В 77 году, когда Сомали вторглась в Эфиопию, две кубинские эскадрильи были направлены в Эфиопию. Для поддержания боеспособности ВВС Кубы одна аэ 927 иап была направлена на Кубу. Одновременно другая группа летчиков полка в качестве советников находилась в Эфиопии.
МиГ-23 в 927 иап никогда не было - избавил бог, до 86 года МиГ-21 бис, потом МиГ-29. На Кубу самолеты полка не возили, использовали поставленные Кубе из Союза. Кубинские летчики тоже воевали в Эфиопии на самолетах, поставленных туда из СССР.
МиГ-23 в 927 иап никогда не было - избавил бог, до 86 года МиГ-21 бис, потом МиГ-29. На Кубу самолеты полка не возили, использовали поставленные Кубе из Союза. Кубинские летчики тоже воевали в Эфиопии на самолетах, поставленных туда из СССР. С уважением.
Спасибо! А можно ожидать развернутых воспоминаний летчиков 927 иап на Кубе?
В Афганистане наш полк базировался на трех аэродромах - в Баграме и Шинданте по одной эскадрилье и дежурное звено в Кандагаре. Периодически командованием, которое в основном находилось в Баграме, производились посещения аэродромов Шиндант и Кандагар. Обычно, чтобы не связываться с ожиданием попутного борта, производилось это на «собственном транспорте» – учебно-боевом двухместном МиГ-21ум.
Во время одного такого моего прилета в Шиндант, туда с гастролями прибыл Театр Советской Армии – многие артисты посещали с концертами боевые части. Встревали их с любовью – частица мирной домашней жизни, да и в какой отдаленный гарнизон когда прилетит звезда? Встреча в Шинданте тоже не была исключением, Людмила Чурсина, Алина Покровская, другие артисты театра. До этого труппа уже посетила Кабул. После гостеприимного приема, организованного командованием 40А, артисты при прилете выглядели немного уставшими. В честь гостей наше звено МиГ-21, возвратившееся после удара, скрутило артистам тройку петель над аэродромом, 157 апиб продемонстрировал на стоянке свои большие Су-17. Однако состязаться в гостеприимстве с 5 гвардейской мотострелковой дивизией мы не могли, и артисты были увезены пехотой в штаб дивизии, где и состоялся концерт.
На следующий день труппа возвращалась домой в Союз. Гости, привезенные из дивизии, в ожидании самолета расположились с тени деревьев у КДП. Артисты явно устали от танков, стрельбы из пушек и вчерашнего позднего ужина. Рейсовый Ил–18, следующий по маршруту Ташкент – Кандагар – Шиндант задерживался. Время обеда еще не наступило, но легкий ланч на травке, и не только с чаем и кофе, как- то скрашивал время ожидания.
Появилась возможность и авиаторам вновь отметиться в гостеприимстве. Проход после удара наших соседей, звена Су-17 не очень впечатлил – слишком высоко, тихо и медленно. Теперь очередь за истребителями – у замкомэски майора Ивана Абезина случился полет на сложный пилотаж по плану ввода в строй после болезни. Над аэродромом Иван выложился полностью – пилотаж с нижней границей маневров в 100 м - красиво, и иногда, даже немного страшно -я на КДП даже раз не выдержал, крикнув в эфир - Выводи!
Однако и это зрелище зрителей тоже как-то не очень заинтересовало, так устали – из пушки стрелять было видно интереснее. Обидно за авиацию!
Командую Ивану:
- После задания пройди пониже.
Уж этот элемент был отработан у нас давно, высота 20-50 м, скорость за 1200, форсаж - для пущего шуму, тормоза, чтобы не перескочить скорость звука.
На всякий случай предупредил зрителей, что сейчас будет проход истребителя на малой высоте и околозвуковой скорости. Сообщение не вызвало особого интереса, а напрасно.
Самолет на удалении около 10 км со снижением вышел на посадочный курс, пока еще маленькая дымная точка без звука в полной тишине. Вот исчез дымный след, означающий включение форсажа, точка за секунду выросла в самолет, который на уровне стекол КДП и немыслимой для нормального восприятия скорости пронесся над деревьями. Над зрителями Иван с перегрузкой 7 «переломал» самолет и свечой ушел вверх. В этот момент громом с ясного неба ударил непереносимой громкости звук раздираемого металлом воздуха и ревущего двигателя. Маневр вызвал шквал, на земле закрутились два смерча, поднимающие в воздух пыль, песок и легкие предметы. Эффект оказался ошеломляющим. Мужская половина труппы, думая, что начался обстрел аэродрома, с опозданием упала на землю, пытаясь врыться в нее поглубже. Более стойкие и заторможенные женщины, не успев ничего понять, с закрытыми от страха и пыли глазами пытались одернуть вниз поднятые шквалом элементы одежды. Остатки выпивки улетучились в воздухе, закуску и все непривязанные предметы разбросало на сотни метров. Самолет исчез в небе, потом маленькой далекой точкой зашел на посадку.
Ошеломленные гости понемногу пришли в себя, ведь предупреждал же, что будет немного громче, чем из пушки стрелять. К счастью зрителей, это оказался не обстрел, поэтому стресс и потери закуски были списаны на боевые условия.
Иван после посадки вылез из кабины, и, предупрежденный на рулении, пошел со мной извиняться за причиненный испуг. Нас немного пожурили, но было ясно, что в связи со счастливым концом происшествие внесло явно позитивный эмоциональный настрой и показалось событием, усилившим яркие впечатления о поездке «на фронт».
Здравствуйте Николай!Очень интересно читать Ваши воспоминания!Понравились и фотографии.Особенно Ваши из Афгана.Интересно какой техникой снимали? Самым лучшим вариантом было бы написание книги о славной истории полка. Но мне интересно узнать сильно ли изменился г. Береза?Ведь тогда в 80-е он был небольшим городком . С уважением . Cаша.
По моему неплохо получилось.Я от души понимаю что Вам очень дороги эти фотографии ,пожелтевшие от времени.Спасибо что поделились этим с другими!Сейчас выходят выпуски "Мировая авиация" , жду не дождусь когда появится выпуск про Миг-21, где он в трехмерном изображении...Я и многие мои друзья покупают эти выпуски.Вроде бы красиво,но я думаю что большая часть информации из западных изданий,взять тот же "Фантом" . Ведь наши МиГи сбивали "Фантомы"как мух.Я считаю что не совсем серьезно печатать такое издание отдельно по файлам - лучше напечатать хорошую книгу. Интересно Ваше мнение по поводу информации в этом издании как специалиста. C уважением к Вам и Вашим друзьям -однополчанам. Саша.
Последний раз редактировалось Sasha IL; 15.03.2009 в 00:53.
Я бы не стал утверждать так категорично. Да, по нашим/вьетнамским данным появление МиГ-21 повлияло на соотношение сбитых самолетов в воздушных боях. За 1966 год приводились такие данные:сбито в воздушных боях 47 американских самолета, потеряно всего -12 (5 МиГ-21, 5 МиГ-17, 2 Ан-2). Но тут надо учесть, что ВВС Вьетнама действовали малыми группами, как правило, из засад. Задачу недопущения ударов авиации по своим объектам вьетнамцы выполнить не могли, и превосходство в воздухе, особенно над территориями вблизи границы, принадлежало ВВС США. А F-4 для своего времени очень хороший самолет, особенно если учесть его многоцелевые возможности. Да, в тех условиях характер воздушного боя оказался не тот, для которого создавались исребители, новые возможности оружия (УРСД) тоже полностью реализовать не получилось. По ударным же возможностям наши фронтовые чисто бомбардировщики (Як-28) той поры значительно уступали F-4. Я бы не стал утверждать, что в варианте истребителя F-4 по совокупности боевых характеристик уступал МиГ-21. С уважением.
Последний раз редактировалось Fighter; 23.03.2009 в 10:39.
Спрашивал у Кравчёнка про Кубу. Лично он был инструктором. Готовил чуть больше года троих кубинских лётчиков. Задача была подготовить их до 3-го класса. Выполняли полёты с пусками ракет по наземным и морским целям.
За 1966 год приводились такие данные:сбито в воздушных боях 47 американских самолета, потеряно всего -12 (5 МиГ-21, 5 МиГ-17, 2 Ан-2).
К сожалению, никто не спросил, как были потеряны 2 Ан-2. На этих Ан-2 въетнамцы установили бомбодержатели и пытались атаковать корабли 7 флота США.
Кстати, в ВВС Вьетнама был "тезка" 927 истребительный авационный полк http://www.wio.ru/korea/viet-rus.htm.
Последний раз редактировалось Fighter; 07.04.2009 в 20:02.
Надеюсь никто не обидится, если я выложу на этой ветке небольшой отрывок о деятельности этой славной части весной 1979 года.
Информация взята с avia.ru, там в свое время была ветка "ИБА в неизвестной войне 1979 года". Один из форумчан выложил небольшую информацию, касаемую деятельности 927-го иап в то время.
Я во время, указанное Александром , служил в Березе в 927 иап командиром аэ. Параллельно с Александром 'прыгал' по аэродромам от Березы до Сайншанда в марте 1979 г. Маршрут у нас был Береза-Купянск-Бобровка-Кустанай-Купино-Канск-Белая-Налайха-Сайншанд. Самолеты МиГ-21бис, 3 х ПТБ -500. Из всего перелета хорошо запомнились два случая: Степа Шепшелей забыл под подушкой в гостинице в Белой пистолет, вспомнил о нем минут через 15 после взлета, вышел на связь с КП Белая и говорит: 'В 4 номере в гостинице под подушкой забери маленький черный и к нему 16 патронов'. И еще посадка в Сайншанде при боковом ветре слева 25м\с (ограничение 15), песок мело через полосу как поземку в центральной России. После касания ручку влево на борт, а самолет норовит поднять левое колесо. Говорили, что такой ветер в феврале там нормальное явление. Местные танкисты в такую погоду ходили в противогазах, засунув отвинченную от коробки трубку в карман шинели, откуда предварительно вытряхивалась пыль и табак. В Сайншанде на аэродроме не было ничего, кроме 10 необвалованных капониров. Городок танкистов в 12 км. Нас разместили там в щитовой казарме. Ан-12, которые нас сопровождали и которые, кроме всего прочего, должны были привезти жратву, из-за ветра не пришли. Поэтому нас три дня кормили - на первое суп из тушенки с макаронами, на второе макароны с тушенкой, на третье просто вода.
В отличие от Луцких ребят нам в Березе не говорили, что мы летим умирать и не провожали торжественно. Нам сказали хуже - полк перебазируют в Монголию на всю жизнь.
После посадки сразу же в течение 2 часов организовали дежурное звено, к вечеру получили задачу одной эскадрильей перебазироваться в Чойр для участия в ЛТУ, о котором красочно рассказал Александр.
При уходе эскадрильи произошла катастрофа. Погиб командир звена капитан Володя Самойлов. Он взлетал ведущим третьего звена. В правом пеленге ведомый Коля Карпов.
На разбеге в момент поднятия носового колеса начал открываться фонарь, по докладу Карпова Володя левой рукой пытался его удержать. При этом вероятно отвлекся и самолет после отрыва резко увеличил угол, Карпов закричал: уменьши угол, но было уже поздно, самолет Самойлова задрал нос, свалился влево и упал в конце полосы.
PS. Сейчас посмотрел ветку по ссылке и обнаружил, что она немного купирована. Так, например, из нее исчез пост Валерия, касаемый 927 иап, приведенный выше. Я же в свое время сохранил эту ветку на своем компе.
Последний раз редактировалось KAV; 20.05.2009 в 20:06.
Сегодня ровно 67 лет со дня образования 927-й ИАБ.
927-й Кенигсбергский, Краснознаменный, ордена Александра Невского истребительный авиационный полк отсчет своей истории вел с 29 июня 1942 года. Он был сформирован при Руставской военной школе летчиков (город Рустави Грузинской ССР). Тогда полк был укомплектован 20 самолетами ЛаГГ-3, летчиков было 23 человека. Первым его командиром стал майор Дзуцев М.А., комиссар - политрук Брагин Н.В., начальник штаба - капитан Пестов М.М.
Боевые действия полк начал 19 июля 1942 года - в системе ПВО вели прикрытие черноморских портов Поти и Сухуми, аэродромов базирования Ленинакан, Кутаиси и Миха Цхакая.
25 августа 1942 года полк перебазировался на аэродром Грозный и начал боевую работу на Моздокском направлении - вел сопровождение бомбардировщиков « Бостон». До 2 сентября было совершено 122 успешных самолетовылета, летчики полка сбили 3 истребителя «Ме-109».
Поздравляю всех ветеранов и сослуживцев с праздником. Желаю всего самого наилучшего. В эти дни основная часть базы выполняет задачу на аэродроме Мачулищи по подготовке к участию в параде 3-го июля. Удачи!
Денисенко Григорий Кириллович
Родился 10 мая 1921г. в селе Бабенково, Харьковской области, Изюменского района.
В 1940г. окончил Славянский аэроклуб.
Прибыл на Воронежский фронт 28 октября 1943 г. в 235 шап 264-й шад 5-го шак. 3 ноября 1943 г. ввели в боевой состав расчёт эскадрильи. Боевые вылеты начал в боях за освобождение г.Киев. За участие в Киевской операции был награждён орденом Славы 3-й степени.
В одном из вылетов на штурмовку противника группа Денисенко подверглась атаке превосходящего по численности противника. Грамотно выстроив оборону, проявив при этом мужество и героизм, лётчикам удалось сбить 5 фашистких самолётов. За этот бой Денисенко награждён орденом Александра Невского.
Всего за период участия на фронте совершил 197 боевых вылетов. Провёл 28 воздушных боёв. Лично сбил 2 истребителя и 2 транспортных самолёта противника. Уничтожил 20 самолётов на земле, 122 машины, 3 ж\д эшелона, 4 артиллерийских батареи, 13 миномётов, 8 складов с боеприпасами, 600 вражеских солдат и офицеров.
Звание Героя Советского Союза присвоено Указом Президента Верховного Совета ССР от 15 мая 1946г.
Приказом Министра Обороны Республики Беларусь от 22 февраля 2008г. зачислен почётным лётчиком во 2-ю авиационную эскадрилью 927-й Кенигсбергской, Краснознаменной, ордена Александра Невского истребительной авиационной базы.
В биографии ветерана есть и такой факт: в Саратовском аэроклубе, возглавляемом им после войны, занимался будущий первый космонавт СССР Юрий Гагарин. Гагарин мог и не стать лётчиком его не брали из-за возраста. Но по личной просьбе Денисенко будущий космонавт приступил к обучению. http://www.airaces.narod.ru/all15/denisenk.htm http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=2989
Последний раз редактировалось Gnom; 17.07.2009 в 17:34.