяется на современных серийных самолетах ОКБ Сухого, состоящих на вооружении ВКС и ВМФ России
Окраска истребителей семейства Су‑27 оптимизирована на наблюдение на типовых фонах в ближнем воздушном бою, корабельных истребителей Су‑33 — на фоне поверхности воды, истребителей-бомбардировщиков Су‑34 — на фоне подстилающей поверхности на средних и больших высотах полета, штурмовиков типа Су‑25 — на фоне подстилающей поверхности при полете у земли. Цвета эмалей для окраски штурмовиков типа Су‑25 подбираются в зависимости от местности предполагаемого базирования.
Для нижней поверхности самолетов наиболее часто используется однотонная окраска, призванная снизить контраст самолета при наблюдении на фоне неба.
Согласно решению министра обороны, для всех серийных самолетов 2011–2013 годов выпуска для верхних поверхностей применялась однотонная окраска темно-серых тонов. Позднее, с приходом нового министра обороны Российской Федерации, было принято решение вернуться к прежним деформирующим схемам окраски и прежней цветовой гамме. В схемах окраски серийных самолетов компании «Сухой», поставляемых иностранному заказчику, нашло применение как однотонное, так и деформирующее окрашивание. Однотонное окрашивание серых тонов применяется в схемах окраски самолетов Су‑30МКИ ВВС Индии, Су‑30МКМ ВВС Малайзии, Су‑30МКИ(А) ВВС Алжира. Двухцветное однотонное окрашивание применяется в схемах окраски Су‑30МКК, Су‑30МК2, Су‑27СК ВВС НОАК. Деформирующее окрашивание применяется в схемах окраски самолетов Су‑27СК, Су‑30МК2 ВВС Венесуэлы, Вьетнама, Индонезии, Уганды, схемах окраски экспортных вариантов штурмовика Су‑25.