Показано с 1 по 9 из 9

Тема: Экранофлот

  1. #1
    wew
    wew вне форума
    Новичок
    Регистрация
    09.07.2007
    Сообщений
    3

    По умолчанию Экранофлот

    Экраноплан – новый вид скоростного водного транспорта

    1. Скорость и современная техника флота

    Морские и океанские акватории, покрывающие 2/3 поверхности Земли, в течение многих веков являются естественными транспортными артериями между островными и прибрежными странами. Морской транспорт остается основным видом, способным обеспечить большие грузопотоки между континентами, а освоение минеральных и биологических ресурсов мирового океана еще более повышает роль морского флота. Однако скорость транспортных судов мало изменялась за прошедшие века, остается на уровне 30-100 км/ч, и уже не соответствует темпам развития современной экономики.

    Современная техника транспортного флота включает следующие типы судов:
    - водоизмещающие суда,
    - глиссирующие суда,
    - суда на подводных крыльях (СПК),
    - суда на воздушной подушке (СВП).

    Скорость всех типов скоростных судов, у которых существует так называемый «горб сопротивления», ограничена резким ростом волнового сопротивления с приближением к скорости по Фруду Fr(D) = 2.5. Снизить сопротивление и повысить скорость возможно, если поднять корпус судна из воды с помощью гидродинамических или аэростатических устройств, что частично реализовано на судах на подводных крыльях (СПК), на воздушной подушке (СВП) и на глиссирующих катамаранах (ГК).

    Несмотря на значительные научно-технические достижения, водный транспорт практически утратил свое значение в пассажирских перевозках на дальность более 300-500 км, поскольку скорость пассажирского железнодорожного транспорта достигла 300-500 км/ч (Франция, Германия, Япония), а в авиации до 900 км/ч. Эффективность водного транспорта сохраняется только на грузовых перевозках, за счет большой единичной грузоподъемности судов, и как средство отдыха на воде.

    Радикально уменьшить сопротивление, повысить скорость и мореходность судов возможно, если полностью поднять корпус судна над гребнями волн, и при этом использовать полезное влияние поверхности для создания аэродинамической подъемной силы. Подобный способ реализуется новым типом судна – экраноплан.

    2. Состояние разработок экранопланов в России и в мире

    2.1. Российские разработки. Инициатива в разработке экранопланов (ЭП) принадлежит Р. Е. Алексееву, создателю отечественного флота известных СПК типа Ракета, Метеор, Комета. В начале 60-х годов он продемонстрировал на опытных аппаратах возможность снижения затрат мощности при аэродинамическом полете вблизи ровной поверхности – экранный эффект. В том числе, возможность устойчивого, безопасного полета и маневров на столь малых высотах. Тем самым он открыл возможность создания качественно нового вида транспорта для авиации и флота (экраноплан-самолет и экраноплан-корабль).

    В рамках госпрограммы были созданы уникальные экспериментальные стенды для исследования устойчивости приэкранного полета, мореходных и амфибийных качеств экраноплана (г. Чкаловск). Испытаны сотни лабораторных моделей с различными вариантами аэродинамических схем и стартово-посадочных устройств, накоплен опыт проектирования экранопланов. Разработана базовая схема экраноплана на основе крыла малого удлинения с шайбами, высокорасположенного оперения и системы поддува струй двигателей под крыло (экраноплан КМ – «корабль-макет»).

    Построено и испытано 8 пилотируемых моделей (СМ1-СМ8, 1961-72г.), летный тренажер (УТ-1, 1967г.), тяжелые экранопланы – КМ («Каспийский монстр», 1966г.), «Орленок», «Лунь», учебный экраноплан «Стриж». При их испытаниях произошло 4 катастрофы – СМ-5 (1964г), Орленок (дважды), КМ (1980г).

    С 1985 г. исследования по тематике прекращены, все построенные экранопланы уничтожены, сохранен только экраноплан «Стриж». Предложения по модернизации проектов под коммерческие задачи интереса у реальных заказчиков (зарубежных и российских) также не привлекли, так как ни один из проектов не соответствовал критериям экономически эффективной эксплуатации.

    Основная причина потери интереса к российским проектам в том, что концепция экраноплана со стартовым устройством на основе системы «поддува» (экраноплан КМ) ожиданий не оправдала. Сказался недостаточный уровень теоретических обоснований базовой схемы экраноплана - остались нерешенными проблемы мореходности, амфибийности и способов базирования. Дальнейшее развитие схемы «поддува» привело к разработке судов нового типа – Судов с Динамическим Принципом Поддержания ( СДПП - разновидность судов на воздушной подушке ).

    С 1985 года в России построен один летающий экраноплан - Иволга-2, (частная фирма, Москва-Иркутск, В.В. Калганов, взлетный вес - ок. 3 т ).

    2.2. Зарубежные разработки. За рубежом внимание к экранопланам появилось после опубликования в 1964 году результатов испытаний экраноплана Х-112 А. Липпиша (США). Научно-исследовательские работы, с испытаниями ряда экспериментальных образцов, были активно развернуты в период 60-х – 70-х годов в США и ФРГ.

    Результатом исследований явилась разработка трех типов базовых схем для будущих проектов экранопланов :
    - схема с шатрообразным крылом и Т-образным оперением А. Липпиша (дальнейшую разработку ведет Х. Фишер, ФРГ),
    - схема «тандем» (крылья друг за другом) Г. Йорга (ФРГ),
    - «самолетная» схема экраноплана, фирма Боинг, США. ( Направление исследований, проводимых длительное время фирмой Локхид по схемам с «поддувом», признано в США неперспективным ).

    Проектные проработки и успешные испытания опытных образцов подтвердили реальную возможность самого разностороннего использования экранопланов в системе водного транспорта. В ряде стран приняты собственные программы разработки и строительства экранопланов с целью их коммерческого использования в транспортных системах различного назначения (США, ФРГ, Китай, Тайвань, Австралия, р. Корея).

    С начала 90-х годов в этих странах активно ведется строительство и испытания опытных экранопланов с целью накопления опыта эксплуатации этого нового вида транспорта. К настоящему времени построено более 20 опытных образцов различных типов. Всего в процессе испытаний произошло 3 катастрофы – экраноплан Вейланда, 1964 г.; Х-114, 1974 г.; L-325, 2003 г..

    Испытания опытных образцов по приведенным выше схемам подтвердили достаточно высокую технико-экономическую эффективность экранопланов в режиме крейсерского полета. В то же время, принятые в проектах компоновочные схемы не привели к комплексному решению вопросов, связанных с обеспечением мореходности, амфибийности и способов базирования экранопланов. По этим причинам пока ни один экраноплан не вышел на регулярную линию эксплуатации.

    Поиск базовой схемы экраноплана, пригодной для организации серийного строительства и массовой эксплуатации на морских трассах, продолжается.

    2.3. Современные направления разработок экранопланов. К настоящему времени сложилось два независимых, и по своему экономически эффективных, направления использования экранопланов в транспортных системах :

    - концепция «аэропорт – акватория - аэропорт», когда экраноплан взлетает как самолет с аэропорта, совершает полет над акваторией в приэкранном режиме и осуществляет посадку в другом аэропорту (экраноплан-самолет),

    - концепция «гидропорт – акватория - гидропорт», когда экраноплан базируется на береговой площадке, стартует с воды, совершает полет в приэкранном режиме, включая промежуточные посадки на воду, и возвращается снова на береговую площадку (экраноплан-корабль).

    Базовые схемы экранопланов для каждой из этих систем будут существенно отличаться.

    Первое направление не требует создания новой инфраструктуры технического обслуживания, ориентировано на традиционные авиационные структуры и предполагает эксплуатацию в системе авиатранспорта. Именно по этой концепции, как наиболее простой, не требующей разработки мореходных стартово-посадочных устройств, фирма Боинг (США), после многолетних исследований, приступила к созданию первой, и пока единственной, коммерческой транспортной системы на базе сверхтяжелого самолета-экраноплана типа Пеликан.

    Второе направление ориентировано на использование экранопланов в судоходных транспортных системах, с базированием в гидропортах, на береговых площадках. Соответственно, такой экраноплан должен обладать всеми судовыми качествами, в первую очередь мореходностью, способностью совершать старт и посадку в любой точке по трассе движения на заданной акватории. Экранопланы данного направления могут найти самое широкое применение на водном транспорте.

    Подробно анализ состояния разработок экранопланов в мире и новая концепция технического облика экраноплана для инновационных проектов приведены в работе:

    Транспортные суда-экранопланы
    Концепции транспортных систем на базе экранопланов
    www.ekranoplan-ru.narod.ru , 2003 г.

    wew, E-mail: WEWNN@yandex.ru
    -*-

  2. #2
    Старожил Форумчанин Аватар для Юрий
    Регистрация
    01.05.2007
    Сообщений
    373

    По умолчанию

    Да все это уже обсуждалось на форуме. И состояние в наши дни тоже.
    Бодрое цитирование передовиц, к сожалению восстановлению экранопланов не поможет.
    С уважением к Вам!

  3. #3
    Старожил Ветеран Аватар для juky-puky
    Регистрация
    17.01.2006
    Адрес
    Israel
    Сообщений
    1,652

    По умолчанию

    Да и что, например, мешает истребителю с авианосца сбить экраноплан? Он сделает это точно так же, как если бы это был низколетящий и малоскоростной самолёт...

  4. #4
    wew
    wew вне форума
    Новичок
    Регистрация
    09.07.2007
    Сообщений
    3

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Юрий Посмотреть сообщение
    ... к сожалению восстановлению экранопланов не поможет.
    -*-
    Помогать восстанавливать экранопланы не надо. Что сделано, то сделано … . Помимо замечательных решений некоторых проблем аэродинамики, образцы разрабатывались и по тупиковым направлениям (знаменитый «поддув»). В них в принципе не решен ряд вопросов - мореходность, базирование, некоторые вопросы устойчивости. Комплексного облика ЭП для реальной эксплуатации на море так и не было создано.

    Этим аппаратам дали необоснованную рекламу и создали вокруг них излишний ажиотаж, даже аппараты типа СВП – Амфистар, Акваглайд – рекламировали как экраноплан. А вот заняться реальными проблемами желающих не нашлось. За рубежом за последние 20 лет созданы десятки опытных ЭП по базовым схемам Р.Е. Алексеева и А. Липпиша. В них законсервированы все те же проблемы, без мореходности они могут летать только для рекламы. Их ждет та же участь, что и у ЭП, созданных в ЦКБ по СПК.
    У Эзопа лиса в подобных случаях говорила, что « … виноград еще зелен … ».

    Американцы технически блестяще решили вопрос полезного использования экранного эффекта в своем базовом проекте сверхтяжелого самолета-экраноплана «Пеликан». Здесь убиваются сразу два зайца: абсолютный монополист в скоростных контейнерных перевозках (сверхдоходы в бюджет) и скоростная доставка тяжелой военной техники на большие расстояния. Причем при выработке своей концепции они ориентировались на наш многолетний отрицательный опыт создания мореходного ЭП. Теперь у них, а не у нас, будут последователи.

    Точно также надо решить проблему и с техническим обликом – «экраноплан-корабль».
    Моя задача – привлечь внимание к нерешенным проблемам, поискать и обосновать пути решения.
    Посмотрите сайт на 1-й странице, там есть почти все по ЭП, но может появятся еще какие предложения … .

    С уважением, wew.

  5. #5
    wew
    wew вне форума
    Новичок
    Регистрация
    09.07.2007
    Сообщений
    3

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от juky-puky Посмотреть сообщение
    Да и что, например, мешает истребителю с авианосца сбить экраноплан? Он сделает это точно так же, как если бы это был низколетящий и малоскоростной самолёт...
    -*-
    Прежде, чем ЭП-у воевать на море, он должен научится там плавать. Сегодня ни один из известных ЭП этого делать не умеет.

    А вот лучшей угрозой авианосцам могут быть самолеты типа Миг-31 или Су=27 с ПКР, летающие в приэкранном режиме. По своей схеме это для них вполне возможно, конечно с некоторой корректировкой техники пилотирования.

    С уважением, wew.

  6. #6
    Старожил Форумчанин Аватар для Юрий
    Регистрация
    01.05.2007
    Сообщений
    373

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от wew Посмотреть сообщение
    -*-
    Моя задача – привлечь внимание к нерешенным проблемам, поискать и обосновать пути решения.
    Посмотрите сайт на 1-й странице, там есть почти все по ЭП, но может появятся еще какие предложения … .

    С уважением, wew.
    Ну конечно, уважаемый wew, мы обсудим нерешенные проблемы, поищем и обоснуем пути их решения, а после все и решится.
    В предшествующих моделях экранопланов, было много интересных решений, они однако летали, не без катастроф, конечно, но найдите хоть один самоль без этого. Выполняли ракетные стрельбы, перевозили десант. Теперь все порушено. Проблем столько, что до экранопланов руки, в ближайшие ...цать лет не дойдут.
    С уважением к Вам!

  7. #7
    Старожил Ветеран Аватар для juky-puky
    Регистрация
    17.01.2006
    Адрес
    Israel
    Сообщений
    1,652

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от wew Посмотреть сообщение
    А вот лучшей угрозой авианосцам могут быть самолеты типа Миг-31 или Су=27 с ПКР, летающие в приэкранном режиме. По своей схеме это для них вполне возможно, конечно с некоторой корректировкой техники пилотирования.
    - Страшно далеки Вы от существа дела...

  8. #8
    AC
    AC вне форума
    Старожил Ветеран
    Регистрация
    23.12.2005
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    4,921

    По умолчанию

    Прямо сегодня, кстати, можно вот кино посмотреть по ТВ, для фанатов:
    http://tv.yandex.ru/broadcast.xml?id=9300286

  9. #9
    Старожил Ветеран Аватар для Fencer
    Регистрация
    21.04.2012
    Сообщений
    9,166

    По умолчанию

    Боевой экраноплан "Лунь" остается мощнейшим оружием XXI века https://www.aex.ru/news/2021/3/30/225913/

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •