Приветствую!
В 1971 г. Знамя Труда построил 15 МиГ-21МТ. Пишут что 5 остались в советских ВВС (я нашел упоминание, что они были 296 ишап в Германии), а куда были поставлены еще 10?
Вид для печати
Приветствую!
В 1971 г. Знамя Труда построил 15 МиГ-21МТ. Пишут что 5 остались в советских ВВС (я нашел упоминание, что они были 296 ишап в Германии), а куда были поставлены еще 10?
Дима, привет!
Вот прям в "кассу"... Я сейчас тоже озаботился этой темой.
Но сначала хочу уяснить для самого себя:
1) МиГ-21СМТ - это модификация МиГ-21СМ, но с большим баком.
2) МиГ-21МТ - это модификация экспортного МиГ-21МФ, типа СМТ на экспорт, но неудачная... Поэтому и сделали их 15 шт.
Вопрос: чем внешне отличались МиГ-21СМТ и МиГ-21МТ?!
ИМХО практически ни чем, т.е. СМТ отличался от МТ, так же, как СМ от МФ... Твое мнение?
А вот что написал в своих воспоминаниях ветеран 234 гиап Георгий Аршакович Лалаев, ныне живущий в Питере:
"...В 1971 году нашу эскадрилью (1 аэ 234 гиап) начали срочно переучивать на самолет МиГ-21МТ (многотопливный). Высокие начальники хотели удивить Европу – из Москвы долететь до Парижа с дружественным визитом без посадки. У этого самолета был большой накладной бак на 900 литров (а обычный – 320 литров) и четыре подвесных топливных бака (ПТБ) по 500 литров под плоскостями. Однако после тренировок на дальность получалось, что после выработки подвесных баков их необходимо сбросить, так как ПТБ давали дополнительное сопротивление и увеличивался расход топлива. Предполагалось сбросить эти подвесные баки в озеро Балатон в Венгрии.
Начали осваивать пилотаж на МиГ-21МТ. Одиночный пилотаж крутить на нем было возможно, так как был первый, второй и чрезвычайный форсаж, который увеличивал тягу почти на 2 тонны. Но при групповом пилотаже, когда у ведущего обороты были 92% и Vп в верхней точке 350-400 км/ч, этот самолет из-за своего «горба», который затенял хвост и поэтому был очень неустойчив, а в полете на V ниже 500 км/час самолет рыскал носом, пришлось отказаться от этой затеи. В итоге самолеты МиГ-21МТ мы передали в полк истребителей-бомбардировщиков в Группу советских войск в Германии.
И каково было мое удивление, когда в 1980-1981 годах эти самолеты были переданы в полк истребительно-бомбардировочной авиации (ИБА) ВВС Ленинградского военного округа: я не поверил, но все самолеты были целы. Я поехал в полк, взял техническую документацию самолетов и нашел там фамилии летчиков из Кубинки, в том числе и свою. Для ИБА МиГ-21МТ оказался прекрасным самолетом...."
Привет, Сергей! )
Гордон пишет, что МТ от СМТ (Тип 50) отличался только более ранним радиооборудованием. Что это был экспортный вариант, но ни один не был экспортирован. Из 15 построеных 5 передали в школу испытателей ВВС, один остался в ОКБ. Остальные, видимо, ушли в войска.
Что он был в ГДР подтверждается в биографии Василия Васильевича Циблиева:
"Службу начал в 296-м истребительном штурмовом полку 626-й истребительной авиационной дивизии (иад) 61-го истребительного авиационного корпуса (иак) 16 воздушной армии (ВА) в группе советских войск в Германии. Там он освоил пилотирование самолета МиГ-21МТ."
Кстати, у Якубовича он проходит под индексом МФТ.
Кстати, МиГи на фотографиях Антона Павлова скорее всего не СМТ, а именно МТ:
http://walkarounds.airforce.ru/avia/...1smt/index.htm
http://walkarounds.airforce.ru/avia/...mt_1600_01.jpg
Дима, Сергей! На уч. аэр. МЭИ не скорее всего, а именно Миг-21МТ!
На фото тормозного щитка с фотообзора Антона читается з/н 964015.
96 - это "тип 96", т.е. Миг-21М/МФ/МТ.
У Миг-21СМТ з/н начинается с 50, т.е. "тип 50".
По книге Е.Гордона ("Famous Russian aircraft. Mig-21") серия из 15 Миг-21МТ имела з/н 964001-964015. Три с-та с бортовыми номерами 11,14 и 15 находятся на уч.аэр. МЭИ.
И возвращаясь к вопросу о доработке Миг-21СМТ в Миг-21СТ(еще встречается обозначение СМб) установкой накладных баков по типу Миг-21бис. На стоянке Рижского авиамузея из 3-х боевых Миг-21 только один "чистый" Миг-21СМТ №10 (з/н 50023100). Два других - СМТ, доработанные в Миг-21СТ: №40 (з/н 50029084) и №76 (з/н 50027021), которые до недавнего времени ошибочно идентифицировались отечественными и зарубежными авиалюбителями как Миг-21бис (по гаргроту).
Уважаемый AndyK,
спасибо за комментарий! Кажется у меня картина "проясняется"....
Добавлю лишь, что МиГ-21МТ - это "тип 96Т".
С уважением,
Привет, Дмитрий! Эту тему мы с Сергеем затрагивали на форуме Стрижей. В девичестве самоль все ж СМТ был (хоть бак и уменьшили), а обозначения С,СМ были заняты. Кто-то из эксплуатантов говорил о том, что по документации доработанный с-т проходил как СМб.
Была еще такая модификация "изд.50бис", может кто-то знает о ней подробнее?
Может "изд.50бис" и есть СМТ с маленьким баком, т.е. после доработки?
Может, пусть сначала Vlad ответит, тогда, возможно, что-то прояснится.
В свое время на военной кафедре в институте мы изучали "биса" изд.75 и в техописании на него часто делалались оговорки типа в изделии 50 так то, а в изделии 50бис так то..., видимо оно было единым на все три модификации. Из отличий от изд.75 запомнилось, что двигатель был указан изд.95 (Р-13?), конус другой формы на сколько-то там мм короче и другого диаметра, а также накладной бак №7 900л., но вот было это на изд.50 или 50бис или на обоих не помню:confused:
Вот про конус-то я не знал, для меня это новость. Кто-нибудь может прояснить этот вопрос с конусами на этих изделиях?
А был ли экспорт МиГ-21СМТ?
диаметр:
МиГ-21ПФ, ПФМ, М, Р, СM, СМT, МФ... = 870мм
МиГ-21БИС = 900мм
НО !
Были доработанные МиГ-21СM, СМT с 900мм и двигатель Р-25-300 !
http://plasticwings.hu/21/details/big/mfbis.jpg
Я увидел "больш-рот" : МиГ-21СM в гдр, МиГ-21СMT в Кущёвская...
Я имею фото также.
НИКАКИЕ ошибки здесь.
+ Я увидел стандартное МиГ-21СМT(c 870мм, c баков типу Миг-21бис) с Р-25-300 > 515.ИАП. Тёкёль 1978, и в гдр(Я имею фото также).
Пилоты полюбили МиГ-21СM(c 900мм) с Р-25-300 когда они летели "exercise-500-series".
А вы в курсе, что если не отключить АЗС "Конус.." перед выключением двигателя, то он выдвигается? И еще есть лампочка в кабине "конус выпущен", зелененькая такая ( в нормальой эксплуатации высвечивается после уборки шасси). Так вот на правом снимке он (конус) выпущен, а на левом убран.
Уважаемый muk33, а почему Вы так решили? Если бы конус был выпущен, то было бы видно то место на конусе, не знаю, как его правильно назвать, где образуется второй скачок уплотнения. А я на фото этого места (расширения конуса) не вижу. Я имею в виду не перфорацию, а расширение конуса.
Я согласен с AndyK, на глаз разницу в 3 см не увидишь, но, видимо, где-то он её вычитал, не из головы же он выдумал.
3 см в диаметре обечайки. А вы перед перфорацией присмотритесь (ведь видно же)! А на выпущенные конуса я в училище насмотрелся-это была распространенная ошибка курсантов (сам так ошибался на 3-м курсе). Техники очень ругались, т.к. на выпущенный конус невозможно было надеть заглушку.
Естественно, и я о ней же.
Да присматривался я, но не увидел, хоть убей. И тогда я пошел по другому пути: я измерил на экране линейкой диаметр в\заборника и диаметр конуса в этом же месте. Проделайте то же самое, пожалуйста. РЕЗУЛЬТАТ: правый в\заборник-диаметр 68мм, диаметр конуса на обрезе в\заборника-44 мм. Левый: диаметр в\заборника 67 мм, диаметр конуса 43 мм. Т.е. практически одинаково. Так какой выпущен?Цитата:
А вы перед перфорацией присмотритесь (ведь видно же)!
Это уже другая история.Цитата:
А на выпущенные конуса я в училище насмотрелся-это была распространенная ошибка курсантов (сам так ошибался на 3-м курсе). Техники очень ругались, т.к. на выпущенный конус невозможно было надеть заглушку.