Подробно об Р-Z рассказано в Авиаколлекции № 5/2009. Найти в Сети не проблема.
Вкратце - этот самолёт создан по инициативе директора завода № 1, как альтернатива кочеригинскому ЛР, который должен был стать заменой Р-5, но завод не горел желанием его осваивать из-за совершенно другой технологии. Разрабатывали Р-Z Дмитрий Сергеевич Марков (будущий зам Туполева) и А. А. Скарбов. От Р-5 отличался меньшими размерами, улучшенной аэродинамикой, полузакрытой кабиной и двигателем М-34. А вот почему он "Z" - тайна сия велика есть
. Нигде в литературе объяснение не приводится. Вот по И-Z (истребитель Григоровича с ДРП) таких объяснений аж несколько: одно - что это связано с особо секретным характером программы, другое - что изначально он должен был называться И-7, но когда это название официально присвоили лицензионному Хейнкелю, Григоровичу пришлось свою машину как-то переименовать и он просто переправил семёрку в "зет". Но сюда не подходит ни одно из этих объяснений. Р-Z никоим образом не был секретным, даже имел гражданский вариант, также именуемый П-Z... Почему бы ему не называться, например, Р-8 (кстати, вроде этот номер никому не присвоили?) В общем непонятно. Может быть, потому, что он был внеплановый?