Показано с 1 по 6 из 6

Тема: ЭКСПЕДИЦИЯ НА СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС

  1. #1
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    11.03.2007
    Адрес
    г. Тверь
    Сообщений
    355

    По умолчанию ЭКСПЕДИЦИЯ НА СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС

    Экипаж Ивана Песчаного, командира Минского гвардейского полка военно-транспортной авиации (ВТА), вернулся из сложной командировки на Северный полюс на родной аэродром Мигалово. Экспедиции такого масштаба наше государство не предпринимало, пожалуй, с полвека.

    Планеристы Торжка

    Известно, что торжокские авиаторы готовились к полетам в Арктику: 45-й учебно-тренировочный авиационный планерный полк, перебазированный в Торжок в 1947 году, имел тогда на вооружении двухмоторные транспортники Ли-2 и тяжелые планеры Ц-25 конструкции Павла Цыбина, способные перевозить пушку с тягачом. Планерные поезда могли доставлять грузы на ледовые поля. Вплоть до 1952 года, готовя планеристов-инструкторов, полк поэтапно перевооружался и осваивал «вертушки» Ми-1 и Ми-4. В 1955 -- 1956 годах в Торжке началось формирование двух военно-транспортных вертолетных полков на вертолетах Як-24. В дальнейшем один из них убыл в состав Северной группы войск, а второй -- 696-й отдельный (с 1989 года -- 696-й исследовательско-инструкторский) вертолетный полк -- до сих пор дислоцируется в Торжке.

    Гвардейцы-транспортники

    196-й гвардейский Минский полк ВТА базируется в Мигалове с осени 1992 года. На Крайнем Севере летчики полка летали уже в начале 50-х. До марта 1957 года полк, оснащенный Ли-2, освоил искусство пилотажа в сложных метеоусловиях с применением систем «слепой посадки». В 1954 году экипажи приземлялись на мысе Шмидта, а в следующем году -- на острове Визе.
    Когда полк переучился на турбовинтовой Ан-12, то продолжил полеты в Арктику. С августа 1958 года он базировался в Тарту. Вообще говоря, это была первая часть в ВТА, десантировавшая грузы на полярные станции. В 1970 -- 1971 годах полк оказал помощь дрейфующей полярной станции «Северный полюс-16», а в ноябре 1974 года десантировал грузы на остров Визе.
    Поддержку высокоширотным полярным экспедициям СП-25, СП-27, СП-28 оказывали экипажи гвардии майоров Максимова и Ушакова. Военный летчик 1-го класса гвардии полковник в отставке Николай Блинов имеет знак непосредственного участника высокоширотных экспедиций. Иван Песчаный это хорошо помнит: «Я был у него вторым пилотом на Ил-76 МД».

    Миротворческие акции

    Событием огромной важности для летчиков стало начало перевооружения полка на самолет третьего поколения -- Ил-76: 11 июня 1979 года десять экипажей сели за парты, а 6 августа приступили к самостоятельным полетам. Во время афганской войны десятки экипажей Ан-12БП и Ил-76 напряженно работали с аэродромов Ташкент, Фергана, Карши, Кабул.
    В 1988 году в Армении произошло сильнейшее землетрясение. Работая в тяжелых походных условиях, без нормального отдыха, летчики доставляли в Ереван и Ленинакан продовольствие, медикаменты, строительную технику.
    Потом открылись последние страницы истории СССР. И полк перебрасывает миротворческие войска в Нагорный Карабах, Баку, Фергану. Уже базируясь в Мигалове, полк доставляет миротворческие силы в Грузию, Таджикистан, Югославию, перебрасывает войска в Чечню. И вновь перевозит миротворцев -- в Боснию, Анголу, Таджикистан, Косово, Афганистан… О полетах на Северный полюс не то чтобы забыли, но хватало дел и на грешной земле.

    Подготовка

    Наконец дала о себе знать глобальная проблема -- потепление климата. Вице-спикер Госдумы Артур Чилингаров, возглавляющий Ассоциацию полярников России, и Леонид Богданов, руководитель экспедиционного Центра изучения Арктики и Антарктики «Полюс», добились участия ВТА в высокоширотных экспедициях. Выбор командующего ВТА генерал-майора Виктора Качалкина пал на наш полк. Времени на подготовку осталось в обрез, пришлось укладываться в сокращенные сроки.
    6 марта на поле за станцией Крючково с Ил-76 была сброшена парашютная платформа с бочками (наполненными, правда, не керосином, а обыкновенной водой). Приземление прошло нормально.

    Выполнение задачи

    -- Реальная задача выполнялась в очень сложных условиях,-- рассказывает командир полка. -- Напомню, что в высоких широтах установился полярный день и выброска производилось в светлое время, однако видимость была ограничена: по ледовой поверхности мела поземка. Кроме того, ориентирование в окрестности полюса, как известно из законов физики, осложнено магнитными аномалиями. Два вертолета Ми-8 совершили экспериментальный полет к полюсу на предельную дальность полета -- до той точки, где кончилось горючее. Мы обнаружили их в точке с координатами 86º 57' 0,508'' северной широты и 94º 25' 0,670'' восточной долготы. Представляете, что значит найти в безбрежном пространстве небольшие, в общем-то, летательные аппараты? Даже с помощью инерционной системы ориентированной, применяемой с 1982 года, и спутниковой системы обнаружения -- GPS… Потом нам вместе с представителем Центроспаса пришлось подыскивать площадку на льдине, на которой разместились бы бульдозер, платформы с бочками и вертолеты. Центр «Полюс» должен был развернуть аэродром на облюбованной и подготовленной льдине. После этого у вертолетов хватало бы топлива для полета к полюсу.
    Дальнейший план был такой. Второе десантирование состоялось уже на 88-й широте и 51-й минуте. Сначала сотрудник Центроспаса Дмитрий Глаголев выпустил четверых парашютистов-спасателей. Они обозначили дымовыми шашками место получения грузов. Надо сказать, что два десантирования с одного борта -- задача технически не из легких, не каждому летчику по плечу.
    Иван Песчаный лестно отзывается о членах экипажа, в первую очередь о штурмане -- гвардии майоре Андрее Егорове. Взаимопонимание между командиром и штурманом помогло сравнительно быстро найти среди торосов до трех метров высотой две площадки размерами 600 на 200 и 600 на 150 метров. В результате экспедиция не потеряла ни одной платформы, что бывает очень редко.

    Люди -- главный ресурс

    Неплохо сработал второй пилот -- гвардии майор Альберт Троян. К слову, он участвовал в переброске гуманитарных грузов на остров Суматру (аэродром Банда-Ачех) и африканские государства Сьерра-Леоне и Судан. Очень признателен комполка начальнику инженерно-авиационной службы полка подполковнику Владимиру Власову, ответственному, знающему свое дело, профессионалу за подготовку самолета к сложной командировке.
    Иван Песчаный уверен, что с поставленной задачей справились бы если не все, то большинство командиров экипажей полка. Ему пришлось лететь лично по той причине, что у него, как у комполка, имеется полный набор разнообразных допусков и международных сертификатов. С Арктикой не шутят. Случись что, -- например, залети самолет в чужое воздушное пространство, -- в руках командира оказался бы настоящий административный ресурс.

    Аэродром на полюсе

    -- Когда летели туда над океаном -- такой безграничный простор! -- усмехнулся командир. -- Думаешь обо всем. Небо и льды. Температура за бортом -- минус 50, а на земле -- минус 35ºС. И слишком ветрено. Мы шесть дней сидели в Мурманске, ждали, когда стихнет ветер и снимутся ограничения по видимости.
    -- А если бы не нашли, куда сбрасывать топливо?
    -- Задачу все равно бы выполнили: есть и другие схемы ее выполнения.
    -- Сложно ли построить на полюсе аэродром?
    -- Технология очень интересная. Полярники просверливают лед до воды. Она вытекает на поверхность и замерзает вперемежку со снегом. Получается ровная и прочная, но нескользкая поверхность. Размеры аэродрома -- 1700 метров на 200. Конечно, он предназначен не для нашего гиганта, а для самолетов типа Ан-74.
    -- Куда течение тащит льдину?
    -- Дрейф на северо-запад. Хотя говорить о северном направлении вблизи полюса можно только условно. Льдина находилась на широте 89º 32', это километрах в пятидесяти от полюса. А наш Ил приближался к полюсу на 20 километров.
    -- Откровенно, трудно было?
    -- Неординарный полет. Мне понравилось. Обстановка меняется -- мы принятые решения корректируем! Выбор, маркировка -- даже на войне такого не бывает.

    ДОСЬЕ ВТ
    ПЕСЧАНЫЙ Иван Михайлович родился в 1957 году на Дальнем Востоке в семье военнослужащего. Два раза вместе с воинскими частями, в которых служил его отец и он сам, объехал всю страну. В 1978 году окончил Балашовское военное училище летчиков. Его отец -- военный медик Михаил Самойлович Песчаный -- получил ранение на Малой Земле. Демобилизован в звании подполковника медслужбы из Саратовского военного госпиталя. Мать -- Лидия Ивановна, участница ВОВ, старшая медсестра, -- воевала на Украине, в городе Краснодоне.
    Увлечения: горнолыжный спорт, теннис, дайвинг. Отпуск проводит на Эльбрусе.
    Заслуженный военный летчик, летчик-снайпер.


    «Делай как я!»

    Принцип «Делай, как я» в авиации никто не отменял. Песчаный летает туда, где всего труднее. Очень большие физические и психологические перегрузки его экипаж испытал, например, при доставке грузов в международный аэропорт Банда-Ачех.
    -- Прилетаем, а там все разрушено!..-- вспоминает Песчаный. -- Летели туда через Эмираты и Индию, ведь Гималаи закрыты для воздушных перевозок.
    На взгляд полковника, такие полеты подходят только военным. Ситуация в Арктике меняется быстро и резко. Не все гражданские летчики могут учесть множество вводных, а самолеты испытателей не так приспособлены к перевозке и выброске грузов, как десантные.
    -- Чего бы я хотел? Чтобы в авиацию шли люди увлеченные, влюбленные в небо, -- твердо отвечает командир. -- Мечтаю подготовить себе хорошую замену.
    Нынешний год назван Международным годом освоения Арктики. 196-й полк, считает Иван Песчаный, самый подготовленный. Такого же мнения, очевидно, придерживается и Артур Чилингаров, в момент нашей беседы приславший командиру поздравительную телеграмму.

    Игорь МАНГАЗЕЕВ

    Статья опубликована в областной ежедневной газете "Вече Твери" от 5 апреля 2007 года; стр. 1, 4-5. На снимках: командир полка в кабинете (фото автора); члены экипажа в Мурманске; за бортом -- белое безмолвие (фото из архива Альберта Трояна).
    Статья подготовлена при поддержке помощника командира 12-й Мгинской Краснознаменной гвардейской дивизии ВТА по связям с общественностью майора Татьяны Николаевны Федорченко.

  2. #2
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    11.03.2007
    Адрес
    г. Тверь
    Сообщений
    355

    По умолчанию

    СЛЕТАЛ
    Экипаж полковника Ивана Песчаного, командира базирующегося в Мигалове 196-го Минского гвардейского полка военно-транспортной авиации (ВТА), слетал к Северному полюсу на четырехмоторном реактивном гиганте Ил-76МД. В сложных метеоусловиях с помощью системы спутникового ориентирования GPS авиаторы нашли в дрейфующих льдах вертолеты «Центроспаса», а также две площадки, пригодные для приема грузов на парашютах. Затем экипаж десантировал платформы с бульдозером и бочками с горючим, предназначенные для обустройства ледового аэродрома, в нескольких километрах от полюса. Таков вклад полка и всей 12-й Мгинской дивизии ВТА в развертывание научной работы в рамках международной программы изучения климата. Этот полк еще в 50-е годы первым в ВТА освоил доставку грузов на полярные станции. Но, по словам помощника командира дивизии по связям с общественностью майора Татьяны Федорченко, экспедиция столь широкого масштаба с участием ВТА предпринята впервые за полвека.
    ("Вече Твери", 6 апреля 2007 г.)

  3. #3
    Администратор Ветеран Аватар для Д.Срибный
    Регистрация
    14.10.2005
    Адрес
    Альфу Центавра знаете? Тамошние мы.
    Сообщений
    3,883
    Записей в дневнике
    5

    По умолчанию

    Игорь, большое спасибо!
    А фотографий никаких нет для иллюстрации?
    С уважением,
    Дмитрий

  4. #4
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    11.03.2007
    Адрес
    г. Тверь
    Сообщений
    355

    По умолчанию

    Есть снимок Ивана Песчаного после полета на Северный полюс в штабе полка.
    Миниатюры Миниатюры pict0031.jpg  

  5. #5
    Super Moderator Ветеран Аватар для An-Z
    Регистрация
    16.10.2005
    Адрес
    Лосиный остров
    Сообщений
    2,974
    Записей в дневнике
    28

    По умолчанию

    Интересная фотография.. редкая.. потому что единственная... Посмотрел дату поста, надо же, год искали?
    Такой интересный репортаж, а без иллюстраций.. причем для газеты фотки нашлись, для нас нет, абидна.
    По тексту, не совсем понял роль планеристов Торжка в этом уникальном мероприятии, был бы рад пояснению..
    Так же мне не понятна роль глобального потепления в инициализации участия ВТА в высокоширотных экспедициях.
    Непонятна и основная задача экипажа Ил-76, снабжение группы вертолётов керосинкой (они правда летели к полюсу до полной выработки горючего???) или (и) обустройство ледовых аэродромов? Почему площадки для сброса искались с воздуха и кому тогда сбрасывались техника и горючее? Странно как то..

  6. #6
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    11.03.2007
    Адрес
    г. Тверь
    Сообщений
    355

    По умолчанию

    Любопытная заметка из журнала «Турбизнес», № 14, октябрь 2008
    Стр. 67. ДАЙВИНГ НА ПОЛЮСЕ.
    В Москве прошла презентация британской компании Polar Expeditions, предложившей россиянам новый приключенческий маршрут «На Северный полюс».
    Лондонский туроператор является эксклюзивным заказчиком полярной ледовой базы «Барнео» и организует в апреле 2009 года вертолётные туры и лыжные экспедиции на Северный полюс. С 2002 года Polar Expeditions отправил на полюс более двух тысяч туристов.
    Под эгидой Polar Expeditions были реализованы экстремальные проекты: прыжки с парашютом, погружения с аквалангом, полёты на воздушном шаре, демонстрация авиамоделей, фотовыставки, соревнования по футболу и теннису. С помощью Polar Expeditions в 2006 году князь Монако Альберт II совершил путешествие от станции «Барнео» к Северному полюсу на собачьих упряжках.
    Русско-язычный сайт компании: www. polar-expeditions.com

    Светлана Фунтусова, Сергей Дементьев.»

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •