В общем, я так и предполагал (написано выше), но думал, что это на всех модификациях. Тут я ошибался.
P.S. А где на "клаве" значок градус? Не могу найти...
Вид для печати
В общем, я так и предполагал (написано выше), но думал, что это на всех модификациях. Тут я ошибался.
P.S. А где на "клаве" значок градус? Не могу найти...
:smile: на клаве нету, копипаст из символов "ворда"
° Alt+0176 на цифровой клавиатуре.
В теме не упоминается,был ещё МИГ-21 БИС-М.На нём был установлен РСБН,имелась возможность захода на посадку в автоматическом режиме,помоему до 50м.система вела.
БИС-М это его официальное название? А какой это был тип, 75?
P.S.Обратите внимание, что тема по ПФС-ПФМ.
Миг-21БИС с РБСН официально обозначался как Миг-21БИС без всяких префиксов.
На МиГ-21У (изделие 66) с 7 самолета 6 серии в отличие от ранее выпущенных самолетов устанавливалось крыло, оборудованное под систему сдува пограничного слоя СПС с закрылком новой конструкции. На этом крыле, на участке внутри крыла перед закрылком вмонтирован патрубок воздушного канала системы СПС. Применен трехпозиционный цилиндр выпуска, и уборки закрылка, но закрылок при взлете и посадке выпускался только на 25°, неиспользуемый штуцер на цилиндре был заглушен.
Значит, систему сдува пограничного слоя предусмотрели давно, но применять стали только на самолетах МиГ-21СПС и выше.
Ну да, когда появился Р-11Ф2С-300. Может, планировалось на АРЗ заменять двигатели? Тогда и СПС на изд.66 можно было бы задействовать.
А за новость спасибо, на знал, что на 21У ставили закрылки, доработанные под СПС.
Скорее сработала система унификации (перестали делать старые крылья и кили). Нам так объясняли. В середине 80-х в Каче было два вида МиГ-21У : первый тип с узким килем (без САРПП), нижним тормозным парашютом и выдвижными (щелевыми) закрылками. И второй с контейнером ТП в основании широкого (по типу 21ПФМ) киля с лючком САРПП и закрылками осевого типа, как на боевых с СПСом. Закрылки на обоих типах выпускались на 25 градусов (в кабине было 2 кнопки).
Не знаю, мы летали уже на "С" -ках.
Уважаемый, RA3DCS!
У меня сложилось впечатление, что упомянутую Вами статью Е. Арсеньева и Д. Баранова Вы видели, но не читали. В ней на стр. 38-39 вполне понятно, на мой взгляд, рассказано, что и как было в эпопее МиГ-21ПФС - МиГ-21ПФМ. Не буду её в очередной раз цитировать, а отмечу лишь следующее. Приведённая на стр. 38 фотография кабины Е-7М (см. ниже) явно переснята из Технического отчёта ОКБ-155 за 1961 год, что находится в Российском государственном архиве экономики (фонд 29, опись 1, часть 1, дело 1927). В этом же архиве есть годовые отчёты завода №155 (ОКБ-155), в которых Е-7М впервые упоминается в отчёте за 1960 год (фонд 29, опись 1, часть 1, дело 1386, лист 12). Если быть более точным то разработка Е-7М была задана решением ВПК от 22 декабря 1960 года. Не рановато-ли для МиГ-21М и тем более МиГ-21МФ.:smile: По отчётам завода №155 за 1960, 1961, 1962, 1963 и 1964 гг. можно проследить динамику работ по созданию Е-7М от начала разработки до рекомендации к принятию на вооружение по результатам госиспытаний, что и нашло своё отражение в статье «Истребитель МиГ-21ПФ. Штрихи к портрету». Таким образом можно утверждать, что Е. Арсеньев и Д. Баранов в своём исследовании опирались на первоисточник, т.е. архивные документы разработчика - ОКБ-155. Отсюда возникает вопрос, что скрывается под выражением "По другим данным Е-7М это МиГ-21М, МФ"?
С уважением и наилучшими пожеланиями,
Migarius
Уважаемый Migarius, большое спасибо за информацию.
Один еще вопрос: значит ПФМ с Р-13 было выпущено много? И в наших ВВС их не было?
Сколько выпустили МиГ-21ПФМО с Р-13-300 сказать не могу, но явно не один-два. В наших ВВС МиГ-21ПФМ с Р-13-300 скорее всего были, но оснащённые новой силовой установкой при капремонте, о чём и писал muk33 в посте №20. В дополнение к его словам скажу, что упомянутый мной в другой ветке МиГ-21С с красным бортовым номером 44, который был переоборудован в МиГ-21ДП по программе "Кречет", также получил в процессе службы вместо Р-11Ф2С-300 двигатель Р-13-300. Это произошло в апреле 1981 г. при капремонте на 562-м АРЗ.
Интересно. Спасибо.
Ну почему не читал, читал и считаю эту статью самой достоверной из всех имеющихся по истории 21. Но есть один момент цитата:
Дальнейшим развитием истребителя- перехватчика МиГ-21ПФС стал МиГ-21ПФМ, получивший заводской шифр Е-7М.
Далее…. В 1964 году самолет Е-7М успешно прошел госиспытания и рекомендован к принятию на вооружение. Однако новое прицельное оборудование было внедрено в серию только на модификации МиГ-21С (Е-7С). Далее ……Стоит отметить, что МиГ-21ПФМ сохранил такие же заводские обозначения, как МиГ-21ПФС – Е-7СПС и тип 94.
Что же получается сперва имел заводской шифр Е-7М а после сохранил обозначение Е-7СПС. Что-то не стыковка выходит.
Уважаемый Мигариус пожалуйста прокомментируйте данное утверждение!!!!
Судя по подробностям приведенных Вами в сообщении Вы являетесь или автором данной статьи или, по крайней мере, имели к ней отношение.
Кроме авторов статьи архивов ОКБ никто не видел возможно по документам этот прототип самолета и проходил под обозначение Е-7М но согласитесь это никак не заводской шифр серийного самолета.
А заводской шифр Е-7М получил другой самолет тип 96А.
А что тут комментировать. Главное не мешать всё в кучу и отделять заводской шифр разработчика от шифров заводов-изготовителей. Такая же петрушка была с МиГ-19. В ОКБ-155 (завод №155) он проходил как СМ-9, а на горьковском заводе №21 - как СМ-2 и тип 59. Дело в том, что первоначально в серии на заводе №21 начали осваивать СМ-2 с двигателями АМ-5 после прохождения им государственных испытаний. Но в это время подоспел АМ-9. В ОКБ-155 оснастили двумя АМ-9 второй опытный экземпляр СМ-2, который в свою очередь получил заводской шифр СМ-9. Самолёт на испытаниях показал более высокие лётные данные, и было принято решение о запуске его в серию ещё на этапе заводских испытаний. К этому времени завод №21 уже провёл большую работу по подготовке производства и выпуску рабочих чертежей и технической документации СМ-2. Тратить время и средства на переработку всего пригодного для выпуска МиГ-19 чертёжного хозяйства и техдокументации сочли нерезонным. Вот и остался серийный МиГ-19 на горьковском авиазаводе под шифром СМ-2. Тем не менее, мы всегда ассоциируем МиГ-19 с заводским шифром СМ-9, под которым он проходил у разработчика, т.е. в ОКБ-155, а не с СМ-2, который он имел на заводе №21. Отмечу также, что серийные МиГ-19, на которых в ОКБ-155 отрабатывали различные неуправляемые реактивные снаряды, проходили в ОКБ-155 именно как СМ-2 и их заводские шифры отличались друг от друга только литерами – СМ-2А, СМ-2Б, СМ-2В, СМ-2Г и т.д. Да и по жизни в выпускаемой документации (эксплуатационные бюллетени, листки уточнения и т.п.) МиГ-19 также проходил именно как СМ-2. Для примера можно привести и «Инструкцию ГК-151 по балансировке самолётов СМ-2 в войсковых частях».
Так и с МиГ-21ПФС и МиГ-21ПФМ. По сути, первая машина плавно превращалась во вторую. А перерабатывать на серийном заводе под новые шифры всю документацию дело хлопотное и в таких условиях явно ненужное.
Что касается документов ОКБ-155, то в Российском государственном архиве экономики с ними может ознакомиться любой исследователь, а не только Е. Арсеньев и Д. Баранов. Если конечно он этого захочет. С ними, например, знакомились В. Проклов, Г. Серов, Н. Якубович и многие другие исследователи.
Ну а приведённый Вами пример, это далеко не первоисточник, а как говориться седьмая вода на киселе. С коих пор, шифры изделий устанавливает не разработчик или завод-изготовитель, а эксплуатант, тем более в лице Министерства обороны Польши? Для себя они могли писать всё что угодно. Как, например, в ГДР придумывали для 21-х свои названия типа МиГ-21У-400, МиГ-21У-600, МиГ-21СПС, МиГ-21СПС-К, МиГ-21бис-САУ. Да и в Интернете есть книга «Самолет 96А. Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию ГК-300. Книга VI. Авиационное оборудование». Что-то там про Е-7М ни слова.
С уважением и наилучшими пожеланиями,
Migarius
Вот именно, тут правильней будет признать, что не МиГ-21ПФМ получил заводской шифр Е-7М, а прототип в ОКБ проходил под кодом Е-7М. И этот код к заводскому коду МиГ-21ПФМ не имеет отношения.
Вы приводите пример эксплуатационной документации.
А в эксплуатационной документации шифр завода почти (практически) не встречается. Там используется или войсковое обозначение или тип изделия. Вот примеры.
Ну а вот в ремонтной (заводской документации) фигурирует в основном именно заводской код.
Уважаемый RA3DCS!
Вижу, что статью Вы видели и читали. Извините, но у меня складывается впечатление, что Вы не совсем понимаете прочитанное, так как пытаетесь доказать, то, что в статье и отражено.:smile:
Давайте вернёмся к ней вновь. Открываем страницу 38 журнала М-хобби №4 за 2000 год. Читаем процитированные Вами строки: «Дальнейшим развитием истребителя-перехватчика МиГ-21ПФС стал МиГ-21ПФМ, получивший заводской шифр Е-7М». Здесь речь идёт о ЗАВОДСКОМ шифре разработчика, т.е. ОКБ-155, а вернее опытного ЗАВОДА №155. Именно ШИФР, а не код (см. фото фрагмента из годового отчёта завода №155 за 1957 г.). Далее пропускаем всю эпопею по созданию и испытанию машины, а также информацию о том, что МиГ-21ПФМ получил в серии. На странице 39 вновь читаем процитированные Вами строки: «Стоит отметить, что МиГ-21ПФМ сохранил такие же заводские обозначения, как МиГ-21ПФС – Е-7СПС и тип 94». А вот здесь речь идёт уже об обозначениях завода №21, так как повествование уже пошло не о разработке и испытаниях, а о серии.
Но позвольте, главный в создании самолёта не серийный завод, а разработчик. Поэтому и следует считать, что МиГ-19 (тип 59) это СМ-9 (шифр разработчика), а не СМ-2 (шифр серийного завода), как и МиГ-21ПФМ – Е-7М (шифр разработчика), а не Е-7СПС (шифр серийного завода). В этом вопросе должно быть ЕДИНООБРАЗИЕ, иначе можно в такие дебри залезть, что голова кругом пойдёт. Одна эпопея с шифрами МиГ-17П и МиГ-17ПФ чего стоит, но это уже другая история.
Уважаемый muk33!
Ваш товарищ прав на все 100%.
После выработки ресурса двигателями Р-11Ф2-300 и Р-11Ф2С-300 вместо них разрешалось устанавливать двигатели Р-13-300:
- на самолетах типа 76, 94 и 94Р по бюллетеням 21-1109ДМ-АБ и 95/107Э;
- на самолётах типа 68 и 69 по бюллетеням 51/21У-481ДМ-АБ, 51/21У-509Э и 95/110Э.
Уважаемый Мигариус, давайте не будем переиначивать, в статье написано, то, что написано!
Никаким образом из статьи это не следует, более того следуя хронологии изложения материала возникает мнение, что проект ОКБ под кодом Е-7М никаким образом не связан с серийным самолетом МиГ-21ПФМ, а являлся отработкой более перспективной модели.
Пожалуйста, ответьте на вопрос: что именно МиГ-21ПФМ получил от проекта ОКБ под кодом Е-7М? Все-то прицельное оборудование, что было отработано на Е-7М, получил МиГ-21С.
Не следует, ли признать, что МиГ-21ПФМ явился просто текущей модернизацией МиГ-21СПС (Е-7СПС)? С 20 серии модернизировали РЛС РП-21М, вернули радиовысотомер РВ-УМ, в радиокомпас АРК-10 добавили счетчик дальности, предусмотрели подвеску контейнера ГП-9.
А что такое самолёт Е-7М, в войсках получивший обозначение МиГ-21М? Чьё это обозначение? Честно говоря я впервые встречаюсь с такой трактовкой: шифр ОПЫТНОГО завода. Под термином "завод" везде понимается завод строящий ЛА серийно. И независимо от того, кто выпускал техдокументацию (ОКБ или завод) Е-7 всегда считался шифром разработчика (ОКБ), а цифровое обозначение типа - заводским.
Если можно выложить вырезку из какого-либо документа с обозначением Е-7М как опытном МиГ-21ПФМ, буду благодарен.
Что касается отличий между МиГ-21ПФС и МиГ-21ПФМ. Бывало, что они отличались исключительно обозначением и номером серии - так не понимаю о каком "дальнейшем развитии МиГ-21ПФС" идёт речь.
Приводя в порядок сканы ТО по МиГ-21ПФ книга 4, Авиационное оборудование, часть1 электрооборудование. Обнаружил:
Что в конце книги вырезаны два листа и сделана такая запись:
Стр. 87-88-89-90 уничтожены согласно приказу ГУ ВВС. № 0321
От 25.11.72г.
Узнал, что на этих листах было приложение:
Отличие в электрооборудовании для самолетов вооруженных ракетами РС-2-УС.
Что, получается ракеты РС-2-УС на ПФ с 72 года уже не применяли?
Если применялись, тогда зачем приказом ГУ ВВС предписывалось уничтожить из описание использование ракет РС-2-УС на МиГ-21ПФ?
Вопрос интересный. Я что-то вообще не припомню, чтоб мне попадались фото наших ПФов с РС-2. По-моему, только с К-13 я видел. У "братьев" да, долго летали с РС-2, а у нас? Не могу сказать, не знаю. Олег, наверное, знает.
Если немного вернуться к началу темы.
МиГ-21СПС, МиГ-21ПФС, МиГ-21ПФМ, Е-7СПС, тип-94, изделие-94. Как правило, во всех изданиях по МиГ-21 эти машины делятся на две различные модификации.
С момента выпуска 1963 года он назывался самолет Е-7 (тип-94) оборудованный системой СПС и СПРД, временная инструкция № ГК-113, дополнение к инструкции № ГК-076.
В 1967-68 году выходит инструкция ГК-194 где самолет уже именуется МиГ-21ПФМ. Многие исследователи до сих пор спорят, где проходила грань превращения (Е-7 оборудованного системой СПС) в МиГ-21ПФМ. Одни считают эту грань появлением кресла СК-3 (КМ-1) и соответственно неподвижного козырька фонаря кабины, другие появлением киля увеличенной площади, третьи появлением модернизированной РЛС, возвращением радиовысотомера РВ-УМ и добавление в АРК-10 счетчика дальности. Только была ли она эта грань?
Еще что интересно инструкция ГК-194 с обозначением МиГ-21ПФМ выходит в 1968 году, когда выпуск (изделие, тип-94) на Горьковском заводе уже прекращен.
Давайте с этим разберемся!
Может, кто предъявить документ, в котором имеется обозначение самолета МиГ-21ПФМ с датой выпуска не позднее 1966-67 года?