ТУПОЛЕВ – НАСТОЯЩЕЕ РОССИЙСКОЙ АВИАЦИИ
На малой родине патриарха русской авиации Туполева отметили 120-летие со дня его рождения. Празднование началось на месте бывшего сельца Пустомазово в Кимрском районе. Здесь 10 ноября 1888 года родился Андрей Николаевич. Дом не сохранился, остался лишь пруд, собственноручно вырытый юношей.
Сюда приехали представители ОАО «Туполев», родственники авиаконструктора, школьники окрестных деревень, представители областной, районной и сельской администраций. За мемориалом ухаживают ученики Устиновской основной школы (директор Людмила Лыкова). Именно в этой школе учился маленький Андрей Туполев.
Не остается в стороне администрация Устиновского сельского поселения, глава – Вера Андреева. Могилы родителей Туполева находятся возле храма в соседнем селе Понизово. Их обихаживают устиновские школьники, а службы в этом храме ведет протоиерей Иоанн Стельмащук.
Под руководством Туполева спроектированы свыше ста типов самолетов, 70 из которых вошли в серию. На его самолетах установлены 78 мировых рекордов, выполнены десятки самых известных перелетов.
Вице-президент фирмы «Туполев» Михаил Опарин на торжественном митинге подчеркнул: «Туполев сегодня - наша дальняя авиация. Это стратегические ракетоносец «Ту-160», который недавно перелетел через моря и океаны в Венесуэлу и вернулся, успешно выполнив поставленные задачи. Это - гражданские воздушные суда «Ту-204», «Ту-214» и множество их модификаций. Первый самолет воздушного корабля «Ту-334» собирается сейчас на заводе в Казани».
Тут в ясном небе над Пустомазово появились два многоцелевых истребителя «Су-27» 237-го Центра показа авиационной техники. Это были асы из пилотажной группы «Русские Витязи» из Кубинки – начальник центра гвардии полковник Игорь Ткаченко и его ведомый гвардии подполковник Андрей Алексеев. Парой и в одиночку они демонстрировали уникальные фигуры высшего пилотажа.
Затем гости праздника, среди которых был командир 12-й Мгинской дивизии военно-транспортной авиации генерал-майор Сергей Захаров, побывали у юных туполевцев Устиновской школы.
Перед школой выстроились в линейку юные авиамоделисты и судомоделисты. Как сообщила представитель областного Центра патриотического воспитания Людмила Петрова, сюда приехали авиамоделисты из Тверской и Ржевской станций юных техников (руководители -- Владимир Замолоцкий и Игорь Мощин), а также вышневолоцкие моделисты.
Экскурсию по школьному музею, посвященному Туполеву и его семье, провели педагог Вера Григорьева и младшеклассники Светлана Кокшарова и Егор Лабудин. Школа получила несколько подарков от фирмы «Туполев».
Потом кавалькада автобусов и автомобилей устремилась в Кимры. Сначала состоялась церемония возложения цветов к памятнику Туполева, а затем концерт в драмтеатре.
В фойе театра гостей встречали творческие коллективы Детской школы искусств № 1 (директор Татьяна Смирнова) -- образцовый коллектив «Виолина» (художественный руководитель Наталья Сидорова) и народный коллектив «Каруселька» (Светлана Кораблина). А концертную программу начали хор «Русский партес» и оркестр «Русская камерата» областной филармонии под управлением Андрея Кружкова. Публика аплодисментами встретила внучку Туполева – Татьяну Алексеевну Туполева, кандидата медицинских наук, и ее сына Данилу, единственного продолжателя рода Туполевых по мужской линии. Данила – ученик 2 «А» класса московской школы № 1289. Сопровождал потомков Туполева главный конструктор фирмы «Туполев» Леонид Куликов.
Еще до войны мигаловские авиаторы имели дело с туполевскими бомбовозом ТБ-1 и супербомбардировщиком ТБ-3 конструкции А.Н. Туполева. «В годы войны в Калинине, кроме ТБ-3, базировались лучшие в то время фронтовые пикирующие бомбардировщики Ту-2. Они проходили на Калининском фронте войсковые испытания», -- напомнил генерал Сергей Захаров. Генерал сообщил, что в настоящее время обсуждается план, по которому в Мигалово будет постоянно базироваться находиться один из лайнеров «Ту-134».
Фирма «Туполев» широко участвовала в подготовке праздника. Помимо Михаила Опарина и Леонида Куликова приехали автор мемориальной композиции в Пустомазово главный художник Александр Сергеев и Г.А. Черемухин, соавтор только что вышедшей из печати второго, дополненного и существенно переработанного издания книги «Андрей Николаевич Туполев. Грани дерзновенного творчества: к 120-летию со дня рождения».
Некоторые страницы этой книги особенно интересны тверичам. Так, воспоминаниями о старшем брате поделилась Наталья Туполева (в замужестве Зельтина). Родители готовили Андрея в тверское реальное училище. Оно считалось в математическом отношении более серьёзным, чем тверская гимназия, но туда он не поступил. Попал в тверскую классическую гимназию, где учился его старший брат Николай. Экзамены Андрей Николаевич сдал нормально. Но он никогда не любил языков, ненавидел латынь, греческий язык, ненавидел закон божий. В гимназии был прекрасный преподаватель физики – Платонов, который устроил астрономическую вышку, очень хорошо оборудовал её над зданием гимназии. Андрей Николаевич любил слесарные работы, точил, сверлил, делал физические приборы. Деньги тратил на гайки, отвёртки. На выставках слесарных работ Андрей всегда был первый.
В книге рассказано, с какими сложностями сталкивались «сталинские соколы». В 1934 году Михаил Громов, уроженец Твери, ставил рекорд дальности, разгоняясь на самолете АНТ-25 (РД) с неуправляемым шасси, -- это был почти акробатический номер! Когда самолет разбегался, картина была страшноватая, но каждый вылет обставлялся торжественно, приезжали члены правительства.
Молодых специалистов ЦАГИ часто поражала кажущаяся «безграмотность» Туполева в отдельных вопросах аэродинамики и динамики летательных аппаратов. А он умел по-своему вникнуть в суть, если ему толково рассказывали физическую сущность вопроса. У него была даже такая поговорка: «Если ты мне, дураку, не сможешь толково рассказать, значит, ты сам не понимаешь». И вот что замечательно: после того как ему «толково» рассказывали суть вопроса, он через 2-3 минуты формулировал его по-своему, зачастую яснее, чем это делал его собеседник.
Примечательно, что когда Туполев отбывал срок наказания, будучи осужденным за совершение "преступлений, предусмотренных ст. ст.58-6, 58-7, 58-9 и 58-11 УК РСФСР" (вредительство, диверсионная и шпионская деятельность), на иваньковском заводе в Кимрском районе был собран дальний морской бомбардировщик АНТ-44 бис, участвовавший в боевых действиях на Черном море.
После выхода второго издания перед кимрскими краеведами открывается широкое поле для исследовательской деятельности.
А.Т. Туполев умер 23 декабря 1972 года. Но его машины до сих пор костяк и военной, и гражданской авиации России.
Игорь МАНГАЗЕЕВ
(Газета "Вече Твери", 14 ноября 2008 г.)