В посте от 19.05 вкралась ошибка: Д.Коллинз был не первым человеком перешагнувший ЗБ.Это совершил летчик-испытатель Ч.Егер -14.10.1947г на самолете Белл Х-1 достигнув скорости М =1,05.(сайт FAI.org).
В последнее время фирма Мартин-Бейкер работает над созданием КК с электронной ореентацией ("качающейся спинкой") и электроприводами.Принцип действия следующий:при нормальном горизонтальном полете летчик сидит прямо,при этом если электронный датчик улавливает превышение перегрузки то спинка КК при помощи электропривода изменяет угол наклона вплоть до максимального(65 град) за время 0,9сек при этом чтобы сохранялся обзор из кабины чашка КК еще и приподнимаеся.В аварийной ситуации КК занимает обычное вертикальное положение благоприятное для катапультирования.Занимат я разработкой данного КК под обозначением Мк-14L фирма Мартин-Бейкер начала в 1988г работы до сих пор в стадии экпериментов.
Отечественное КК НПП (теперь АО) "Звезда" К-36 созданное под непосредственным руководством Героя Соц труда Гая Ильича Северина является в настояшее время унифицированным КК для боевых самолетов ВВС и ПВО, вобрало в себя все лучшее от КК разработанных в КБ Туполева,Микояна,Сухого и кое-что от космической технике.
На фото-КК Мартин-Бейкер Мк-7 и трагический случай внештатного срабатывания КК