Краткая история Днепропетровского АРЗ
Доброго времени суток всем!
Разрешите присоединиться к общению по интересной для меня теме.
Для начала - краткая справка по истории Днепропетровского АРЗ, о котором зашел разговор на крайних страницах.
Ордена "Красной Звезды" 805-й АРЗ (в/ч34539) ведет свое начало от подвижной авиационной мастерской, сформированной в июле 1941 года, сразу после начала Великой Отечественной войны. Изначально формирование части было начато на аэродроме "Скоморохи", под Житомиром, а окончательное укомплектование личным составом, техникой и оборудованием было завершено 23 июля в селении Васильевка, под Сумами. (Спустя четверть века, в год празднования 20-летия Победы над фашистской Германией, эта дата была объявлена Днем части.)
Все оборудование мастерских было установленно в обыкновенных железнодорожных вагонах-теплушках. Отсюда и удивлявшее многих уже в наши дни, но стойко ходившее в народе прозвище "ремпоезд," применительно к днепропетровскому АРЗ.
За годы войны новое ремонтное авиационное подразделение войск ПВО сменило множество мест дислокации. Личный состав части принимал непосредственное участие во многих жарких боях Великой Отечественной.
В 1942-м бойцы и командиры участвовали в тяжелых боях по обороне города Воронеж... В 43-м, во время великой битвы под сталинградом, по приказу командования все до одного убыли в район Мамаева Кургана...
В том же 43-м на станции Сальск мастерская была подвергнута сильнейшему воздушному налету и понесла тяжелые потери в личном составе и технике... В составе 4-го Украинского фронта участвовала в освобождении Донецка, Днепропетровска, Киева и других городов Украины... В составе уже 3-го Белорусского принимала участие в освобождении Белоруссии и Прибалтики, в том числе горордов Риги и Вильнюса.
День Победы бойцы мастерских встретили в немецком городе Истенбург.
За период ВОВ личным составом части было отремонтированно 1350 самолетов и 2840 двигателей, для авиаполков 8,16 и 1-й Воздушных Армий. В 1945г. Указом Президиума ВС СССР 39-я подвижная авиационная мастерская была награждена орденом "Красной Звезды", "за образцовое выполнение заданий командования и проявленные при этом доблесть и мужество".
В послевоенный период география мест дислокации части менялась неоднократно. После германского Истенбурга - белорусский городок Старые Дороги, в составе 1-й, а позднее 26-й ВА. В первые послевоенные годы предприятие занималось ремонтом поршневых авиадвигателей, и выглядела в то время подвижная мастерская так. Сначала шли вагоны разборки двигателей, затем вагоны мойки, дефектации. За ними электроцех, механический и энергомеханический. В самом конце - испытательный стенд моторов.
В 1951 году - получен новый приказ. Опять стук колес, и часть направляется в город Небит-Даг, Туркменской ССР, в состав 42-й ВА Бакинского района ПВО. Но только личный состав устроился и начал привыкать к знойным туркменским пескам, песчаным бурям, барханам, паукам, змеям верблюдам и прочей экзотике, как новая вводная : в августе 1952 года часть эшелонным порядком направляют в Донецк, а затем в Днепропетровск. На Украину, откуда она и вела свой славный боевой путь.
Город Днепропетровск отныне и стал местом постоянной дислокации мастерских, которые с 1954 г. организационно входили в состав Киевской армии ПВО.
В 1960-м предприятие полностью перебазировалось из подвижных вагонов в стационарные помещения, и последние вагоны были сданы по акту Управлению железной дороги ст. Днепропетровск. В этом же году 39-я ордена "Красной Звезды" авиационная ремонтная железнодорожная мастерская переформировалась в 335-ю ордена "Красной Звезды" авиационную ремонтную базу, в/ч 34539.
В 1980 г., согласно директиве ГШ ВС СССР, части присвоено наименование 805-й АРЗ, в подчинении УКВР ВПВО.
Переломным годом в истории части стал 1978-й, когда перед коллективом предприятия была поставлена задача приступить к освоению доработок самолетов МиГ-25П по теме "ДС". Работа велась под непосредственным руководством зам Главкома войск ПВО по вооружению и боевой технике генерал-полковника Гребенникова Н.Д.
За более чем полувековую историю существования части были освоены многие типы боевой истребительной авиационной техники. Среди них:
- АВИАМОТОРЫ: АШ-62, АШ-64, М-105, М107.
-САМОЛЕТЫ С ПОРШНЕВЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ: И-16, И-153БИС, По-2, ЯК-11, ЯК-12.
-САМОЛЕТЫ РЕАКТИВНЫЕ: МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19,
Як-25, Як-28П
Су-15, Су-15ТМ
Миг-25П, ПД, ПДС, ПУ
МиГ-23П.
Днепропетровский АРЗ, как воинская часть, был расформирован в 1994 году.
(По материалам брошюры "История и боевой путь ордена Красной Звезды в/ч34539, 1992г)
P.S. Как уже было сказано,по иронии судьбы, в настоящее время на территории бывшего АРЗ располагается предприятие по ремонту железнодорожных укладчиков...
P.P.S. Если у кого-то возникнут дополнительные вопросы по Днепропетровскому АРЗ - спрашивайте, если смогу, с удовольствием отвечу - семь лет службы отдано ему. И пожалуй, лучших лет службы...