Никола, задал вопрос про шестиугольные плиты на советских аэродромах. Я такие видел только на одном снимке в Болгарии, где закончили свой век последние МиГ-23.
Встречал кто такое покрытие на наших аэродромах?
Вид для печати
Никола, задал вопрос про шестиугольные плиты на советских аэродромах. Я такие видел только на одном снимке в Болгарии, где закончили свой век последние МиГ-23.
Встречал кто такое покрытие на наших аэродромах?
Аэродром Кубинка.
На фото из архива Виктора Кабанова - Су-7Б 274 апиб, Кубинка, 1969 г.
вот здесь http://ischo.livejournal.com/20622.html#cutid1 вводную часть можно почитать, а можно и с автором пообщаться на предмет фотографий с атрибутировкой ;-)
Вот еще аэродром с шестигранными плитами, Пушкин ULLP
Балтимор ещё кое где сохранил такие плиты..
Аэродром Сокол, Саратовская область
На аэродроме Ефремов такие плиты присутствуют
на аэродроме в Горелово вроде шестиугольные плиты стояли. Вечером фото посмотрю.
На сахалинском Соколе старая японская полоса была нарощена шестигранниками.
Данная тема вновь затронута была, соотв. заинтересовала. По данным из различных источников можно сделать вывод, что сие плиты активно использовались при переходе на твердое покрытие с начала 40-х... На Дальнем Востоке находятся любителями "именные", датированные 1942 г.
Имеется мнение, что заливались бетоном по месту. Сильно сомневаюсь, не практично, не выгодно. По поводу выбора формы, четких обоснований не находится, но полагаю они имелись.
По мере износа, менялись на "традиционные". Где-то демонтировались, где-то "хоронились" под слоем нового покрытия.
Применялись и вне СССР, выше RA3DCS упомянул Болгарию.
На фото "где-то в Крыму" и полагаю Болгария, Граф-Игнатиево. Вложение 90096Вложение 90097
Составил список аэродромов, с данным покрытием (полагаю далеко не полный):
Аджикабул, Армавир, Ахтубинск, Багай-Барановка, Балтимор, Барановичи, Бежецк, Белая, Бесовец, Бирофельд-Южный, Бобровка, Бобруйск, Болбасово, Борисоглебск, Борисоглебское, Борисполь, Борки (Тверская обл.), Брянск, Быхов, Варфоломеевка, Васильков, Веретье (Остров), Весёлое, Видлица, Внуково, Воздвиженка, Волгоград, Гайок, Гатчина, Гвардейское, Горелово, Горин, Громово, Гянджа, Данилово, Двоевка (Вязьма), Дзёмги, Днепропетровск, Донецк, Дягилево, Ефремов, Жуляны, Запорожье, Зокняй, Зябровка, Ивано-Франковск, Иркутск, Калинка (10-й участок), Канск-Центральный, Карачала, Касимово, Клин-5, Кобулети (Грузия), Коломыя, Кольцово, Кобрин, Конотоп, Коса, Красноводск (Туркмения, ныне Туркменбаши), Краснодар-Центральный, Красноярск-Северный, Крымск, Кубинка, Кызыл-Агач, Луховицы, Майхе, Мариновка, Мачулищи, Мериа (Грузия), Мигалово, Минеральные Воды, Миргород, Монино, Москва Захарково, Москва Измайлово, Москва Центральный аэродром им. Фрунзе, Москва Фили (завод), Небит-даг (Туркмения), Нежин, Новоалексеевка (Шота Руставелли) Тбилиси, Обор, Овруч, Одесса, Озёрное, Орёл, Паневежис, Паустово, Переяславка-2, Пирсагат, Полтава, Приозерье, Пружаны, Пулково, Пушкин, Ржев, Ростов на Дону, Рузаевка, Румбула, Саки, Сангачалы, Сандар, Североморск-1, Североморск-2, Семипалатинск, Сенаки, Сеща, Ситал-Чай, Скнилов, Сокеркино (Кострома), Сокол Пермь (Большое Савино), Сокол Саратовская обл., Сокол Сахалинская обл., Соколовка, Сольцы, Сормово, Суур-Мерийоки (вблизи Харитоново, учебная база Выборгского филиала Санкт-Петербургского университета гражданской авиации), Тапа, Тарту, Тахтамыгда, Тирасполь, Тихорецк, Толмачево, Углово, Украинка, Улла, Умань, Хабаровск-Центральный, Халино, Ханкала, Ханская, Харьков, Хвалынка, Хороль, Хурба, Центральная Угловая, Черниговка, Чкаловский, Шаталово, Щучин, Янгаджа (Туркмения)…
География обширная, с подтверждением и без (со слов современников).
Добавляем Ахтубинск. Вложение 90105
попадалось в сети про Конотоп.
во время войны немцы использовали местный аэродром ВВС РККА выложенный шестигранными плитами.
для ремонта после бомбёжек обязали местное население лепить "ремкомплекты" - шестигранники, по плите со двора.
размер стандартный, легко обеспечить заменяемость
за плохое качество или воровство казённого цемента - "расстреляйт".
в список добавить ещё аэродромы в Белой Церкви, Полтаве, старый аэродром в Сутисках.
на многих аэродромах 40-50-х годов есть подслой из шестигранников.
Да Гайок (Гаёк) или Белая Церковь? Как правильно? запамятовал...:confused: Вложение 90106
Сутиски сообщают о травяном покрытии...
Конотоп. Вложение 90107
Вложение 90108 Вложение 90109 Вложение 90110 Вложение 90111 Вложение 90112
Бежецк, североморск-1. ахтубинск
Добавляем фотографии... Вложение 90113Вложение 90114Вложение 90115Вложение 90116Вложение 90117
Вы не поверите, но Вы совершенно правы. Шестигранники заливали на старых аэродромах вручную. Форма выбрана из условия, чтобы человек "ровнялкой" (грабли без зубьев, а с ровной поверхностью) мог выровнять бетон заходя с шести сторон к опалубке. В те времена заводы по производству бетонных плит еще только начинали строить и оснащение инженерных батальонов и военных строителей было слабое. А таким способом удавалось быстро создавать аэродромные покрытия. Это во время писания своей кандидатской раскопал Дмитрий Дьяков (хорошо знакомый некоторым нашим форумчанам) , общаясь с военными строителями в РБ. он много времени посвятил изучению гарнизонов и аэродромов именно с точки зрения зданий, сооружений и покрытий в зависимости от года создания или реконструкции.
А на счет практичности и выгоды Вы не правы - это очень выгодно и довольно практично. Поверьте строителю.
Спасибо за информацию. Возможно у нас с Вами разночтение определения "по месту"...
Диплом техника строителя лежит в комоде.
Цитата с просторов инета. Вложение 90118
Спутник подтверждает!:smile: Вложение 90120
Внесу уточнению в таком случае)))))
Про строителя сказал лишь для того, чтобы пояснить почему про стоимость работ с материалами говорю (знаю эту "кухню").
Прежде всего я оговорюсь, что веду речь ТОЛЬКО об аэродромах находившихся на балансе МО СССР. Т.е. ни гражданские, ни аэродромы других ведомств я в виду не имею.
Во-вторых буду разграничивать покрытия ВПП, МРД, РД и стоянок. Мы все помним, что они разные могут быть
К чему это говорю , а к тому, что военные аэродромы в подавляющем большинстве случаев с 60-х годов делались без применения механической заливки бетона, а из плит. И это совершенно логично, т.к. плита дешевле (сама по себе и по стоимости работ по ее укладке) и ее всегда можно заменить силами ответственного инжбата. И шестигранники о которых я говорил опять таки в подавляющем большинстве случаев сохранились в 70-х - 80-х годах на МРД, РД и стоянках, а не на ВПП. А там ручная заливка вполне оправдана (опять таки по стоимости). В СССР очень критически относились к капиталовложениям. Они должны были быть минимальными, а вот на эксплуатационные расходы денег не жалели. Такая уж економика была. Таким образом выгоднее было построить дешево и раз в 5 лет капитальный ремонт делать, чем построить дорого и капремонт раз в 20 лет делать. Я вот только на одном военном аэродроме литую ВПП видел ( в Щучине). И эта ВПП относится как раз к 50-м годам. А поверху по ней уже современная в 70-х годах легла из ж\б плит (когда под МиГ-25 надо удлинить было).
С уважением,
Присоединяюсь. Дабы не уходить в сторону от темы, поясню "на пальцах" своё видение заливки "по месту".
На подготовленную поверхность монтируется опалубка, далее подходят бойцы с вёдрами товарного бетона. Укладывают, вибрируют, ровняют, по мере схватывания процесс повторяется... Вариант, который я назвал "не практично".
Иное дело, по месту (в западной части территории "базы") из того же бетона изготавливаются готовые изделия (плиты) и укладываются на подготовленное основание...
С уважением.
Так шестигранники вручную делали когда еще и ПАГи в достаточном количестве не выпускали. В том-то все и дело. А цемент с песком всегда найти можно было (хоть и не просто). Это ж армия - многое хапспособом делалось. Сам этим занимался. Даже в 80-е годы, а уж в 50-е и сам, как говорится, бог велел. Потом-то заводиков по производству ПАГ даже на балансе МО появилось, и плиты начали делать. И шестигранники перестали лить. Так это стало действительно "не практично".
Спасибо, всё понятно! :smile:
Продолжим. Вложение 90132Вложение 90133Вложение 90134Вложение 90135Вложение 90136
Чкаловский в список... Вложение 90142
Варфоломеевка, Воздвиженка. Вложение 90241Вложение 90242