Истребитель МиГ-29КУБ
Российская самолетостроительная корпорация (РСК) "МиГ" приступила к осуществлению программы летных испытаний корабельных истребителей МиГ-29К/МиГ-29KUB (6 фотографий).
Самолет для индусов (доживет ли наша корабельная авиация до такого МиГа - вопрос :( ).
Носовая часть опробована на МиГ-29М2. Будет унифицирована для двухместных самолетов (КУБ) и одноместных (К) (во втором случае из второй кабины будет снято кресло).
Новый борт, новый радар + солянка из оборудования от заказчика...
И еще из видимых отличий от старой корабелки - увеличена хорда закрылков до "невероятных" размеров... :) + появился на гроте между килей увеличенный воздухозаборник отсека КСА.
Многофункциональные истребители корабельного базирования МиГ-29К/МиГ-29КУБ
Корабельный истребитель МиГ-29К был разработан в конце 80-х годов. Летные испытания МиГ-29К, в ходе которых было продемонстрировано полное соответствие истребителя требованиям, предъявляемым к самолетам корабельного базирования, были приостановлены в 1992 году. В настоящее время РСК "МиГ" подготовила усовершенствованные варианты самолета - МиГ-29К/ МиГ-29КУБ (в одноместной и двухместной версиях) к очередному этапу летных испытаний в рамках программы обеспечения экспортных поставок.
Сейчас мы продолжаем работы по совершенствованию новой машины. После возвращения из Малайзии предстоит оценить характеристики ее устойчивости, управляемости, летно-технические характеристики и тд. А на первом опытном самолете МиГ-29КУБ, постройка которого началась сейчас на опытном заводе ИЦ "ОКБ им. А.И.Микояна" (в стапель заложена головная часть боевой машины), будет отрабатываться весь комплекс боевого оборудования и системы вооружений. Если МиГ-29М2 оценивали в основном по аэродинамическим характеристикам, то МиГ-29КУБ будет работать по программе оснащения ВМС Индии этим истребителем.
Головную часть машины предстоит изготовить инженерному центру, а все остальное - Производственному центру имени П.А.Воронина и Луховицкому авиационному производственно-испытательному комплексу. При этом сборку первых опытных машин - как одноместной, так и двухместной "корабелки"- будет осуществлять опытный завод ИЦ. Hа этих самолетах, в которых будут собраны все лучшие достижения отечественной конструкторской мысли, мы должны провести большой комплекс испытаний на земле, в воздухе и на авианесущем крейсере "Адмирал Горшков".
Палубные самолеты МиГ-29 для Индии оснастят бортовым радаром с улучшенными характеристиками
Москва. 12 апреля. Об этом сообщил "Интерфаксу-АВН" главный конструктор корпорации "Фазотрон-НИИР" Юрий Гуськов.
"Доработанный радар имеет улучшенные характеристики, в частности повышенное разрешение при работе по наземным целям. Разрешение составит до трех метров", - сообщил Ю.Гуськов. По его словам, серийная модернизированная БРЛС "Жук-МЭ" определяет местоположение наземных целей с разрешением 5х5 м.
По словам Ю.Гуськова, если индийская сторона, как ожидается, сделает заказ на модернизацию строевых истребителей МиГ-29 индийских ВВС, то на эти машины также предлагается устанавливать новые БРЛС типа "Жук-МЭ" с более высоким разрешением - 3х3 м.
БРЛС "Жук-МЭ" выпускается серийно и поставляется, в частности, в одну из арабских стран в составе бортового оборудования истребителей МиГ-29СМТ. "Всего поставлено более десяти БРЛС", - подчеркнул главный конструктор.
По его словам, в настоящее время определяется облик самолета типа МиГ-29М1/М2 для участия в индийском тендере на покупку и производство 126 легких истребителей. Ожидается, что итоги тендера будут подведены в конце 2005 года.
Контракт на поставку ВМС Индии многофункциональных истребителей корабельного базирования МиГ-29К был подписан РСК "МИГ" 20 января 2004 года и предусматривает поставку 12 одноместных самолетов МиГ-29К и четырех двухместных - МиГ-29КУБ. Поставки самолетов заказчику начнутся в 2007 году и завершатся в 2009 году. Контрактом также предусмотрен опцион еще на 30 самолетов со сроком поставки до 2015 года.
Первые опытные образцы радара пятого поколения с активной фазированной решеткой будут созданы в будущем году
Корпорация «Фазотрон-НИИР» в первой половине 2006 года планирует изготовить первые два опытных радара пятого поколения с активной фазированной решеткой.
«Главным для нас сегодня является создание радара пятого поколения. Мы этому уделяем большое внимание. Денег не хватает и поэтому работа ведется в несколько замедленном темпе. Тем не менее конструкция первого прототипа радара пятого поколения разработана полностью и сейчас находится в производстве. Мы хотели бы в первом полугодии 2006 года получить первые опытные образцы», — сказал генеральный директор — генеральный конструктор корпорации «Фазотрон НИИР» Анатолий Канащенков.
Он отметил, что планируется изготовить два опытных образца. Один будет стоять на стенде, второй — на самолете для проведения летных испытаний.
«Радар пятого поколения представляет собой интегрированную радарную систему с активной фазированной решеткой, построенную на совершенно новых принципах, с высоким уровнем интеграции элементной базы, использованием твердотельной технологии и, конечно же, новых возможностей с точки зрения функциональной интеграции борта. Все это призвано существенно расширить возможности радара и обеспечить его значительно более высокую надежность», — сказал А.Канащенков.
По его словам, «разработка радара пятого поколения задерживается не интеллектуальными и технологическими возможностями корпорации «Фазотрон НИИР», а только проблемами финансирования этой программы».
Как рассказал в ходе презентации заместитель генерального директора - генерального конструктора, директор Инженерного центра "ОКБ им. А.И. Микояна" Владимир Барковский, "индийский" МиГ-29К/КУБ заметно отличается не только от базового самолета, но и от того МиГ-29К, который в свое время был создан по заказу ВМФ СССР. Истребитель имеет современную авионику, улучшенные эксплуатационные характеристики, повышенную надежность агрегатов, систем и узлов, увеличенный более чем в 2 раза летный ресурс. Доля композиционных материалов в составе планера достигла 15%. Стоимость летного часа этой машины снижена почти в 2,5 раза по сравнению с базовым истребителем.
Бортовое радиолокационное оборудование (БРЭО) МиГ-29К/КУБ построено по принципу открытой архитектуры, что облегчает модернизацию самолета и наращивание его арсенала. Основу прицельно-навигационного комплекса составляет многофункциональная импульсно-доплеровская РЛС "Жук-МЭ", разработанная корпорацией "Фазотрон-НИИР", и оптико-электронная станция нового поколения. Самолет имеет современное информационно-управляющее поле, систему нашлемной индикации фирмы THALES. Ряд элементов навигационного оборудования, средства связи и радиотехнической разведки разработаны и изготавливаются в Индии, в составе БРЭО имеется также оборудование израильского производства. По словам Владимира Барковского, на сегодняшний день полный комплекс бортового оборудования, интегратором которого является Раменское ПКБ, смонтирован на испытательном стенде в ГосНИИАС.
В ходе работы над самолетом было уделено серьезное внимание повышению надежности и характеристик двигателя. МиГ-29К/КУБ оснащают моторами РД-33МК "Морская оса", разработанными петербургским ОАО "Климов". РД-33МК имеет увеличенную на 7% тягу (9000 кгс на форсаже), цифровую систему управления типа FADEC, а его ресурс составляет 4000 часов. Благодаря новому двигателю самолет может осуществлять взлет с палубы авианосца и выполнять боевые задачи в условиях жаркого климата.
Тут следует привести слова, сказанные на презентации МиГ-29КУБ военно-морским атташе при посольстве Республики Индия в Москве коммодором С.С. Джамвалом: "Авианосец "Викрамадитья" будет решать комплекс задач. Основу его боевой мощи составит авиационная группировка. Ее самолеты будут многоцелевые, способные решать задачи air superiority (завоевания превосходства в воздухе), ground strike (удар по наземным целям) и anti shipping (действия по кораблям противника)". Выходит, и с этой точки зрения конкуренции между МиГ-29К/КУБ и LCA NAVY не предвидится. Скорее всего, LCA NAVY - это самолет, который в состоянии выполнять только определенные вспомогательные функции. А поскольку на ADS "прописаны" оба типа, они просто будут обязаны дополнять друг друга. Ведь на тесной палубе нет места для "экспериментов по конкуренции".
Если говорить о реальных конкурентах МиГу, так это прежде всего американский F/A-18E/F Super Hornet. Эти машины даже очень близки по размерности (МиГ-29К чуть поменьше, но ненамного). "У них одинаковая философия: оба самолета - работяги. Они и истребители, и бомбардировщики, и разведчики, и воздушные заправщики", - добавляет главный конструктор МиГ-29К.
В частности, сохранена шина данного стандарта MIL1553B, однако теперь она имеет четырехканальные мультиплексные связи. "Мультиплексная шина на МиГ-29К есть, - подтверждает Николай Бунтин, - но она более развита, чем на других российских самолетах, которые раньше поставлялись за рубеж. В частности, на МиГ-29К - четыре мультиплексных шины, по сравнению с двумя, что использовались на экспортных вариантах российских самолетов до недавнего времени. Кроме того, на МиГ-29К/КУБ на отдельных системах применены волоконно-оптические линии связи. Каналы fibre channel тоже применены там, где это нужно. Вот та новая ступенька, которая пришла с МиГ-29К/КУБ. На МиГ-35 эта линия усилится. В большей мере будут применяться fibre channel и оптико-волоконные линии связи".
Применение fibre channel и волоконно-оптических линий позволяет в некоторых случаях увеличить скорость обмена данными между отдельными системами в 100 раз и более. Кстати, на самолетах разработки РСК "МиГ" скоростные каналы обмена данными применены впервые. Все семь многофункциональных дисплеев МФИ10-6, расположенных в передней и задней кабинах МиГ-29КУБ, а также индикатор на фоне лобового стекла ИКШ-1К и нашлемный прицел-целеуказатель Thales TopSight принимают видеоинформацию по fibre channel. На этих устройствах отображается информация от радиолокатора "Фазотрон-НИИР" "Жук-МЭ", нового оптико-электронного локатора разработки НИИПП, других прицельных средств и средств радиоэлектронного противодействия, а также хранимой в памяти "борта" цифровой карты местности. Обзорно прицельная и навигационная система (ОПРНК) разработки Раменского ПКБ в качестве ядра использует обновленную вычислительную систему (с МиГ-29СМТ, с центральным бортовым компьютером БЦВМ486-3м на базе процессора 486DX с тактовой частотой 90МГц) и индикаторы с пультами. Она, являясь центральным комплексом летательного аппарата, одновременно комплексирует и другие системы самолета по протоколу и логике, составленные совместно головным предприятием-разработчиком самолета и его смежниками - проектантами и поставщиками основных систем. Интегратором комплекса БРЭО выступает Раменское ПКБ.
ИКШ-1К (его название расшифровывается как "Индикатор колиматорный широкоформатный, первый, корабельный") впервые используется на наших самолетах. Ранее наиболее продвинутые версии истребителей российского производства имели аналогичные израильские устройства ElOP (на Су-30МКИ) и французские Thales (Су-30МКМ). Отечественный отличается повышенной яркостью, что позволяет отображать на лобовом стекле телевизионную информацию и дает возможность пилоту прицеливаться через ИЛС как днем (в том числе по воздушной цели в прямых солнечных лучах), так и ночью.
Важнейшие иностранные компоненты ОПРНК самолета МиГ-29КУБ - это французский нашлемный прицел TopSight и инерциальная навигационная система на лазерных гироскопах Sagem Sigma-95. Что касается TopSight, то его применение вместе с ИКШ-1К вызывает вопросы по целесообразности. Однако заказчик - ВМС Индии - настоял на такой комбинации.
Жаль, что на мемориальной плите исказили фамилию Олега Леонидовича... По-моему в наших ВС все-таки уже стали нормально (по правилам) писать русские фамилии такого рода (ушло время, когда было "училище имени ГрицевЕЦ" и т.п.). Или традиции незыблемы?
Плиту готовила администрация города. Видимо консультанты так подсказали. Хотя, вот тут моя супруга порылась в интернете: оказывается правила русского языка сейчас так либеральны, что можно писать и так и эдак...
Первые четыре новых палубных истребителя МиГ-29К (КУБ) поступят в войска в 2012 году, сообщил в субботу командующий Морской авиацией ВМФ Герой России генерал-майор Игорь Кожин.
«Первые четыре машины (МиГ-29К) могут у нас появиться в 2012 году, но для этого необходимо, чтобы до середины августа департамент вооружения заключил контракт с промышленностью на строительство и закупку этих самолетов», - сказал Кожин, передает РИА «Новости».
Если это не произойдет, отметил он, то в лучшем случае новые самолеты смогут встать в боевой строй Морской авиации только в 2013 году. «Сроки контрактации и циклы производства самолетов таковы, что делать все надо заранее», - сказал командующий, напомнив, что российская промышленность выполняет сейчас контракт на поставку МиГ-29К в Индию для базирования на авианосце «Викрамадитья» (бывший «Адмирал Горшков»).
По его словам, всего Морская авиация планирует закупить более 20 самолетов МиГ-29К (КУБ). «Таким образом, в будущем морская авиация ВМФ России будет использовать самолеты Су-33, Су-25 и МиГ-29К», - сказал командующий.