Перенесено с ветки о суевериях
К вопросу о суевериях в авиации, точнее о приметах.
Была такая примета. С отпускным билетом в кабину не садись, уходя-уходи. Проверил ее лично.
Когда командира отпускают в отпуск, нужно уехать в тот же день, иначе завтра обязательно затормозят. С другой стороны, для того, чтобы прийти из отпуска и быть в строю во всех условиях, надо перед отъездом слетать (желательно при минимуме ночью). И вот однажды (конечно зимой) комдив отпускает в отпуск, быстро выписываю отпускной, билеты на ночной поезд заказаны. Но сегодня еще полеты, надо отметиться ночью, и тихо слинять.
За все время у меня особых отказов техники практически не было, в у училище раз на Л-29 не вышли шасси-сломалась кнопка, в Афгане не сошел внешний С-24, вот и все.
Крайний перед отпуском вылет (на МиГ-21бис), отпускной в кармане, жена дома уже трамбует чемоданы. Ночь, полет на воздушный бой (перехват) в облаках и в зону с большими углами крена и тангажа. "Генеральский" минимум: низ 350, видимость 5-6. Облаков вверху не оказывается, верхний край около 1500. После перехвата полет в зону в таких условиях естественно переходит в нормальный сложный пилотаж - не виражи и спирали же гнуть. Высота 4000, переворот, далее на петлю, форсаж - но характерного толчка нет, лампа "форсаж" тоже не горит. Вывожу, РУД на максимал, снова форсаж - включаться не хочет! Осматриваю кабину, может чего не включил, все нормально, да и на перехвате форсаж работал. Вдруг загораются СОРЦ и "Падение давления в основной гидросистеме" (на 21-х речевиков не было), пилотаж видать не удался. Прошусь у РП на заход с ходу, разрешает, думает - спешу на поезд. Взгляд на датчике давления, в осноной еще 120, в бустерной норма. Садиться без закрылок как-то не хочется, гашу скорость и выпускаю их во взлетное - выходят (при дальнейшем падении давления уже не уберутся), развотот на посадочный, удаление 16. Сдергиваю переднюю ногу, шасси аварийно, загораются зеленые лампы - встали на замки:
- 401, на посадочном шасси выпустил, 500.
- 401. удаление 12, полоса слева 50.
- 401, удаление 8, на курсе, выше глиссады 50.
- 300, с прожекторами (по плановой была посадка с фарой).
- 401-го понял.
Перед дальним снова СОРЦ и "Падение в бустерной системе", приехали! При полном падении давления в обеих системах ручку самолета заклинивает, сесть невозможно.
В основной уже 0, в бустерной пока 140. Только этого не хватало, вместо отпуска - расследование, комиссии, поиск козлов отпущения.
Самолет пока управляется, за давлением смотреть некогда:
- 401, дальний к посадке готов.
- 401, посадка.
Сажусь с закрылками во взлетном положении, скорость подхода 360-370. Плавно подходит освещенное пятно ВПП, на выравнивании нос закрывает полосу, но фары уже достают землю, РУД сразу на МГ. Вот и удар о родную землю, скорость менее 300 - парашют, слава богу он, как и тормоза, к гидроситемам не имеет никакого отношения. Сруливаю с полосы, и тут ручку полностью клинит, но она уже и не нужна. Заруливаю, вылезаю из кабины, весь самолет снизу залит гидражкой, АМГ-10 капает из всех щелей, техники качают головами.
Расписываюсь в тетради "Замечаний нет", говорю инженеру, что про это думаю и после "красной ракеты" уезжаю в отпуск. Расследование (уже без меня) показало, что произошло невероятное последовательное нарушение герметичности обеих гидросистем по разным причинам. Но я уже четко знал, с чем связано это невероятное нарушение герметичности.