Показано с 1 по 10 из 10
Like Tree8Likes
  • 2 Post By GK21
  • 1 Post By GK21
  • 1 Post By GK21
  • 1 Post By GK21
  • 1 Post By GK21
  • 1 Post By GK21
  • 1 Post By GK21

Тема: "Трое из ларца":МиГ-3, ЛаГГ-3, Ла-5ФН

  1. #1
    Старожил Форумчанин Аватар для GK21
    Регистрация
    02.10.2009
    Сообщений
    389

    По умолчанию "Трое из ларца":МиГ-3, ЛаГГ-3, Ла-5ФН

    Времена, когда отечественные предприятия, мягко говоря, не баловали любителей стендового моделизма разнообразием выпускаемой продукции, канули в прошлое. Думаю, что многие моделисты с некоторой ностальгией вспоминают длиннющие очереди в «Детском мире» 70-80-х годов прошлого века за очередной заветной коробкой от «Plasticart». Не испытать нам больше радости и от какого-нибудь «нововско-сухумского» «Венома», «нововско-бакинской» «Аэрокобры» или «нововско-ярославского» «Тандерболта» в простенькой (а иногда - и в экспортной!) упаковке, обнаруженного случайно в отделе канцтоваров провинциального универмага, или добытого по переписке с иногородним коллегой. Отшумели и остались навсегда в прошлом первые «клубы» 80-х годов в Текстильщиках на Люблинской, в «Меридиане» на Калужской, в ДК им. Горбунова в Филях, первые выставки–конкурсы стендовых моделей в Реутове, Красногорске, Москве, каждая из которых была событием, потому что только там в то время можно было увидеть сразу много интересного и нового, обменяться новостями и адресами, пообщаться с коллегами из других городов, получить диплом из рук самого М. Петровского, ну и приобрести, скажем, новую модель от «КР»! С чертежами и иллюстративным материалом тоже были проблемы. Буквально по пальцам можно было пересчитать специализированные издания на русском языке, поэтому приходилось по крупицам собирать журнальные публикации или библиотечные ксерокопии из иностранной периодики. Многое из всего этого, безусловно, не потеряло своей ценности и сегодня и потому бережно хранится в домашних архивах любителей авиации.
    Нынешний ассортимент упакованных в яркие коробки моделей и хорошо иллюстрированных специализированных изданий поражает своим разнообразием и относительной доступностью. Сохранилась в продаже и часть моделей, выпускавшихся у нас в 70-80-х годах, перекочевав в коробки с иными логотипами, а часть из них - превратилась в раритеты. А вот со старыми изданиями по истории авиации или по авиамоделизму дело обстоит посложнее, потому что отыскать их сегодня в силу весьма ограниченных тиражей можно, пожалуй, только в частных архивах любителей авиации.
    К числу таких раритетов, безусловно, относится и вышедший в 1986 г. в издательстве ДОСААФ альбом В. Воронина и П. Колесникова «Советские истребители Великой Отечественной Войны». Оформлено было это уникальное издание М. Петровским - тем самым Петровским - художником и популяризатором историко-технического стендового моделизма в нашей стране. Многие, полагаю, помнят этого замечательного художника, как оформителя исторических серий по авиационной и бронетанковой технике в журналах "Техника-молодежи", "Моделист-конструктор" и др. изданиях. Альбом содержит технические описания, довольно подробные чертежи и компоновочные схемы советских истребителей МиГ-3, ЛаГГ-3 и Ла-5 и очень интересен, в том числе, и для тех авиамоделистов-стендовиков, которые предпочитают собственными силами доводить «полуфабрикат из коробки» до более совершенного состояния (ведь хорошие чертежи просто обязывают к этому!). Именно эти материалы были использованы автором этих строк в разное время для подобной доводки названных выше моделей–копий в масштабе 1:72. «Оживить» все приведенные в альбоме чертежи, воплотив их в поставленные на полку миниатюры, удалось только в год двадцатилетия выхода в свет этого издания.
    Необходимо сразу отметить, что автор, будучи также моделистом-самодельщиком, в силу принципиальных соображений не применяет в работе над моделью столь популярные в настоящее время различные готовые "фирменные" комплектующие и вспомогательные материалы, безусловно, заметно облегчающие работу над моделью, но в то же время кардинально сужающие поле деятельности для творчества, а предпочитает заниматься глубокой доработкой, или конверсией выпускавшихся обычных комплектов, с использованием деталей только собственного изготовления. Основной принцип работы – «неважных мелочей не бывает». Поэтому количество деталей на модели обычно соответствует количеству видимых деталей на имеющихся в распоряжении автора чертежах, фотографиях, компоновочных схемах и другой документации. Детали, естественно, могут быть большими и маленькими, а на изготовление их требуется различное время. Следует, однако, отметить, что сделать состоящий из двух больших частей рельефный закрылок или щиток шасси не менее сложно, чем, например, миниатюрную ручку управления (9 дет.), прицел (14), приборную доску (12) или ремешок кресла (7). Заметим, что все подобные детали обычно предлагаются моделистам изготовителями модельных наборов, так сказать, «одним куском».
    Все эти конверсионные работы были успешно представлены автором в разное время на выставках стендового моделизма "МКСМ" в Центральном Доме авиации и космонавтики ( 1996 г.) и в Выставочном зале "Тушино" (2006 г.), а также в магазине-клубе "Техника-молодежи" ( 2008 г.). Имеется и пара авторских публикаций в журнале "М-Хобби" с более подробным описанием применяемых при работе над конверсией технологий и приемов (Геннадий Кузнецов. "Важные мелочи", № 2, 1997 и "Троица из альбома", №2, 2008). Ниже приводятся фотообзоры этих трех моделей с необходимыми комментариями, которые, быть может, будут интересны читателям форума.

    Г.К.
    Миниатюры Миниатюры f_00.jpg  
    Последний раз редактировалось GK21; 26.10.2014 в 01:11.

  2. #2
    Старожил Форумчанин Аватар для GK21
    Регистрация
    02.10.2009
    Сообщений
    389

    По умолчанию

    МиГ- 3
    За основу была принята модель «Альфа», явившаяся, пожалуй, одной из первых отечественных пластиковых моделей истребителей Второй Мировой. Она заметно отличалась в лучшую сторону качеством изготовления и неплохо укладывалась в имеющиеся чертежи, за исключением незначительного занижения базовых размеров для заявленного на упаковке масштаба 1:72.
    Однако поле деятельности для доработки, естественно, имелось. В частности, в процессе работы над моделью была более тщательно проработана расшивка и мелкая деталировка поверхности, причем заклепочные швы частично наносились вручную, а некоторые лючки заменены на накладные из фольги. Проработаны кромки крыла. Закрылки выполнены в выпущенном положении: ниши армированы полистиролом, а сами щитки состоят из двух слоев – наружного «клепанного» из тонкого полистирола и внутреннего рельефного из жесткой фольги, полученного с применением авторского способа двухстороннего объемного тиснения. В открытом положении выполнены также створки водо- и маслорадиаторов с деталировкой входных и выходных каналов и внутренней поверхностей самих створок. Дополнительно детализованы также стойки и ниши основного шасси и хвостового колеса. Посадочная фара заменена на самодельную, состоящую из нескольких частей: рефлектора с имитацией лампочки, оправки-кожуха, стекла фары и прозрачного обтекателя с окантовкой по периметру. Таким образом, вся фара состоит из семи элементов. Ну и, естественно, в соответствии с компоновочной схемой и чертежами полностью воспроизведен интерьер кабины. Переплет фонаря накладной из предварительно окрашенной тонкой конденсаторной бумаги и также слегка тонирован в соответствии с основной окраской.
    Миниатюры Миниатюры f_04.jpg   f_01.jpg   f_02.jpg   f_03.jpg  
    Д.Срибный likes this.

  3. #3
    Старожил Форумчанин Аватар для GK21
    Регистрация
    02.10.2009
    Сообщений
    389

    По умолчанию

    Зимний светлый камуфляж был выбран для модели не случайно. Дело в том, что в носовой части самолета, как известно, имелось несколько съемных панелей и капотных крышек из дюраля, центроплан также был цельнометаллическим с обшивкой дюралевыми листами впотай. Cтандартный летний темный камуфляж на модели безусловно скрадывал бы все это обилие стыковочных и заклепочных швов и различных мелких деталей, проработка которых всегда представляет интерес для моделистов. Для того, чтобы модель смотрелась более эффектно, иногда имеет смысл использовать подобные преимущества.
    Правда, имеющиеся опубликованные черно-белые неважного качества фотографии МиГ-3, кочующие из издания в издание и отличающиеся друг от друга лишь количеством ретуши, не давали четкого ответа на вопрос, как все-таки были окрашены отдельные элементы фюзеляжа и планера самолета, как, впрочем, и большинство других фото фронтовых лет. Поэтому пришлось довериться иллюстрациям М. Петровского и некоторым другим источникам, по версии которых МиГ-3 12 Гвард. ИАП ПВО Москвы (1942 г.) за номером «02» имел окрашенную в натуральный металл носовую часть фюзеляжа и красные c верхней стороны консоли крыла (по некоторым данным консоли были зеленые).
    Миниатюры Миниатюры f_05.jpg   f_06.jpg   f_07.jpg   f_08.jpg  
    Д.Срибный likes this.

  4. #4
    Старожил Форумчанин Аватар для GK21
    Регистрация
    02.10.2009
    Сообщений
    389

    По умолчанию

    ЛаГГ-3 (4-й серии)
    Модель представляет собой конверсию выпускаемой «Восточным экспрессом» копии ЛаГГ–3 серии 66. На момент начала работы над моделью никаких других копий данной модификации самолета в 72-м масштабе, не считая довольно грубо сработанного изделия от «Альфы», не имелось.
    Поздние версии самолета, как известно, заметно отличались внешне от ранних серий обводами носовой части, прежде всего, вследствие отсутствия обтекателей пулеметов ШКАС в верхней части капота двигателя, а также иной формы кока винта, воздухозаборника маслорадиатора, выхлопного коллектора, фонаря кабины. Имеются также и различия в раскрое обшивки и др. мелких деталях.
    Поэтому модель была значительно переделана и доработана.
    Некоторые изменения были внесены в геометрию модели - обводы фюзеляжа (в носовой части, в области водорадиатора), доработаны кромки крыла, его профиль в области законцовок, зализы, обводы кока винта и его деталировка, киль.
    Схема расшивки в носовой части изменена. При этом часть элементов обшивки (боковые панели) и некоторые мелкие детали на поверхности выполнены из фольги. Обтекатели пулеметов ШКАС были выточены из полистирола. Из полистирола выполнены также новый заборник маслорадиатора и сплошные выхлопные патрубки. Полностью переделаны створки водо- и маслорадиаторов (в открытом положении) с имитацией внутреннего содержимого их каналов.
    Деталировка интерьера кабины пилота и фонарь полностью самодельные Приборная доска трехслойная, с имитацией стекла приборов. Наружная ее часть частично выполнена из полистирола, частично – из жесткой фольги с подробной деталировкой панелей. В отделке боковых стенок и пола кабины использован в основном полистирол, а также синтетическое волокно, тонкая проволока и фольга. Ремешки кресла – из тонкой окрашенной с двух сторон конденсаторной бумаги, пряжки объемные, состоящие из нескольких частей - из жесткой фольги,. Фонарь - давленный из тонкой прозрачной поливиниловой пленки, открывающийся. Сдвижная часть перемещается на полозках из жесткой фольги по направляющим п-образного профиля из того же материала. Переплет фонаря накладной из тонкой фольги с соответствующим тиснением, имитирующим клепку.
    Миниатюры Миниатюры f_10.jpg   f_09.jpg   f_11.jpg   f_12.jpg   f_13.jpg   f_15.jpg  
    Д.Срибный likes this.

  5. #5
    Старожил Форумчанин Аватар для GK21
    Регистрация
    02.10.2009
    Сообщений
    389

    По умолчанию

    Доработаны также ниши и щитки шасси; значительно доработаны стойки основного шасси и хвостового колеса. Закрылки двухслойные, выполнены в открытом положении. В отделке их внутренней поверхности и поверхности ниш применен тот же способ объемного тиснения на фольге, что и на модели МиГ–3. Наружный слой - из тонкого листового полистирола с имитацией клепочных швов.
    Стыковочные ленты консолей крыла сделаны из фольги. Фара состоит из нескольких элементов – рефлектора с оправой и выгнутого по профилю передней кромки наружного стекла с окантовкой по периметру из фольги.
    Заменены на самодельные антенна, штанга ПВД, пушка ШВАК.
    Широкое применение фольги в отделке модели обусловлено тем, что, пожалуй, только этот удобный материал позволяет достаточно достоверно передать фактуру поверхности прототипа, в частности обшивки, а также имитировать различную мелкую деталировку способом объемного двухстороннего тиснения (у художников подобный прием носит название "металлопластика").
    Камуфляж двухцветный. Эффект старения и меления красочного покрытия имитирован на модели при помощи комбинированных приемов, аналогичных применяемым на модели МиГ-3. При этом использовались легкое напыление нитроэмалей и сухие водорастворимые пигменты нескольких оттенков серого и черного цветов.
    Общее количество самодельных деталей – 390.
    Миниатюры Миниатюры f_17.jpg   f_16.jpg   f_18.jpg   f_19.jpg   f_20.jpg   f_21.jpg  
    Д.Срибный likes this.

  6. #6
    Старожил Форумчанин Аватар для GK21
    Регистрация
    02.10.2009
    Сообщений
    389

    По умолчанию

    Ла–5ФН
    Из всех рассматриваемых здесь моделей именно эта потребовала наибольших затрат времени при доработке, так как за основу был принят полуфабрикат, выпускаемый «Звездой». В модельном ряду производимых этой фирмой моделей самолетов данное изделие было одним из первых.
    Собранная прямо из коробки модель смотрится довольно лихо, виной чему являются широкий и приплюснутый спереди лобастый капот двигателя, а также слегка укороченный «поджарый» фюзеляж со смещенным за счет этого к килю фонарем кабины. Большое количество, мягко говоря, неточностей, которые предстояло устранить в ходе работы, позволяет говорить в данном случае не столько о доработке, сколько о довольно глубокой конверсии исходного образца, которая коснулась практически всех элементов конструкции.
    Исходя из сказанного выше, переделке и доработке подверглось буквально все. Передняя часть фюзеляжа в области капота двигателя и боковых панелей за выхлопными патрубками необходимо было значительно сузить. Обводам капота был придан менее сбежистый вид, а боковые панели за выхлопными патрубками сделаны более плоскими. Изменена форма кожуха верхнего всасывающего патрубка мотора, а также уточнены форма и размеры каплевидных обтекателей в верхней части капота двигателя (первый оказался слишком широким и неправильной формы, а последние – слишком мелкими). Передняя кромка киля была перенесена назад, в связи с чем потребовалось нарастить и заднюю кромку по линии навески руля поворота, а также перенести назад и несколько вниз место крепления стабилизаторов. Обводы киля также доработаны. Хвостовая часть фюзеляжа в плане и в профиль напротив оказалась узковатой, поэтому здесь пришлось делать небольшие вставки и наплывы из полистирола.
    Обтекатель маслорадиатора заменен на самодельный из отвержденной пластики с деталировкой входного и выходного каналов.
    Значительным изменениям подверглись также и плоскости. Хорду крыла в области перелома передней кромки необходимо было уменьшить, изменив, тем самым, угол расположения передней кромки по отношению к оси фюзеляжа. Уменьшена была также и толщина профиля консолей и задней кромки крыла. Форма зализов задней кромки изменена. Ниши шасси, разумеется, также были сдвинуты назад, для чего потребовалось сделать вставки из полистирола, а также позаботиться об изготовлении боковых внутренних стенок и днища ниш с соответствующей отделкой деталями.
    Миниатюры Миниатюры f_23.jpg   f_22.jpg   f_25.jpg   f_24.jpg   f_26.jpg   f_27.jpg   f_28.jpg   f_29.jpg   f_30.jpg  
    Д.Срибный likes this.

  7. #7
    Старожил Форумчанин Аватар для GK21
    Регистрация
    02.10.2009
    Сообщений
    389

    По умолчанию

    Основные стойки шасси и костыль также значительно доработаны: добавлены узлы крепления щитков, шарнирные пары амортизаторов и другие мелкие детали.
    Закрылки на Ла-5ФН аналогичны таковым на ЛаГГ-3. Способ изготовления их на данной модели, так же как и способ изготовления щитков шасси, не отличается от описанного выше.
    Имитировано также провисание обтяжки на каркасах элеронов и рулей хвостового оперения.
    Фонарь кабины самодельный из тонкой полимерной пленки, давленный на матрицах с помощью двух отдельных пуансонов, отлитых из эпоксидки, и состоит из трех частей. Средняя часть - подвижная. Интерьер кабины выполнен также подробно, как и на предыдущей модели с использованием полистирола, поливиниловой пленки, фольги (приборная доска, пол кабины, боковые стенки с силовыми переборками и бортовым оборудованием, кресло), синтетического волокна и конденсаторной бумаги (ремешки, различные тяги). Здесь уместно отметить, что никакой самый фирменный фонарь, видимо, все-таки, не способен тягаться по своей прозрачности и масштабной толщине с самодельным. Поэтому, если уж решено было потратить значительную часть времени на деталировку интерьера кабины, то просто необходимо сделать так, чтобы ее содержимое было доступно для обозрения даже сквозь закрытый фонарь.
    В отделке фюзеляжа и плоскостей также была использована фольга различных сортов. Из нее выполнены боковые жаропрочные панели обшивки фюзеляжа и нижней части центроплана, стыковочные ленты консолей крыла и стабилизаторов, окантовка воздухозаборника в верхней части капота и портов бортового оружия, обтекатели узлов подвески, воздухозаборники вентиляции кабины, патрубки выхлопного коллектора мотора со створками, шарнирные узлы навески капотных крышек, отдельные лючки. Использование фольги позволило добиться необходимых визуальных эффектов, имитирующих деформацию обшивки в местах ее крепления.
    Для соблюдения необходимого шага имитация прошивочных швов металлической обшивки капота и боковых панелей фюзеляжа выполнены вручную без использования «традиционного» инструмента.
    При окраске модели применялись нитроэмали нескольких оттенков основных цветов камуфляжа, сухие пигменты и водостойкий графит определенных сортов и цветов для заливки швов и имитации меления красочного слоя обшивки.
    Общее количество самодельных деталей в модели составило 512 шт.
    Миниатюры Миниатюры f_33.jpg   f_32.jpg   f_31.jpg   f_34.jpg   f_35.jpg   f_36.jpg   f_37.jpg   f_38.jpg  
    Д.Срибный likes this.

  8. #8
    Администратор Ветеран Аватар для Kasatka
    Регистрация
    15.10.2005
    Адрес
    London
    Сообщений
    1,459

    По умолчанию

    Очень интересно! спасибо большое, Геннадий!

    Можно с Вашего позволения опубликовать данный материал на нашем сайте?

    Сергей
    Let's drink Guinness!

  9. #9
    Старожил Форумчанин Аватар для GK21
    Регистрация
    02.10.2009
    Сообщений
    389

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Kasatka Посмотреть сообщение
    Очень интересно! спасибо большое, Геннадий!

    Можно с Вашего позволения опубликовать данный материал на нашем сайте?

    Сергей
    Сергей, спасибо за внимание! Если есть к этому материалу интерес, то публикуйте, конечно. Ссылочку пришлете потом?

  10. #10
    Администратор Ветеран Аватар для Kasatka
    Регистрация
    15.10.2005
    Адрес
    London
    Сообщений
    1,459

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от GK21 Посмотреть сообщение
    Сергей, спасибо за внимание! Если есть к этому материалу интерес, то публикуйте, конечно. Ссылочку пришлете потом?
    конечно =)
    Let's drink Guinness!

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •