Страница 1 из 2 12 ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 20 из 25
Like Tree21Likes

Тема: Т-8 в 1973 году на Новосибирском заводе

  1. #1
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    13.01.2006
    Адрес
    Севастополь
    Сообщений
    397

    По умолчанию Т-8 в 1973 году на Новосибирском заводе

    Пообщался сегодня со "старым, мудрым полковником", и зацепил эпизод что еще зимой 1973-74гг., ст.лейтенантом будучи на переучивании на Новосибирском заводе (изначально переучивали на Су-15, во время учёбы переучили и на Су-24) он видел производство Су-25 (!!!) Их якобы собирали, и без облётывания выстраивали в ряд на окраине аэродрома.
    Скажу честно, не поверил (мягко говоря) - помню же что первый полёт "грача" в 1975 - но начав интересоваться более плотно (каталог airwar.ru и другие перепечатки) обнаружил интересную штуку, вот пара цитат:

    1. 6 января 1972 г. П.О.Сухой утвердил общий вид штурмовика Т-8 и подписал приказ о начале его рабочего проектирования...Весь 1973 г. работы по штурмовику фирма вела неофициально, испытывая большие трудности с финансированием, так как на его создание постановления правительства не было.
    2. Для доводки первых прототипов Т-8 и выпуска последующих машин необходимо было найти новую производственную базу. Новосибирский авиационный завод, куда еще в 1969 г. передали первые проработки штурмовика, в то время был загружен крупносерийным выпуском Су-24.

    ээээ... Это как??? Я один вижу явную нестыковку? ;) Получается, Т-8 пусть малой, но СЕРИЕЙ, строился еще до появления ТТЗ!!! Еще бы понял если б он строился исключительно силами ОКБ, "на колене", но завод - это уже МАП, утвержденная на уровне СМ СССР программа выпуска! Как, Холмс (с)???

  2. #2
    Старожил Ветеран Аватар для AndyK
    Регистрация
    10.11.2005
    Сообщений
    1,951

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от BratPoRazumu Посмотреть сообщение
    ээээ... Это как??? Я один вижу явную нестыковку? ;) Получается, Т-8 пусть малой, но СЕРИЕЙ, строился еще до появления ТТЗ!!! Еще бы понял если б он строился исключительно силами ОКБ, "на колене", но завод - это уже МАП, утвержденная на уровне СМ СССР программа выпуска! Как, Холмс (с)???
    Да, никак, Ватсон. Самолета еще не существовало в железе! Первый опытный экземпляр Т8-1 построили в конце 1974 г, а первый полет его состоялся только 22 февраля 1975 г ! Читайте "классиков"- первоисточники, в частности, "Рядом с Сухим. Воспоминания авиаконструктора" О. Самойловича https://www.airbase.ru/books/wsukhoi/6-1.htm
    Fencer likes this.

  3. #3
    Старожил Ветеран Аватар для FLOGGER
    Регистрация
    19.02.2006
    Адрес
    С-Пб
    Сообщений
    5,344

    По умолчанию

    Просто этот "мудрый полковник", быв. старлей, либо просто сочиняет (врет), либо не разбирался в то время в типах самолетов. Такие случаи науке известны. Здесь когда-то публиковались воспоминания одного летчика, который на СУ-9 сбивал аэростат из пушки! Так что ничего нового, бывает.

  4. #4
    PPV
    PPV вне форума
    Старожил Ветеран
    Регистрация
    08.01.2010
    Сообщений
    1,794

    По умолчанию

    Постройке Т8-1 в том виде, в каком мы его знаем, предшествовала попытка запуска его постройки в 1970-71 гг.
    Точно известно, что чертежи Т-8 в этом исходном варианте были запущены в производство, и мы видели их на филиале нашего ОКБ в Новосибирске. Вполне вероятно, что там его и собирались строить. В годовом отчёте ОКБ за 1970-й год написано, что проведена подготовка производства для сборки фюзеляжа, спроектированы и установлены стапеля для агрегатной сборки и общей сборки. Изготовлены обшивки, заготовки мех.деталей, деталей силового набора. После всего этого, написано, что из-за изменившихся ТТТ заказчика, дальнейшие проектно-конструкторские работы были приостановлены... А точнее, как мы теперь знаем, в этом исходном варианте - вообще прекращены, и продолжены позже, в уже существенно переработанном виде...
    Последний раз редактировалось PPV; 13.10.2018 в 23:32.
    lindr, APKAH, Djoker and 4 others like this.

  5. #5
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    13.01.2006
    Адрес
    Севастополь
    Сообщений
    397

    По умолчанию

    То есть получается что такой "суслик" в это время и в этом "поле" мог и быть... По воспоминаниям в разной степени готовности в сборочном цехе были четыре машины, причем на одной из них уже шел монтаж оборудования; по геометрии почти соответствовали (кроме белого обтекателя РЛС в носовой части фюзеляжа), но меньше по размерам чем всем нам знакомый Су-25.
    Фотографий, естественно, нет.
    Тов. PPV, а можно подробнее про эту "попытка запуска его постройки в 1970-71 гг"? Это же огромный пробел можно закрыть...

  6. #6
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    13.01.2006
    Адрес
    Севастополь
    Сообщений
    397

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от FLOGGER Посмотреть сообщение
    Просто этот "мудрый полковник", быв. старлей, либо просто сочиняет (врет), либо не разбирался в то время в типах самолетов. Такие случаи науке известны. Здесь когда-то публиковались воспоминания одного летчика, который на СУ-9 сбивал аэростат из пушки! Так что ничего нового, бывает.
    Вероятность не нулевая. Проводились работы по установке на Су-9 подвесного пушечного вооружения, вешали под фюзеляж, на пилон который штатно под ПТБ. Экспериментировали в войсках, во 2-м корпусе ПВО, в Ржевском полку, дооборудование самолётов (дополнительная электропроводка к пилону) проводилось там же, на 513-м АРЗ. В "серию" вариант не пошел, т.к. не удалось добиться стабильности работы СППУ, через раз был отказ. Дооборудовано было минимум три Су-9, все из 1-й АЭ.
    В ходе испытаний стрельбы были полигонные, но вот какие уж там у них были цели не знаю.
    lindr and Fencer like this.

  7. #7
    Старожил Ветеран Аватар для FLOGGER
    Регистрация
    19.02.2006
    Адрес
    С-Пб
    Сообщений
    5,344

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от BratPoRazumu Посмотреть сообщение
    Тов. PPV, а можно подробнее про эту "попытка запуска его постройки в 1970-71 гг"? Это же огромный пробел можно закрыть...
    Я думаю, что Павел сможет как-то прояснить этот вопрос, но мне кажется, что из его поста тоже не следует, что самолеты были построены. Он написал, что производство было только подготовлено к выпуску и были "Изготовлены обшивки, заготовки мех.деталей, деталей силового набора". О построенных самолетах речи в его посте нет. По крайней мере я так понял.

  8. #8
    Старожил Ветеран Аватар для FLOGGER
    Регистрация
    19.02.2006
    Адрес
    С-Пб
    Сообщений
    5,344

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от BratPoRazumu Посмотреть сообщение
    Проводились работы по установке на Су-9 подвесного пушечного вооружения, вешали под фюзеляж, на пилон который штатно под ПТБ.
    Интересно, спасибо. Не знал, что на Су-9 пытались подвесить СППУ. Но думаю, что это не тот случай, о котором говорил ветеран-летчик.

  9. #9
    Старожил Ветеран
    Регистрация
    08.01.2014
    Сообщений
    1,225

    По умолчанию

    В филиале ОКБ на опытном производстве возможно, что-то и было изготовлено из комплектующих Т-8...

    а в декабре 1971 подняли первый Су-24, постройки ЗИЧ, л-и Выломов Владимир Трофимович!!!

  10. #10
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    13.01.2006
    Адрес
    Севастополь
    Сообщений
    397

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от FLOGGER Посмотреть сообщение
    ...производство было только подготовлено к выпуску и были "Изготовлены обшивки, заготовки мех.деталей, деталей силового набора". О построенных самолетах речи в его посте нет...
    Но и это, на мой взгляд, удивительно для достаточно жестко регламентированной советской экономики. Одно дело собственные работы ОКБ (хотя и они проходили утверждение на уровне Совета Министров), но тут, получается, уже был задействован завод МАП (!!!), для которого Госплан это альфа и омега.
    Так что тут у меня не один вопрос, а два :)
    И что за "птеродактиль" был, и как это нигде не утвержденный проект на завод попал.

  11. #11
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    13.10.2008
    Сообщений
    150

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от BratPoRazumu Посмотреть сообщение
    Но и это, на мой взгляд, удивительно для достаточно жестко регламентированной советской экономики. Одно дело собственные работы ОКБ (хотя и они проходили утверждение на уровне Совета Министров), но тут, получается, уже был задействован завод МАП (!!!), для которого Госплан это альфа и омега.
    Так что тут у меня не один вопрос, а два :)
    И что за "птеродактиль" был, и как это нигде не утвержденный проект на завод попал.
    Извините за офф топ. К сожалению или к счастью, но Вы высказали массовое современное заблуждение о советской экономике 60-х -70-х годов. Она не была достаточно жестко регламентирована. Как ни парадоксально , но она она была достаточно свободной , хоть и плановой. И что странного в том, что в рамках одного министерства ( и ОКБ и завод МАПу принадлежали) решали вопросы подготовки к производству перспективной машины. Это не единичный пример. Их масса и по другим изделиям, типам, заводам и КБ. Например по двигателям. Потом серийный завод очень много мог вносить в конструкцию самолета и его систем. Почему Су-25 и Су-25УБ отличаются по расположению систем? Не только и не столько потому, что кабина вторая появилась, а потому , что заводы разные выпускали. Скажем Ту-16 на трех заводах в свое время делали и даже одинаковые модификации отличались друг от друга. Заводское КБ - было очень важным элементом в системе создания авиационной техники в СССР.

  12. #12
    Старожил Ветеран Аватар для FLOGGER
    Регистрация
    19.02.2006
    Адрес
    С-Пб
    Сообщений
    5,344

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от BratPoRazumu Посмотреть сообщение
    И что за "птеродактиль" был, и как это нигде не утвержденный проект на завод попал.
    Давайте подождем ответ Павла (PPV). Думаю, что в данном случае вразумительный ответ может дать только он.

  13. #13
    PPV
    PPV вне форума
    Старожил Ветеран
    Регистрация
    08.01.2010
    Сообщений
    1,794

    По умолчанию

    А разве в книге у Бедретдинова про это ничего нет?
    По моему, там есть и проекции, и фото макета Т-8 в этом исходном варианте.
    Ну, на всякий случай - фото макета:
    8-1970.jpg
    Однако никаких белых обтекателей РЛС в НЧФ на нем не предполагалось, впрочем, как и на реальном Су-25.
    Белые обтекатели могли быть только на Су-24, серийный выпуск которого как раз в это время осваивался на НАЗ...
    Последний раз редактировалось PPV; 21.10.2018 в 15:15.
    stream and Fencer like this.

  14. #14
    PPV
    PPV вне форума
    Старожил Ветеран
    Регистрация
    08.01.2010
    Сообщений
    1,794

    По умолчанию

    Про подвеску на Су-9 пушечного вооружения я упоминал в статье про Су-9 в "АиВ".
    К сожалению, материалов про это в ОКБ очень мало.
    Практически единственное, что я нашел - о том, что в 1971 году был дооборудован Су-9 № 06-05 и передан на совместные испытания. Но вешали там на самолет не СППУ, а УПК-23-250! Если у тов. BratPoRazumu есть более подробные сведения о том, как проходила эксплуатация пушечного вооружения в 23 иап во Ржеве - было бы интересно узнать. Интересует прежде всего время проведения этих работ ...
    Последний раз редактировалось PPV; 21.10.2018 в 23:40.
    Fencer likes this.

  15. #15
    Старожил Ветеран Аватар для FLOGGER
    Регистрация
    19.02.2006
    Адрес
    С-Пб
    Сообщений
    5,344

    По умолчанию

    Интересно, почему подвеска двух УПК на Су-15 прижилась, а на Су-9 нет?

  16. #16
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    13.01.2006
    Адрес
    Севастополь
    Сообщений
    397

    По умолчанию

    Спасибо за фото макета Т-8.
    Относительно Су-9 в Ржеве уточнил, работы велись летом 1974 года, были ли это СППУ или УПК уточню при встрече когда окажусь в Москве.
    Но, как АОшника, его в первую очередь интересовала нештатная проводка, а не сами контейнеры.
    Fencer likes this.

  17. #17
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    13.01.2006
    Адрес
    Севастополь
    Сообщений
    397

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от FLOGGER Посмотреть сообщение
    Интересно, почему подвеска двух УПК на Су-15 прижилась, а на Су-9 нет?
    Рискну предположить что именно по АО, по электрике. Но здесь, опять-таки, нужно уточнить у "старого, мудрого, полковника" , выпускался он именно на Су-15 (шутка была семейная, дед-капитан с Су-15 - а начинал с Як-3 - увольняется, его сын, мой отец, по выпуску на... Су-15!!!
    Вот всё пытаюсь его сподвигнуть на написание хотя б минимального "мемуара" - это ж история 1971-2... практики ПВО - Андреаполь, Ржев, Даугавпилс, Килп-Явр, Даугавпилс, Ставрополь... Су-9, 11, 15, 24(!!!), 27.... МиГ-15, 17, 19, 23, 31 (ага, на МиГ-21 допуска нет; их в ИА ПВО не было...). А, еще на Ми-24 допуск и на Ми-8 - но это именно допуск, я без допусков их "раскручивал"

  18. #18
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    13.01.2006
    Адрес
    Севастополь
    Сообщений
    397

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от FLOGGER Посмотреть сообщение
    Интересно, почему подвеска двух УПК на Су-15 прижилась, а на Су-9 нет?
    Рискну предположить что именно по АО, по электрике. Но здесь, опять-таки, нужно уточнить у "старого, мудрого, полковника" , выпускался он именно на Су-15 (шутка была семейная, дед-капитан с Су-15 - а начинал с Як-3 - увольняется, его сын, мой отец, по выпуску на... Су-15!!!
    Вот всё пытаюсь его сподвигнуть на написание хотя б минимального "мемуара" - это ж история 1971-2... практики ПВО - Андреаполь, Ржев, Даугавпилс, Килп-Явр, Даугавпилс, Ставрополь... Су-9, 11, 15, 24(!!!), 27.... МиГ-15, 17, 19, 23, 31 (ага, на МиГ-21 допуска нет; их в ИА ПВО не было...). А, еще на Ми-24 допуск и на Ми-8 - но это именно допуск, я без допусков их "раскручивал"
    Fencer likes this.

  19. #19
    Старожил Ветеран
    Регистрация
    08.01.2014
    Сообщений
    1,225

    По умолчанию

    Есть два издания, касаемо выпуска типов самолётов, выпущенных на ЗиЧ(НАПО, НАЗ)
    В первом по данной теме история производства Су-9, Су-11, Су-15 и далее...

    Самолёты авиазавода им ВП Чкалова, Новосибирское книжное издательство, 2009, 624стр
    00601.jpg

    Краткая история 472вп МО РФ, Москва, "Машиностроение-Полёт" 2003
    00602.jpg

    и в обоих изданиях нет упоминания о Су-25 в Новосибирске.
    Fencer likes this.

  20. #20
    Старожил Ветеран Аватар для AndyK
    Регистрация
    10.11.2005
    Сообщений
    1,951

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от stream Посмотреть сообщение
    Есть два издания, касаемо выпуска типов самолётов, выпущенных на ЗиЧ(НАПО, НАЗ)
    ... и в обоих изданиях нет упоминания о Су-25 в Новосибирске.
    И совершенно справедливо, т. к. собственно говоря и упоминать нечего (ни одного экз. с-та з-дом не было изготовлено). Как справедливо отметил Павел, вся история подробно описана в книге Бедретдинова, включая и упоминание о Новосибирске. Так что, увы, ничего нового... Никаких сенсаций
    19.jpg20.jpg
    Fencer likes this.

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •