Доброго времени суток! Многие годы по крупицам из различных источников собирал информацию об учебных пособиях Рижского ВВАИУ и их судьбе. В 1993 году училище было расформировано и выведено в РФ. Из авиатехники в РФ перевезено всего 2 или 3 самолёта, остальные летательные аппараты ждала различная судьба. Пока выяснилась история далеко не всех учебных пособий, если вы что-то помните, знаете или у вас имеются фотографии - прошу писать, будем корректировать, исправлять, дополнять.
Авиатехника РВВАИУ
Рижское Высшее Военное Авиационное Инженерное Училище им. Я.И. Алксниса находилось на берегу Кишозера по адресу Ezermalas 3. После обретения Латвией независимости, в 1993 году вся авиатехника расформированного училища была распродана, часть разрезана на металлолом, часть перевезена в РФ, но многие ЛА удалось сохранить, большинство из них сегодня в рижском авиамузее. У училища было две площадки с авиатехникой (учебными пособиями). В течении последних 10 лет время от времени интересовался историей многих училищных бортов, информация собрана по сведениям ветеранов, но удалось узнать далеко не всё. К тому же сведения по памяти не редко противоречат друг другу...Надеюсь курсанты училища и другие исследователи авиации сообща сможем выяснить судьбу многих учебных пособий РВВАИУ.
◙ Учебный аэродром РВВАИУ находился за территорией аэропорта Скулте возле торца ВПП 36.
●Ан-12 №32 (???)
Борт ранних серий, прибыл своим ходом и зарулил с полосы прямо на стоянку учебного аэродрома. На фотографиях замечен в 1988 г. Утилизирован в 1993 г. Остатки кабины стрелка находятся в музее. Фото 1988, 06.2008
●Ил-28 №??
Данных нет.
●Ми-6 №14 (???)
В частично демонтированном состоянии был перевезён из 367 овп (Каунас) и смонтирован на учебном аэродроме. Замечен в 1988 г. Утилизирован в 1993 г. Фото 1988, 1988
●Ми-24А №20 (2201407), выпущен в 1972 г.
Прибыл из Брод, Львовской обл. По одним сведениям был на учебном аэродроме один. Замечен в 1988 г. С 1993 г. в музее. Фото 1988, 06.1996, 01.05.2010, 14.08.2012
●Ми-24А №?? (2201108), выпущен в 1971 г.
Где именно он находился в училище доподлинно не ясно. Утилизирован в 1993 г., хвостовая балка находится в музее (оттуда и з/н). Фото 10.2016, 29.08.2012
●Ми-24А №36 белый (???)
Замечен на фотографиях 1988 г. Возможно как раз его з/н 2201108. Фото 1
●Ми-24Р №?? (???)
Вторым «крокодилом» в Скулте своим ходом прибыл Ми-24Р. Утилизирован в 1993 г., разбитая кабина передана в музей. Фото 198Х, 2008
●Ми-24В (опытный Ми-24К) №03 (3532424810853), выпущен в 1978 г.
В 80-е годы прибыл в Скулте на борту транспортного самолёта. 27.10.1993 доставлен морским путём из Риги в Ливерпуль (Великобритания). В 2006 г. перевезён в США где стал экспонатом авиа музея. Фото 10.1993, 21.11.2009, 05.09.2011, 18.06.2014
●Ми-24Д №06 (3532464505029), выпущен в 1975 г.
27.10.1993 доставлен морским путём в Великобританию. В дальнейшем модернизирован в Bae Systems, участник выставки Farnborough’2004, б/н изменён на №03. Позднее передан в музей. Фото 25.06.1994, 1994, 17.02.1999, 2004, 07.2004, 27.11.2005, 08.06.2011
●Ми-24Д №03 (3532461715415), выпущен в 1977 г.
27.10.1993 доставлен морским путём в Великобританию. Фото 198Х, 31.03.2007, 22.06.2008, 31.03.2009
●Миг-21СМ №?? (???)
Утилизирован или продан? Данных нет.
●МиГ-21УС №06 (02685133), выпущен в 1968 г.
В 70-е годы в этот борт первым был передан из РВВАИУ тогдашнему Клубу Юных Лётчиков (КЮЛ) – нынешний рижский музей авиации. Фото начало 70-х, 27.08.2013
●МиГ-21УМ №94 (516939011), выпущен в 1975 г.
Передан в 1987 г. в КЮЛ. Сегодня экспонат музея. Фото 01.05.2010
По сведениям ветеранов всего было 5 Миг-23 разных модификаций, получается в списке есть лишние машины…?
●Миг-23С №15 (220000719, СЧ19), выпуск 1970 г.
Утилизирован в 1993 г. Разбитая кабина находится в музее. Фото 2005, 06.2008, 05.2010
●Миг-23М №50 (023003508), выпущен в 1973 г.
27.10.1993 доставлен морским путём в Великобританию. В 2000-х годах разобран, части самолёта включая кабину в 2010-2011 годах проданы на e-bay. Фото 17.02.1999, 2008, 2010
●Миг-23М №07 (024003607), выпущен в 1974 г.
Имеет ЦД вместо "Сапфира". 27.10.1993 доставлен морским путём в Великобританию. Фото 10.1993, 17.02.1999, 03.08.2002, 09.10.2016
●МиГ-23М №16 (0390206503), выпущен в 1975 г.
Получен из 899 апиб (Лиелварде). В 1993? г. из РВВАИУ передан в музей. Фото 14.08.2012
●МиГ-23М №74 белый (0390207525), выпущен в 1976 г.
В начале 90-х передан в музей. Фото 14.08.2012, 27.08.2013
●Миг-23БМ №71 (61912507006, 07-01), выпущен в 1974 г.
Во многих источниках ошибочно указывается как Миг-27Д. Откуда передан неизвестно. Замечен в училище в 1986 г. 27.10.1993 доставлен морским путём в Великобританию. Фото 1986, 10.1993, 17.02.1999, 09.10.2016
●Миг-23МЛА №?? (2960325098), выпущен в 1983 г.
Данных нет.
●Миг-23МЛД №35 (0390320549), выпущен в 1981 г.
Прибыл из 655 иап (Пярну). Перевезён в в 1993 г. в Финляндию, находился на аэродроме в Тампере. В 2016 г. выставлен на продажу. Фото 1998, 1998, 1998, 1998, 01.2014
●Миг-25РБС №34 (020СО04, 03-04), выпущен в 1969 г.
Выпущен как Миг-25Р, позднее доработан в первый Миг-25РБС. Опытный борт имел б/н 304. По слухам передан из «львовской учебки», когда именно неизвестно. В музее предположительно с 1993 г. Фото 1988, 19.08.1990, 27.08.2013
●Миг-25РБС №25? (02050740), выпущен в апреле 1978 г.
В 1979 г. списан после аварии в 931 орап (Вернойхен), имел №26, позднее передан в училище. При расформировании в 1993 г. вывезен в Финляндию на а/д Тампере. Перекрашен, нанесён бортовой №25 (какой б/н имел в училище неизвестно), находился на аэродроме в Тампере. Весной 2016 г. выкуплен Тартусским музеем авиации. Фото 1988, 1998, 1998, 1998, 200Х, 16.05.2003, 04.06.2016
●Миг-27М №23 белый (83712515040, 05-10), выпущен в октябре 1980 г.
С завода передан в 129 апиб (Талды-Курган), оттуда был передан в училище. 27.10.1993 доставлен морским путём в Великобританию. Фото 17.02.1999, 2006, 2012, 2012, 30.09.2013
●Миг-29 9.12 №28 (0390505030), выпущен в 1983 г.
В 1986-1990 годах передан из 53 иап (Шауляй). В 1993 г. перевезён в Краснодарское ВВАУЛ. Позднее передан в музей г. Камышин. Фото 1994-2004
●Миг-29 9.12 №25 (2960509168), выпущен в 1984 г.
Ориентировочно в 1989 г. поступил в училище предположительно из Мукачево (92 иап) под б/н №42 белый. В училище получил б/н 25 жёлтый. В 1993 г. перевезён в Краснодарское ВВАУЛ, впоследствии установлен в виде памятника. Фото 1989, 19.08.1990, 19.08.1990, 1991, 199Х, 2007
●Су-7Б №09 (???)
Все три Су-7Б замечены в мае 1973 г. Предположительно все три переданы с Шяуляйского АРЗ. Фото 05.1973, 1975-1985 г. (второй слева)
●Су-7Б №10 (???)
●Су-7Б №41 (???)
●Су-17М №54 (69004), выпущен в 1974 г.
27.10.1993 доставлен морским путём в Великобританию. Фото 10.1993, 25.06.1994, 1990-е, 17.02.1999, 08.2011
●Су-17М3 №35 (25102), выпущен в 1977 г.
27.10.1993 доставлен морским путём в Великобританию. Фото 10.1993, 17.02.1999, 30.09.2013
●Су-17М3 №70 (42?19), выпущен в 1979 г.
Прототип Су-17М4, авария 17.06.1982, списан и передан в РВВАИУ. Утилизирован в начале 90-х, разбитая кабина попала в музей. Фото 2008
●Су-22 №?? (???)
Данных нет.
По сведениям ветеранов: «Всего было 4 Су-24 разных модификаций: На учебном аэродроме числилось 2 Су-24 (без буквы), на приангарной стоянке 1 (из Черняховска, с отломанными стойками (приварены наглухо к корпусу) и один препарированный в ангаре.»
«Одна из музейных кабин точно "без буквы". Давно это всё было, я, честно говоря, не помню Су-24М на Скулте, а вот на Кишэзерсе точно был Су-24М и даже пара штук.»
●Су-24 №?? (0915306), выпущен в 1975 г.
Возможно имел б/н 15. Утилизирован в 1993 г., части кабины находятся в музее (оттуда и з/н). Фото 1988, 06.2008, 05.2010
●Су-24 №15 белый? (???)
Не ясно где именно находится самолёт, но один из известных з/н (на этой странице) возможно его. Не факт что училищный.
●Су-25 №32 (25508101062), выпущен в 1982 г.
Передан из 80 ошап (Ситал-Чай). Впервые замечен летом 1990 г. Фото 19.08.1990, 19.08.1990
●Су-27 №303 (36911003?03), выпущен в 1980 г.
Опытный Т10-9 с двигателями АЛ-21Ф-3АИ передан из ЛИИ в апреле 1986 г. Находился в ангаре на Скулте в препарированном виде. В 1993 г. утилизирован, кабина находится в музее. Фото 2008
●Су-27 №01 (36911009709), выпущен в 1985 г.
Передан в 1986-1987 годах из 4 ЦБП (Липецк). В 1993 г. перевезён самолётом Ан-22 в Курганское ВВАИУ. Впоследствии передан Курганскому авиа музею. Фото 20.08.1989, 20.08.1989, 01.08.2014
●Ту-22Р №68 (???), выпущен в 1960-1962 г.
«105Р» ранних серий прибыл в 1971 г. на а/д Румбула, позднее перелетел на Скулте. Оснащён двигателями ВД-7М. До 1985 г. его перевезли и установили на учебном аэр. РКИИГА в Пурвциемсе. Борт утилизирован в начале 90-х. Фото конец 80-х, конец 80-х
●Ту-22М1 №53 (???), выпущен в 1971 г.
Прибыл в 1981 г. по некоторым данным из Пскова. С 1993 г. в авиа музее. Заводской номер до сих пор неизвестен, так как самолёт находится за пределами музея в таможенной зоне и подобраться к нему без пропуска проблематично. Фото 1988, 1988, 1988, 1993, 11.04.1994, 1997, 01.05.2010, 14.08.2012
●Як-28И №4.. (???)
Судьба неизвестна.
◙ Училищная приангарная площадка находилась на берегу Кишозера:
●Ил-28 №??
Данных нет.
●Ми-4 №??
Данных нет. Замечен на фото 1959-1963.
●Ми-24Д – в РВВАИУ было два Ми-24Д, №03 и №06 (указаны в первом разделе), какой именно из них был на площадке возле Кишозера неизвестно.
●Миг-19 №??
Данных нет.
●Миг-19С №??
До 1960 года три МиГ-19 из полка были переданы в Рижское военное авиационно-техническое училище связи, которое в 1967 году стало РВВАИУ им. Якова Алксниса. Тогда перед входом этого училища был установлен памятник МиГ-19. В 1993 г. самолёт снят и вывезен в РФ.
●Миг-19ПУ №??
Был с дополнительными ЖРД. Судьба неизвестна.
●Миг-21Ф-13 №??
Препарированный стоял в ангаре у озера, впоследствии вероятно утилизирован.
●Миг-21ПФ №12 (???)
Изначально был на Скулте, позднее перевезён на площадку возле Кишозера? Впоследствии вероятно утилизирован. Фото 80-е (первый слева)
●Миг-21ПФС №09 (???)
С системой СПО-3. Судьба неизвестна.
●Миг-21С №20 (???)
Дожил ли до 1991 г. или был утилизирован ранее? Фото 1970-е
●МиГ-21БИС №38 (???)
Данных нет. Утилизирован?
●Миг-23С №??
Данных нет.
●Миг-23М №??
Данных нет.
●Миг-23.. №04 (???)
Данных нет. Утилизирован? Фото 80-е
●Миг-23БМ №60 белый (3910601), выпущен в 1973 г.
Имеет бронелист, двигатели АЛ-21Ф-3 и удлинённую часть хвостовую часть фюзеляжа как у Миг-23Б. Был передан из Жуковского. На месте пушки ГШ-6-30А установлена полка для испытательной аппаратуры. В 1993 г. борт для музея купил (без формуляра) латвийский художник Олег Тилбергс. Фото 09.05.1987, 09.05.1987, 1989, 01.05.2010, 27.08.2013
●Миг-25Р №?? (020СМ03), выпущен в январе 1970 г.
Части утилизированного самолёта сохранились в музее, откуда привезены в музей неизвестно. Западные споттеры присваивают этот заводской номер спарке Миг-25ПУ.
●Миг-25ПУ №30 (???)
Утилизирован. Разбитая кабина попала в музей. Фото конец 80-х, 1989, 2008, 06.2008
●Миг-29УБ №52 (з/н нет), выпущен в 1982 г.
23.08.1982 первый полёт. Машина также участвовала в ГСИ (к 27 ноября 1983 г. борт выполнил 70 полётов). Проходил испытания до 1986 года. 10 апреля 1986 года совершил последний полет. Всего совершил 213 полётов. Позже разобран и отправлен в Рижское ВВАИУ, на кафедру «Конструкция и прочность летательных аппаратов» для использования в качестве учебного пособия. Консоли крыла использовали на опытном самолёте МиГ-29 №916.
В 1993 г. при развале училища самолёт подвергся вандализму, звёзды были закрашены чёрной краской (как и на других самолётах). "Бизнесмены" разрезать на металлолом самолёт не стали по причине наличия в конструкции углепластиковых панелей обшивки, видимо, в чём-то возникли затруднения. Приобрести самолёт помог латвийский художник Олег Тилберг. Борт был найден лежащим в перевёрнутом виде без двигателей и килей, именно в таком разграбленном состоянии был перевезён в музей где впоследствии доукомплектован (передняя часть фюзеляжа). Фото 04.08.2004, 2005, 06.2008, 14.08.2012
●Су-9 №10 (???)
Борт первых серий. Замечен в 1971-1976 годах. Дальнейшая судьба не известна. Фото 1971
●Су-17 №??
Препарированный в ангаре, с двигателями АЛ-7Ф-1-250. Вероятно утилизирован.
●Су-17М3 №55 (???)
Данных нет. Вероятно утилизирован.
●Су-24 №27 (???)
Опытный. Препарированный в ангаре. В начале 90-х утилизирован. Вероятно это именно его фото частей фонаря: 06.2008
●Су-24М №?? (0515318), выпущен в 1983 г.
Вероятно именно он (согласно з/н) был на второй площадке возле Кишозера. Предположительно именно он был передан из Черняховска, с отломанными стойками (приварены наглухо к корпусу). Утилизирован в 1993 г., кабина находится в музее (оттуда и з/н). Фото 04.2010, 2010
●Су-25 №49 (25508105042), выпущен в 1984 г.
200 ошаэ, командировка в Афганистан, авария 18.09.1984, повреждён при посадке, списан, отправлен в СССР в военное училище (РВВАИУ?). Был ли он в РВВАИУ? В 2012 г. передняя часть нашлась на аэродроме в Тампере (Финляндия), по слухам куплена в Латвии в 90-е годы. Фото 1980-е (слева), 06.2012
●Як-25РВ-1 №??
Данных нет. Вероятно утилизирован.
●Як-28Р №22 (7960808), выпущен в 1967 г.
Передан из 886 орап в конце 80-х годов. Был ли он в РВВАИУ или сразу из полка передан в музей минуя училище? Фото 10.09.1993, 20.04.2015
●Як-28У №35 (???)
Данных нет. Вероятно утилизирован. Фото 1970-е, 2
●Як-38 №07 (797786?502273, 04-03), выпущен в 1975 г.
Летом 1980 г. передан из КБ Яковлева. Данный борт был на одной из кафедр или в ангаре возле Кишозера.
Комментарии к фотографиям можно посмотреть в моём альбоме авиатехники Рижского ВВАИУ. В дальнейшем будет подобная ветка и по учебным пособиям РКИИГА.
Корректировки и дополнения приветствуются! Страница обновляется по мере поступления новых данных!