12-я Мгинская Краснознаменная дивизия военно-транспортной авиации, самая тяжелая в России по типу эксплуатируемой техники, празднует 65-летие со дня первого боевого вылета.
Командир этого прославленного соединения генерал-майор Сергей Захаров на встрече с журналистами рассказал о боевой истории дивизии.
Боевую работу экипажи начали в ночь на 4 июня 1943 года, совершив вылет на бомбардировку врага на Орловско-Курской дуге. В годы Великой Отечественной войны в состав дивизии входили два гвардейских бомбардировочных полка -- 12-й Гатчинский и 33-й Минский, а также 338-й Рижский авиаполк. В боях за город Мга дивизии 27 мая 1944 года присвоили почетное наименование «Мгинская». А всего за годы войны летчики дивизии выполнили 17821 боевой вылет.
С 46-го года дивизия вошла в состав транспортно-десантной авиации ВДВ. С февраля 1987 года дивизия осваивает самолет четвертого поколения Ан-124 «Руслан». Сегодня она входит в состав 61-й воздушной армии.
Уникальность мигаловского соединения заключается в том, что ему доверяют такие задания, которые не по плечу другим авиаторам. Два года подряд наши летчики летают на Северный полюс, а это задача – из числа «крайне сложных и настолько же ответственных». Дивизия обеспечивает зарубежные визиты президента, перевозит и военные, и народнохозяйственные грузы. А если где-то случаются природные или техногенные катастрофы, то первыми летят на помощь «Антеи», Илы и «Русланы» нашей дивизии. Недавно в Китае произошло землетрясение – туда полетели наши транспортники. На Сахалин «Руслан» доставил электростанцию весом в сто тонн.
Пока мы беседовали, ответственные задачи выполняли майор Журуев («сидит в Берлине под первое лицо») и майор Гребенщиков. А начальник парашютно-десантной службы дивизии полковник Владимир Семененко контролировал укладку парашютов для ночных прыжков. К слову, он единственный в Твери человек, который прыгал с «Руслана». Такие машины есть только в Мгинской дивизии. А единственная в мире эскадрилья «Антеев» вобрала массу почетных наименований – она и гвардейская, и Ленинградская, Краснознаменная.
Дивизия гордится своими Героями Советского Союза и России. Среди них Павел Савченко, Александр Крюков, Михаил Навроцкий, Арсений Никитин, Григорий Ксёндзов, Александр Харитошкин, Африкант Ерофеевский, Андрей Зеленко…
Экипаж подполковника Андрея Зеленко 21 июня 2000 года перевозил 220 призывников из Дагестана. Во время полета произошел пожар. 32 минуты экипаж боролся за спасение самолета и жизни пассажиров. Удалось выполнить аварийную посадку и эвакуировать из горящего самолета всех пассажиров и членов экипажа. Никто не пострадал. Указом президента Андрей Зеленко был удостоен звания Героя России, пять членов экипажа награждены орденом Мужества, а еще пять – медалью Нестерова.
По словам генерала, в последнее время все больше и больше выделяется топлива для самолетов:
-- Отсутствие керосина являлось для нас большой проблемой – мы не могли систематически и ритмично готовить летный состав. Сейчас эта проблема потеряла остроту: мы летаем регулярно, готовим молодой летный состав. Происходит смена поколений. Кадровый вакуум, образовавшийся в 90-е годы, в некоторой степени уже восполнен молодыми летчиками. Однако в вопросах финансирования и особенно обеспечения жильем сохранились значительные проблемы. Многие наши военнослужащие без квартир и только благодаря помощи областной администрации выделена земля под жилищное строительство.
…7 июня в Мигалово в 11.00 начнется авиационный праздник с демонстрацией летной техники. Будет выставлен самый большой в мире грузовой самолет Ан-124 «Руслан». К слову, 9 мая нынешнего года «Руслан» именно Мгинской дивизии возглавил воздушный парад над Красной площадью.
На праздник в Мигалово приглашены ветераны дивизии военных лет, в том числе из Тулы, Мги.
Игорь МАНГАЗЕЕВ
(Опубликовано: областная ежедневная газета "Вече Твери", 5 июня 2008 г., четверг. -- Стр. 1, 3. На снимке: Сергей Захаров у памятника, представляющего собой укрупнённую модель Ан-22. Автор фото: Анатолий Семёнов)